Отечественные концепции воспитания и развития ребенка дошкольника

Отечественные концепции воспитания и развития ребенка дошкольника thumbnail

Характер и значимость
любой педагогической концепции
определяется уровнем развития общества
с его социальным заказом к образованию
и предположением возможностей для его
реализации. В общем виде их можно
разделить на концепции, ориентированные
на авторитарную систему воспитания, и
на концепции, связанные с гуманистической
системой воспитания. Первые –
социально-ориентированные, вторые
личностно-ориентированные.

«концепция
дошкольного воспитания»
утвержденная
Государственным комитет по народному
образованию в 1989 году положила начало
реформе дошкольного образования в
России.

«концепция
модернизации российского образования»
(2001 год).

Наряду с общими
концепциями, разрабатываемыми в рамках
реализации государственной политики
РНФ, в педагогической практике используются
авторские концепции, которые углубляют
и дополняют теоретические положения
стратегических документов.

4 базовые группы,
в которые можно объединить современные
концепции воспитания:

1. концепции
социального воспитания (Б.П.Битинас,
В.Г.Бочарова), основанные на идеях
системно-социального проектирования.

2. личностно-ориентированные
культурологические концепции
(Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская),
основанные на человекоцентрированноый
картине мира, личностном и культурологическом
подходах, гуманизации воспитания.

3. общественно-ориентированные
концепции коллективного воспитания
(И.А.Зимняя, М.И. Рожков), основанные на
общечеловеческих ценностях, идеях
коллективного творческого воспитания.

4. личностно-ориентированные
концепции самоорганизации воспитания
(С.В.Кульневич, Н.М.Таланчук).

8.Педагогическая концепция целостного развития дошкольника.

По
мере вхождения в культуру ребенок
осознает себя как личность.

Личность-это
человек, взятый в системе таких его
психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в
общественных по природе связях и
отношений, являются устойчивым,
определяют нравственные поступки
человека, имеющие существенное значение
для него самого и окружающих.

Человек
как личность характеризуется
след.признаками:

  1. Определенные
    сформированные социальные качества.

  2. Уровень психического
    развития.

  3. Противоречивость.

Развитие
личности
— это процесс закономерного
изменения личности в результате ее
социализации и вхождения в человеческую
культуру.

(Выгодский,
Запорожец, Леонтьев, Эльконин, Петровский)
все они образуют пед концепцию целостного
развития и воспитания дошкольника как
субъекта детской деятельности.

Согласно
этой концепции сущность развития и
формирования личности заключается в
следующем:

  1. Развитие
    познавательной сферы.

  2. Формирование
    нового уровня у ребенка.

  3. Возникновение
    относительно устойчивых форм поведения
    и деятельности.

  4. Развитие
    общественной направленности.

9.История создания программы в России

Программа
это государственный документ, определяющий
цели, задачи и содержание
воспитательно-образовательной работы
с детьми в ДОУ. Программа обеспечивает
целостность педагогического процесса
в ДОУ.

В соответствии с
п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона Российской
Федерации «Об образовании», а также с
Типовым положением о дошкольном
образовательном учреждении (2008 г.)
дошкольное образовательное учреждение
самостоятельно как в выборе образовательных
программ из комплекса вариативных
программ, так и во внесении изменений
и разработке собственных программ, не
имеющих грифа, при условии их правильной
реализации могут обеспечивать выполнение
Временных (примерных) требований к
содержанию и методам воспитания и
обучения, реализуемым в дошкольном
образовательном учреждении.

Выбор программ
зависит от вида дошкольных образовательных
учреждений. Необходимо, чтобы выбранная
программа отвечала поставленным задачам
дошкольного образовательного учреждения.
Не допускается использование в работе
с детьми программ, не прошедших
соответствующей экспертизы на федеральном
или городском уровне. На Совете трудового
коллектива или педагогическом Совете
должно быть принято решение о внедрении
той или иной программы в работу дошкольного
учреждения. В Устав детского сада
записывается выбранная детским садом
программа.

Педагогам дошкольных
учреждений необходимо знакомить
родителей с теми программами и
технологиями, которые они используют
в работе, вовлекать их в воспитательный
процесс, приглашать на День открытых
дверей. В процессе такого взаимодействия
взрослые лучше начинают понимать
ребенка, родители больше интересуются
проблемами дошкольного учреждения и
принимают активное участие в выборе
образовательных программ. Выбор программы
подкрепляется согласием родителей.

Для реализации
программ в ДОУ должны быть созданы
условия:

1. Теоретическое
ознакомление с программой по всем
возрастным группам. Педагогу необходимо
познакомиться со всей программой
полностью, чтобы в дальнейшем осуществлять
педагогический процесс с детьми
дошкольного возраста.

2. Изучение раздела
«Развивающая предметная среда». В
зависимости от типа детского учреждения,
содержания воспитания предметная среда
должна обеспечивать развитие всех видов
детской деятельности в зависимости от
выбранной программы и ее задач.

3. Подбор методического
и дидактического материала по выбранной
программе. Нужно сделать подборку
методических пособий и дидактических
игр, предусмотренных программой.

4. Диагностическое
обследование детей в каждой возрастной
группе. На каждом возрастном этапе
необходимо проводить диагностическое
обследование детей.

5. Проведение
теоретических и практических семинаров
для педагогов по вопросам реализации
выбранной программы.

6. Консультации и
открытые мероприятия для родителей.

7. Переход на новую
программу следует начинать с младшего
дошкольного возраста или с того возраста,
который предусмотрен программой.

23 ноября 2009 г.
Министерством образования и науки
Российской Федерации были утверждены
Федеральные государственные требования
к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования
(приказ № 655). На основе данного документа
ДОУ должны реализовывать:

  • примерную основную
    общеобразовательную программу
    дошкольного образования;

  • примерную основную
    общеобразовательную программу
    дошкольного образования для детей с
    ограниченными возможностями здоровья.

На основе примерных
основных общеобразовательных программ
каждое ДОУ должно разрабатывать,
утверждать и реализовывать основную
общеобразовательную программу.
Программа
определяет содержание и организацию
образовательного процесса для детей
дошкольного возраста и направлена на
формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных и личностных
качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, обеспечивающих
социальную успешность, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного
возраста, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии
детей.

Содержание Программы
включает совокупность образовательных
областей, которые обеспечивают
разностороннее развитие детей с учетом
их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям
– физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому и
художественно-эстетическому.

Программа должна:

  • соответствовать
    принципу развивающего образования,
    целью которого является развитие
    ребенка;

  • сочетать принципы
    научной обоснованности и практической
    применимости (содержание программы
    должно соответствовать основным
    положениям возрастной психологии и
    дошкольной педагогики, при этом иметь
    возможность реализации в массовой
    практике дошкольного образования);

  • соответствовать
    критериям полноты, необходимости и
    достаточности (позволять решать
    поставленные цели и задачи только на
    необходимом и достаточном материале,
    максимально приближаться к разумному
    «минимуму»);

  • обеспечивать
    единство воспитательных, развивающих
    и обучающих целей и задач процесса
    образования детей дошкольного возраста,
    в процессе реализации которых формируются
    такие знания, умения и навыки, которые
    имеют непосредственное отношение к
    развитию детей дошкольного возраста;

  • строиться с учетом
    принципа интеграции образовательных
    областей в соответствии с возрастными
    возможностями и особенностями
    воспитанников, спецификой и возможностями
    образовательных областей;

  • основываться на
    комплексно-тематическом принципе
    построения образовательного процесса;

  • предусматривать
    решение программных образовательных
    задач в совместной деятельности
    взрослого и детей и самостоятельной
    деятельности детей не только в рамках
    непосредственно образовательной
    деятельности, но и при проведении
    режимных моментов в соответствии со
    спецификой дошкольного образования;

  • предполагать
    построение образовательного процесса
    на адекватных возрасту формах работы
    с детьми. Основной формой работы с
    детьми дошкольного возраста и ведущим
    видом деятельности для них является
    игра.

Государственные
органы управления образованием, в том
числе Министерство образования России,
обеспечивают разработку примерных
основных общеобразовательных программ
дошкольного образования. На сегодняшний
день вышли следующие примерные основные
общеобразовательные программы: «Истоки,
«Успех», «Детство», «От рождения до
школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Общие концепции

Характер и значимость любой педагогической концепции определяется уровнем развития общества с его социальным заказом к образованию и предложением возможностей для его реализации. В общем виде их можно разделить на концепции, ориентированные на авторитарную систему воспитания, и на концепции, связанные с гуманистической системой воспитания. Первые считаются социально-ориентированными, вторые – личностно-ориентированными.

Коммунистическая система воспитания, долгое время господствующая в нашей стране, является примером социально-ориентированного воспитания. Для нее, как и для других авторитарных концепций, которые господствовали в мире до начала XX в., характерны следующие черты:

  • – ориентация на образование для всех детей по единой, с некоторой дифференциацией, программе воспитания и обучения, в том числе на определенные, стандартные для всех цели и содержание;
  • – ориентация на формирование заданного уровня академических знаний детей и формирование личности по единому эталону;
  • – достаточно выраженное управление процессом воспитания и обучения со стороны педагогов и руководителей дошкольными образовательными учреждениями;
  • – наличие требований и распоряжений, регламентирующих деятельность и жизнь детей.

Группе авторитарных концепций противостоят гуманистически ориентированные концепции. Для них характерно следующее:

  • – ориентация процесса воспитания на развитие личности и формирование творческой индивидуальности, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, их положительных качеств и сторон развития;
  • – учет особенностей социальной и культурной среды, окружения;
  • – вовлечение детей в активную и сознательную деятельность, сочетание педагогического руководства с самодеятельностью и самостоятельностью воспитанников;
  • – взаимосвязь воспитания с жизнью и опытом воспитанников, с жизнью общества;
  • – воспитание в коллективе и с помощью коллектива.

Появление подобной концепции также может стимулировать реформы образования. Так, «Концепция дошкольного воспитания», утвержденная Государственным комитетом по народному образованию в 1989 г., положила начало реформе дошкольного образования в России. Сегодня это основополагающий документ, определяющий цели дошкольного воспитания через ориентацию на общечеловеческие ценности познания, переживания и преобразования; формулирующий принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей дошкольного возраста; провозглашающий личностно-ориентированную модель дошкольного образования в Российской Федерации.

Благодаря этому началась разработка новых концепций воспитания и образования. Так, в гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в «Национальной доктрине образования Российской Федерации» (2001 г.), делается акцент на гуманистическую направленность воспитания и образования, которая стала рассматриваться не только как признак, определяющий вектор воздействия на воспитанников, но и как неотъемлемая характеристика процесса воспитания. Благодаря этому изменился подход к определению основных задач современного воспитания, среди которых стали называться следующие:

  • – обеспечение исторической преемственности поколений;
  • – сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
  • – воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • – воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым самосознанием, духовностью и культурой.

Кроме того, изменился подход к определению содержания процесса воспитания. В соответствии с данной концепцией оно теперь должно выстраиваться как система базовых воспитательных процессов: культурной идентификации, социализации, духовно-нравственного развития личности и индивидуализации. Результаты воспитания и образования при этом формулируются через интегральные качества личности.

В соответствии с Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, данные результаты могут быть представлены в виде социального портрета ребенка и состоят в следующем (по Н. В. Фединой).

  • 1. Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  • 2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  • 3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
  • 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
  • 5. Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правит поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

  • 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  • 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

  • 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилам и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Данный подход к оценке результатов дошкольного воспитания и образования не совсем соответствует содержанию концепции дошкольного воспитания, так как формулирует результаты воспитания и обучения в категориях, характеризующих не столько развитие личности дошкольника, сколько уровень сформированности его компетенций. Это связано с современным подходом к постановке целей и определению результатов образования.

В частности, он отражен в Концепции модернизации российского образования (2001).

В ней говорится о том, что современное качество образования должны определять ключевые компетенции. При этом под компетенциями понимаются некоторые внутренние, потенциальные психические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека. Так, И. А. Зимняя определяет пять ключевых социальных компетентностей человека:

  • – компетентность здровьесбережения;
  • – компетентность гражданственности;
  • – компетентность социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;
  • – компетентность в общении;
  • – компетентность информационных технологий.

Опираясь на компетентностный подход, большое внимание в указанной Концепции отводится опыту самостоятельной деятельности и личной ответственности воспитанников и обучающихся. Поэтому считается, что обновление образования должно сыграть ключевую роль в сохранении нации – одной из задач воспитания становится формирование культурной идентификации и развитие чувства ответственности за судьбу страны.

Схожие задачи сегодня стоят перед дошкольным и начальным образованием и за рубежом. Однако там реализация компетентностного подхода к образованию не связывается так однозначно с осознанием ребенком – будущим взрослым своей жизненной миссии и своей роли в развитии потенциала страны. В этом отношении нельзя не вспомнить результаты исследований Кена Робинсона. Он говорит о том, что современная система образования настроена на унификацию личности ребенка, потому что ориентирована на формирование системы определенных качеств личности и стереотипа поведения, их стандартизацию. Между тем, воспитание ребенка сегодня как воспитание человека будущего должно предполагать формирование у него таких установок и качеств личности, которые помогут ему действовать в ситуациях неопределенности – самостоятельно и творчески. Значит, ему нужно будет действовать и мыслить нестандартно.

В связи с этим и за рубежом, и в России в 1990-х гг. большую актуальность приобрело такое направление в работе с дошкольниками, как развитие способностей, основанное на идее амплификации детского развития, предложенной А. В. Запорожцем, и педагогике сотворчества, проявляющейся в создании условий для формирования предпосылок к различным видам деятельности, развитии интересов детей и раскрытии талантов в каждом ребенке. Современные концепции творчества расширили и углубили подходы к решению проблемы диагностики творческих способностей, выявлению механизмов развития детского творчества. Некоторые исследователи стали рассматривать творчество как личностный интегративный показатель.

В этих условиях ведущей идеей в образовании становится идея воспитания, направленного на развитие индивидуальности, самобытности и неповторимости личности каждого ребенка. При этом особенно важным становится принцип индивидуализации воспитания, которая в данном случае означает поддержку индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка и определение своего места в обществе.

Источник