Отечественные концепции воспитания и развития ребенка

Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация «Современные отечественные концепции воспитания и развития ребенка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Современные отечественные концепции воспитания и развития ребенка
2 слайд
Описание слайда:
Становление отечественной концепции воспитания и развития Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин » модель».
3 слайд
Описание слайда:
Содержание воспитания описывается: как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения, семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую, правовую культуру.
4 слайд
Описание слайда:
Методы и формы воспитания клубы, объединения детей и взрослых по интересам, традиционные и новые формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания (центры досуга, общественные движения, самодеятельные организации).
5 слайд
Описание слайда:
Авторские концепции воспитания и развития Концепции воспитания и развития А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова Концепции воспитания и развития О.С. Газманом и А.В. Ивановым Концепции воспитания и развития Игоря Михайловича Ильинского Концепции воспитания и развития Николая Михайловича Таланчука Концепции воспитания и развития И.А. Колесникова, А.С. Нагавкина, Е.Н. Барышников.
6 слайд
Описание слайда:
Концепции воспитания и развития А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством Алексея Александровича Бодалева, Зои Алексеевны Мальковой, Лидией Ивановной Новиковой и других была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью. Цель воспитания, которая определяется в этой концепции — всестороннее развитие личности.
7 слайд
Описание слайда:
Концепции воспитания и развития О.С. Газманом и А.В. Ивановым Авторы обратились к проблеме целей воспитания и, наряду с идеальной целью — формирование гармонической, всесторонне развитой личности, предложили реальную: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
8 слайд
Описание слайда:
Концепции воспитания и развития Игоря Михайловича Ильинского Концепция воспитания Игоря Михайловича Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе. Жизнеспособность — это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, но и жить и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане, чем он сам.
9 слайд
Описание слайда:
Концепции воспитания и развития Николая Михайловича Таланчука Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Николая Михайловича Таланчука, который определяет путь в будущее через «освобождение от философии борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жизни, т.е. через воспитание человека разумного, человека цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание».
10 слайд
Описание слайда:
Концепции воспитания и развития И.А. Колесникова, А.С. Нагавкина, Е.Н. Барышников Современный период характеризуется появлением региональных концепций, которые имеют не только местное значение, но и могут быть полезными для любого российского педагога. Так, привлекает внимание Петербургская концепция, авторами которой являются И.А. Колесникова, А.С. Нагавкина, Е.Н. Барышников. Цель воспитания, по их мнению, ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
11 слайд
Описание слайда:
Заключение Таким образом, цели воспитания не остаются неизменными, в каждую конкретную историческую эпоху они претерпевают изменения. Современных концепций дошкольного образования базируются на ведущих принципах (развития, системности, интеграции, активности, личностно-ориентированного подхода и др.). Общая характеристика современных концепций дошкольного образования, охватывающих локальные направления развития ребенка: социальное, когнитивное, нравственно-правовое, гражданское, эстетическое, экологическое, физическое развитие и др.
12 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!!!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-385950
Вам будут интересны эти курсы:
Источник
Общие концепции
Характер и значимость любой педагогической концепции определяется уровнем развития общества с его социальным заказом к образованию и предложением возможностей для его реализации. В общем виде их можно разделить на концепции, ориентированные на авторитарную систему воспитания, и на концепции, связанные с гуманистической системой воспитания. Первые считаются социально-ориентированными, вторые – личностно-ориентированными.
Коммунистическая система воспитания, долгое время господствующая в нашей стране, является примером социально-ориентированного воспитания. Для нее, как и для других авторитарных концепций, которые господствовали в мире до начала XX в., характерны следующие черты:
- – ориентация на образование для всех детей по единой, с некоторой дифференциацией, программе воспитания и обучения, в том числе на определенные, стандартные для всех цели и содержание;
- – ориентация на формирование заданного уровня академических знаний детей и формирование личности по единому эталону;
- – достаточно выраженное управление процессом воспитания и обучения со стороны педагогов и руководителей дошкольными образовательными учреждениями;
- – наличие требований и распоряжений, регламентирующих деятельность и жизнь детей.
Группе авторитарных концепций противостоят гуманистически ориентированные концепции. Для них характерно следующее:
- – ориентация процесса воспитания на развитие личности и формирование творческой индивидуальности, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, их положительных качеств и сторон развития;
- – учет особенностей социальной и культурной среды, окружения;
- – вовлечение детей в активную и сознательную деятельность, сочетание педагогического руководства с самодеятельностью и самостоятельностью воспитанников;
- – взаимосвязь воспитания с жизнью и опытом воспитанников, с жизнью общества;
- – воспитание в коллективе и с помощью коллектива.
Появление подобной концепции также может стимулировать реформы образования. Так, «Концепция дошкольного воспитания», утвержденная Государственным комитетом по народному образованию в 1989 г., положила начало реформе дошкольного образования в России. Сегодня это основополагающий документ, определяющий цели дошкольного воспитания через ориентацию на общечеловеческие ценности познания, переживания и преобразования; формулирующий принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей дошкольного возраста; провозглашающий личностно-ориентированную модель дошкольного образования в Российской Федерации.
Благодаря этому началась разработка новых концепций воспитания и образования. Так, в гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в «Национальной доктрине образования Российской Федерации» (2001 г.), делается акцент на гуманистическую направленность воспитания и образования, которая стала рассматриваться не только как признак, определяющий вектор воздействия на воспитанников, но и как неотъемлемая характеристика процесса воспитания. Благодаря этому изменился подход к определению основных задач современного воспитания, среди которых стали называться следующие:
- – обеспечение исторической преемственности поколений;
- – сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- – воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- – воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым самосознанием, духовностью и культурой.
Кроме того, изменился подход к определению содержания процесса воспитания. В соответствии с данной концепцией оно теперь должно выстраиваться как система базовых воспитательных процессов: культурной идентификации, социализации, духовно-нравственного развития личности и индивидуализации. Результаты воспитания и образования при этом формулируются через интегральные качества личности.
В соответствии с Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, данные результаты могут быть представлены в виде социального портрета ребенка и состоят в следующем (по Н. В. Фединой).
- 1. Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
- 2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
- 3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
- 5. Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правит поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
- 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
- 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
- 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилам и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Данный подход к оценке результатов дошкольного воспитания и образования не совсем соответствует содержанию концепции дошкольного воспитания, так как формулирует результаты воспитания и обучения в категориях, характеризующих не столько развитие личности дошкольника, сколько уровень сформированности его компетенций. Это связано с современным подходом к постановке целей и определению результатов образования.
В частности, он отражен в Концепции модернизации российского образования (2001).
В ней говорится о том, что современное качество образования должны определять ключевые компетенции. При этом под компетенциями понимаются некоторые внутренние, потенциальные психические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека. Так, И. А. Зимняя определяет пять ключевых социальных компетентностей человека:
- – компетентность здровьесбережения;
- – компетентность гражданственности;
- – компетентность социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;
- – компетентность в общении;
- – компетентность информационных технологий.
Опираясь на компетентностный подход, большое внимание в указанной Концепции отводится опыту самостоятельной деятельности и личной ответственности воспитанников и обучающихся. Поэтому считается, что обновление образования должно сыграть ключевую роль в сохранении нации – одной из задач воспитания становится формирование культурной идентификации и развитие чувства ответственности за судьбу страны.
Схожие задачи сегодня стоят перед дошкольным и начальным образованием и за рубежом. Однако там реализация компетентностного подхода к образованию не связывается так однозначно с осознанием ребенком – будущим взрослым своей жизненной миссии и своей роли в развитии потенциала страны. В этом отношении нельзя не вспомнить результаты исследований Кена Робинсона. Он говорит о том, что современная система образования настроена на унификацию личности ребенка, потому что ориентирована на формирование системы определенных качеств личности и стереотипа поведения, их стандартизацию. Между тем, воспитание ребенка сегодня как воспитание человека будущего должно предполагать формирование у него таких установок и качеств личности, которые помогут ему действовать в ситуациях неопределенности – самостоятельно и творчески. Значит, ему нужно будет действовать и мыслить нестандартно.
В связи с этим и за рубежом, и в России в 1990-х гг. большую актуальность приобрело такое направление в работе с дошкольниками, как развитие способностей, основанное на идее амплификации детского развития, предложенной А. В. Запорожцем, и педагогике сотворчества, проявляющейся в создании условий для формирования предпосылок к различным видам деятельности, развитии интересов детей и раскрытии талантов в каждом ребенке. Современные концепции творчества расширили и углубили подходы к решению проблемы диагностики творческих способностей, выявлению механизмов развития детского творчества. Некоторые исследователи стали рассматривать творчество как личностный интегративный показатель.
В этих условиях ведущей идеей в образовании становится идея воспитания, направленного на развитие индивидуальности, самобытности и неповторимости личности каждого ребенка. При этом особенно важным становится принцип индивидуализации воспитания, которая в данном случае означает поддержку индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка и определение своего места в обществе.
Источник