Отчет о речевом развитии ребенка

Анна Малева
Отчет о работе по развитию речи детей в 1 младшей группе

Начиная работу в первой младшей группея поставила перед собой такие задачи:

Задачи:

-целенаправленно обогащать словарь детей;

-развитие активной речи;

формировать:

— потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

— понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

— способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

-поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

-побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

-формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Для реализации данных задач в своей работе мы используем:

Дидактические игры:

д/и: «Семья», «Расскажи об игрушке», «Собери картинку», «Кто где?»

«Большой – маленький», «Кто с кем живет?», «Чего не стало?» и т. д.

Игры на умение согласовывать прилагательные с существительными.Упражнение : Жёлтое …. (солнце) Пушистые (облака) Машина …какая?

Научить употреблять существительные с предлогами.Упражнение : Зайчик (под столом, над столом, на столе) Ворона (над крышей, на крыши) Мячик (под столом).

В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

Игры с пуговицами Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

2.игровые ситуации : «Мама кормит Куклю», «Покатаем собачку на машине», «Готовим обед для Медвежонка», «Зайка заболел», «Завяжем котику бантик», «Угощение для собачки» и т. д.

3. Подвижные игры,музыкальные игры:

«Кот и мыши» или «Мыши водят хоровод», «Лошадки»,«Курочка хохлатка»

«Птички в гнездышках», «Лохматый пес», «Зайка беленький сидит»

«Зайцы и лисичка» и т. д.

4. Театрализованная деятельность

Настольный театр, пальчиковый театр.

Инсценировка русских народных сказки:

Театрализованное представление сказок:

«Колобок», «Курочка ряба» и т. д.

5. Художественная литература

Чтение и разучивание потешек: «Тили – бом», «Пошел котик на торжок»

«Киска», В. Берестова «Котенок», «Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

«Лошадка», «Бычок», «Мишка», «Зайка»

Чтение р. н.сказки: «Заюшкина избушка», «Теремок»,«Репка», «Волк и козлята»

6. Большое внимание уделяется развитию диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций ; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

7. Звуковая культура речи Задачи :Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки (а,у,и,о,э,ы) через игровые ситуации «Кукла плачет» «Кукла поет»

8. Учим детей самостоятельно описывать игрушку.Для этого нужно : поставить игрушку, посмотреть,затем задать вопросы : 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) Как можно назвать зайку?

9. Используем артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, самомассаж в стихотворной форме. Через эти формы работы развиваем речь, внимание, память и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение.

10. Игра с крупой. Крупа — очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики. Д/и «Золушка», «Сухой бассейн»

11. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений в природе. На прогулке ведется большая работа по развитию речи детей через наблюдение, беседы. .

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи

-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

-Создаем условия для проведения дидактических игр

группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

-Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

-В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

-В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

-В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Источник

Ирина Соболева
Отчет проведенной работы по развитию речи и совершенствованию творческих способностей воспитанников старшей группы

«К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П. Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д., Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст — период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствуются связная речь.

Основываясь на своем педагогическом опыте работы с дошкольниками, стараюсь не упускать из вида все разделы программы. Но особое внимание уделяю развитию речи детей, т. к. одной из главных задач обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения.

Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

1. расширение, обогащение и активизация словаря;

2. воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;

3. формирование правильной разговорной речи.

4. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я активно использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

Для достижения поставленной цели и решения задач в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

В интерьер группывключаю элементы русского декоративного прикладного искусства: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, различные виды театров, народные куклы. Кроме того, большую роль фольклору уделяется в планировании ОД и режимных моментов. Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяется большое внимание его закреплению и активизации. Значительно пополнили словарь детей занятия по познавательному развитию с элементами фольклора, на которых дети знакомились с атрибутами горницы. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовала различные методические и игровые приемы.

На шестом году жизни у детей уже достаточно велик и разнообразен словарный запас. Он постоянно пополняется, так как ребёнок обогащает свой опыт за счёт новых впечатлений, информаций.

Я стараюсь уточнять и активизировать словарь. Это происходит, прежде всего, в процессе общения в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Провожу дидактические игры.Например:

«Кто заметит больше»?

«Кто расскажет подробнее»?

«А как наоборот»?

«Кто скажет иначе»?

Провожус детьми упражнения — нелепицы:

«Вот это да»?

«Кто как кричит»?

«Что на свете не бывает»?

Небылицы веселят ребят, развивают их фантазию.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку.Напоминаем медлительному Артему: «Семеро одного не ждут». Замечая, что Никита оделся неаккуратно,говорим: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Играя в подвижную игру, дети сопровождают её словами – весёлыми, задорными (дразнилками, закличкми, стишками, приговорками). Для решения задач речевого развития детей, мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора — это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. Были проведены («В гостях у бабушки», «Вечер загадок», «Масленица», «Колядки», «Весна- красна» и др.).

И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка, которые побуждают детей проявлять все свои творческие способности, речевые знания, эмоциональные качества. Изготовлены настольные театры, и театр на руке (пальчиковый, театр теней,театр би — ба — бо: «Морозка», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок»и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», и др.

Составлена картотека по русским,народным играм: «Бабка Ежка», «Гори ясно», «Ворон», «Утка и селезень», «Краски», «Грачи летят», «Колечко», «Федул», «Волк и овцы», «Заря — заряница», «Дедушка Мазай», и другие.

У детей старшего возраста появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в сюжетно ролевой игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, развитии сюжета.

Изготовлены книжки – малышки. В группе есть аудио и видео кассеты со сказками; проводились викторины; конкурсы и выставки детских рисунков(«В гостях у сказки,» «Любимые герои» «Волшебные предметы»); открытые мероприятия и праздники(; анкетирование; беседы; индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания; привлекались родители к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам; неоднократно организовывались совместные выставки работ; регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.

Таким образом Устное народное творчество способствует:

развитию речи и совершенствует творческие и интеллектуальные способности детей и речевой культуры.

— формированию художественно-речевой активности.

— формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;

воспитанию любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей;

воспитание доброты, трудолюбию, взаимовыручке.

— формированию художественно-речевой активности, приобщению детей к театрально-игровой деятельности.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад «Радуга»

Отчет о проделанной работе

по ОО Речевое развитие

 в первой младшей группе «Знайки»

(дети от 2 до 3 лет)

( август – декабрь 2016г.)

Воспитатели:  Рекина О.С.,

                        Манойло А.А.

Исилькуль 2016

Отчет о проделанной работе по ОО Речевое развитие в первой младшей группе «Знайки » (дети от 2 до 3 лет) ( август – декабрь 2016г.)

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.

Основные направления работы по развитию речи детей: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.

 Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития:

 1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.

 2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.

3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Группу посещают 28. Из них 16 мальчиков и 12 девочек.  Возраст детей: от 2 до 3 лет.

Восемь  детей в группе не говорят,  у остальных детей речь развита в пределах нормы.  

    Третий год жизни является для ребенка переходным от раннего детства к дошкольному.  Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойства, отношений.

Развивая речь двухлетнего ребенка, нужно заботиться не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием. Поэтому работу по формированию словаря мы тесно связываем с работой по ознакомлению с окружающим. Многие дети нашей группы легко подражают речи взрослого, повторяют не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка, наблюдается большой разрыв.  Мы  стараемся обеспечивать постепенное усвоение детьми нового. В этих целях мы  широко используем задание типа: «Найди и принеси», «Покажи …». Эти задания помогают  выяснить, понимает ли ребенок о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. По обогащению словаря ведется большая работа, как на занятиях, так и вне занятий. Учим детей называть и различать части предметов,  качество  предметов, понимать обобщающие слова. Стараемся активизировать в речи слова, обозначающие название предметов ближайшего окружения. Так же в группе ведется работа  по З. К. Р. – учим детей внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Стараемся помочь детям выбрать правильный темп речи, интонационную выразительность. Но для некоторых детей группы характерны не только неправильное произношение многих звуков, но и общая смягчающая речь, недоговаривание окончаний, сокращение или искажение слов (пси-пси- пить, бо-бо-больно,  Геевна –Сергеевна, Алеевна- Валерьевна). Этим детям уделяется  особое внимание. В процессии речевого общения подсказываем  детям правильные формы слова. Формируем  у ребенка умение согласовывать существительные и местоимение с глаголами  (Соня пришел — пришла.  Она сказал — сказала). Привлекая детей к участию в инсценировках, мы  тем самым побуждаем детей повторять предложения, окрашивая их эмоционально. А активизируя фразовую речь,  задаем  детям вопросы причинно следственного характера. И хотя эти вопросы еще трудны детям, мы используем их часто, помня о том, что реальные отношения между предметами дети понимают гораздо раньше, чем могут выразить свое понимание в речи.  Обучение на занятиях направлены на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы, поддерживая разговор. Большая  работа проводится по ознакомлению с произведениями художественной литературы. Сказки детям не читаются, а рассказываются, по ходу рассказывания детям предлагается выполнять имитационные движения. Часто используем различные виды театров (плоскостной, на фланелеграфе, би-ба-бо). При чтении песенок, потешек стараемся создавать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми, всевозможными приемами стараемся удержать внимание детей. Обучение детей родному языку на занятиях – часть работы по развитию речи, которая осуществляется в течении всего дня. Большую роль в развитие речи и пополнении  активного словаря малышей  имеет заучивание и использование в режимных моментах паличиковых игр, артикуляционной гимнастики, коротких стихотворений Несовершенства детской речи для детей нашей  группы вполне закономерны. Используя в своей работе все выше перечисленные методы и приемы к концу учебного года  программный материал, предусмотренный для детей первой младшей группы будет усвоен полностью. Многие родители уже сейчас замечают прогресс в речи своих детей. В качестве помощи семье в развитие речи детей на сайте группы воспитателями и самими родителями регулярно добавляется полезная информация по данному вопросу.

Источник

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда»

Отчет по речевому развитию

Подготовительная к школе группа

Выполнила: воспитатель

Мальцева М.К.

Набережные Челны, 2016

Отчет по речевому развитию детей.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое  развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно — эстетическое развитие.

Цель: развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Задачи : 

  • Обогащать познавательную сферу детей информацией через ООД, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
  • Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
  • Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
  • Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
  • Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Мы поддерживаем условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
— владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и  монологической речи;
— развитие речевого творчества;
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.        (ФГОС ДО)

Приемы и технологии, которые мы используем при формировании познавательно-речевой деятельности детей:

Наглядные —  наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д.

Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная  деятельность.

 Словесные – рассказ, чтение,  вопросы, беседы, использование                                                               художественного слова.

Программно – методическое обеспечение.

Для  осуществления поставленных задач, мы используем серии картин и сюжетных картинок:

 Зима
Зимние забавы
Мамы и детки
Дикие животные
Домашние животные
Животные на ферме
Расскажите детям о хлебе
Автомобильный транспорт

 Птицы
Космос

 Спортивный инвентарь
Герои сказок
Фрукты
Наглядно – дидактическое пособие по художественному творчеству.

        Мы понимаем, что речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Поэтому всегда разговариваем четко и грамотно, чтобы наша речь была примером для дошкольников.
Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной
деятельности. Поэтому мы обогатили среду и обеспечили ее средствами разнообразной деятельности ребенка

Методы речевого развития.

Чтение и рассказывание
Дидактические игры
Наблюдение в природе,                                                    
Игры-драматизации

 Инсценировки
Обобщающая беседа
Рассказывание без опоры на наглядный материал
Хороводные игры
Заучивание наизусть

Наблюдения

Экскурсии

Пересказ

 Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Поэтому мы ставили следующие цели:

— Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;
— Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками . 

Развитие речи посредствам художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В планирование образовательной  деятельности мы каждый день включаем чтение художественной литературы.

Развитие речи средствами дидактической и развивающей игры

По средствам дидактической игры мы  развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной  содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения , развивается речь детей,
появляется возможность к самореализации. За прошедший учебный год мы много раз показывали театр не только в группе, но и другим детям. Мы планируем театральную деятельность один раз в неделю.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Развитие речи на прогулке.

Прогулка — это не только важный режимный момент, но и  замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Прогулки и экскурсии.

В подготовительной группе мы проводим очень много экскурсий, что немаловажно в развитии речи дошкольника.

Работа с родителями.

Мы проводим беседы,  даем рекомендации  для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц , потешек , считалок , скороговорок ,чистоговорок; 
консультации и советы какие книги следует читать детям данного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.

Программно – методическое обеспечение.

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 -6 лет (старшая разновозрастная группа): Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение 1987. -207с.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий – М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ – 2010. – 80с.
4. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Планы занятий – М.: Мозайка-Синтез – 2009.
5. О.С. Рудик Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -176с.
6. О.С. Рудик Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности.  Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -192с.
7. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.
8. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005.-111с.
9. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет — М.: ТЦ Сфера 2010. -192с.
10. Ушакова О.С. Развитие речи 6-7 лет. Программа, методические рекомендации,конспекты занятий,игры и  упражнения -М.: Вентана-Граф 2008.-288с.
11. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.
С. Комаровой. / авт.- сост. В. И. Мустафаева и др.-Волгоград: Учитель, 2010.- 87с.

Источник