Отчет о психофизическом развитии ребенка
Тема творческого отчета: «Мелкая моторика в психофизическом развитии ребенка»
«Истоки способностей и дарования детей —
на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки
которые питают источник творческой
мысли»
(В.А.Сухомлинский)
Развитая моторика – эта одна из составляющих в подготовке детей к письму, к школе.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называется наглядным или предметно-действенным, с полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» – ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями. Чем больше запас действий и проб накопит ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже их образами.
Третий этап – словесно-логический или абстрактное мышление. Здесь даже практические задания будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П.Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Вот уже третий год я работаю над этой проблемой. Проанализировав программу Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по данной проблеме, пришла к выводу, что развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в общих чертах. Пришлось изучить педагогическую и психологическую литературу: И.Е.Светлакова «Развиваем мелкую моторику координацию движений рук», В.В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», М.С.Рузина «Пальчиковый игротренинг», К.А.Белая «Первые шаги» (модель воспитания детей раннего возраста) и т.д. (список прилагается).
После изучения литературы дополнительно изучила психологические особенности детей данного возраста. Далее составила проект по данной проблеме с перечнем мероприятий. Провела диагностику из опыта работы педагогов. Результаты диагностики подтвердили недостаточность развития мелкой моторики.
Далее внесла изменения в предметно-развивающую среду. Пополнила уголок экспериментирования, создала уголок по развитию мелкой моторики подготовила необходимые дидактические игры, подобрала систему упражнений, которую разделила на блоки:
Первый блок – развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.
К этому блоку относятся такие игры, как:
«Горячо — тепло — холодно» — ребенок на ощупь сравнивает степень нагревания предметов;
«Пальчиковый бассейн, наполненный мячиками разной величины» — (нахождение заданных предметов, угадывание предметов на ощупь с закрытыми глазами);
Игры с нитками («Наматывание клубков», «Плетение», «Выкладывание узоров»;
«Нарисуй на крупе»;
Игры с бумагой «Вырезание узоров», «Складывание бумаги», «Обрывание бумаги»;
Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, пуговицы, спички, скрепки, камешки и мелкие игрушки);
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание);
Использование методики Су Джок (работа с различными семенами — сортировка, перекладывание.
Летом прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в сухой песок, просеивают его между ладонями, с удовольствием играют в археологов – проводят раскопки в песке. Такая «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность.
Игры этого блока выполняют несколько функций:
— развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
— обучающую – дают новые знания, умения;
— развивающую – развивают внимание, память. Мышление.
Второй блок – развитие кинетического компонента двигательного акта.
К этому блоку относятся такие игры, как:
«Ковшик»;
«Змея»
Катание теннисного мячика по наклонной ладонью;
Сжимание резиновой игрушки;
Упражнения «Вертолет», «Лодочка» – дети в данных упражнениях согласовывают слово и движение, развивается память, произвольное внимание, речь
Третий блок – развитие динамической координации
К этому блоку относятся такие игры, как:
«Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел»
«Ухо – нос» — одной рукой взяться за нос, другой за противоположное ухо, затем поменять их положение.
«Ладонь – кулак»
Кулачки, ладошки
Кулачки, ладошки,
А теперь сделай так – одна ладонь, один кулак.
Игры, развивающие волевые усилия:
— «Обведи по контуру»;
«Дорисуй» (трудно на сегодня закончить начатый рисунок детям, но мы пытаемся);
Игры с палочками («Выложи по образцу»).
С помощью этих игр развиваем динамику движений, они требуют внимания, сосредоточенности, быстроты реакции.
Четвертый блок – развитие рецепрокной координации движения.
К этому блоку относятся такие игры, как:
«Прятки» — Лисенок в норке,
Бельчонок в дупле.
А кто в кулачке
В темноте и в тепле?
Птенчик?
Нет! Мышка? Нет!
Зайка? Да!
Если ты зайка,
Скорее вылезай-ка!
«Стул»;
«Птенцы»
Игры на пианино, скрипке.
Эти игры дают возможность войти в ритм движения, проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект (включаются и слух, и речь, и кинестетические анализаторы), они снимают нагрузку с детей.
Такая методика упражнений является системой.
Традицией дня стали использование пальчиковых игр
в утренней гимнастике. Например,
«Утром я проснусь,
Сладко потянусь,
Умыться не забуду,
Одеваться буду.
Прихожу я в детский сад
Я зарядку делать рад.
Кашу я на завтрак съем
И скажу спасибо всем.
Так цветы я поливаю,
Так рисую, так играю.
Днем немного отдохну
Мама придет,
Я ее обниму.»
В музыкально-ритмических движениях:
«Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики?
Пошли пальчики с утра
В гости к тете Разыгра.
На скамеечке сидели
Да в окошечко глядели
Напилися чаю
Чаю-разыграю
Солнышко ладошку, погладило немножко,
Пальчики поднялись, лучиками стали.»
На занятиях по развитию речи, так как у детей наглядно-образное мышление. Пальчики помогают при заучивании стихотворений, например:
Маленькая птичка
Прилетела к нам. (Движения кистями рук)
Маленькой птичке
Зернышек я дам. (Ладошки согнуты в виде тарелочки)
Маленькая птичка
Зернышки клюет.(Большой и средний пальцы рук соединить, имитировать клюв)
Маленькая птичка
Песенки поет. (Дети проговаривают слова «Чирик-чик-чик»).
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
А под снегом спит медведь
Тише, тише не шуметь.
На занятиях по математике, например,
«Один, 2, 3, 4, 5 –
Вышел гномик погулять,
Только вышел из ворот,
Вдруг другой к нему идет.
Вметсе по дорожке шли
И на домик набрели.
Один, 2, 3, 4, 5 –
Стали в доме дружно спать.»
Или:
«5 веселых пальцев ходили по грибы,
Один уснул под елкой,
осталось их сколько? (4)
4 веселых пальцев ходили по грибы,
Один уснул под елкой,
осталось их сколько? (3)»
Или:
«Выложи геометрическую фигуру из палочек».
На развитие коммуникативных навыков, например:
«Теплая ладошка», «Сильные руки» — передай тяжелую гирю, «Добрые, ласковые руки» — обними маму, погладь ее.
Осуществляю преемственность по данной теме с узкими специалистами: логопедом, инструктором по физвоспитанию, музыкальным руководителем.
Когда увидела, что у детей появился интерес к таким играм, но не все у них получается, я решила организовать кружок коррекционной работы, который назвала «Ловкие ручки».
В работе кружка определила задачи:
Развивать пальцевую моторику;
Осуществлять коррекцию двигательных нарушений;
Обучать приемам самомассажа.
Одним из необходимых условий проведения кружка считаю создание эмоционально-положительной обстановки. Составила перспективный план работы кружка. Занятия кружка строю по следующей схеме:
1 вводная часть – самомассаж:
2 основная часть –
упражнения
пальчиковая игра
игры с палочками
3 итоговая часть – игры.
Благодаря играм на развитие мелкой моторики дети стали внимательнее, усидчивее, что способствует формированию произвольности поведения и психических процессов, воспитались волевые усилия (более длительное время дети стали заниматься предметной деятельностью, стали внимательнее при выкладывании палочек, ниток, семян и т.д. С поставленными задачами дети справились (это подтверждает диагностика). Дети меня радуют – это Кирилл Рахлянский, Саша Кожин, Таня Минаева. На следующий год буду использовать опыт работы средней группы и дополню дидактический материал.
Чтобы заинтересовать родителей содержанием моей работы, я провела совместное с детьми родительское собрание «Играем пальчиками», оформила папки-передвижки: «Пальчиковые игры», «Массаж для пальчиков», «Таланты детей на кончиках пальцев». У родителей это все вызвало интерес, они заинтересовались успехами своих детей, начали заниматься, играть с детьми дома.
В начале моей работы над этой проблемой, были некоторые трудности. Известно, что большое значение на развитие мелкой моторики пальцев имеет правильный подбор используемых методов. И это было для меня главным затруднением, но внимательно изучив особенности каждого метода, я определила последовательность их использования на определенных этапах работы с детьми.
На начальном этапе работы были в основном использованы простые пальчиковые игры. После подобных игр, я стала усложнять задания, предлагала игры с использованием стихотворений, пальчиковые игры с использованием оригами. Этот метод называется методом «оживления». Он оказывает влияние не только на улучшение памяти, но и развивает фантазию и образное мышление детей.
Итог работы убедил меня в перспективности данного опыта, его значимости в развитии мелкой моторики.
Продолжение работы в этом направлении я связываю с кружком и другими видами деятельности. Приняла участие в организации открытого мероприятия и проведении консультации по теме: «Таланты у детей – на кончиках пальцев» на педсовете. Мой опыт поможет мне в подготовке детей к письму, к школе.
В мае планирую провести «Пальчиковый игротренинг» среди родителей.
Источник
Содержание
Введение
Глава I. Психофизическое развитие детей в ДОУ
1.1 Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система
1.2 Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности
1.3 Особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ
Глава II. Практическая деятельность по психофизическому развитию детей в ДОУ
2.1 Организационно-методическое обеспечение
2.2 Работа с кадрами дошкольного учреждения
2.3 Организация работы по взаимодействию с родителями
2.4 Медико-педагогический контроль
2.5 Обследование эмоциональной сферы ребенка
2.6 Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: создаются дошкольные учреждения разных видов в соответствии с их направленностью, в работе с детьми используются вариативные программы и технологии, открываются группы кратковременного пребывания детей и т.д. Родители все больше интересуются проблемами образования детей, хотят, чтобы в детском саду детей учили читать и писать.
Стремление родителей начать раннее обучение ребенка без учета его реальных возрастных возможностей, с одной стороны, и желание учителей школы получить подготовленного ученика, с другой, подтолкнули педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Детский сад постепенно приобретает облик мини-школы с ее целями, задачами, формами и методами работы.
В результате ценности каждого возрастного периода жизни дошкольника необоснованно забыты педагогами и родителями, не учитываются и закономерности психического и физического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интерес к игровой деятельности.
Для более успешного решения задач по укреплению физического, интеллектуального и эмоционального здоровья дошкольников в помощь руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) разрабатываются модули психофизического развития и методическое обеспечение к ним.
Данная проблема (особенности психофизического развития детей дошкольного возраста) находит отражение в исследования ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, А.В. Кенемана, Э.Я. Степаненковой, М.А. Руновой, Е.А. Сагайдачной, а также в опыте работы руководителей ДОУ г. Батайска.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.
Объект исследования: процесс психофизического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: система работы по психофизическому развитию у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить процесс психофизического развития в детей в ДОУ.
Задачи:
1. рассмотреть организм ребенка как саморегулиремую и саморазвивающуюся систему;
2. проанализировать возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности;
3. раскрыть особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ;
4. рассмотреть основные моменты практической деятельности по психофизическому развитию детей в ДОУ;
Структура работы – введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава I. Психофическое развитие детей в ДОУ
1.1 Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система
Организм ребенка — это живая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, живой аппарат, обеспечивающий удовлетворение всех родовых и прижизненно возникающих потребностей и психическую деятельность человека.
Организм состоит из огромного числа клеток различного строения, в зависимости от того, какие функции выполняют те или иные ткани — мышечные, нервные, костные, различных внутренних органов.
Организм человека обладает несколькими основными свойствами. Рассмотрим их.
Раздражимость — способность отдельных клеток, тканей и органов реагировать на действия раздражителей (физических, химических и др.) и при определенных условиях (сила и длительность раздражения, уровень возбудимости живой ткани) изменять уровень физиологической активности.
Возбудимость — способность клетки, ткани, целостного органа или всего организма отвечать на действия раздражителя реакцией возбуждения.
Внутренним содержанием возбуждения является изменение интенсивности процессов жизнедеятельности в клетках тканей. Для мышечной и железистой тканей возбуждение является лишь начальным этапом сократительной или секреторной активности. Для нервной ткани процесс возбуждения является основной формой проявления жизнедеятельности.
В нервной ткани возбуждению противостоит противоположный Физиологическому содержанию процесс — торможение.
Если возбуждение нервной клетки приводит иннервируемую структуру в деятельное состояние, то процесс торможения вызывает прекращение ее деятельности.
Мера возбудимости определяется минимальной силой раздражителя, которая способна вызвать возбуждение. Эта мера называется порогом раздражения.
Саморазвитие и саморегуляция организма. В организме человека заложена от природы программа, по которой он самостоятельно регулирует свою жизнедеятельность и собственное развитие по мере взросления. Эта программа закладывается в плод уже при зачатии и при благоприятных условиях жизни полностью выполняется — вплоть до смерти, а при неблагоприятных или не очень благоприятных условиях жизни она либо вовсе не выполняется или выполняется с искажениями.
Программа регуляции осуществляется с помощью гомеостатических механизмов, которые обеспечивают гомеостаз — способность сохранять относительное постоянство состава внутренней среды и свойств организма. Границы гомеостаза являются динамическими, и при изменении внешних условий организм не уравновешивается с ними, а активно противодействует их влиянию.
Для этого организм, используя свободную энергию, выполняет постоянную работу, направленную на сохранение устойчивой неравновесности, когда под воздействием внешних условий сдвиги в отдельных функционирующих системах выходят за рамки гомеостаза. Например, при выполнении мышечной работы частота пульса может увеличиваться до 200 и более ударов в минуту, на большом морозе температура тела значительно увеличивается, а при жаре усиливается потоотделение.
Программа саморазвития организма и отдельных его органов называется программой созревания человека. Она проявляется в том, что человек от зачатия до смерти проходит через ряд возрастных этапов развития, и каждый его орган также проходит определенный закономерный процесс развития[1].
Адаптация — приспособление к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Она обеспечивается автоматизированными самонастраивающимися и саморегулируемыми системами организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и другими.
Адаптация — это, с одной стороны, изменения в деятельности отдельных органов под воздействием факторов внешней среды, а с другой — сохранение гомеостаза, перевод организма на новый уровень функционирования для поддержания динамического равновесия.
Осуществление деятельности отдельных органов организма производится с помощью рефлекторных реакций. У человека от рождения имеется ряд безусловных рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения и других). Кроме этого, у него имеются пищевые (в грудном возрасте — сосательный), защитные, ориентировочные и некоторые другие безусловные рефлексы.
Безусловный рефлекс — это закономерный ответ организма на вполне определенное раздражение. К концу первого месяца жизни ребен
ка. У него начинают образовываться условные рефлексы, появляющиеся при сочетании первоначально условного раздражителя (например, звук материнского голоса, вспышки света и т. п.) с раздражителем безусловным. В процессе жизни у человека образуется большое количество различных условных рефлексов.
Регуляция и управление процессами жизнедеятельности в организме строятся по принципу соподчинения низших уровней управления высшему.
Высший уровень регуляции всей деятельности организма и осуществления психической деятельности обеспечивается центральной нервной системой.
Второй уровень регуляции обеспечивается вегетативной нервной системой, которой подконтрольны функции внутренних органов.
Третий уровень регуляции осуществляется эндокринной системой, состоящей из эндокринных желез, выделяющих в кровь разные гормоны — химические вещества, активизирующие или тормозящие функционирование различных органов.
Наконец, четвертый уровень регуляции — неспецифическая регуляция — осуществляется жидкими средами (кровью, лимфой)
Биологические ритмы — периодические усиления или ослабления процессов жизнедеятельности организма под влиянием экзогенных (внешних) или эндогенных (внутренних) факторов: суточные, околонедельные, околомесячные, сезонные, годичные и многолетние ритмы.
Ребенок в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в состав его организма вещества. Значительная их часть «сжигается» (окисляется) в организме, в результате чего освобождается энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, обеспечения нормальной деятельности внутренних органов и для выполнения движений, физических затрат. Для поддержания Жизни ребенка необходимо, чтобы все эти затраты организма своевременно возмещались.
Источник