Отчет о психофизическом развитии ребенка

Отчет о психофизическом развитии ребенка thumbnail

Тема творческого отчета: «Мелкая моторика в психофизическом развитии ребенка»

«Истоки способностей и дарования детей —

на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки

которые питают источник творческой

мысли»

(В.А.Сухомлинский)

Развитая моторика – эта одна из составляющих в подготовке детей к письму, к школе.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап мышления называется наглядным или предметно-действенным, с полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» – ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями. Чем больше запас действий и проб накопит ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже их образами.

Третий этап – словесно-логический или абстрактное мышление. Здесь даже практические задания будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П.Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Вот уже третий год я работаю над этой проблемой. Проанализировав программу Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по данной проблеме, пришла к выводу, что развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в общих чертах. Пришлось изучить педагогическую и психологическую литературу: И.Е.Светлакова «Развиваем мелкую моторику координацию движений рук», В.В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», М.С.Рузина «Пальчиковый игротренинг», К.А.Белая «Первые шаги» (модель воспитания детей раннего возраста) и т.д. (список прилагается).

После изучения литературы дополнительно изучила психологические особенности детей данного возраста. Далее составила проект по данной проблеме с перечнем мероприятий. Провела диагностику из опыта работы педагогов. Результаты диагностики подтвердили недостаточность развития мелкой моторики.

Далее внесла изменения в предметно-развивающую среду. Пополнила уголок экспериментирования, создала уголок по развитию мелкой моторики подготовила необходимые дидактические игры, подобрала систему упражнений, которую разделила на блоки:

Первый блок – развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

К этому блоку относятся такие игры, как:

«Горячо — тепло — холодно» — ребенок на ощупь сравнивает степень нагревания предметов;

«Пальчиковый бассейн, наполненный мячиками разной величины» — (нахождение заданных предметов, угадывание предметов на ощупь с закрытыми глазами);

Игры с нитками («Наматывание клубков», «Плетение», «Выкладывание узоров»;

«Нарисуй на крупе»;

Игры с бумагой «Вырезание узоров», «Складывание бумаги», «Обрывание бумаги»;

Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, пуговицы, спички, скрепки, камешки и мелкие игрушки);

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание);

Использование методики Су Джок (работа с различными семенами — сортировка, перекладывание.

Летом прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в сухой песок, просеивают его между ладонями, с удовольствием играют в археологов – проводят раскопки в песке. Такая «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность.

Игры этого блока выполняют несколько функций:

— развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

— обучающую – дают новые знания, умения;

— развивающую – развивают внимание, память. Мышление.

Второй блок – развитие кинетического компонента двигательного акта.

К этому блоку относятся такие игры, как:

«Ковшик»;

«Змея»

Катание теннисного мячика по наклонной ладонью;

Сжимание резиновой игрушки;

Упражнения «Вертолет», «Лодочка» – дети в данных упражнениях согласовывают слово и движение, развивается память, произвольное внимание, речь

Третий блок – развитие динамической координации

К этому блоку относятся такие игры, как:

«Мальчик – пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел»

«Ухо – нос» — одной рукой взяться за нос, другой за противоположное ухо, затем поменять их положение.

«Ладонь – кулак»

Кулачки, ладошки

Кулачки, ладошки,

А теперь сделай так – одна ладонь, один кулак.

Игры, развивающие волевые усилия:

— «Обведи по контуру»;

«Дорисуй» (трудно на сегодня закончить начатый рисунок детям, но мы пытаемся);

Игры с палочками («Выложи по образцу»).

С помощью этих игр развиваем динамику движений, они требуют внимания, сосредоточенности, быстроты реакции.

Четвертый блок – развитие рецепрокной координации движения.

К этому блоку относятся такие игры, как:

«Прятки» — Лисенок в норке,

Бельчонок в дупле.

А кто в кулачке

В темноте и в тепле?

Птенчик?

Нет! Мышка? Нет!

Зайка? Да!

Если ты зайка,

Скорее вылезай-ка!

«Стул»;

«Птенцы»

Игры на пианино, скрипке.

Эти игры дают возможность войти в ритм движения, проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект (включаются и слух, и речь, и кинестетические анализаторы), они снимают нагрузку с детей.

Такая методика упражнений является системой.

Традицией дня стали использование пальчиковых игр

в утренней гимнастике. Например,

«Утром я проснусь,

Сладко потянусь,

Умыться не забуду,

Одеваться буду.

Прихожу я в детский сад

Я зарядку делать рад.

Кашу я на завтрак съем

И скажу спасибо всем.

Так цветы я поливаю,

Так рисую, так играю.

Днем немного отдохну

Мама придет,

Я ее обниму.»

В музыкально-ритмических движениях:

«Девочки и мальчики,

Где же ваши пальчики?

Пошли пальчики с утра

В гости к тете Разыгра.

На скамеечке сидели

Да в окошечко глядели

Напилися чаю

Чаю-разыграю

Солнышко ладошку, погладило немножко,

Пальчики поднялись, лучиками стали.»

На занятиях по развитию речи, так как у детей наглядно-образное мышление. Пальчики помогают при заучивании стихотворений, например:

Маленькая птичка

Прилетела к нам. (Движения кистями рук)

Маленькой птичке

Зернышек я дам. (Ладошки согнуты в виде тарелочки)

Маленькая птичка

Зернышки клюет.(Большой и средний пальцы рук соединить, имитировать клюв)

Маленькая птичка

Песенки поет. (Дети проговаривают слова «Чирик-чик-чик»).

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

А под снегом спит медведь

Тише, тише не шуметь.

На занятиях по математике, например,

«Один, 2, 3, 4, 5 –

Вышел гномик погулять,

Только вышел из ворот,

Вдруг другой к нему идет.

Вметсе по дорожке шли

И на домик набрели.

Один, 2, 3, 4, 5 –

Стали в доме дружно спать.»

Или:

«5 веселых пальцев ходили по грибы,

Один уснул под елкой,

осталось их сколько? (4)

4 веселых пальцев ходили по грибы,

Один уснул под елкой,

осталось их сколько? (3)»

Или:

«Выложи геометрическую фигуру из палочек».

На развитие коммуникативных навыков, например:

«Теплая ладошка», «Сильные руки» — передай тяжелую гирю, «Добрые, ласковые руки» — обними маму, погладь ее.

Осуществляю преемственность по данной теме с узкими специалистами: логопедом, инструктором по физвоспитанию, музыкальным руководителем.

Когда увидела, что у детей появился интерес к таким играм, но не все у них получается, я решила организовать кружок коррекционной работы, который назвала «Ловкие ручки».

В работе кружка определила задачи:

Развивать пальцевую моторику;

Осуществлять коррекцию двигательных нарушений;

Обучать приемам самомассажа.

Одним из необходимых условий проведения кружка считаю создание эмоционально-положительной обстановки. Составила перспективный план работы кружка. Занятия кружка строю по следующей схеме:

1 вводная часть – самомассаж:

2 основная часть –

упражнения

пальчиковая игра

игры с палочками

3 итоговая часть – игры.

Благодаря играм на развитие мелкой моторики дети стали внимательнее, усидчивее, что способствует формированию произвольности поведения и психических процессов, воспитались волевые усилия (более длительное время дети стали заниматься предметной деятельностью, стали внимательнее при выкладывании палочек, ниток, семян и т.д. С поставленными задачами дети справились (это подтверждает диагностика). Дети меня радуют – это Кирилл Рахлянский, Саша Кожин, Таня Минаева. На следующий год буду использовать опыт работы средней группы и дополню дидактический материал.

Чтобы заинтересовать родителей содержанием моей работы, я провела совместное с детьми родительское собрание «Играем пальчиками», оформила папки-передвижки: «Пальчиковые игры», «Массаж для пальчиков», «Таланты детей на кончиках пальцев». У родителей это все вызвало интерес, они заинтересовались успехами своих детей, начали заниматься, играть с детьми дома.

В начале моей работы над этой проблемой, были некоторые трудности. Известно, что большое значение на развитие мелкой моторики пальцев имеет правильный подбор используемых методов. И это было для меня главным затруднением, но внимательно изучив особенности каждого метода, я определила последовательность их использования на определенных этапах работы с детьми.

На начальном этапе работы были в основном использованы простые пальчиковые игры. После подобных игр, я стала усложнять задания, предлагала игры с использованием стихотворений, пальчиковые игры с использованием оригами. Этот метод называется методом «оживления». Он оказывает влияние не только на улучшение памяти, но и развивает фантазию и образное мышление детей.

Итог работы убедил меня в перспективности данного опыта, его значимости в развитии мелкой моторики.

Продолжение работы в этом направлении я связываю с кружком и другими видами деятельности. Приняла участие в организации открытого мероприятия и проведении консультации по теме: «Таланты у детей – на кончиках пальцев» на педсовете. Мой опыт поможет мне в подготовке детей к письму, к школе.

В мае планирую провести «Пальчиковый игротренинг» среди родителей.

Источник

Содержание

Введение

Глава I. Психофизическое развитие детей в ДОУ

1.1 Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система

1.2 Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности

1.3 Особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ

Глава II. Практическая деятельность по психофизическому развитию детей в ДОУ

2.1 Организационно-методическое обеспечение

2.2 Работа с кадрами дошкольного учреждения

2.3 Организация работы по взаимодействию с родителями

2.4 Медико-педагогический контроль

2.5 Обследование эмоциональной сферы ребенка

2.6 Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Заключение

Список использованной литературы

В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: создаются дошкольные учреждения разных видов в соответствии с их направленностью, в работе с детьми используются вариативные программы и технологии, открываются группы кратковременного пребывания детей и т.д. Родители все больше интересуются проблемами образования детей, хотят, чтобы в детском саду детей учили читать и писать.

Стремление родителей начать раннее обучение ребенка без учета его реальных возрастных возможностей, с одной стороны, и желание учителей школы получить подготовленного ученика, с другой, подтолкнули педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Детский сад постепенно приобретает облик мини-школы с ее целями, задачами, формами и методами работы.

В результате ценности каждого возрастного периода жизни дошкольника необоснованно забыты педагогами и родителями, не учитываются и закономерности психического и физического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интерес к игровой деятельности.

Для более успешного решения задач по укреплению физического, интеллектуального и эмоционального здоровья дошкольников в помощь руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) разрабатываются модули психофизического развития и методическое обеспечение к ним.

Данная проблема (особенности психофизического развития детей дошкольного возраста) находит отражение в исследования ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, А.В. Кенемана, Э.Я. Степаненковой, М.А. Руновой, Е.А. Сагайдачной, а также в опыте работы руководителей ДОУ г. Батайска.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.

Объект исследования: процесс психофизического развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: система работы по психофизическому развитию у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить процесс психофизического развития в детей в ДОУ.

Задачи:

1. рассмотреть организм ребенка как саморегулиремую и саморазвивающуюся систему;

2. проанализировать возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности;

3. раскрыть особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ;

4. рассмотреть основные моменты практической деятельности по психофизическому развитию детей в ДОУ;

Структура работы – введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава I. Психофическое развитие детей в ДОУ

1.1 Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система

Организм ребенка — это живая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, живой аппарат, обеспечивающий удовлетворение всех родовых и прижизненно возникающих потребностей и психическую деятельность человека.

Организм состоит из огромного числа клеток различного строения, в зависимости от того, какие функции выполняют те или иные ткани — мышечные, нервные, костные, различных внутренних органов.

Организм человека обладает несколькими основными свойствами. Рассмотрим их.

Раздражимость — способность отдельных клеток, тканей и органов реагировать на действия раздражителей (физических, химических и др.) и при определенных условиях (сила и длительность раздражения, уровень возбудимости живой ткани) изменять уровень физиологической активности.

Возбудимость — способность клетки, ткани, целостного органа или всего организма отвечать на действия раздражителя реакцией возбуждения.

Внутренним содержанием возбуждения является изменение интенсивности процессов жизнедеятельности в клетках тканей. Для мышечной и железистой тканей возбуждение является лишь начальным этапом сократительной или секреторной активности. Для нервной ткани процесс возбуждения является основной формой проявления жизнедеятельности.

В нервной ткани возбуждению противостоит противоположный Физиологическому содержанию процесс — торможение.

Если возбуждение нервной клетки приводит иннервируемую структуру в деятельное состояние, то процесс торможения вызывает прекращение ее деятельности.

Мера возбудимости определяется минимальной силой раздражителя, которая способна вызвать возбуждение. Эта мера называется порогом раздражения.

Саморазвитие и саморегуляция организма. В организме человека заложена от природы программа, по которой он самостоятельно регулирует свою жизнедеятельность и собственное развитие по мере взросления. Эта программа закладывается в плод уже при зачатии и при благоприятных условиях жизни полностью выполняется — вплоть до смерти, а при неблагоприятных или не очень благоприятных условиях жизни она либо вовсе не выполняется или выполняется с искажениями.

Программа регуляции осуществляется с помощью гомеостатических механизмов, которые обеспечивают гомеостаз — способность сохранять относительное постоянство состава внутренней среды и свойств организма. Границы гомеостаза являются динамическими, и при изменении внешних условий организм не уравновешивается с ними, а активно противодействует их влиянию.

Для этого организм, используя свободную энергию, выполняет постоянную работу, направленную на сохранение устойчивой неравновесности, когда под воздействием внешних условий сдвиги в отдельных функционирующих системах выходят за рамки гомеостаза. Например, при выполнении мышечной работы частота пульса может увеличиваться до 200 и более ударов в минуту, на большом морозе температура тела значительно увеличивается, а при жаре усиливается потоотделение.

Программа саморазвития организма и отдельных его органов называется программой созревания человека. Она проявляется в том, что человек от зачатия до смерти проходит через ряд возрастных этапов развития, и каждый его орган также проходит определенный закономерный процесс развития[1].

Адаптация — приспособление к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Она обеспечивается автоматизированными самонастраивающимися и саморегулируемыми системами организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и другими.

Адаптация — это, с одной стороны, изменения в деятельности отдельных органов под воздействием факторов внешней среды, а с другой — сохранение гомеостаза, перевод организма на новый уровень функционирования для поддержания динамического равновесия.

Осуществление деятельности отдельных органов организма производится с помощью рефлекторных реакций. У человека от рождения имеется ряд безусловных рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения и других). Кроме этого, у него имеются пищевые (в грудном возрасте — сосательный), защитные, ориентировочные и некоторые другие безусловные рефлексы.

Безусловный рефлекс — это закономерный ответ организма на вполне определенное раздражение. К концу первого месяца жизни ребен

ка. У него начинают образовываться условные рефлексы, появляющиеся при сочетании первоначально условного раздражителя (например, звук материнского голоса, вспышки света и т. п.) с раздражителем безусловным. В процессе жизни у человека образуется большое количество различных условных рефлексов.

Регуляция и управление процессами жизнедеятельности в организме строятся по принципу соподчинения низших уровней управления высшему.

Высший уровень регуляции всей деятельности организма и осуществления психической деятельности обеспечивается центральной нервной системой.

Второй уровень регуляции обеспечивается вегетативной нервной системой, которой подконтрольны функции внутренних органов.

Третий уровень регуляции осуществляется эндокринной системой, состоящей из эндокринных желез, выделяющих в кровь разные гормоны — химические вещества, активизирующие или тормозящие функционирование различных органов.

Наконец, четвертый уровень регуляции — неспецифическая регуляция — осуществляется жидкими средами (кровью, лимфой)

Биологические ритмы — периодические усиления или ослабления процессов жизнедеятельности организма под влиянием экзогенных (внешних) или эндогенных (внутренних) факторов: суточные, околонедельные, околомесячные, сезонные, годичные и многолетние ритмы.

Ребенок в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в состав его организма вещества. Значительная их часть «сжигается» (окисляется) в организме, в результате чего освобождается энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, обеспечения нормальной деятельности внутренних органов и для выполнения движений, физических затрат. Для поддержания Жизни ребенка необходимо, чтобы все эти затраты организма своевременно возмещались.

Источник