От двух до пяти чуковский примеры особенностей развития речи ребенка

От двух до пяти чуковский примеры особенностей развития речи ребенка thumbnail

Книгу Корнея Ивановича Чуковского `От двух до пяти` будут читать и перечитывать, пока существует род человеческий, ибо книга эта о душе ребенка. Чуковский едва ли не первым применил психологические методы в изучении языка, мышления и поэтического творчества детей, без устали доказывая, что детство — вовсе не какая-то `непристойная болезнь, от которой ребенка необходимо лечить`. При этом `От двух до пяти` — не просто антология увлекательных рассказов и детских курьезов, это веселый, талантливый и, пожалуй,единственный в своем роле учебник детоведения, заслуженно вошедший в золотой фонд детской психологии и педагогики. А для каждого взрослого это еще и книга о возвращении к самим себе.

От двух до пяти чуковский примеры особенностей развития речи ребенка

«От двух до пяти»— книга Корнея Чуковского, посвящённая детской речи. Впервые увидела свет (под заглавием «Маленькие дети») в 1928 году. Начиная с третьего издания выходила под названием «От двух до пяти». При жизни автора выдержала более двадцати изданий, каждое из которых существенно дополнялось и дорабатывалось.

От двух до пяти чуковский примеры особенностей развития речи ребенка

Книга открывается главой о детском языке, в которой автор не только приводит примеры «лепых нелепиц», но и рассуждает о неосознанном мастерстве каждого ребёнка, усваивающего огромное количество новых слов и их элементов. Слыша строчку «Царь дрожащего творенья» и преобразуя её в «Царь, дрожащий от варенья», мальчик создаёт сочетание, которое лингвисты называют «народной этимологией».

Детские приставки, по наблюдению Чуковского, свободно отсоединяются от корня (привык → вык, недотёпа → тёпа, нелепо → лепо): такое словообразование возвращает некоторым выражениям их давний, исконный смысл. Благодаря незашоренности своего мышления трёхлетние дети легко изобретают слова никовойный, всехный, рогается, людь.

Глава «Сто тысяч почему» рассказывает о том, что четырёхлетний ребёнок с его жадностью к новым знаниям способен в течение двух с половиной минут задавать «с пулемётной скоростью» десятки вопросов. С возрастом многочисленные «Почему?», «Зачем?», «Как?» задаются всё реже; взрослые и вовсе нередко исключают их из своего лексикона.

От двух до пяти чуковский примеры особенностей развития речи ребенка

В главе «Борьба за сказку» писатель вспоминает о событиях конца 1920-х — начала 1930-х годов, когда его ругали за чтение детям «Мюнхгаузена», «Гулливера» и «Конька-горбунка». Сказка «Мойдодыр» подверглась обструкции на официальном уровне: чиновники от педагогики обнаружили в ней оскорбление трубочистов. За «Крокодила» Чуковского прорабатывали в прессе: критики увидели в этом произведении намёк на корниловский мятеж. В ту пору в журнале «Звезда» появилась разгромная публикация «Что такое „чуковщина“?»; по мнению автора статьи, это было антиобщественное явление, которое «травматически» влияло на детей.
 

От двух до пяти чуковский примеры особенностей развития речи ребенка

Глава о детском стихосложении повествует о влечении малышей к рифмованным строчкам; для ребёнка игра в созвучия — такая же естественная жизненная потребность, как «кувыркание или махание руками». Давая заповеди детским поэтам, Чуковский напоминает, что при создании стихов для самых маленьких автор должен «мыслить рисунками» и чувствовать музыку в каждой строке.

История создания

По словам писателя, замысел книги возник у него во время отдыха на даче близ Сестрорецка. Слушая разговоры детей, играющих на пляже, Чуковский пришёл к выводу, что их речь не просто занимательна, но и познавательна: она может быть интересна и педагогам, и психологам, и лингвистам. Начиная с 1920-х годов писатель «ушёл в детвору»: он, подобно натуралисту, изучающему природные явления, собирал и систематизировал материал, связанный с «лепыми нелепицами» малышей

От двух до пяти чуковский примеры особенностей развития речи ребенка

При подготовке книги Чуковский обозначил возрастные границы: исследованию подлежал мир детей от двух до пяти лет. В этот период каждый малыш ненадолго становится «гениальным лингвистом»; после шести его языковая одарённость начинает постепенно исчезать, а к восьми, когда ребёнок уже хорошо знако́м с основными элементами речи, необходимость выдумывать новые слова и их формы отпадает. Подтверждая это наблюдение, Лидия Чуковская рассказывала, что отец почти непрерывно, «в изобилии», читал своим детям стихи — он считал, что «такого обострённого чувства ритма, как в детстве, у взрослых не будет уже никогда».

После выхода в свет первого издания книги («Маленькие дети», 1928) писатель обратился к читателям с просьбой поделиться своими наблюдениями за детским языком. С той поры в течение сорока лет почта не знала отдыха: письма от родителей, учителей, воспитателей шли мешками:

Если бы я обнародовал весь имеющийся у меня материал, получилось бы по крайней мере десять-двенадцать томов.

Дополненное издание книги (под названием «От двух до пяти») вышло в свет в 1933 году; оно принесло автору всенародную любовь, потому что никто до Чуковского не пытался поговорить с родителями о детях серьёзно, искренне и в то же время «без идеологической трескотни».

 Художественные особенности

Усвоение языка ребёнком Чуковский считал чудом. Он учил видеть в детской речи не только результат подражания взрослому языку, но и плоды самостоятельного творчества.

—   Валерий Даниленко[9]

Оценивая труд Чуковского, исследователи пришли к выводу, что его изыскания в области детского словообразования являются серьёзным вкладом в русскую лингвистику. Автор показывает, какую роль в речи малышей играет приставка (выпузырить, распакетить), насколько свободно ребёнок отделяет её от корня (я вежа, я чаянно), в чём своеобразие использования им неправильных глаголов (воевает, сплим). Всё это доказывает, что «детское языковое мышление совпадает с народным».

Лингвист Валерий Даниленко отмечает, что хотя Чуковский не распределил детские неологизмы по типам, на основе представленных автором примеров их можно разбить на четыре группы: «словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические» («Я пла́чу не тебе, а тёте Симе»).

Характер главного героя — человека в возрасте от двух до пяти лет — не статичный: малыш развивается, находится в постоянном движении, его отличают любознательность и открытость миру. Ребёнок не умеет фальшивить: если он страдает, то искренне, от души; если ликует, то «до смерти».
 

По мнению учёного Сергея Лесного, заслуга автора книги «От двух до пяти» заключается в том, что он сумел убедить педагогов не вносить «отсебятину» в развитие малышей, не торопиться с их развитием и не пропускать «необходимые промежуточные стадии»
 

Отрывки из книги

— Мама, закрой мою заднюю ногу!

И очень забавляли меня такие, например, детские речения и возгласы, подслушанные в разное время:

— Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!

— Бабушка! Ты моя лучшая любовница!

— Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!

— Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.

— Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.
— Как ты смеешь драться?

— Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня!

— Няня, что это за рай за такой?

— А это где яблоки, груши, апельсины, черешни…

— Понимаю: рай — это компот.
Философия искусства:

— Я так много пою, что комната делается большая, красивая…

— В Анапе жарко, как сесть на примус.

— Ты же видишь: я вся босая!

— Я встану так рано, что еще поздно будет.

— Не туши огонь, а то спать не видать!

 

https://www.litmir.me/bd/?b=72192

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82_%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85_%D0%B4%D0%BE_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8

Источник

Для многих взрослых, а детей уж точно, Корней Чуковский — в первую очередь любимый сказочник. «Муха-цокотуха», «Айболит», «Тараканище» и ещё десяток всем известных названий. А ещё Чуковский занимался изучением детской словесности, чему и посвятил свою книгу «От двух до пяти». Он на примерах объясняет родителям все особенности детской речи, рассказывает о важности сказок и искренне описывает создание собственных.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Корней Иванович Чуковский родился в Петербурге в 1882 году. Он работал журналистом в Одессе и корреспондентом в Лондоне, издавал сатирический журнал «Сигнал», за который чуть не угодил в тюрьму, был переводчиком. Но самую большую известность получил как автор детских книг.

С 1906 года Чуковский, по собственному признанию, начал увлекаться изучением детской словесности. Писатель хотел разобраться, как дети в самые короткие сроки осваивают «сложившиеся формы родительской и прародительской речи». В каждом ребёнке он замечал гениального лингвиста, который, не зная словарных норм, функций приставок и суффиксов, интуитивно образовывает собственные слова, отвечающие всем правилам и логике русского языка.

Дети познают язык интуитивно

В возрасте от двух до пяти дети инстинктивно осваивают язык, и к школе они уже готовы теоретически осмысливать все знания. Например, дети могут подражать взрослым, но это подражание неразрывно связано с творчеством. Чуковский приводит примеры, когда ребёнок изобретает слова, уже придуманные другими народностями: «одетки», «обутки», «людь».

От двух до пяти чуковский примеры особенностей развития речи ребенка

Дети экономят звуки и соединяют два слова в одно: мапа, блистенький (блестящий и чистенький), переводинки (переводные картинки), жукашечка (жук и букашечка). Дети сразу наделяют слово его функцией: лизык (язык), мазелин (вазелин), больмашина (бормашина), кусарик (сухарик), копатка (лопатка), пальчатки (перчатки). Эти слова почти не требуют перевода. Детям удаётся сохранить первоначальную форму и звучание слова, но наделить его более правильным смыслом.

Как дети используют суффиксы и приставки

Чуковский писал, что иностранец, который будет учить русский несколько лет подряд, не сможет понять всех наших приставок и тонкие различия между ними. Но это безупречно делают даже трехлетние дети. Он записывал за детьми такие варианты: «притонула и вытонула», «отпачкай мне руку», «заразился, а потом отразился», «налужил дождь», «мама сердится, но быстро удобряется». Дети спокойно отделяют приставку от корня, но никогда не лишают слово его главной части. Поэтому от ребёнка мы иногда слышим: (не)вежа, (не)ряха, (не)дотёпа, (не)чаянно, (не)уклюжие.

Чуковский приводит в пример мальчика, который называл тормоз «тормозилой». Четырёхлетний ребёнок правильно определил роль суффиксов. То, чем моют, — мыло, то, чем шьют, — шило, значит, средство для торможения — тормозило.

Другой пример с употреблением суффикса -ник. Один из детей, за речью которых наблюдал писатель, назвал разносчика писем «почтаником». Суффикс —ник появляется в названии многих профессий — пожарник, сапожник, печник. Ребёнок, говоря «почтаник», оказывается сообразительнее взрослых, которые будут его высмеивать. В саду работает садовник, значит на почте — почтаник. Ребёнок пока не знает, что логика в образовании слов работает не всегда.

От двух до пяти чуковский примеры особенностей развития речи ребенка

Чуковский горячо спорил с педагогами тех лет, которые пытались доказать, будто дети слепо повторяют за взрослыми и не способны на словотворчество. В пример писатель приводит детское недоверие ко многим словами.

Он слышал от детей такие решения. «Раз они пожарные, они должны делать пожар». Начальная школа должна быть местом для учёбы начальников. Ногти должны быть только на ногах, а на руках — рукти. А некоторые дети отказывались называть автора красивых картин художником.

Кроме того, каждый ребёнок обладает свежим восприятием фразеологизмов. Взрослые используют речь, не замечая её. Поэтому взрослое словотворчество притупляется, в отличие от детского.

«Четырёхлетняя Оля, привезённая матерью к тётке в Москву, долго смотрела на неё и на дядю и наконец, во время чаепития, разочарованно и очень громко воскликнула:

— Мама! Ты говорила, что дядя сидит у тёти Анюты на шее, а он все время сидит на стуле».

Почему Чуковский против раннего развития

Писатель не поддерживал взрослых, которые культивируют детские ошибки. Родители должны внимательно относиться к речи ребёнка, понимать её особенности, но их задача сделать так, чтобы ребёнок как можно скорее заговорил правильно.

Чуковский резко критиковал и раннее развитие, которое было модным и России тех времен. Он называл изучение иностранных языков с младенческих лет прихотью богатых родителей. По мнению писателя, такой ребёнок никогда не станет полноправным хозяином языка.

«Эти несчастные дети, с самого начала оторванные от стихии родной речи, не владели ни своим, ни чужим языком. Их речь в обоих случаях была одинаково анемична, бескровна, мертвенна — именно потому, что в возрасте от двух до пяти их лишили возможности творчески освоить её».

Как говорить с детьми о рождении и смерти

По наблюдениям Чуковского, уже к четырем годам дети начинают страстно размышлять о причинах своего появления на свет. Это свидетельствует о ранних попытках человеческого мозга разобраться в первопричинах материального мира.

Каждый ребёнок по-разному реагирует на рассказы о своём рождении. Один мальчик силится понять: «Как я родился, я знаю, а вот откудава вы с папой выродились?». Другой успокаивает разочарованную маму, у которой родился ещё один сын: «А если копия чека (из роддома — Прим. автора) осталась — можно и обменять».

Стоит понимать, что для ребёнка в возрасте от двух до пяти вся история человеческого рода начинается в лучшем случае с его дедушки

Поэтому теорию эволюции ребёнок понимает по-своему: «Я знаю: мой дедушка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня».

Чуковский соглашался с исследованиями английских учёных тех лет, что ребёнку надо знать правду о своём рождении. Это не может нанести травму, а наоборот.

«Задача продолжения рода совершенно вытесняется в их (влюбленных — Прим. автора) представлении такими бурными и сложными эмоциями, какие доступны только душе человеческой. Если вы ничего не скажете ребёнку об этих эмоциях, а сообщите ему лишь о технике зачатия, вы, сами того не желая, обманете его, солжёте, ибо в вашей схеме никак не вместятся Ромео и Джульетта».

Чуковский пишет, что «счастье — это норма бытия» для каждого ребёнка. Именно поэтому любые догадки о смерти, которые появляются к четырём годам, ребёнок тут же отвергает. Придумывает другой конец у страшной сказки или «выкидывает» из её сюжета всё плохое. Дети не принимают смерть, а утверждают вечность жизни.

«В автобусе круглоглазый мальчишка лет четырёх с половиною глядит на похоронную процессию и говорит с удовольствием:

— Все умрут, а я останусь».

Зачем нужны сказки и как Чуковский их сочинял

Чуковский называл фантазию важнейшим качеством человеческого ума. Он настаивал на том, чтобы дети воспитывались на сказках. Ребёнок, лишённый фольклора, всё равно окружит себя выдумками — собственного сочинения. «Без фантазии, — пишет Чуковский, — и в физике и в химии будет полный застой». Будущее принадлежит фантазёрам. Не надо бояться, что страшные сказки сделают плохо. В определённом возрасте сказки «выветриваются» из ребёнка и он сам начинает их разоблачать.

От двух до пяти чуковский примеры особенностей развития речи ребенка

Чуковский считал, что детский писатель непременно должен быть счастливым человеком: «Счастлив, как и те, для кого он творит». В его жизни были и сложные периоды, и моменты, когда он был беспричинно счастлив: «Идёшь по улице и, бессмысленно радуясь всему, что ты видишь, — вывескам, трамваям, воробьям, — готов расцеловаться с каждым встречным и твердишь из своего любимого Уитмена: „Отныне я не требую счастья / я сам своё счастье“».

29 августа 1923 года был именно такой день. Чуковский шёл по Невскому «в раскалённом, как печь, Петрограде» и ощутил необыкновенное чувство. Писатель почувствовал себя человеком, который способен творить чудеса. Так на клочке бумаге, который он первым делом схватил, войдя в свою квартиру на Кирочной, появились первые строки весёлой поэмы о мухиной свадьбе. (Поэма была задумана давно, но дальше двух строк дело не шло). Когда Чуковский исписал всю бумагу, он, не найдя другой, сорвал в коридоре кусок обоев. «С тем чувством бездумного счастья писал безоглядно строку за строкой, словно под чью-то диктовку». Он писал о свадьбе мухи и сам танцевал по квартире. А когда закончил поэму, счастье ушло, и он превратился в безумно усталого и голодного взрослого. Чуковский считал эти приливы счастья возвращением в детство, которое было его вдохновением.

Фото: iStockphoto (svengine, gpointstudio)

Источник