От чего зависит нормальное развитие ребенка

От чего зависит нормальное развитие ребенка thumbnail

Для начала давай возьмем за аксиому, что все дети разные. И эта разница зависит от врожденных свойств нервной системы: как быстро нервные клетки увеличивают или снижают активность, как долго они могут находиться в состоянии напряжения, как быстро переключаются между разными процессами. Набор этих свойств мы привыкли называть «темпераментом». Повлиять на него нельзя, он обусловлен биологически и зависит от питания, стрессов, болезней и генетической предрасположенности. Кстати, о генетике. Представители этой науки часто заявляют, что поведение и личность людей чуть ли не на 80% зависят от наследственной предрасположенности и воспитанием это не исправить. Что ж, можно бесконечно спорить, что влияет на развитие ребенка сильнее: гены или ближайшее окружение. Но все дискуссии на эту тему сводятся к одной простой мысли: нужно учитывать то, что дано природой, и развивать то, что возможно. То есть если малыш спокойный и меланхоличный, любит тихо собирать конструктор, не стоит выталкивать его в театральную студию и всеми силами лепить из него эксцентричного экстраверта.

А что же тогда можно воспитывать? Привычки, поведение, отношение к другим людям и к себе. Умение понимать, регулировать и выражать свои эмоции, ставить цели и добиваться результата. Только вот желательно реализовать свои педагогические таланты до того, как ребенку исполнится 7 лет. Потому что примерно к этому возрасту у него сформируются все системы мозга. И в дальнейшем взрослые смогут лишь влиять на ценности и установки растущего человека. Поэтому предлагаем сдать в библиотеку умные книжки и больше внимания уделять малышу — ведь он сам покажет, как развивается. А мы подскажем, что именно и как можно воспитывать.

Логика развития ребенка

С самого рождения младенец развивается стремительно по биологически заложенной программе: физически и умственно. До трех лет эта программа довольно конкретная, и родители должны помочь ребенку ее пройти. В этом, собственно, и заключается воспитание на данном этапе.

Физическое развитие. Дети учатся двигаться. До полугода — ползать, примерно до полутора лет — ходить, к двум годам осваивают все виды перемещения. Ловко держатся руками за стенки кроватки — конечно, чтобы выбраться из нее. Сначала просто хватают игрушки, а к трем годам учатся более точным движениям — скажем, держать в руках вилку и ложку. После четырех лет с удовольствием начинают экспериментировать — танцевать рэп и ламбаду, бегать-прыгать, стоять на голове и выполнять прочие акробатические этюды. Так малыши осваивают координационно сложные движения. Кстати, именно поэтому отдавать детей в танцевальные и спортивные секции рекомендуют ближе к пяти годам. До этого они все равно не смогут выполнить никаких специальных упражнений.

Интеллектуальное развитие. Бешеными темпами развиваются интеллект и мышление. Прежде всего — память. Ее объем у младенцев грандиозен! Еще бы, столько всего нужно держать в голове: как выглядят мама, папа, комната, игрушки и все предметы, которые окружают дома. Дети превосходно запоминают цифры и буквы. Родителям может показаться, будто ребенок научился читать или считать, но это не так. Малыш просто запомнил сочетания звуков и картинок. Вообще, не нужно торопить ребенка и учить его грамоте. До трех лет маленький человек учится прежде всего двигаться сам и оценивать предметы и их свойства: пластиковый кубик — квадратный и легкий, металлический шар — круглый, гладкий и холодный. Шар можно катить, кубики — ставить друг на друга. Уже феерия!

Чтобы научиться читать и считать, ребенок должен понять, что такое символы. Способность воспринимать метафоры возникает после трех лет, ближе к 4−5. Этот момент легко отследить, наблюдая за тем, как малыш играет. Когда в играх появляется элемент фантазии — вот верный признак. Если обычная палка стала саблей или полицейским жезлом, ура, настало время показывать буквы.

Роль родителей. Главная задача в этот период — просто наблюдать за ребенком, понимать, чего он хочет, и помогать ему в достижении этих целей. Поддержать малыша могут мама, папа, бабушка или тетя, то есть любой взрослый, часто бывающий рядом. Это не значит, что придетс­я постоянно следить за каждым движением маленького исследователя. Нужно помогать ему решать эволюционно заложенные задачи развития. Например, пока ребенок не научился ходить, мама становится его главным средством передвижения: берет на руки и показывает все, что его интересует. Малыш хочет потрогать фиалки на подоконнике — папа разрешает. Не понимает, как собрать пирамидку, — бабушка объясняет.

А когда наши дети становятся взрослее, перед ними возникают новые задачи. Например, дошколята 6 лет все еще не умеют ставить цели и достигать их, соблюдать режим дня, управлять своими эмоциями. Все это делают родители: за них и вместе с ними. И учат самым важным вещам, которые пригодятся в жизни. Например, вот таким…

Усидчивость

Это качество означает, что ребенок может выполнить какое-то дело от начала до конца: будь то раскрашивание картинки или строительство дома из кубиков. Только вот проблема: дети до 3 лет совсем не умеют ставить цели, а до 7 лет — только очень краткосрочные. Потому что они живут здесь и сейчас. И, видимо, поэтому они — самые счастливые создания в мире.

Как воспитать. Использовать детский интерес к процессу. Догадываешься, чем ребенок может заниматься бесконечно? Конечно, играть. Дошколята именно через игры познают мир. Так что если сумеешь любое дело превратить в развлечение, ребенок сам не заметит, как все выполнит. Согласись, странно ожидать от малыша рвения в том, что ему совершенно не интересно. Это приходит куда позже!

Внимательность

Внимание как психический процесс — это способность долгое время сосредотачиваться на чем-то одном: разглядывать игрушки, слушать колыбельную в исполнении бабушки, рассматривать и сравнивать картинки, чтобы найти десять отличий, а позже — умение прочитать, понять задание в учебнике и выполнить его.

Как воспитать. Очень легко. Нужно всего лишь предлагать ребенку не больше одной цели за раз. Развесив вокруг кроватки мобили и гирлянды, разложив кучу игрушек, мы только рассеиваем его внимание. Покажи малышу не более трех простых предметов, причем отличаться они должны максимум двумя признаками: цветом, формой. Ребенок станет их разглядывать и сравнивать еще охотнее, если с этими предметами будет что-то происходить. Сначала сама поверти их в руках, потом дай чаду потрогать и погрызть. Опять же нужно вызвать любопытство — показать, что с этой дивной вещью можно делать. А позже ему на смену придет интерес — он еще укрепит внимание.

Любовь к чтению

Современные родители мечтают вырастить детей, которые бы читали книги, а не играли в игрушки на планшете. Вот и начинают обучать алфавиту трехлеток. И совершают ошибку. Да, ребенок запомнит буквы. И да, даже безграмотного взрослого можно научить грамоте за неделю. Но взрослый понимает, что за символом стоит смысл. У детей это понимание формируется вместе с развитием мышления, после четырех лет, как мы писали выше. Поэтому нужно не учить читать, а прививать любовь к чтению.

Как воспитать. Совсем маленьким детям в принципе интересно, когда взрослый им читает вслух. Это значит, мама или папа рядом, уделяют внимание. Ближе к двум годам, когда развивается память, ребенок находит новый интерес: запоминать любимые сказки наизусть. Мучает родителей, заставляет читать одно и то же десятки раз. Сразу заметит и непременно исправит, если те хоть что-то перефразировали (сказали «хрустальный башмачок», а не «хрустальная туфелька»). Не надо предлагать новых книг — учите наизусть истории, которые нравятся малышу.

И только ближе к трем годам у юного литературоведа возникает интерес к содержанию книги. Какие там герои? Что они делают? Почему поступают так или иначе? Вот тут пора подключать воображение: ребенок любит, когда родители сочиняют дополнительные истории про персонажей, покупают игрушки, находят книги с продолжением. Ближе к школе можно читать по вечерам всей семьей — по очереди, по одной главе, книги, которые будут интересны всем: «Чук и Гек» и «Денискины рассказы», например.

И конечно, со временем ребенок станет интересоваться книгами родителей. Поэтому неплохо, если в вашей семье взрослые тоже любят читать. И не только ленты соцсетей…

Трудолюбие

Сосредоточенно делать что-то не очень интересное, как ты уже поняла, детям сложно. Но есть хорошая новость: любовь к труду возникает сама по себе, в возрасте 3−4 лет. И, к сожалению, многие взрослые этого не замечают, не помогают ребенку развивать ее. Не повторяй их ошибок. Постарайся обратить внимание, когда твои сын или дочка с удовольствием включаются в любые хозяйственные дела: подметают, моют посуду, протирают пыль. Делают они это для того, чтобы быть рядом и проводить время с тобой, но у них возникает иллюзия, что они помогают. Вот ее и нужно поддерживать!

Как воспитать. Не говори: «Иди поиграй, пока я помою посуду», а предложи маленькому мойдодыру поучаствовать. Он научится держать тарелку, пенить губку. Да, посуду придется мыть час. Но все это время ты занимаешься с ребенком, и не надо ломать голову, какими развивающими играми занять скучающее чадо. Потому что в процессе мытья посуды развивается самое главное — умение делать руками разную работу.

И даже талант!

Талант — это совокупность способностей, интереса и умения трудиться. Безусловно, способности во многом обусловлены биологически: зависят от того, как развились органы чувств — слух, зрение, ощущения. А вот интерес и умение трудиться — компоненты таланта, которые можно и нужно развить.

Как воспитать. Просто быть внимательными к тому, что у ребенка получается хорошо и что ему нравится. И, конечно, помогать ему ставить краткосрочные цели, чтобы поддерживать интерес к регулярным занятиям. Ведь даже самые яркие способности могут остаться невостребованными, если их не разглядеть и не сдобрить щедрой порцией трудолюбия.

А еще родители, конечно, хотят, чтобы дети были послушными. Что ж, при правильном воспитании будут. И послушными в хорошем смысле: не теми, кто слепо выполняет команды, а теми, кого понимают. Важно видеть, к чему готов и не готов ребенок и не требовать невозможного. Когда мама и папа внимательны к своему чаду, они сами становятся лучшими в мире воспитателями.

Подпишись на новости!
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.

Я соглашаюсь с правилами сайта

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Источник

Екатерина Ушахина

Основное время роста нашего физического мозга — до четырех лет. Легкость, с которой мы учимся в детстве, и траектория всей жизни в значительной степени предопределены тем, что происходит в эти первые годы.

От рождения примерно до трех лет каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей. Невероятная, многосложная нейронная сеть и есть та архитектура мозга, которая влияет на все его функции, включая память, эмоции, поведение, моторику и, конечно, речь.

Профессор Дана Саскинд много лет изучала этот феномен и написала книгу «Тридцать миллионов слов», в которой рассказала о факторах, которые влияют на мозг ребенка, в том числе родительская речь, стрессы, похвала и другие.

Поговорим о них.

Своевременное развитие речи

Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.

Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.

Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.

Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество.

Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.

Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.

Источник

Стресс

Второе необходимое условие нормального развития мозга, — стабильность. Растущий мозг обладает повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям.

Как было доказано, «токсичное» окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители. Они действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.

Стресс, конечно, присутствует в жизни всех, даже младенцев, например, когда их кормят с опозданием или когда они плачут перед сном. Но когда уровень стресса неизменно высокий, кортизол и другие гормоны стресса промывают мозг маленького ребенка, навсегда меняя его архитектуру.

Источник

Последствия изменения мозга из-за стресса — хронические проблемы с поведением, проблемы со здоровьем и трудности в учебе. Ирония в том, что дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненной турбулентностью, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.

Когда дома создается постоянная стрессовая обстановка, когда вербальное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, спасением для детского мозга становится сверхбдительность, то есть режим постоянной защиты от неизбежного нападения.

«Бей или беги» — это всегда готовая система обороны, просто попытка мозга организовать самозащиту. Проблема в следующем: она настолько здорово охраняет, что мозг в итоге теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы в принципе. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед лицом неизвестности, и это серьезно влияет на его развитие.

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Телевизор и развитие ребенка

Исследование психолога Патриции Кул подтверждает тот факт, что телевизор не помогает развитию малышей.

Девятимесячные американские младенцы слушали китайскую речь. Половине малышей мама произносила слова с теплой материнской интонацией, а другие дети слышали те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но записанные на аудио- или видеопленку.

После двенадцати лабораторных сеансов младенцы, слышавшие речь непосредственно от живого человека, могли распознавать звуки китайского языка. А как же те, кто слушал запись? Вы уже догадались. Ничего не могли.

Источник

Правильная похвала

Психологи из Чикагского университета Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу изучали последствия похвалы, полученной в раннем детстве. Они анализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех.

Пять лет спустя ученые проверили, соотносится ли тип мышления ребенка, например пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. Связь оказалась поразительной.

Первый этап исследования показал, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.

Через пять лет выяснилось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за процесс, то есть за усердие и усилия, в семь-восемь лет с более высокой вероятностью были склонны к расширению кругозора. Еще более удивительным оказалось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.

Как было доказано, такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию.

Вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.

Источник

Влияние плача

Все больше исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Если он сохраняется в течение некоторого времени, то негативно и постоянно влияет на нейронные связи мозга малыша.

В результате ребенок вырастает обремененный проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. Такие дети также более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.

Прямой противоположностью будут дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни, реагировали на плач оперативно и доброжелательно. Помимо развития детского мозга такие родители помогают заложить основу для привязанности, которую ребенок пронесет через всю жизнь.

По материалам книги «Тридцать миллионов слов».

Обложка поста The Pled.

Источник

Фото: e-w-e.ru

Что у ребёнка определяет рост и можно ли повлиять на это?

Одни дети растут быстро, а другие долго остаются самыми маленькими в классе. Что определяет рост и можно ли повлиять на него безопасными для здоровья ребёнка методами?

Хотите узнать рост ребёнка — посмотрите на его родителей.
В большинстве случаев именно генетика определяет, насколько высоким будет человек. Однако на генетически заложенную программу роста может повлиять целый ряд факторов. В итоге около 5% детей плохо растут, беспокоя своих родителей и заставляя обращаться к врачам.

Как рассчитать рост ребёнка

Генетическая формула роста

Есть «формула», позволяющая вычислить заложенный природой рост вашего ребёнка с погрешностью 5-10 см.

Девочки = (рост отца, см + рост матери, см) : 2 – 6,5 см

Мальчики = (рост отца, см + рост матери, см) : 2 + 6,5 см

Заметнее всего малыши растут в первый год жизни: примерно на 25 см за 12 месяцев. К 2 годам они набирают ещё 8-12 см, к 3-м — 7-8, затем темпы роста составляют 4-6 см в год. Записывайте рост вашего наследника примерно в одну и ту же дату раз в год. Нормален ли прирост, можно узнать по так называемым центильным таблицам, которые есть у всех педиатров и других детских врачей, а также в Интернете. Но без соответствующих знаний разобраться в них молодым родителям довольно сложно. Однако если ребёнок растёт меньше чем на 4 см в год после 4 лет, это действительно повод для беспокойства.

ФОто: estrefazdrowia.pl

Какие факторы влияют на рост ребёнка?

  • Проблемы со здоровьем. Например, хронические заболевания дыхательной системы, сердца и сосудов, ЖКТ, гормональные нарушения.
  • Регулярный приём глюкокортикостероидов. Эти препараты тормозят рост детского организма.
  • Особенности конституции. Случается, что плохо растут малыши, которые родились с весом и ростом ниже биологической нормы. Несмотря на заботу родителей и правильное питание, до 10% таких ребятишек даже после 4-х лет отстают от сверстников. Подобная задержка может быть и у тех детей, один из родителей которого ниже 160 см. Патологии нет, но ребёнок долгое время остаётся самым маленьким в классе. Как правило, у таких детей и половое созревание начинается позже – в 14-16 лет. В итоге они обычно достигают своей нормы безо всякого лечения, хотя действительно высокими станут вряд ли. Чаще такой вариант встречается у мальчиков, чьи отцы в своё время тоже росли неспешно.
  • Эндокринные патологии. Выявляются у менее 1% детей, но об этом важно знать всем родителям. Поговорим подробнее о гормональных факторах ниже.
  • Недостаток сна, либо неполноценный сон. Ребёнок засиживается в Интернете допоздна? Ради высокого роста придётся соблюдать режим дня. До 70% гормона роста вырабатывается с 22 до 24 часов, причём только во время глубокого сна. До 12-14 лет растущему организму необходимо не менее 10 часов полноценного сна, подросткам – не менее 8 часов, при этом сон в светлое время суток бесполезен для роста.

Что такое «костный возраст»?

Это показатель соответствия роста и общего развития ребёнка биологической норме — более точный, чем рост или вес тела. В детских костях есть так называемые «зоны роста», за счёт которых скелет может увеличиваться. Эти зоны постепенно закрываются к концу полового созревания, и рост скелета прекращается. Костный возраст позволяет педиатрам понять, долго ли ещё ребёнок будет расти, нужно ли выявлять гормональную патологию или же для этого нет причин. Правда, даже у здоровых детей отклонение костного возраста от реального может составлять до 2 лет.

Какие гормоны влияют на рост?

За рост в организме человека отвечает соматотропный гормон (СТГ) — «гормон роста». Важны также и половые гормоны, и гормоны щитовидной железы, и инсулин, но в отношении роста они активны только вместе с другими факторами. Получается, что дефицит одного или нескольких гормонов надпочечников влечёт за собой задержку роста и без соответствующего лечения под наблюдением детского эндокринолога дело не сдвинется.

Эндокринные задержки роста выявляют у менее 1% детей, чьи родители жалуются на это. Реальный недостаток СТГ приводит к карликовости, и тогда мальчики вырастают не выше 140 см, а девочки — 130 см. Чем раньше родители обратятся к детскому эндокринологу и получат назначение на инъекции СТГ, тем больше шансов, что маленький пациент вырастет среднего роста и даже выше него. Более того, если у первого ребёнка был обнаружен дефицит роста, а родители планируют второго, в большинстве случаев эту гормональную проблему малыш не повторяет.

Фото: medotvet.com

Фото: medotvet.com

Фото: medotvet.com

Как повлиять на факторы роста?

Подходим к самому интересному: что делать родителям, чтобы помочь ребёнку нормально прибавлять в росте без вреда для здоровья?

  • Правильное питание. Чтобы организм рост как следует, нужен строительный материал для длинных трубчатых костей, мышц, зубов, кожи и т.д. — аминокислоты, которые можно получить только из белка. Поэтому 60% белковой пищи должны составлять кисломолочные продукты, яйца, рыба, мясо. Следите, чтобы белковая пища не была жирной: жир тормозит выработку гормона роста. Растительная пища должна составлять 40% рациона, речь прежде всего о злаковых. Бобовые подходят не всем детям, т.к. создают проблемы с пищеварением. Энергию для роста дают углеводы, которые находятся всё в тех же злаковых и зерновых — гречка, пшено, перловка. Сладости, в которых нет клетчатки, замедляют выработку СТГ. Поэтому вместо конфет лучше купите ребёнку свежие фрукты.
  • Качественные поливитамины. Витамины и минеральные вещества очень необходимы для роста. Прежде всего, витамин D, при недостатке которого развивается рахит. Не забывайте про кальций и йод. Кальций, ложась на белковую матрицу, внедряется в кости, увеличивая их объём и прочность. Йод входит в состав гормонов щитовидной железы, которых без него будет не хватать. В 6-10 лет дети должны получать не менее 800-1200 мг кальция и 150 мкг йода ежесуточно. А подростки – 1200-1500 мг кальция и 200 мкг йода. Про источники кальция (а также железа) мы уже рассказывали в статье «Почему хочется погрызть мел». Что касается йода, то в достатке его получают только те люди, кто живёт у моря. Йодированной соли недостаточно, так что йодсодержащие добавки к пище — ещё одна необходимая для роста вещь.
  • Общий режим дня. Ребёнок должен получать адекватные психоэмоциональные и физические нагрузки и при этом хорошо отдыхать. Тогда за его рост родители могут не переживать.
  • Спорт или гимнастика. Любые физические нагрузки, которые нравятся ребёнку, помогают ему расти. Правда, выделить, какие именно стимулируют рост, достаточно сложно. Традиционно называют те виды спорта, где нужно прыгать и тянуться вверх и вперёд: баскетбол, плавание, бадминтон, волейбол, теннис. Кстати, есть мнения, что борьба и тяжёлая атлетика тормозят рост юного организма.

Фото: cliparttobase64.com

Растут ли взрослые?

Программа роста у каждого из нас своя, но есть и общие закономерности. В среднем мужчины растут до 18-22 лет, женщины до 15-19 лет. После 25 лет у мужчин иногда отмечается небольшое (до 2 см) увеличение роста. А так во взрослом возрасте чаще «дорастают» те, у кого половое созревание происходило с некоторой задержкой.

«Я не знал, что я расту. Всё время, каждый час… Расту и в дождик, и в мороз. Уже я маму перерос!» — помните стихотворение Агнии Барто? В детстве мы мечтали поскорее вырасти, чтобы делать то, что хочется. А вырастая, начинаем ностальгировать по детству — такой интересный «парадокс роста». Как бы там ни было, в любом возрасте наш внутренний ребёнок благодарно откликается на внимание, заботу и ласку родителей. Пусть счастливых моментов, проведённых со своими детьми у всех нас будет больше. Если понадобится помощь опытного педиатра или детского эндокринолога — мы всегда рядом и окажем самый тёплый приём.

Растём и развиваемся на пользу людям,

ваша клиника «Главный Пациент»

Источник