Освоение игровой деятельности как условие развития ребенка

Людмила Горячева
Условия для развития игровой деятельности

Условия для развития игровой деятельности детей.

Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игре, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры.

Вопросы организации игровой деятельности дошкольников и подготовки воспитателей к педагогическому руководству игрой всегда занимали ведущее место в работе любого дошкольного учреждения. Регулярно для педагогов детского сада проводятся теоретические и практические мероприятия по проблемам игровой деятельности. Это консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, практическое решение проблемных ситуаций. Тематика мероприятий разнообразна: «Развитие дошкольников в игровой деятельности», «Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей», «Игра и игрушка в жизни малышей», «Организация предметно-развивающей среды для развития игровых сюжетов» и т. д.

Ежегодное проведение дней открытых дверей позволяет сделать дошкольное учреждение более открытым, привлечь внимание родителей к проблеме игры.

В планировании работы с родителями нашли отражение такие виды работы, как анкетирование «Во что играют дети дома?», фотовыставки «Мы играем», заседания «Маминой школы» по проблеме детской игры, распространение памяток и рекомендаций.

В детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще недостаточно чтобы дети играли. Практика показывает, пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому наши воспитатели в любом виде детской деятельности стараются предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства. Самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна, игровая культура не всегда высока. Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И здесь нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать играющим партнером.

Но в последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин. (6 слайд).

— как уже было сказано, игра стала средством обучения.

— большинство современных семей имеют по одному ребенку, что не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению – с одной стороны и развитию коммуникабельности дошкольника – с другой.

Еще одной существенной причиной является неумение педагогов играть вместе с ребенком. И, наконец, последнее – снижение интереса к творческой игре детей объясняется, отчасти, стремлением педагогов детских садов выполнить «социальный заказ» родителей. В результате больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, которая проецирует дальнейшую успешность ребенка. Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Однако, к сожалению, родители редко играют с детьми. Одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада, формировать у родителей взаимоотношения с детьми в процессе игры.

Важно:Создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.

Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети и педагоги.

Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.

— в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребенка свободного проявления творческих способностей.

Педагоги поддерживают принцип организации игры: играть вместе с детьми, играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

В детском саду опытные педагоги используют в работе с воспитанниками игры, помогающие скорректировать поведение детей, а не применять наказания, запреты, нравоучения.

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям, если он желает играть и не хочет разрушить игру.

Игры-соревнования – сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. В играх-соревнованиях правила отличаются четкостью, понятностью, открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает лучшие условия для самостоятельного контроля над собственным поведением.

Игры-драматизации помогаю преодолеть неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, приобрести такие личностные качества как смелость, уверенность, инициативность.

Коллективные дидактические игры помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх, упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года книги игры

Режиссерские игры выполняют психотерапевтическую функцию, где ребенок может выплеснуть свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонажа.

Источник

Галина Ермакова
Игровая деятельность дошкольников в аспекте ФГОС

Доклад на тему:

«Игровая деятельность дошкольников в аспекте ФГОС»

Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, станов-лении и развитии личности человека в целом. Решающим условием форми-рования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое изме-рение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, под-ражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что та-кое плохо. Какие же условия предписывает ФГОС при формировании совре-меннойигровой деятельности дошкольников.

«Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» Мишель де Монтень

Значение, цели и задачи игры

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художе-ственно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошко-льника в зависимости от возрастной категории:

• младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, зна-комство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родны-ми;

• раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динами-ческими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблю-дением определённых правил.

Цели и задачи игры

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в по-вышении эффективности образовательного процесса:

• Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлека-ет, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое на-пряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.

• Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;

• Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и соб-ственного достоинства;

• Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку», развивает волевые качества самодисцип-лины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;

• Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инст-румент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Принципы организации

• свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого про-цесса, а не только от конечного результата такой деятельности;

• творческий характер, построенный на принципе инициативности, са-мобытной импровизации и неординарности;

• эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конку-ренции;

• следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логиче-скую последовательность и содержательный рисунок игры.

Типология игровой активности дошкольников

Виды

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

— сюжетно-отобразительная;

— сюжетно-ролевая игра;

— режиссёрская постановка;

— театрализованная импровизация.

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

— дидактические игры с сюжетным рисунком;

— игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

— подвижные разного уровня интенсивности;

— дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

— развлекающие игры;

— интеллектуальные головоломки и состязания;

— календарные и тематические праздники, карнавальные представления;

— театрально-костюмированные;

— народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перево-площения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Читайте также:  Курсовые работы общение и его роль в развитии ребенка

Сюжетно-отобразительная игра

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет бо-лее сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но оду-хотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведе-ния, свойственную конкретному человеку.

В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажа-ми остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Боль-шое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, на-пример, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

Режиссёрская игра

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исклю-чительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли ре-жиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или иг-рой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персо-нажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Виды режиссёрской театральной игры:

— настольный театр картинок или устойчивых игрушек;

— театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок;

— игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев;

— импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья

— стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета

Театрализованная игра

На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо, может подключаться музыкальное сопрово-ждение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным во-площением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привле-кает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует жела-ние подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

Сюжетно-ролевая игра

Для старших дошкольников (6–7 лет) важным будет не обращение к игрушке, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сю-жета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полёт в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодо-рожной магистрали и т. д.

Классификация сюжетно-ролевых игр:

— игры на бытовые сцены из реальной жизни («дочки-матери», «поход в гос-ти», «домашние хлопоты», в которых основным героем является кукла;

— игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей -воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д. ;

— игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического про-шлого;

— игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинемато-графа или мультипликационных фильмов.

В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.

Развитие в условиях ФГОС

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.

Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более ин-тересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно инте-ресными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со сто-роны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.

Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответст-вии с возрастом детей:

• Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг неза-мысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.

• Вторая младшая группа — понимание условного характера игры, раз-витие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.

• Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных дей-ствий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.

Читайте также:  Особенности развития ребенка до года по месяцам

• Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.

• Подготовительная группа — построение детского коллектива на прин-ципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициа-тивности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой сре-ды.

Основные требования к эффективной организации и проведению игры Две модели поведения взрослого:

• взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;

• взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая рав-ную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздейст-вие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей:

1. Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, та-ким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.

2. Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры.

3. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек в про-цессе игры.

4. Побуждать использование символических предметов, подменяющих объек-ты из реальной жизни.

5. Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. 6. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словес-ной формы выражения.

7. Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игро-вой задачи, используя новые комбинации с предметами.

8. Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.

9. Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участ-ника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.

10. Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников. 11. Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.

12. Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок. 13. Обучать умению договариваться.

Однако целенаправленно натаскивать детей на шаблонные игровые действия не желательно, поскольку это может губительно сказаться на про-явлении свободного творчества.

Ролевое поведение ребёнка должно наполняться высоким уровнем художест-венной выразительности, эмоциональными средствами которой будут жесты и мимика.

Организация игрового пространства на основе требований ФГОС ДО

П. 3.3 предусматривает:

• Для воспитанников младшей группы предметно-пространственную среду необходимо обустраивать с учётом сохранения большого сво-бодного пространства для удовлетворения потребности детей этого возраста в свободном, активном движении, таком как лазание, игра на полу.

• Детям, которые перешли в среднюю группу необходимо обустроить центр сюжетно-ролевых ситуаций с ярким, интересным инвентарём, мягким уголком с уютной мебелью и игрушками. Например, замеча-тельно будет организовать в помещении группы центр театрального искусства, «Магазин», «Больницу», «Кухню», «Салон красоты».

• Предметное пространство средней и старшей группы должно напол-няться конструкторами, строительным материалом, зонами настольных игр (лото, шашки, домино, разнообразными развивающими макетами, поскольку пятилетки и шестилетки создают целые игровые миры, во-влекая в них своих сверстников, обретая совместный опыт коллектив-ного сотрудничества. Не стоит забывать, что организация пространства, в которой находится ребёнок, не должна лишать его права на уединение и спокойную сосредоточенную деятельность.

П. 3.3.5 разрешает образовательной организации самостоятельно оп-ределять игровое оборудование. Согласно требованиям ФГОС ДО на-бор игрушек должен пополняться постепенно, периодически меняться в соответствии с возрастом и жизненным опытом детей.

Роль воспитателя в развитии игровой деятельности детей.

Педагогические приёмы, которые применяет педагог для совершенство-вания сюжетно-ролевых умений детей:

— путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремится расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;

— проявляет заинтересованность игровой деятельностью детей;

— предлагает новый поворот сюжета или новых персонажей;

— предоставляет необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;

— координирует действия воспитанников прямыми указаниями или дополни-тельными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет маши-нистом поезда?» и т. д. ;

— воспитатель может выполнять главную или второстепенную роль

Приёмы для развития отношений между детьми во время игры:

— умение заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;

— объединение детей для игры;

— поощрение самостоятельного распределения ролей или игрушек самими детьми;

— сглаживание или нейтрализация конфликтов между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределения ролей.

Мастерство педагога красноречивее всего проявляется в его умении ор-ганизовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитате-лю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но, в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, раз-вивать любознательность ребёнка. Внимательный и заботливый педагог пра-вильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры. Таким образом, от уровня профессио-нальной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.

Источник