Особенности волевого развития ребенка с овз
Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение особенностей развития дошкольников с ЗПР представляется важным как для более глубокого понимания детей данной категории, так и для совершенствования методов психологической дифференциальной диагностики по отношению к ним и осуществления полноценной коррекционной работы.
В работах, посвященных психологическим особенностям детей с ЗПР (С. Д. Забрамная, С. Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева), имеются весьма интересные наблюдения, характеризующие особенности эмоционально-волевой регуляции у детей с ЗПР в целом, а также недостатки отдельных свойств данного психического процесса.
Так, авторы указывают на несамостоятельность, недостаток инициативы, безудержность побуждений, неумением руководить своими действиями, неумением преодолевать малейшие препятствия, противостоять искушениям.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Специфичность волевой регуляции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья связана с тем, что развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений.
Воля представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Особенности волевых качеств у учащихся с ограниченными возможностями здоровья проявляются в том, что они:
малоинициативные;
не могут в достаточной степени проявлять волевые усилия;
не в состоянии управлять волевыми действиями;
не умеют действовать в соответствии с перспективными целями;
не могут подчинить свое поведение определенной задаче, спланировать свои действия;
не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности.
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют самостоятельность и целеустремленность, они легко внушаемы. Им свойственны некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания с собственными интересами и склонностями. Так, например, они легко отвлекаются от выполнения нужного дела, если им предлагают поиграть, развлечься, их легко спровоцировать. Вместе с тем они могут проявлять неслыханное упрямство даже тогда, когда им приводят разумные доводы. Такие контрасты в проявлении воли являются результатом незрелости личностной сферы.
Незрелость личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Эти особенности накладывают отпечаток на весь психический облик ребенка и обусловлены, в первую очередь, спецификой развития его потребностей, мотивов и интеллекта.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы является раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Кроме того у детей часто бывают неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них также свойственны перемены в настроении. Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для обеих групп характерна неадекватность реакции на те или иные воздействия, только у первой группы преобладает процесс возбуждения, у второй — процесс торможения.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств детей с ограниченными возможностями здоровья, а также незрелость, примитивность его мотивационно – потребностной сферы приводит к более позднему и затрудненному формированию высших чувств: ответственности, совести, товарищества и т. п. Их нравственные чувства отличаются малой степенью осознанности, часто существуют только на уровне знания.
Коррекционно — воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере играет важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально – трудовой адаптации его в дальнейшем. Также в социально – трудовой адаптации важна самооценка ребенка.
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих действий, отношений, достижений. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности и собственной оценки ее результатов. Самооценка у детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах обучения в школе различна:
в младшем школьном возрасте – заниженная или завышенная;
в среднем – наиболее адекватная;
в старшем – преимущественно завышенная.
Нарушение самооценки в младшем школьном возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными.
Завышенная самооценка в старшем школьном возрасте часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности.
Важная, часто определяющая роль в формировании адекватной устойчивой самооценки принадлежит окружающим его взрослым. Осуществляя процесс воспитания и обучения, оценивая деятельность, поступки, высказывания детей с ограниченными возможностями здоровья, учителя и другие специалисты, работающие с ними, оказывают направляющее воздействие на самооценку.
Таким образом, значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности, указывают на необходимость проведения специальной коррекционной работы с детьми данной категории. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.
Источник
Особенности волевых качеств и эмоциональной сферы, формирование самооценки у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Специфичность волевой регуляции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья связана с тем, что развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений.
Воля представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Особенности волевых качеств у учащихся с ограниченными возможностями здоровья проявляются в том, что они:
- малоинициативные;
- не могут в достаточной степени проявлять волевые усилия;
- не в состоянии управлять волевыми действиями;
- не умеют действовать в соответствии с перспективными целями;
- не могут подчинить свое поведение определенной задаче, спланировать свои действия;
- не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности.
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют самостоятельность и целеустремленность, они легко внушаемы. Им свойственны некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания с собственными интересами и склонностями. Так, например, они легко отвлекаются от выполнения нужного дела, если им предлагают поиграть, развлечься, их легко спровоцировать. Вместе с тем они могут проявлять неслыханное упрямство даже тогда, когда им приводят разумные доводы. Такие контрасты в проявлении воли являются результатом незрелости личностной сферы.
Незрелость личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Эти особенности накладывают отпечаток на весь психический облик ребенка и обусловлены, в первую очередь, спецификой развития его потребностей, мотивов и интеллекта.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы является раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Кроме того у детей часто бывают неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Например, Базилевская Л на смерть матери, Шадаева О на то, что столько времени находится в приюте, и т. д. Для них также свойственны перемены в настроении. Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для обеих групп характерна неадекватность реакции на те или иные воздействия, только у первой группы преобладает процесс возбуждения, у второй — процесс торможения.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств детей с ограниченными возможностями здоровья, а также незрелость, примитивность его мотивационно – потребностной сферы приводит к более позднему и затрудненному формированию высших чувств: ответственности, совести, товарищества и т. п. Их нравственные чувства отличаются малой степенью осознанности, часто существуют только на уровне знания.
Коррекционно — воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере играет важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально – трудовой адаптации его в дальнейшем. Также в социально – трудовой адаптации важна самооценка ребенка.
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих действий, отношений, достижений. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности и собственной оценки ее результатов. Самооценка у детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах обучения в школе различна:
- в младшем школьном возрасте – заниженная или завышенная;
- в среднем – наиболее адекватная;
- в старшем – преимущественно завышенная.
Нарушение самооценки в младшем школьном возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными.
Завышенная самооценка в старшем школьном возрасте часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности.
Важная, часто определяющая роль в формировании адекватной устойчивой самооценки принадлежит окружающим его взрослым. Осуществляя процесс воспитания и обучения, оценивая деятельность, поступки, высказывания детей с ограниченными возможностями здоровья, учителя и другие специалисты, работающие с ними, оказывают направляющее воздействие на самооценку.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширяют свой социальный опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность. Общение с нормально развивающимися детьми – это одна из ступеней формирования самооценки и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с различными нарушениями: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с ОВЗ. У таких детей нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно- двигательная, познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности, и особенно ведущей деятельности раннего возраста — предметно-игровой.
Итак, дети с ОВЗ — это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Л. С. Выготский отмечает необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Он же вводит понятие «структура дефекта».
Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.
Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.
В целом нарушений развития может быть множество, в связи с чем выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи;
- дети с нарушением интеллекта (с интеллектуальной недостаточностью);
- дети с задержкой психического развития (ЗПР);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
- дети с нарушением эмоционально-волевой сферы;
- дети с множественными нарушениями (сочетание двух, трех и более нарушений).
Дадим психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ. Такие дети имеют следующие особенности:
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление — наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь — имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Можно отметить следующие типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:
- отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
- темп выполнения заданий очень низкий;
- нуждается в постоянной помощи взрослого;
- низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
- низкий уровень развития речи, мышления;
- трудности в понимании инструкций;
- инфантилизм;
- нарушение координации движений;
- низкая самооценка;
- повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
- высокий уровень психомышечного напряжения;
- низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
- для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство; у других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Рассмотрим некоторые психологические характеристики развития детей с ограниченными возможностями.
1. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Особенности речевого развития детей с ТНР оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
2. Дети с соматическими заболеваниями — не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.
3. Дети с интеллектуальной недостаточностью.
Среди детей раннего возраста, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют дети интеллектуальной недостаточностью.
Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно- действенного и словесно-логического мышления. Многие такие дети начинают говорить только к 4-5 годам. Речь такого ребенка не выполняет своей основной функции — коммуникативной.
4. Дети с задержкой психического развитии (ЗПР).
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются.
Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов- представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.
Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у этих детей резко снижена.
5. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Детский церебральный паралич — болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга — внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.
При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.
Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП:
1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.
2) Выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.
3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.
6. Дети с расстройствами раннего детского аутизма.
Аутизм — нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
- полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;
- обособленность от окружающего мира;
- слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
- дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);
- речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм — ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
- характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.
Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.
Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями.
Таким образом, в целом можно выделить три основные группы детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Дети с двигательными нарушениями.
2. Дети с интеллектуальными нарушениями.
3. Дети с нарушениями восприятия (зрительного, слухового).
Таким образом, дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют какие-либо отклонения от нормального физического или психического развития, препятствующие общему развитию.
Источник