Особенности среды музыкального развития ребенка

Музыкальная предметно — развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.

Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности, в том числе  музыкальной.

Влияние музыки на общее развитие ребёнка доказано многими учёными, таким как  В. А. Сухомлинский, А. В. Луначарский, В. М. Бехтерев и другими.

Музыка делает ребёнка коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, ребёнок, как исполнитель учится находить контакт со слушателями. Во время общего исполнения музыкального произведения (пение, игра на музыкальных инструментах) ребёнок чувствует нюансы интонации и эмоции собеседника, угадывает тон и темп исполнения.    
               Музыка приучает ребенка к труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. 
Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. 
              История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке… 
              Музыка – самое действенное средство в природе для воспитания любви людей, а также побуждения выполнять полезную и хорошую работу. Под действием музыки воспитывается сердечность, чувствительность, благородство, достижение красоты. Развитый музыкальный слух помогает общению с другими людьми. Одна из важнейших воспитательных задач музыки – пробуждать положительные эмоции. Положительные чувства поощряют, пробуждают положительные мысли, положительные мысли – положительные действия.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает:

— максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольников, занимающихся в музыкальном зале, а также дошкольников всего детского сада, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

— возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей раннего и среднего возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

— реализацию различных образовательных программ;

— в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

— учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

— учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в музыкальном зале должны обеспечивать:

— игровую, познавательную,  творческую и  двигательную активность дошкольников среднего возраста, в том числе и участие в подвижных играх;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в музыкальном зале различных пространств (для разучивания песен, игр, танцев и прочее), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды музыкального зала предполагает:

— доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, для ведения образовательной деятельности;

— свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Оснащение музыкального зала

Мебельная стенка, 2 стола, стулья для взрослых, столики и стулья для детей, 2 напольных ковра.

Детские музыкальные инструменты (ударные, металлофоны, ксилофоны, шумовые и другие)

Наглядные пособия

Театральный занавес

Декорации

Ширмы

      Диски с музыкальными произведениями

Библиотека методической литературы и пособий

Сборники нот

Кукольный театр

Дидактические пособия

Детские и взрослые костюмы (костюмерная)

Элементы одежды, русского костюма (костюмерная)

Аксессуары (костюмерная).

В музыкальном зале должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер музыкального зала развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер зала должен меняться в зависимости от растущего психоэмоционального развития детей и его физических потребностей, от проводимых в зале мероприятий.

Поэтому,  стараемся создать в музыкальном зале уютную, комфортную обстановку. Также обновляем оформление к праздничным мероприятиям. Готовим оформление к каждому мероприятию согласно сценарию и возрасту детей.

Организуя предметную среду в музыкальном зале, мною учитывается всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Во время музыкальных занятий, наряду с воспитателем, стараюсь учитывать способности, интересы, темпа продвижения каждого ребёнка, создаю условия для его развития независимо от уровня исходной подготовленности.

Предметно-пространственная среда музыкального зала применяется мною в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство.

Всё это создаёт более благоприятную обстановку для проведения занятий.

Стоит отметить и то, что все иллюстрации должны быть яркими, крупными, понятными для детей и  расположены на уровне глаз воспитанников.

Наглядный и дидактический материал постоянно обновляется и добавляется. Закупается новое оборудование, костюмы, атрибуты, аксессуары и так далее.

В нашем детском саду ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать — это очень полезно для здоровья. У ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же, прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание, это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни.

Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Младший дошкольный возраст.

Правильно созданная и применённая предметно-пространственная среда музыкального зала позволяет каждому малышу поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

При создании предметно-пространственной среды в музыкальном зале, я стараюсь учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии младших дошкольников. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.

В своей работе я налаживаю разумный двигательный режим, создаю  условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Музыкально и эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического и музыкального развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Поэтому, во время музыкальных занятий и праздничных мероприятий обращаю внимание на доброжелательность в отношениях детей и воспитателей, поддержку, взаимопонимание, взаимовыручку и стремление к полноценному общению.

Творческий потенциал ребёнка.

Большинство учёных в своих работах утверждает, что огромное влияние на творчество ребёнка оказывает социальное окружение, в котором он живёт. Творчество во время игры даёт ребёнку много радости, удовлетворения тем, что он делает.

Зачатки творчества ребёнка проявляются в различной музыкальной деятельности с самого раннего возраста. Дети поют, играют, танцуют, научаясь выполнять различные движения, мелодии. Зачастую дети младшего, а чаще среднего дошкольного возраста начинают импровизировать услышанные мелодии, увиденные игры, или танцы. Начинают проявляться первые творческие способности. Песня помогает ребёнку более эмоционально понять природу, формирует эстетическое чувствование мира. Хорошо сочетается музыка с другой творческой деятельностью. Она не только создаёт ярчайший эмоциональный фон, но и обогащает содержание деятельности, например, может быть нарисовано настроение песенки либо проиллюстрирован её текст. Интеграция искусства поощряет образность, фантазию ребёнка, удовлетворяет необходимость самовыражения.

Исходя из этого, считаю, что в своей работе необходимо создавать творчеству благоприятную атмосферу. Ребёнок сможет творить, если почувствует себя важным, уважаемым. Чем больше ребёнок получает информации о музыке, основных свойствах звуков, закономерностях творчества и исполнения музыки, чем больше имеет опыта пения, игры на музыкальных инструментах, тем более вероятна творческая деятельность.

Пение

Известно, что голос наилучшим образом развивается  при пении. Пение лечит заикание. При пении ребёнок лучше чувствует интонацию языка, темп. При пении песен различной тематики обогащается словарный запас ребёнка, и его речь становится более выразительной. Исполнение различных песен даёт положительное влияние на физическое развитие ребёнка. Кроме того, пение формирует приятный тембр голоса, укрепляет связки голоса. Здоровый и красивый голос важен и для  успешного общения.

Личность ребёнка и коллектив.

Какую радость и удовлетворение выражают юные музыканты (дошкольники) после исполненного вместе музыкального произведения, удавшегося концерта. Ведь в ходе этого процесса дети чувствуют не только великое чувство ответственности, но вместе и  необходимость взаимной поддержки, и эмоциональный взрыв объединённых сил. Без сомнения, такой опыт заметно совершенствует юного человека как формирующуюся личность.

Игра на инструментах.

Маленькие дети хотят играть тогда, когда играя, испытывают большое удовлетворение. Это удовлетворение чаще всего приносят занятия музыкой через игру, развлечение. Игра на музыкальном инструменте детям сама по себе привлекательна, потому что связана с движением (ударами, дуновением, нажатием клавиш, закрыванием отверстий дудочки и т.п.). Игра на  музыкальных инструментах —   одна из активных форм музыкального образования. Этой деятельностью поощряется самовыражение личности  и стимулируется самовыражение. Игра на

музыкальных инструментах создаёт условия для развития активности ребёнка, его инициативы, творчества, опыта.

Исследования учёных различных отраслей подтвердили, что раннее музыкальное развитие очень важно не только для музыкального образования, но и для полноценного становления  личности.

От педагога (музыкального руководителя, воспитателя) зависит будущее наших воспитанников.

Источник

МБДОУ №19

Консультация для воспитателей

«Организация музыкальной предметно — развивающей среды  в ДОУ с целью эффективной оздоровительной работы образовательной области «Музыка»

Музыкальный руководитель Петрова М.В.

          Предметно-развивающая среда — это система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, так как  разнообразие игрушек не является основным условием их развития. 

 При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Создавая «среду обитания» для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру.

Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.     

        Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду. Основная цель музыкального воспитания ребенка — получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.

Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Б.М.Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:

ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, чувствованное восприятие;

музыкально-слуховое представление (включает в себя память и воображение). Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по слуху мелодии;

чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицировани ем.

Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специ альной предметно-развивающей среды, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал  музыкальной   среды  и управлять развитием творчества детей в  музыкальной  деятельности.

Огромное зна чение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успеш но используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-твор ческих проявлениях.  Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны ми музыкально-дидактическими материалами.

Требования  к проектированию  музыкальной   среды:

●  Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и  дошкольного  возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

●  Среда  должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский).

●   Музыкальная   среда  должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

●  Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.        

Музыкальная   среда  раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослым в этой  среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта  среда   развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.

Критерии качества музыкальной среды:

Блоки компонентов  среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в  среде  всех видов детской  музыкальной  деятельности:

  1. восприятие музыки — пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой  деятельности, а также произведения, специально созданные для развития  музыкально-сенсорного  восприятия детей;
  2. воспроизведение музыки — пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
  3. пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.;
  4. пособия, побуждающие к игре на детских  музыкальных  инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
  5. музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному,  музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских  музыкальных  инструментах.

Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских  музыкальных  инструментов,  развивающих   музыкальных  игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).

Содержание  музыкальной среды  отражает принцип системности в овладении  музыкальной  деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их  музыкальной  деятельности, поэтому следует усложнять содержание  среды  по возрастным ступеням.

Содержание должно обеспечивать возможности для  музыкально-творческого  развития детей и получения из  среды  необходимой им информации для  музыкально-творческой  деятельности.

В содержании  среды  должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в  музыкальной   среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу  музыкальной  деятельности.

Содержание  музыкальной   среды  следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной  группы.

Динамичность содержания  среды  обеспечивает интерес к  музыкальной  деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Качество структуры

Структура  музыкальной   среды  представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской  музыкальной  деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями,  музыкальными  инструментами. Мини-центры удобны для развертывания  музыкальной  деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.

 Среда  предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление  музыкальных  мини-центров для детей раннего и младшего  дошкольного  возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего — иметь дидактическую направленность.

Предметная  среда  должна быть сомасштабна глазу действиям руки, росту ребенка.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними. 

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике  уголка.

Рекомендации по оборудованию музыкальной предметно-развивающей среды (статья Е.Ю.Матвиенко «Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ»  — сборник «Опыт лучших — детям. Об инновациях в дошкольном воспитании»):

Таким образом, при создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

• с одним фиксированным звуком (дудки):

• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

• куклы-неваляшки;

• образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

• игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

• атрибуты к музыкальным подвижным играм;

• флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

• ширма настольная с перчаточными игрушками;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей;

• поющие и двигающиеся игрушки;

• музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

• металлофон;

• шумовые инструменты для детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

• фланелеграф или магнитная доска;

• музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик» и др.;

• арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

• музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

• ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

• ширма настольная и набор игрушек;

• музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

• музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

• иллюстрации по теме «Времена года»;

• музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

• портреты композиторов;

• иллюстрации из «Музыкального букваря»;

• музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит и др.;

• атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

• ширмы: настольная и ширма по росту детей;

• музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

• разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

• атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

• музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

• портреты композиторов;

• иллюстрации по теме «Времена года»;

• картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

• альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

• альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

• музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

• музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

• атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекатель ности. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Созданная «по законам красоты» среда спо собствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эсте тического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмо ционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также доста точное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий (музы кально-дидактические игры должны быть разно образны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку), демонстрационного материала, атрибутов.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкаль ном уголке, вносить новое оборудование.

Для изготовления пособий можно привлечь родителей  воспитанников.  Дети испытывают удовольствие от совместного с ро дителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

Источник