Особенности социальной ситуации развития современного ребенка
Министерство образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)
ЭCCЕ
ПО КУРСУ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Тема: Особенности социальной ситуации развития современного ребёнка.
Выполнил:
Терешко Валентина Владимировна
слушатель группы Одинцово,
учитель математики
Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения Барвихинская средняя
общеобразовательная школа
Одинцовский район
Московской области
Москва 2014
Социальная ситуация развития – совокупность отношений ребенка с микросредой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменений в ведущей деятельности (по Л.С. Выготскому), т.е. специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми.
В современной России социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его бытие социальное, в обстановке которого приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований — особый знак распада старой развития социальной ситуации и складывание новой, что сопровождается возрастными кризисами.
Периоды социальных катаклизмов оказывают очевидное влияние особенностей исторической эпохи, на особенности его развития, иначе говоря, зависимость психического развития детей от сильного воздействия факторов социальной среды.
В связи c стремительным классовым расслоением общества изменяется социальное окружение детей не только в каждом регионе России, но и в каждой отдельно взятой школе, классе.
Важным фактором социальной ситуации, определяющим направления и особенности психического развития, являются те общественно-образовательные учреждения, которые посещает ребенок. Ориентация на массовую систему дошкольных учреждений, в целом характерная для нашей культуры, существенно повлияла на «психологию родителей», точнее на их социально-воспитательные установки. Современный ритм жизни и занятости родителей существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей.
Обязанность педагога неустанно напоминать родителям о том, что самые лучшие, элитные дошкольные и школьные учреждения, не способны заменить непосредственное общение с родителями, участие их в жизни детей. Творческие совместные задания, участие в конкурсах, подвижные и сюжетно-ролевые игры, проведенные вместе вечера – все это оказывает на развитие личности ребенка, особенно в дошкольном и раннем школьном возрасте, очень важное влияние. При этом переоценена важность так называемых элитных занятий большим теннисом, конным спортом и т. п. Весьма часто в погоне за «большими возможностями» для своих детей, родители отдают все силы и все свое время работе, пытаясь «дать ребенку все самое лучшее», тогда как он нуждается прежде всего в участии и понимании.
В стране недавно введена школьная форма, призванная создать равенство, нивелировать разницу в достатке семей. Во-первых, разница в достатке семей давно существует не столько между детьми в одном классе, сколько между разными школами. Вероятность соседства за партой сына уборщицы и сына депутата/прокурора/бизнесмена/шоумена близка к нулю. А в тех школах, где важны способности и такое соседство вполне возможно, форму обычно не вводят и детям, как и педагогам, неважно, у кого родители богаче. Во-вторых, разница в достатке все равно будет видна. Кроме формы, есть обувь, кроссовки и костюм на физкультуре, верхняя одежда, часы, телефон, способ проводить каникулы и еще много всего. Социальное неравенство существует – задача родителей и учителей научить детей достойно справляться с этим обстоятельством, не уравнивая ценность человека с ценностью его вещей.
В последнее десятилетие возросли требования социальной среды к детям (в первую очередь в системе образования), наряду с недостаточным пониманием возрастных, психологических и физиологических особенностей ребенка. Частично эти проблемы пытаются решить с помощью реформ системы образования. С реформированием связаны разнообразие учебных заведений, разный уровень навыков учителей, различные подходы к образованию и т.д. Данные изменения благоприятно сказываются на процессе дифференцированния обучения, необходимого для развития мышления учащихся.
Одной из самых острых социальных проблем является заметное ухудшение здоровье детей всех возрастов, включая и детей из относительно благополучных социальных групп. Возможно, это связано не только с социальными процессами, но и с плохой экологической ситуацией, с ухудшением физиологического здоровья матерей, с обесцениванием традиционных семейных ценностей т.д. Таким образом, основной задачей педиатров и детских психологов является выявление различных отклонений в каждый период жизни ребенка с целью их дальнейшей коррекции.
Значимым фактором, влияющим на развитие ребенка, является семейное воспитание. В связи с трансформацией института семьи и брака произошли глубокие изменения в детско-родительских отношениях и условиях семейного воспитания. Среди многочисленных проблемных категорий детей, появившихся вследствие острого социального неблагополучия последнего десятилетия можно выделить следующие основные группы: это социально дезадаптированные дети (беспризорные, не посещающие школу и бродяжничающие дети, а также дети-сироты), дети из остро неблагополучных семей (дети беженцев и переселенцев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей, часто становящиеся жертвами насилия и, в свою очередь, вовлекаемые в преступные действия), дети из распавшихся семей, дети из условно благополучных семей.
Общество последовательно отвергло православную, а затем и коммунистическую и национально-патриотическую идеологию, но ничего не дало взамен, образовался духовный вакуум. Такой ситуацией незамедлительно воспользовались различные организации, в том числе организованные преступные группировки, религиозные и философские секты. Относительно недавняя реабилитация православия как основы института брака и семьи уже оказывает постепенное влияние на улучшение социального климата в стране в целом. Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Ускорение темпов развития компьютерных технологий, увеличение влияния средств массовой информации, возникновение глобальной сети Интернет, рост популярности социальных сетей, модификация информационного пространства привела к изменению не только межличностного общения, но и технологий школьного образования.
Таким образом, изучение изменений социальной ситуации развития в изучении детства позволяют органично вписать онтогенез личности ребенка в социально-исторический контекст.
Источник
Инфоурок
›
Школьному психологу
›Презентации›Презентация на тему: «Особенности социальной ситуации развития современных детей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Особенности социальной ситуации развития современных детей Подготовила педагог – психолог МБОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы №1: Чукина Елена Николаевна
2 слайд
Описание слайда:
Требования ФГОС к реализации программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды
3 слайд
Описание слайда:
Образовательная среда : 1. Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. Обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3. Способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4. Создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования ; 5.Создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
Какой ребёнок приходит в 1-й класс? Современная социальная ситуация развития. Длительное популяционное исследование 50 тысяч детей 6-7 лет Цель исследования –понимать механизмы возникновения трудностей обучения и адаптации к школе для того чтобы выстроить систему эффективной помощи детям. Выявить показатели изменения социальной ситуации развития
6 слайд
Описание слайда:
1. Сверхраннее образование- «раньше читать чем ходить!» Мифы и реальность. 2. Ограниченные контакты со сверстниками 3. Замена общения со взрослыми техническими средствами Ушла в прошлое « Культура двора». Нет общения «НЕ по делу» спонтанного, активного, с разными детьми. 10% родителей читают САМИ своим детям. Отвлечение техникой «чтобы не мешал»
7 слайд
Описание слайда:
4. Исчезновение игры, как ведущей деятельности У современного дошкольника 15 мин в день на спонтанную игру — это 15 мин в день на себя растёт детская психосоматика , ребёнок не успевает прожить в игре подавленные чувства и эмоции
8 слайд
Описание слайда:
5.Неадекватные требования взрослых , недовольство , речевые атаки по характеристике ВОЗ -эмоциональное насилие. Тормозит развитие мозга Способствует эскалации психосоматических заболеваний у детей
9 слайд
Описание слайда:
Результаты исследования Института Физиологии РАМН Безруких М. М. «Коллективный портрет современных детей, поступающих в школу» Произвольность не сформирована у 60 % Страдает организация внимания 46% Речь не сформирована 60% Страдает моторное развитие Зрительное восприятие и память Базовые учебные навыки не сформированы у большинства детей 6-7 лет
10 слайд
Описание слайда:
Группа – уникальное пространство развития для ребёнка Личность педагога Сенсорная интеграция на протяжении всего дошкольного периода Спонтанная игра — понимание ценности Сообщество взрослых и детей
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-757568
Вам будут интересны эти курсы:
Источник
Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии Издатель: Hartmut Giest & Georg Rückriem ISSN: 2191-6667 Издается с 2010 года Периодичность: 2 номера в год Формат: сетевое издание Язык журнала: немецкий Доступ к электронным архивам: открытый | Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии Султанова А.С. Иванова И.А. АннотацияС точки зрения культурно-исторического подхода в психологии, который был предложен Л.С.Выготским и разработан в советской и российской психологии, онтогенез ребенка должен изучаться в социо-историческом контексте. При анализе онтогенеза необходимо принимать во внимание как внутренние процессы развития ребенка, так и внешние социальные условия. Для определения этой неразрывной и сложной комбинации Л.С.Выготский ввел термин «социальная ситуация развития». В связи с быстрыми социальными переменами в современной России, необходим новый анализ специфики социальной ситуации развития типичной для разных возрастных периодов. С нашей точки зрения, сегодня меняются многие внешние и внутренние компоненты социальной ситуации развития. Самые важные взаимосвязанные изменения включают: Тип: научная статья
|
Источник