Особенности социального развития и воспитания ребенка в коллективе

Особенности социального развития и воспитания ребенка в коллективе thumbnail

Коллектив как
общественное явление возник очень
давно. Издавна люди на основе общности
интересов и самоуправления объединялись
в разнообразные группы для совместного
решения жизненно важных проблем: для
самообеспечения, самообороны, социального
общежития и т.п.

Так, в социальной сфере
зародились такие объединения, как
общины, сходы, казачьи круги и, конечно
же, семья. В производственно-экономической
области возникли такие формы социального
взаимодействия, как артель, бригада,
кооператив. В общественно-политической
области получили распространение
политические кружки, союзы, партии… В
культурной и спортивной области
образовывались клубы, кружки, артистические
труппы, команды, ансамбли. В религиозной
среде сложились свои формы объединения:
монастырские братии, благотворительные
общества, приходы, соборы. И уж, конечно,
зарождались и множились разнообразные
объединения в сфере обучения, воспитания,
образования детей, их стихийной
неформальной самоорганизации: кружки,
союзы, хоры, команды, неформальные
объединения и т.д. Словом, большинство
людей в обществе, в том числе и дети,
входят в те или иные объединения, которые
по существу являются коллективами.

Те члены общества,
которые по тем или иным причинам
(безработица, социальный нигилизм,
инфантилизм) порывают со своим социальным
объединением, страдают от одиночества,
психических заболеваний, дичают и, как
правило, становятся представителями
социального дна: нищими, бомжами,
наркоманами, проститутками. Они включаются
в разнообразные асоциальные структуры:
воровские шайки, мафиозные банды,
компании алкоголиков, наркоманов.

Из всего сказанного
можно сделать вывод, что коллектив
представляет собой форму делового и
товарищеского взаимодействия, успешного
решения самых различных проблем.

В педагогическом
плане, коллектив – это группа детей,
объединенных единой общественно значимой
целью, совместной деятельностью,
отношениями взаимной зависимости и
взаимной ответственности при безусловном
равенстве всех членов в правах и
обязанностях. В коллективе есть свой
орган самоуправления.

Кроме
названных признаков, коллектив отличается
и другими особенностями, отражающими
внутриколлективную атмосферу,
психологический климат, отношения между
членами коллектива. Одна из таких
характеристик – сплоченность,
означающая взаимопонимание, защищенность,
“чувство локтя”, взаимопомощь.

Если совсем коротко,
то коллектив – это единство организации
и психологической общности.

Для чего необходим
коллектив?

У детей объективно
существует потребность в общении, в
совместной деятельности, в совместных
эмоциональных переживаниях, потребность
в коллективе сверстников.

Для детей коллектив
– это объединение на основе общих
интересов и потребностей, результат их
взаимодействия и среда жизнедеятельности,
необходимая для личностного самовыражения
и самоутверждения, для самореализации
личности.

Коллектив нужен и
педагогам, поскольку воспитание детей
малоэффективно без опоры на коллектив
самих ребят, их организационное единство,
психологическую общность, без опоры на
общественное мнение, принятые в их среде
нормы поведения и ценностные ориентиры.

Для педагогов коллектив
– одна из целей их деятельности, объект
их заботы и инструмент организации и
совершенствования воспитательного
процесса, направленного на личностное
развитие входящих в коллектив детей.

Коллектив
выполняет следующие функции:

1.
Воспитывающую:
она заключается в организации среды,
воспитании коллективизма, гуманных
отношений, коррекции поведения детей
через общественное мнение, традиции,
ценностные ориентации.

2. Развивающую:
в коллективе развивается самопознание,
происходит самореализация, самоутверждение
личности.

3. Защитную:
коллектив защищает ребенка от негативных
влияний среды.

4.
Коммуникативную:
дети приобретают и развивают навыки
общения.

5.
Организаторскую:
дети организуют совместную деятельность,
вместе ее планируют, осуществляют,
анализируют и оценивают; распределяют
между собой участки общей работы,
поручения и т.д.

Коллектив
создается для развития в нем личности
ребенка, следовательно, цель
коллектива

воспитание и развитие личности ребенка.
Поэтому главным показателем развитости
коллектива является отношение к личности.
Только тогда, когда личность является
ценностью в коллективе, он признает ее
право на автономию в нем, когда коллектив
стремится к тому, чтобы каждый ребенок
имел яркую индивидуальность, можно
говорить о высоком уровне развития
коллектива.

В воспитании
и развитии коллектива педагог решает
следующие задачи:

• воспитание
гуманных отношений;

• воспитание
культуры общения, техники общения;

• формирование
умения жить среди людей: границы свободы,
чувство меры, оптимизм;

• воспитание
отношения к другому человеку как
ценности, как неповторимой личности:
ценить непохожесть, уважать достоинство,
неприкосновенность личности.

• воспитание
коллективизма, понимаемого как сочувствие,
сопонимание, забота о других.

Факторы, влияющие
на создание коллектива.
Каждый
коллектив имеет свое лицо. От чего оно
зависит? Какие факторы влияют на создание
коллектива и его нормальное существование?

1. Характер
ведущей деятельности, ее цель.

Ведущая деятельность
– это та деятельность, которая является
основной в данной среде, в которой
создается и существует коллектив
(познавательная, игровая, художественная,
спортивная). Однако среду создает не
ведущая деятельность сама по себе, а ее
характер.

Если в школе (в классе)
царит высокоинтеллектуальная атмосфера,
если учиться всем интересно, если в ней
идет богатая умственная жизнь, если в
ней предъявляются высокие требования
к знаниям учащихся – это одна ведущая
деятельность.

Если дети
только отбывают уроки, если им учиться
неинтересно, если процветают шпаргалки,
списывание, принуждение – это уже другая
ведущая деятельность. Хотя и там, и там
– учеба. Разная у них цель,
которая и определяет характердеятельности.

2. Постоянство
(непостоянство
): среды,
условий, требований, места, состава
коллектива, педагогического руководства.
Любая среда, если она является постоянной,
лучше, чем непостоянная, изменчивая.
Непостоянство среды – фактор, разлагающе
действующий на коллектив (например,
смена учителя, классного руководителя).

3. Свобода
(несвобода
). Свобода
человека (коллектива) заключается в
том, что он сам решает, как ему действовать;
несвобода же в том, что за него решают
другие. Свобода, как и дисциплина,
является не условием, а результатом
воспитания. К ней нужно стремиться.

4. Внешняя
организация
необходима
в любом коллективе: кто управляет, какие
звенья (микрогруппы) выделяются в
коллективе, кто за что отвечает и т.д.
Главное требование к внешней организации
– ее приспособленность к условиям жизни
и работы коллектива, ее четкость и
гибкость. Коллектив неорганизованный,
безалаберный разлагает и своих членов.
Но коллектив, в котором организация
попирает собой свободу, разлагает не в
меньшей степени. Вообще же самая лучшая
организация та, которая создается по
добровольному решению самого коллектива.

5. Общая
психологическая атмосфера
,
под которой понимается тот дух грубости
или вежливости, уважения к человеку или
пренебрежения к нему и т.п., который
характеризует данную среду. Это то
отношенческое пространство, которое
определяет самочувствие школьников и
качество их деятельности и в итоге их
личностное развитие.

Коллектив и личность.
Взаимовлияние коллектива на личность
и личность на коллектив многогранно и
в равной мере зависит как от характеристик
коллектива, так и от индивидуально-психологических
особенностей входящих в него детей.

Влияние коллектива
на личность зависит от уровня развития
коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее
и многостороннее это влияние.

Рассмотрим механизмы
(каналы) этого влияния.

1. Коллектив
влияет на личность через совместную
деятельность
. Это
воздействие будет эффективным при
следующих условиях:

• если
цель деятельности привлекательна для
всех детей или для большинства;

• если
цель деятельности совпадает с мотивами
участия детей в данной деятельности;

• если
ребенок является субъектом деятельности,
ее активным участником. Потому что
коллектив воздействует на личность в
меру и в силу ее активности в коллективе
(Т.Е. Конникова);

• если
деятельность носит коллективный
характер: когда результат деятельности
зависит от вклада каждого.

2. Коллектив
воздействует на личность через отношения.Здесь имеет значение
то, какие отношения существуют в
коллективе, и то, какое место (положение)
занимает ребенок в системе отношений.

В коллективе
между детьми складываются деловые
и личные
отношения.
Деловые отношения возникают в совместной
деятельности. Их еще называют отношениями
взаимной ответственности, или отношениями
руководства и подчинения (А.С. Макаренко).
Эти отношения очень важны для воспитания
дисциплины, ответственности, культуры
поведения.

Личные отношения
сопровождаются проявлением чувства
симпатии и антипатии. Каждый ребенок
занимает в них определенное место
(положение): благоприятное или
неблагоприятное, изолированное.
Неблагоприятное положение в системе
личных отношений вызывает у ребенка
тяжкие переживания, это отталкивает
его от коллектива, и он ищет другую
группу, где его принимают и у него есть
возможность стать уважаемым членом.

Естественно предположить,
что воздействие коллектива будет сильнее
на того ребенка, чье положение (статус)
в системе личных отношений будет
благоприятным.

3. Коллектив
воздействует на личность через
общественное мнение.
Многие авторы (А.С. Макаренко, Т.Е.
Конникова) склонны считать общественное
мнение коллектива главным механизмом
его воздействия на личность.

Общественное мнение
– это общность нравственных оценок и
суждений, принимаемых всеми или
большинством коллектива. В общественном
мнении выражены нравственные ориентации
коллектива, требования к отдельным его
членам или группам, нормы поведения,
которые признаются всеми участниками
и становятся общими нравственными
ценностями.

Общественное мнение
вырабатывается в совместной деятельности,
когда каждый член коллектива становится
активным участником всех ее этапов от
постановки цели до анализа результатов.
Важное значение для формирования
общественного мнения имеет коллективное
обсуждение конкретного опыта коллектива,
повседневных событий его жизни,
положительных и отрицательных поступков
отдельных его членов.

4. Общественное
мнение материализуется в традициях
– устойчиво повторяющихся эмоционально
привлекательных формах общей жизни.
Сущность традиций в том, что в них
наиболее отчетливо запечатлен общий
эмоциональный опыт, как говорил А.С.
Макаренко, “общий вкус” коллектива,
т.е. его общественное мнение в данной
области коллективных отношений.

По существу, традиция
– это одна из форм внешнего поведенческого
выражения групповых и коллективных
норм.

В традициях выражается
отношение коллектива к старшим, к
младшим, к классу (школе) в целом, к
порядку, к дисциплинарным нормам и
требованиям, к вещам и т.д. В традициях
закрепляется то лучшее, что есть в
коллективном опыте.

Не стоит смешивать
традиции и традиционные мероприятия
(праздники, школьные и классные дела и
т.д.)

Традиции создаются и
поддерживаются самими детьми, они
пронизывают повседневную жизнь
коллектива, выражают его ценностные
отношения (к человеку, к школе, к учебе,
к самому себе как личности) и становятся
регулятором поведения членов коллектива.

5. Влияние
коллектива на личность усиливается,
если в нем существует самоуправление.
Самоуправление – это таким образом
организованная деятельность, субъектом
организации которой является коллектив.

Организация самоуправления
осуществляется по этапам: от категорического
требования (в них выражаются социальные
нормы) до соуправления (привлечение
детей к управлению коллективом) и от
него – к самоуправлению.

Единство педагогических
требований обеспечивает элементарное
соблюдение норм общежития. Соуправление
приобщает школьников к заботе об общем
деле. Самоуправление выводит их на
ответственность за дела и поступки
каждого члена коллектива.

Самоуправление –
процесс, находящийся в постоянном
развитии. Механизм развития самоуправления
– передача полномочий педагогического
коллектива – детскому.

Самоуправление
возникает при следующих условиях: когда
существует конкретная деятельность;
если есть актив; если есть лидеры; если
школьникам предоставляются реальные,
а не фиктивные права.

6. Коллектив
воздействует на личность через
психологический
(эмоциональный) климат.

И это влияние будет более глубоким, если
в коллективе царит мажорный тон,
существуют товарищеские отношения,
постоянная готовность к действию, дети
чувствуют себя защищенными, если у них
выработана привычка торможения
(сдержанность, вежливость и т.д.)

Таковы механизмы
воздействия коллектива на личность.

Педагогическое
руководство коллективом.
Все выше
сказанное позволяет утверждать, что
коллектив – это инструмент развития
личности. Но это совсем не означает, что
полноценное развитие личности возможно
только в коллективе и через коллектив.
Ведь коллективы бывают разные. Только
развитый детский коллектив действительно
играет важнейшую роль в формировании
личности. Но таких коллективов, как
показали педагогические исследования,
не более 6-8%. Большинство же из них
относятся к средне – и слаборазвитым.
Таких коллективов – 75-80%. Положительное
воздействие на личность оказывают
высокоразвитые коллективы. Средне – и
слаборазвитые влияют на психологию и
поведение личности как положительно,
так и отрицательно.

И кроме того, цель
воспитания находится в противоречии с
коллективным воспитанием. Коллектив,
как правило, одинаково действует на
всех его членов, что может приводить не
к индивидуализации, а к унификации
личностей и к конформизму. Следовательно,
нужны высокоразвитые коллективы. Отсюда
возникает проблема педагогического
руководства коллективом.

Управляя коллективом,
педагогу следует соблюдать следующие
правила.

1. Необходимо разумно
сочетать педагогическое руководство
с естественным стремлением учеников к
самостоятельности, независимости,
желанием проявить инициативу и
самодеятельность: не подавлять, а умело
направлять их активность, не командовать,
а сотрудничать с ними.

2. Коллектив –
динамическая система, он постоянно
меняется, развивается, так же должно
меняться и руководство коллективом. По
мере развития коллектива учитель все
больше опирается на общественное мнение,
традиции, самоуправление.

3. Педагог координирует
воспитательные влияния, оказываемые
другими коллективами, учителями, семьей,
общешкольным коллективом.

4. Целесообразно
привлечь всех детей к управлению
коллективной деятельностью. Для этого
продумывается система поручений, их
регулярная сменяемость, взаимная
отчетность, отношения руководства и
подчинения.

5. Надо дать каждому
ребенку возможность занять благоприятное
положение в системе коллективных
отношений, личных и деловых. Положение
изгоя, отвергнутого резко ухудшает
результаты воспитания.

6. В организационном
плане необходимо опора на микроколлективы,
микрогруппы. Именно в них создается
поле эмоционального заражения и
заряжения. Ребенок гораздо лучше
чувствует себя в небольшой (5-6 человек)
группе.

7. Поскольку одним из
факторов создания коллектива является
характер деятельности, надо его изменять
таким образом, чтобы возникали ценные
в воспитательном плане отношения,
появлялись новые лидеры, способные
вести коллектив к более высокому уровню.

8. Чтобы не ущемлять
права личности, целесообразно педагогически
уравнять в правах и обязанностях личность
и коллектив. Это означает предоставление
не только коллективу права чего-то
требовать от личности, но и права личности
требовать от коллектива. Как каждая
конкретная личность должна брать на
себя определенные обязанности перед
коллективом, так и сам коллектив должен
быть обязанным перед личностью.

9. Ребенку должно быть
предоставлено реальное право выражать
свое несогласие не только с ученическим,
но и с педагогическим коллективом,
придерживаться и отстаивать свое
собственное мнение до конца, а не слепо
подчиняться решению большинства. За
личностью, кроме того, должно быть
оставлено право свободного перехода
из одного коллектива в другой.

10. И,
наконец, необходимо отказаться от двух
постулатов: о безусловном приоритете
коллектива над личностью и однозначно
положительном влиянии коллектива на
личность. Необходимо также отказаться
от мысли о том, что без коллектива и вне
коллектива полноценная личность
воспитана быть не может.

Особенности
развития коллектива младших школьников.

Возраст
детей играет существенную роль в процессе
формирования коллектива, возраст
определяет и особенности педагогического
руководства. Для коллектива младших
школьников характерны следующие
особенности. Первоклассники не
представляют собой еще хоть сколько-нибудь
организованного коллектива. Они мало
общаются друг с другом, плохо знают
успехи товарищей в учении.

В 1-2
классах “коллектив” учащихся и актив
еще не играют сколько-нибудь значительной
роли в жизни каждого отдельного школьника.

Отношения
между детьми в начальных классах строятся
преимущественно через учителя: он
выделяет кого-либо из учеников как
образец для подражания, определяет их
суждения друг о друге, организует
совместную деятельность и общение, его
требования и оценки принимаются и
усваиваются учащимися. Таким образом,
учитель является центральной фигурой
для учащихся (особенно 1-2 классов),
носителем существующего среди них
общественного мнения.

Причины
этого кроются в особенностях детей
данного возраста: подражательности,
необъективности самооценки, а потому
и неразвитости общественного мнения.

Дети
еще не владеют навыками организации
коллективной деятельности: не могут
поставить общую цель, осуществить
разделение труда, проанализировать
совместные дела.

Кроме
того, младшие школьники эмоционально
неустойчивы, отсюда и их отношения
изменчивы и непостоянны, а общение
отличается хаотичностью и отсутствием
избирательности.

Однако
выявленные особенности коллектива
младших школьников не означают, что его
и не нужно создавать. Хорошие учителя
и воспитатели, пользуясь своим влиянием
на маленьких школьников, уже в начальных
классах ставят перед собой задачу
формирования подлинного детского
коллектива и его общественного мнения.
А в тех классах, где эта задача своевременно
не решается учителем, отношения между
детьми складываются стихийно и в
большинстве случаев неправильно. Когда
эти дети переходят в средние классы, у
них ухудшается учебная деятельность,
падает дисциплина, снижается уровень
общественной жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник