Особенности социально личностного развития ребенка

Особенности социально личностного развития ребенка thumbnail

Ольга Шептикина
Социально-личностное развитие дошкольника.

Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Организация деятельности по социально-личностному развитиюв условиях ДОУ доступна в следующих формах:

— НОД;

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— совместная деятельность детей;

— индивидуальная работа воспитателя с ребенком;

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т. е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников,являются следующие:

1. Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.

2. Воспитание социальных чувств.

3. Воспитание активной позиции.

4. Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Многие взрослые считают, что ребенок должен делать что-то полезное, а не только играть. Аксиомой является положение о том, что игра — ведущий вид деятельности дошкольников. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Все игры могут и должны использоваться для их социального развития, так как игра — это в большинстве случаев коллективная деятельность, предполагающая необходимость общения со сверстниками или взрослыми, определения лидеров, «звезд» и «отверженных».

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.

Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.

Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит — научить жить.

Педагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числе учитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия.

В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.

Первый класс игр — игры по инициативе детей (самостоятельные сюжетные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).

Второй класс — игры по инициативе взрослых (дидактические, подвижные, игры-забавы, интеллектуальные).

Третий класс — народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).

Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охватить все игры.

1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).

2. Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, элементы спортивных игр и упражнений); интеллектуальные (игры для педагогической коррекции, компьютерные и музыкальные игры, народные игры, игры-забавы).

Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить проблему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, трудных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную работу можно организовать, используя отдельные игровые элементы, приемы, или полностью провести в игровой форме.

В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.

Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих.

Читайте также:  Заключение об интеллектуальном развитии ребенка

Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, изменяются, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические новообразования — ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развиваются личностные механизмы культуры поведения — контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Идентифицируя себя со взрослым, ребенок тем самым усваивает культурные образцы и нормы. Разумеется, первые ярко выраженные идентификации происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем усваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, социальные отношения, способ поведения, что, естественно, не может не отразиться на выборе сюжета игр. Вот почему в этой связи ответственность несут взрослые, особенно родители.

Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом,где в целостную систему соединяются:

1. деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;

2. общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;

3. содержание и структура его самосознания.

Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

1. помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

2. обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

3. включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;

4. воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь, затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение — это и есть процесс воспитания и развития ребенка. А игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности. Социально-коммуникативные навыки  развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, мы  предлагаем приложение с играми на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:

чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек»,  «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли» и др.

умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов»,  «Подарок для всех» и др.

умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения»,    «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др.

развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка», «Разведчики» и др.

создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости  «Поймай мышку», «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски» и др.

Источник

Сущность социально-личностного развития дошкольника

Определение 1

Социально-личностное развитие – это формирование верного отношения ребёнка к себе и окружающему, а также его социальных мотивов, потребностей.

В соответствии с ФГОС ДО социально-личностное развитие включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и направлено на:

  • усвоение детьми ценностей и норм, принятых в современном обществе;
  • формирование и развитие навыков общения посредством активного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • формирование навыков самостоятельности, самовоспитания, саморегуляции и направленности своих действий;
  • развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания и эмоциональной отзывчивости (эмпатии);
  • формирование готовности к осуществлению совместных видов деятельности со сверстниками;
  • формирования уважения к окружающим людям, Родине, истории и традициям народа;
  • формирования гордости и чувства принадлежности к своей семье, определенной национальности и сообществу;
  • формирование положительного отношения к разным видам трудовой и творческой деятельности;
  • формирование основ по безопасному поведению в быту, обществе и природе.

В рамках ДОУ социально-личностное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в следующих формах:

  • образовательная деятельность;
  • совместные виды деятельности воспитателя и детей;
  • совместная деятельность воспитанников;
  • индивидуальные виды работы воспитателя с детьми.

В настоящее время современные детские сады уделяют большое внимание решению проблемы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что оно направлено на формирование отношения ребенка окружающему миру и самому себе, способствует выработке социальных потребностей и мотивов, становлению самопознаний. Социально-личностное развитие требует от педагога немалых затрат труда и проявление педагогического профессионализма, способствующих получению видимого результата.

Задачи социально-личностного развития дошкольников

Основные задачи социально-личностного развития детей дошкольного возраста:

  1. Формирование у детей полноценной картины социального мира, самого себя и своего места в социуме.
  2. Воспитание активной жизненной позиции и адекватных социальных чувств.
  3. Формирование представление об окружающих людях, самом себе, природе, рукотворных произведениях и т.д.

Процесс социально-личностного развития продолжается у человека на протяжении всей его жизни. Однако его фундамент закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот возрастной период у ребенка формируются первые компоненты социального поведения, появляются эмоционально-личностные и поведенческие линии. Дети всегда активны и стремятся к выполнению различных видов деятельности, задача воспитателя (родителя) не тормозить их в этом стремлении, а напротив, мотивировать на постоянное развитие и совершенствование, не давать угаснуть желанию развиваться и познавать. Большую роль в этом направлении имеют разнообразные виды игр, в которые ребенок играет не только со сверстниками, но и со взрослыми и даже сам с собой.

Читайте также:  Шкала развития ребенка до трех лет

Ошибочным является мнение, что ребенок должен постоянно заниматься чем-то полезным, а не только играть. Однако, именно игра является ведущим видом деятельности ребенка. В игре ребенок познает мир, развивается, у него формируются необходимые умения и навыки. В процессе игр развитие детей движется быстрыми темпами: психическое, социальное, эмоциональное. Каждый педагог, организуя социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, должен максимально использовать возможности игры для социального развития детей.

Средства и способы социально-личностного развития дошкольников

Успешность социально-личностного развития во многом зависит от непрерывности образовательного процесса, организуемого педагогом.

Личный опыт ребенка дошкольного возраста формируется естественным путем, в тех видах деятельности, которые ему доступны, понятны и интересны. Ведущим видом деятельность ребенка-дошкольника является игра. В игре ребенок может максимально раскрыться, проявить самостоятельность, ненавязчиво освоить способы и средства познания, общения и деятельности.

Замечание 1

Таким образом, игра является основным способом социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. Через игру ребенок имеет возможность войти в общество, познакомиться с профессиями, социальными ролями и особенностями взаимодействия людей друг с другом.

В ДОУ с целью социально-личностного развития детей применяют следующие виды игр:

  • Первый класс игр – игры, организуемые по инициативе детей: самостоятельные сюжетные, театрализованные, сюжетные и т.д.
  • Второй класс игр – игры, организуемые по инициативе взрослых: дидактические, игры-забавы, подвижные, интеллектуальные.
  • Третий класс игр – это народные игры: досуговые, обрядовые, тренинговые, архаические.

Кроме того, игры, используемые для социально-личностного развития детей, делят на:

  1. Творческие игры: строительные, сюжетно-ролевые, игры с водой и песком и т.д.
  2. Игры с правилами: дидактические (математические, экологические, речевые и т.д.), сюжетные, бессюжетные, спортивные, интеллектуальные и т. д.

Используя игры, воспитатель ДОУ решает следующие задачи социально-личностного развития воспитанников:

  1. Игры способствуют обретению ребенком уверенности в собственных силах, веры в людей.
  2. Обеспечение настроя на позитивное отношение к самому себе и окружающей действительности, реализацию собственного предназначения.
  3. Включение каждого ребенка в процесс самовоспитания и самопознания.
  4. Воспитание ответственности, аккуратности, рачительности и самоорганизации.

Замечание 2

Игра – это достаточно сложный социально-психологический феномен, который имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности.

Источник

Особенности социально — личностного развития детей раннего возраста

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения со взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

Социальное развитие ребенка начинается уже в первые недели и месяцы его жизни. Беспомощность новорожденного является безусловной предпосылкой его обращенности к окружающим людям. Благополучие ребенка в последующие годы, в том числе и в школьные, во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.

Под социализацией понимается процесс развития биологически необходимых и социально одобряемых стереотипов поведения, формирование представлений о нормах и социальных ожиданиях определенного поведения. При этом под социализацией принято понимать весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений.  Ранняя социализация связана преимущественно с первым этапом этого процесса Социализации в раннем возрасте начинается практически одновременно с тем моментом, когда ребенок физически отделяется от матери. Одним из основных показателей социального взросления маленького ребенка является его согласие ненадолго отпустить мать от себя. Это означает, что он уже способен на протяжении некоторого, пусть даже непродолжительного времени, самостоятельно взаимодействовать с другими людьми.

Не менее важным показателем развития социальных потребностей ребенка становится возникновение интереса к другим детям на улице. Стремление к общению с другими детьми свидетельствует о том, что у малыша появляется свой круг интересов, выходящий за рамки семейных контактов. Владение ребенком основными навыками самообслуживания также свидетельствует о его готовности обходиться без посторонней помощи. Известно, что навыками самообслуживания быстрее овладевают именно социально активные дети, стремящиеся к самостоятельности и не испытывающие страха перед новым жизненным опытом. Следовательно, данный параметр, несмотря на его внешнюю убедительность, является вторичным, производным от уровня развития социальных потребностей ребенка.

На протяжении раннего возраста происходят важные изменения в личности ребенка. Эти изменения, по мнению В.С.Мухиной, прежде всего связаны с развитием предметной деятельности и общения со взрослыми

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению  успеха в деятельности.

Читайте также:  Детский сад 187 центр развития ребенка

 Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

 Отношения со взрослым переходят на новый уровень. Теперь взрослый — это носитель знаний и образцов человеческих действий с предметами, с его помощью малыш познает предметное окружение. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Общение ребенка со взрослыми в раннем возрасте имеет специфические особенности. Ребенка, имеющего полноценное общение со взрослыми, характеризуют следующие черты:

малыш инициативен по отношению к взрослому – стремится привлечь его внимание к своим действиям, обращается за помощью и оценкой своих действий;

настойчиво требует от взрослого соучастия в своих делах;

чувствителен к отношению взрослого, к его оценке, умеет перестраивать свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различает похвалу и порицание;

охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции; своевременно овладевает активной речью, пользуется ею в целях общения.

Овладение речью  является  важнейшим событием в этом возрасте. Это происходит в общении со взрослым путем называния предметов и указания действий. Позже речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением и т.д.

В раннем возрасте формируются  навыки самообслуживания: малыш сам одевается,  пользуется ложкой и вилкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет руки и т.д.

Интерес к предметам и действиям с ними приводит к возникновению процессуальной игры: малышу важен сам процесс, например, кормление куклы или катание мишки на машинке К концу этого периода в игре ребенка появляются элементы творчества, воображаемая ситуация выходит на первый план по отношению к наглядной и складывается самостоятельная сюжетная игра, которая имеет важное значение в развитии и становится ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой

Ощущение сходства со сверстником и вызываемая этим бурная радость стимулируют новые попытки продлить удовольствие, испытать состояние общности с другим человеком. Сверстник для ребенка выступает в своеобразной роли зеркала, в котором малыш видит отражение своего бытия. Поэтому общение является мощным средством самопознания, формирования адекватного представления о себе.

Общение со сверстниками – один из важнейших источников развития познавательной деятельности ребенка. Присутствие поблизости сверстника активизирует даже младенца. Контакты между детьми дают им дополнительные впечатления, положительные переживания, открывают возможность продемонстрировать свои умения, способствуют раскрытию творческого начала и самобытности. В ходе общения друг с другом у малышей налаживаются и совершенствуются совместные практические и игровые действия, формируются представления о другом человеке.

Итак, на третьем году жизни ребенок испытывает особую потребность в общении со сверстником, которая удовлетворяется в эмоционально окрашенной игре. Но и к концу раннего возраста общение детей друг с другом пока еще уступает по притягательности общению со взрослыми и предметной деятельности.

Первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения, выступает в качестве одного из основных источников социализации индивида.

Семья является для ребенка не только источником и условием развития его психики, расширения его знаний и представлений об окружающем мире, но и первой моделью принятых в данном конкретном обществе социальных отношений, с которой он встречается. Именно в семье ребенок знакомится со смыслом и сутью социальных ролей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, сына, дочери. Став старше, он осознает и тот пласт семейных связей, центром которых является не он, а другие члены семьи: муж, жена, дядя, тетя, прочие родственники.

Даже если структура семьи, в которой живет ребенок, достаточно сложна и иерархиризирована, она не может предоставить ребенку возможности в полной мере приобрести тот опыт социального поведения, который необходим для вступления в иной, более широкий круг общественных отношений, выходящий за пределы родственных связей. Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития, как овладение нормами и правилами общественных взаимоотношений.

Таким образом, В.С. Мухина считает, что «социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей»  Но недостаточно просто снабдить ребенка знаниями о том, как устроено общество, как принято себя вести в нем. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой человеческих отношений, освоении социальных норм и ролей, выработке психологических механизмов социального поведения.

Источник