Особенности семейного воспитания ребенка с нарушениями в развитии

Особенности семейного воспитания ребенка с нарушениями в развитии thumbnail

Воспитание детей с нарушениямиПоявление в семье ребенка с нарушениями развития всегда ведет к созданию особенного психологического климата, который влияет на жизнь всех членов семьи. Основной задачей родителей, оказавшихся в таком положении, является преодоление психологического стресса и эмоциональных трудностей, так как без этого невозможно решать проблемы воспитания ребенка с нарушениями развития. Семья выполняет главную роль в воспитании детей с нарушениями слуха, речи, зрения и другими дефектами, поэтому родителям важно сформировать у себя правильную позицию по отношению к своему ребенку, а также знать об основных принципах воспитания детей с нарушениями развития и активно применять их в повседневной жизни.

Родительская позиция по отношению к ребенку

Очень большое значение в воспитании детей с различными нарушениями развития играет отношение родителей к ребенку. Правильным отношением является восприятие ребенка как здорового, но имеющего ряд особенностей, которые родители учитывают в процессе воспитания. Однако в большинстве семей формируются неадекватные позиции по отношению к ребенку:

  • Гиперопека – в этой ситуации члены семьи относятся к ребенку как к беспомощному существу, которое нуждается в постоянной защите и контроле, ему не прививают навыков самостоятельности.
  • Эмоциональное неприятие ребенка – родители смиряются с особенностями ребенка, но не принимают его самого, что ведет к недостатку или полному отсутствию необходимой педагогической и коррекционной работы.
  • Неприятие дефекта ребенка – родители принимают ребенка, но не способны смириться с его дефектом, поэтому прилагают множество усилий, чтобы его исправить, растят ребенка в условиях «культа болезни», что негативно сказывается на его психическом развитии.
  • Неприятие ребенка и его особенностей – родители не могут принять ни ребенка, ни его дефект, не видят будущего в его воспитании, поэтому либо совсем отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи.

Все перечисленные типы неадекватного отношения представляют собой защитную реакцию родителей на травмирующую ситуацию и особенно остро влияют на процесс воспитания детей с нарушениями интеллекта и дефектами речи. Эффективно решить эту проблему в большинстве случаев можно только с помощью семейной психотерапии, так как немногие родители способны самостоятельно прийти к осознанию, каким должно быть правильное восприятие ребенка с проблемами развития. Адекватное отношение к ребенку основывается на полном и безоценочном принятии. Родители не должны сравнивать его с другими, нормально развивающимися детьми.

Основные принципы семейного воспитания детей с нарушениями развития

Воспитание детей с нарушениями речиВсем родителям, которые успешно справились с психологическим стрессом, сформировали у себя адекватное отношение к ребенку и желают активно заниматься его воспитанием, рекомендуется соблюдать следующие важные принципы:

  • В процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами развития должны принимать участие все члены семьи.
  • Всем членам семьи необходимо иметь представление о природе нарушений развития, имеющихся у ребенка, правильной линии поведения с ним и способах коррекции дефектов.
  • Помимо семейного воспитания, ребенку необходима профессиональная помощь специалистов, при этом степень их участия в процессе воспитания определяется в зависимости от тяжести дефектов развития ребенка.

Наиболее важным условием для эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, речи и другими дефектами является гармоничная психологическая обстановка в семье. Все дети остро переживают дефицит любви и ласки, а дети с отклонениями в развитии отличаются особенной чуткостью. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят и ценят, и тогда он будет развиваться активнее, а необходимые знания и навыки будут формироваться у него более успешно. Также очень важно, чтобы оба родителя умели легко и бесконфликтно договориться о любых вопросах, связанных с воспитанием ребенка. Только такие условия гарантируют, что он будет расти и развиваться в условиях душевного комфорта и иметь чувство защищенности.

При воспитании детей с нарушениями слуха, зрения и речи родителям следует соблюдать принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Так, при воспитании детей с нарушениями речи обязательно нужно учитывать, что ребенок не всегда способен выразить свои потребности с помощью слов, поэтому родителям нужно учиться распознавать их по его выражению лица, жестам, интонациям голоса или позе.

Также необходимо соблюдать принцип формирования у ребенка навыков нормативного поведения, которое обеспечивает его нормальную социальную адаптацию. Особенно этот принцип важен при воспитании детей с нарушениями интеллекта. Родителям важно служить для ребенка эталоном правильного поведения в социуме, понимая, что их собственное неадекватное поведение обязательно будет иметь негативное влияние на психику ребенка и сформирует у него неверные установки.

Читайте также:  Безруких возрастная физиология развития ребенка

Еще одним важнейшим принципом эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, речи, слуха и другими проблемами развития является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Ребенка с отклонениями в развитии необходимо приучать к опрятности и аккуратности. Важно, чтобы он умел следить за своим внешним видом, а также принимал посильное участие в выполнении домашней работы. Только так можно обеспечить гармоничное развитие ребенка, при котором он сможет чувствовать себя самодостаточной личностью, и не будет ощущать дискомфорта из-за своих физических недостатков.

Кроме того, необходимо обеспечить ребенку условия для развития его природных способностей. При воспитании детей с нарушениями речи можно делать упор на развитие способностей к танцам и творческой деятельности, при которой речевые дефекты не будут оказывать влияния на успешность занятий, а ребенку с двигательными патологиями нужно обеспечить условия для занятий такими видами искусства, которые не требуют передвижения.

Источник

    Характерными нарушениями родительского
    поведения в случае рождения больного
    ребенка являются: потворствующая
    гиперопека, стиль «фобия потери ребенка»
    либо скрытая или открытая отчужденность,
    связанная с психической деприваци-ей
    ребенка. Наиболее тяжелым последствием
    гиперопеки яв­ляется отставание в
    психическом развитии ребенка.

    Потворствующая гиперопека может быть
    связана с невери­ем в силы ребенка,
    его возможности, а также с «фобией утраты
    ребенка». Гипертрофированный страх за
    ребенка передается от матери самому
    ребенку, формируя у него «избегающее»
    пове­дение и определяя формирование
    его симбиотической связи с матерью. В
    таких случаях речь не идет даже об
    элементах само­стоятельности у
    ребенка.

    Эмоциональное отвержение чаще всего
    имеет место, когда ребенок не оправдывает
    ожиданий родителей, не удовлетворя­ет
    их социальных амбиций, что проявляется
    в повышенном уровне тревожности у
    ребенка, его педагогической запущенно­сти,
    отставании в психическом развитии и
    девиантном поведе­нии в более старшем
    возрасте.

    Основные направления в работе специалистов
    с семьей

    По В. В. Ткачевой это следующие направления:

    1. Гармонизация семейных взаимоотношений.

    2. Коррекция психологического состояния
    матери.

    3. Коррекция детско-родительских
    отношений.

    4. Помощь в адекватной оценке возможностей
    ребенка (как физических, так и
    психологических).

    5. Обучение матери специальным коррекционным
    и мето­дическим приемам, необходимым
    для проведения занятий с ребенком в
    домашних условиях.

    6. Обучение матери специальным
    воспитательным приемам, необходимым
    для коррекции личности ребенка.

    Ориентируясь на эти направления,
    педагог-дефектолог решает следующие
    задачи.

    1. Коррекция неконструктивных форм
    поведения матери, таких как агрессивность,
    необъективная оценка поведения ре­бенка,
    негативные желания, стремление уйти от
    трудностей, примитивизация поведения,
    связанная со сниженной само­оценкой.

    2. Формирование понимания матерью проблем
    ее ребенка, а именно: постепенный отход
    от позиции, отрицающей наличие проблем
    (« Он у меня такой же, как все»), и позиции
    противопоставления себя социуму и
    переход в позицию взаимодействия («А
    как его научить?Я не умею»).

    3. Постепенное исключение проблем
    гиперболизации про­блем ребенка,
    представления о бесперспективности
    развития ребенка («Нет, из него никогда
    ничего не получится»).

    4. Повышение личностной самооценки
    матери в связи с воз­можностью увидеть
    результаты своего труда в успехах
    ребенка.

    5. Коррекция внутреннего психологического
    состояния ма­тери: переживания,
    связанные с психофизической
    недостаточ­ностью ребенка, должны
    постепенно перейти в осознание
    воз­можностей ребенка, в радость от
    его маленьких успехов.

    6. Осуществление личностного роста
    матери в процессе вза­имодействия со
    своим ребенком, в процессе его обучения
    и вос­питания с помощью психолога;
    переход матери из позиции пе­реживания
    за недуг ребенка в позицию творческого
    поиска ре­ализации его возможностей.

    7. Трансформация воспитательно-образовательного
    процес­са, реализуемая матерью по
    отношению к ребенку, в психотера­певтический
    процесс по отношению к себе самой;

    Формы индивидуальной работы с родителями

    1. Демонстрация матери приемов работы
    с ребенком.

    2. Конспектирование матерью уроков,
    проводимых педаго­гом.

    1. Особенности, задачи и
      содержание семейного воспитания
      умственно отсталых детей. Специфика
      психологической помощи семьям,
      имеющим ребенка с данными нарушениями.

    Специфика нарушений состояния психического
    здоровья у умственно отсталых детей
    характеризуется в первую очередь тотальным
    недоразвитием высших корковых функций,
    инертностью психических процессов,
    тотальным недоразвитием познавательной
    деятельности при выраженном стойком
    дефиците абстрактного мышления, процессов
    обобщения и отвлечения       Особенности
    познавательной деятельности умственно
    отсталых детей      Рождение
    ребенка с интеллектуальным дефектом
    дестабилизирует психологическое
    состояние родителей еще и потому, что
    в бытовом сознании это событие часто
    воспринимается как признак наличия
    несвойственных человеку характеристик
    («Он не такой, как все», «Он не похож на
    нас, значит, он чужой»). У родителей
    такого ребенка окружающие начинают
    выискивать отклонения от нормы и
    воспринимать их как психически больных
    лиц либо как людей с вредными привычками
    (алкоголиков, наркоманов). Это, естественно,
    возводит невидимую стену между семьей
    и социальным окружением. Родители
    умственно отсталых детей чрезвычайно
    боятся и стыдятся диагноза, поставленного
    их ребенку. Они используют все возможности
    для его изменения на другой, по их мнению,
    более приемлемый и «щадящий» (ранний
    детский аутизм, детский церебральный
    паралич и др.).
                Отношение
    матерей к умственно отсталым детям
    имеет противоречивый характер
    (О. Б. Чарова, Е. А. Савина,
    1999). С одной стороны, матери проявляют
    жалость к детям. Несостоятельность
    умственно отсталых детей заставляет
    матерей их опекать и контролировать.
    С другой стороны, у матерей умственно
    отсталых детей часто проявляется
    усталость, раздражение, желание наказать
    ребенка, игнорировать интересы ребенка
    в силу их примитивности. Эмоциональное
    состояние матерей характеризуется
    депрессией, чувством вины, горя, стыда
    и страдания (Р. Ф. Майрамян, 1974,
    1976).
          В работах
    отдельных авторов все большее значение
    придается роли семьи в процессе
    формирования личности проблемного
    ребенка, эмоциональному характеру
    оценок, даваемых родителями своему
    ребенку (Г. А. Мишина, 1998). В этой
    связи особое значение имеет культура
    общения педагога с аномальными
    детьми. Уважение ребенка и его близких
    понимается как одно из средств коррекции
    личности таких детей и оказания
    психологической поддержки их
    семьям.
          Отклонения
    в психофизическом развитии детей
    раннего возраста не только являются
    возможным следствием органических и
    функциональных нарушений, но имеют и
    вторичный характер, обусловленный
    дефицитом общения и отсутствием
    адекватных способов сотрудничества
    родителей с детьми. Г. А. Мишина
    (1998) выделяет шесть неадекватных моделей
    сотрудничества родителей с ребенком:
    изолированность, предполагаемую
    взаимосвязанность, речевую взаимосвязанность,
    «молчаливое соприсутствие», «влияние
    и взаимовлияние», активную
    взаимосвязанность.
          В
    поведении родителей, воспитывающих
    проблемных детей раннего возраста,
    выделяется ряд особенностей. Среди них:
    неумение создавать ситуацию совместной
    деятельности, неэмоциональный характер
    сотрудничества, неадекватность позиции
    по отношению к ребенку и неадекватный
    стиль воспитания, недостаточная
    потребность в общении с ребенком.
          С
    каждым годом все актуальнее звучит тема
    о насущной потребности родителей детей
    с отклонениями в развитии в оказании
    им психокоррекционной помощи. В связи
    с этим специалистами подчеркивается
    необходимость включения родителей
    умственно отсталых детей
    в коррекционно-воспитательный процесс
    их детей, разрабатываются приемы и
    методы психокоррекционной помощи
    (В. В. Ткачева, 1999, 2000).

    Читайте также:  Роль взрослого в игре для развития ребенка

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Статья опубликована в рамках:

    Выходные данные сборника:

    Хахалова Ирина Владимировна

    студент 5 курс ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

    E-mail: istomin.dimon.ru@mail.ru

    Истомина Ольга Владимировна

    студент 5 курс ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

    E-mail: kicolechka@list.ru

    Юдина Валерия Александровна

    научный руководитель канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

    E-mail: lerau44@yandex.ru

    Семья — это исторически-сложившаяся форма существования группы людей, объединенных родственными связями. Семья — это среда, в которой ребенок живет и воспитывается. В семье создаются условия для психического, физического развития ребенка. На развитие ребенка влияет эмоциональная атмосфера семьи.

    На развитие личности влияет огромное количество факторов: социальное окружение, экономическая ситуация и конечно семейное воспитание. Семья является начальным звеном в становлении личности ребенка, так как именно в семье взрослые дают пример поведения, реагирования на какие-либо ситуации. Большую часть времени ребенок проводит с родителями и близкими родственниками. Поэтому семейное воспитание накладывает и опосредует все развитие ребенка.

    Семья реализует такие функции как:

    1.         Воспитательную;

    2.         Удовлетворение физиологических потребностей;

    3.         Образовательную;

    4.         Социализирующую;

    5.         Мировоззренческую;

    6.         Восстановительную;

    7.         Функцию профессиональной ориентации.

    Для семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии очень значимыми являются функции: коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная.

    Проблемой семейного воспитания детей с отклонениями в развитии занимались такие ученые как, Вилен Исаакович Гарбузов, Александр Иванович Захаров и Дмитрий Николаевич Исаев. По их мнению, отклонения в поведении детей возникают вследствие неправильного семейного воспитания. Они выделяют 3 типа неправильного воспитания:

    1.         Отвергающее (чрезмерная требовательности и попус­тительство).

    2.         Гиперсоциализирующее(тревожность, гиперопека, озабоченность будущим ребенка и семьи в целом).

    3.         Эгоцентрическое (низкий уровень ответственности родителей).

    Так же многими авторами изучались детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания. Были выделены 4 родительские установки и соответствующие им типы поведения:

    1.         «Принятие и любовь»;

    2.         «Явное отвержение»;

    3.         «Излишняя требовательность»;

    4.         «Чрезмерная опека».

    Семейное воспитаниесистематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главной задачей является подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи [3, с. 15].

    Читайте также:  Разработка индивидуальной программы или рекомендаций по развитию ребенка

    Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

    Ребенку с отклонениями в развитии очень сложно адаптироваться в обществе, так как наблюдаются трудности взаимоотношений со сверстниками и непринятие общества в целом «особого» ребенка.

    Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, сталкивается с огромным количеством трудностей. В первую очередь, трудности на уровне семьи, а затем за её рамками.

    Изучение литературы по проблеме дало возможность выделить типичные проблемы, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии.

    1.    Отношения в семье.

    Рождение «особого» ребенка оказывает влияние на все стороны семейной жизни и на всех ее членов. В воспитании ребенка с отклонениями часто преобладают крайности: родители либо чрезмерно жалеют своих больных детей, что способствует формированию бесхарактерности, безответственности, безволия, либо, напротив, безжалостно относятся к своим детям, унижают их достоинство, сердятся на них за медлительность, забывчивость и другие недостатки, вызванные болезнью.

    2.    Проблема воспитания и образования ребенка.

    Родители, воспитывающие ребенка с отклонениями, очень часто не имеют информации как и где учить ребенка. Во многих городах нет специализированных учреждений для обучения и воспитания ребенка ― инвалида. Так же при многих аномалиях развития у ребенка нет возможности обучаться в массовых образовательных учреждениях.

    3.    Отсутствие психолого-педагогических знаний.

    Многие родители, имеющие ребенка с отклонениями, не владеют достаточной информацией о дефекте ребенка, об особенностях развития ребенка и о путях коррекции этого дефекта. Зачастую родители или переоценивают, или недооценивают тяжесть дефекта.

    4.    Позиция родителей по отношению к ребенку.

    Установки и позиции родителей по отношению к дефекту ребенка оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье. В связи с появлением аномального ребенка родители проходят следующие стадии осознания и принятия возникшей у них проблемы:

    a.  Отрицания. Заключается в неверии существования болезней.

    b.  Гнев. Это защитная реакция на состояние их ребенка, возникает на почве безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в ребенке.

    c.  Чувство вины. Может перерастать во всепоглощающие страдания и переживания родителей по поводу их поступков и ошибок, которые привели к заболеванию.

    d.   Эмоциональная адаптация. Заключительный этап в развитии установок по отношению к самим себе, так и к своему ребенку.

    5.    Отношение общества к ребенку с отклонениями.

    Семья сталкивается с безразличием, непониманием, осуждением со стороны социума [2, с. 48].

    Для полноценного развития ребенка необходима помощь специалистов. Помощь должна оказываться и семье, а в первую очередь, специалисты должны выяснить обстановку в семье, тип семейного воспитания, взаимоотношения членов семьи, а так же установку родителей по отношению к детям.

    Большинство родителей не имеют специальной подготовки и не могут адекватно оценить возможности ребенка. Многие родители считают, что результат коррекционной работы полностью лежит на специалистах-дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Специалистам необходимо донести родителям, что без их вмешательства коррекционная работа не будет эффективной.

    Основными задачами родителей в коррекционной работе являются:

    · создание дома благоприятной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

    · обеспечение приема ребенком предписанных ему медика­ментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;

    · наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка, а также ведение дневника наблюдения;

    · расширение знаний в области специальной педагогики и психологии;

    · овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;

    · участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;

    · родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества.

    Специалистам необходимо помогать родителям не только с вопросами обучения и воспитания ребенка, но и оказывать помощь в преодолении семейного кризиса, возникшего с появлением в семье «особого» ребенка, в формировании положительной установки на дефект ребенка. А так же необходимо объяснить причину особенности нарушения развития ребенка и пути преодоления этого дефекта [1, с. 28].

    Список литературы:

    1. Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. ― Екатеринбург, 2001.
    2. Крупина И.В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. ― 2-е изд. ― М., 1996.
    3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. ― М.: ВЛАДОС, 2004.

    Источник