Особенности семейного воспитания ребенка с нарушениями в развитии
Появление в семье ребенка с нарушениями развития всегда ведет к созданию особенного психологического климата, который влияет на жизнь всех членов семьи. Основной задачей родителей, оказавшихся в таком положении, является преодоление психологического стресса и эмоциональных трудностей, так как без этого невозможно решать проблемы воспитания ребенка с нарушениями развития. Семья выполняет главную роль в воспитании детей с нарушениями слуха, речи, зрения и другими дефектами, поэтому родителям важно сформировать у себя правильную позицию по отношению к своему ребенку, а также знать об основных принципах воспитания детей с нарушениями развития и активно применять их в повседневной жизни.
Родительская позиция по отношению к ребенку
Очень большое значение в воспитании детей с различными нарушениями развития играет отношение родителей к ребенку. Правильным отношением является восприятие ребенка как здорового, но имеющего ряд особенностей, которые родители учитывают в процессе воспитания. Однако в большинстве семей формируются неадекватные позиции по отношению к ребенку:
- Гиперопека – в этой ситуации члены семьи относятся к ребенку как к беспомощному существу, которое нуждается в постоянной защите и контроле, ему не прививают навыков самостоятельности.
- Эмоциональное неприятие ребенка – родители смиряются с особенностями ребенка, но не принимают его самого, что ведет к недостатку или полному отсутствию необходимой педагогической и коррекционной работы.
- Неприятие дефекта ребенка – родители принимают ребенка, но не способны смириться с его дефектом, поэтому прилагают множество усилий, чтобы его исправить, растят ребенка в условиях «культа болезни», что негативно сказывается на его психическом развитии.
- Неприятие ребенка и его особенностей – родители не могут принять ни ребенка, ни его дефект, не видят будущего в его воспитании, поэтому либо совсем отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи.
Все перечисленные типы неадекватного отношения представляют собой защитную реакцию родителей на травмирующую ситуацию и особенно остро влияют на процесс воспитания детей с нарушениями интеллекта и дефектами речи. Эффективно решить эту проблему в большинстве случаев можно только с помощью семейной психотерапии, так как немногие родители способны самостоятельно прийти к осознанию, каким должно быть правильное восприятие ребенка с проблемами развития. Адекватное отношение к ребенку основывается на полном и безоценочном принятии. Родители не должны сравнивать его с другими, нормально развивающимися детьми.
Основные принципы семейного воспитания детей с нарушениями развития
Всем родителям, которые успешно справились с психологическим стрессом, сформировали у себя адекватное отношение к ребенку и желают активно заниматься его воспитанием, рекомендуется соблюдать следующие важные принципы:
- В процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами развития должны принимать участие все члены семьи.
- Всем членам семьи необходимо иметь представление о природе нарушений развития, имеющихся у ребенка, правильной линии поведения с ним и способах коррекции дефектов.
- Помимо семейного воспитания, ребенку необходима профессиональная помощь специалистов, при этом степень их участия в процессе воспитания определяется в зависимости от тяжести дефектов развития ребенка.
Наиболее важным условием для эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, речи и другими дефектами является гармоничная психологическая обстановка в семье. Все дети остро переживают дефицит любви и ласки, а дети с отклонениями в развитии отличаются особенной чуткостью. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят и ценят, и тогда он будет развиваться активнее, а необходимые знания и навыки будут формироваться у него более успешно. Также очень важно, чтобы оба родителя умели легко и бесконфликтно договориться о любых вопросах, связанных с воспитанием ребенка. Только такие условия гарантируют, что он будет расти и развиваться в условиях душевного комфорта и иметь чувство защищенности.
При воспитании детей с нарушениями слуха, зрения и речи родителям следует соблюдать принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Так, при воспитании детей с нарушениями речи обязательно нужно учитывать, что ребенок не всегда способен выразить свои потребности с помощью слов, поэтому родителям нужно учиться распознавать их по его выражению лица, жестам, интонациям голоса или позе.
Также необходимо соблюдать принцип формирования у ребенка навыков нормативного поведения, которое обеспечивает его нормальную социальную адаптацию. Особенно этот принцип важен при воспитании детей с нарушениями интеллекта. Родителям важно служить для ребенка эталоном правильного поведения в социуме, понимая, что их собственное неадекватное поведение обязательно будет иметь негативное влияние на психику ребенка и сформирует у него неверные установки.
Еще одним важнейшим принципом эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, речи, слуха и другими проблемами развития является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Ребенка с отклонениями в развитии необходимо приучать к опрятности и аккуратности. Важно, чтобы он умел следить за своим внешним видом, а также принимал посильное участие в выполнении домашней работы. Только так можно обеспечить гармоничное развитие ребенка, при котором он сможет чувствовать себя самодостаточной личностью, и не будет ощущать дискомфорта из-за своих физических недостатков.
Кроме того, необходимо обеспечить ребенку условия для развития его природных способностей. При воспитании детей с нарушениями речи можно делать упор на развитие способностей к танцам и творческой деятельности, при которой речевые дефекты не будут оказывать влияния на успешность занятий, а ребенку с двигательными патологиями нужно обеспечить условия для занятий такими видами искусства, которые не требуют передвижения.
Источник
Характерными нарушениями родительского
поведения в случае рождения больного
ребенка являются: потворствующая
гиперопека, стиль «фобия потери ребенка»
либо скрытая или открытая отчужденность,
связанная с психической деприваци-ей
ребенка. Наиболее тяжелым последствием
гиперопеки является отставание в
психическом развитии ребенка.
Потворствующая гиперопека может быть
связана с неверием в силы ребенка,
его возможности, а также с «фобией утраты
ребенка». Гипертрофированный страх за
ребенка передается от матери самому
ребенку, формируя у него «избегающее»
поведение и определяя формирование
его симбиотической связи с матерью. В
таких случаях речь не идет даже об
элементах самостоятельности у
ребенка.
Эмоциональное отвержение чаще всего
имеет место, когда ребенок не оправдывает
ожиданий родителей, не удовлетворяет
их социальных амбиций, что проявляется
в повышенном уровне тревожности у
ребенка, его педагогической запущенности,
отставании в психическом развитии и
девиантном поведении в более старшем
возрасте.
Основные направления в работе специалистов
с семьей
По В. В. Ткачевой это следующие направления:
1. Гармонизация семейных взаимоотношений.
2. Коррекция психологического состояния
матери.
3. Коррекция детско-родительских
отношений.
4. Помощь в адекватной оценке возможностей
ребенка (как физических, так и
психологических).
5. Обучение матери специальным коррекционным
и методическим приемам, необходимым
для проведения занятий с ребенком в
домашних условиях.
6. Обучение матери специальным
воспитательным приемам, необходимым
для коррекции личности ребенка.
Ориентируясь на эти направления,
педагог-дефектолог решает следующие
задачи.
1. Коррекция неконструктивных форм
поведения матери, таких как агрессивность,
необъективная оценка поведения ребенка,
негативные желания, стремление уйти от
трудностей, примитивизация поведения,
связанная со сниженной самооценкой.
2. Формирование понимания матерью проблем
ее ребенка, а именно: постепенный отход
от позиции, отрицающей наличие проблем
(« Он у меня такой же, как все»), и позиции
противопоставления себя социуму и
переход в позицию взаимодействия («А
как его научить?Я не умею»).
3. Постепенное исключение проблем
гиперболизации проблем ребенка,
представления о бесперспективности
развития ребенка («Нет, из него никогда
ничего не получится»).
4. Повышение личностной самооценки
матери в связи с возможностью увидеть
результаты своего труда в успехах
ребенка.
5. Коррекция внутреннего психологического
состояния матери: переживания,
связанные с психофизической
недостаточностью ребенка, должны
постепенно перейти в осознание
возможностей ребенка, в радость от
его маленьких успехов.
6. Осуществление личностного роста
матери в процессе взаимодействия со
своим ребенком, в процессе его обучения
и воспитания с помощью психолога;
переход матери из позиции переживания
за недуг ребенка в позицию творческого
поиска реализации его возможностей.
7. Трансформация воспитательно-образовательного
процесса, реализуемая матерью по
отношению к ребенку, в психотерапевтический
процесс по отношению к себе самой;
Формы индивидуальной работы с родителями
1. Демонстрация матери приемов работы
с ребенком.
2. Конспектирование матерью уроков,
проводимых педагогом.
Особенности, задачи и
содержание семейного воспитания
умственно отсталых детей. Специфика
психологической помощи семьям,
имеющим ребенка с данными нарушениями.
Специфика нарушений состояния психического
здоровья у умственно отсталых детей
характеризуется в первую очередь тотальным
недоразвитием высших корковых функций,
инертностью психических процессов,
тотальным недоразвитием познавательной
деятельности при выраженном стойком
дефиците абстрактного мышления, процессов
обобщения и отвлечения Особенности
познавательной деятельности умственно
отсталых детей Рождение
ребенка с интеллектуальным дефектом
дестабилизирует психологическое
состояние родителей еще и потому, что
в бытовом сознании это событие часто
воспринимается как признак наличия
несвойственных человеку характеристик
(«Он не такой, как все», «Он не похож на
нас, значит, он чужой»). У родителей
такого ребенка окружающие начинают
выискивать отклонения от нормы и
воспринимать их как психически больных
лиц либо как людей с вредными привычками
(алкоголиков, наркоманов). Это, естественно,
возводит невидимую стену между семьей
и социальным окружением. Родители
умственно отсталых детей чрезвычайно
боятся и стыдятся диагноза, поставленного
их ребенку. Они используют все возможности
для его изменения на другой, по их мнению,
более приемлемый и «щадящий» (ранний
детский аутизм, детский церебральный
паралич и др.).
Отношение
матерей к умственно отсталым детям
имеет противоречивый характер
(О. Б. Чарова, Е. А. Савина,
1999). С одной стороны, матери проявляют
жалость к детям. Несостоятельность
умственно отсталых детей заставляет
матерей их опекать и контролировать.
С другой стороны, у матерей умственно
отсталых детей часто проявляется
усталость, раздражение, желание наказать
ребенка, игнорировать интересы ребенка
в силу их примитивности. Эмоциональное
состояние матерей характеризуется
депрессией, чувством вины, горя, стыда
и страдания (Р. Ф. Майрамян, 1974,
1976).
В работах
отдельных авторов все большее значение
придается роли семьи в процессе
формирования личности проблемного
ребенка, эмоциональному характеру
оценок, даваемых родителями своему
ребенку (Г. А. Мишина, 1998). В этой
связи особое значение имеет культура
общения педагога с аномальными
детьми. Уважение ребенка и его близких
понимается как одно из средств коррекции
личности таких детей и оказания
психологической поддержки их
семьям.
Отклонения
в психофизическом развитии детей
раннего возраста не только являются
возможным следствием органических и
функциональных нарушений, но имеют и
вторичный характер, обусловленный
дефицитом общения и отсутствием
адекватных способов сотрудничества
родителей с детьми. Г. А. Мишина
(1998) выделяет шесть неадекватных моделей
сотрудничества родителей с ребенком:
изолированность, предполагаемую
взаимосвязанность, речевую взаимосвязанность,
«молчаливое соприсутствие», «влияние
и взаимовлияние», активную
взаимосвязанность.
В
поведении родителей, воспитывающих
проблемных детей раннего возраста,
выделяется ряд особенностей. Среди них:
неумение создавать ситуацию совместной
деятельности, неэмоциональный характер
сотрудничества, неадекватность позиции
по отношению к ребенку и неадекватный
стиль воспитания, недостаточная
потребность в общении с ребенком.
С
каждым годом все актуальнее звучит тема
о насущной потребности родителей детей
с отклонениями в развитии в оказании
им психокоррекционной помощи. В связи
с этим специалистами подчеркивается
необходимость включения родителей
умственно отсталых детей
в коррекционно-воспитательный процесс
их детей, разрабатываются приемы и
методы психокоррекционной помощи
(В. В. Ткачева, 1999, 2000).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
Хахалова Ирина Владимировна
студент 5 курс ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск
E-mail: istomin.dimon.ru@mail.ru
Истомина Ольга Владимировна
студент 5 курс ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск
E-mail: kicolechka@list.ru
Юдина Валерия Александровна
научный руководитель канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
E-mail: lerau44@yandex.ru
Семья — это исторически-сложившаяся форма существования группы людей, объединенных родственными связями. Семья — это среда, в которой ребенок живет и воспитывается. В семье создаются условия для психического, физического развития ребенка. На развитие ребенка влияет эмоциональная атмосфера семьи.
На развитие личности влияет огромное количество факторов: социальное окружение, экономическая ситуация и конечно семейное воспитание. Семья является начальным звеном в становлении личности ребенка, так как именно в семье взрослые дают пример поведения, реагирования на какие-либо ситуации. Большую часть времени ребенок проводит с родителями и близкими родственниками. Поэтому семейное воспитание накладывает и опосредует все развитие ребенка.
Семья реализует такие функции как:
1. Воспитательную;
2. Удовлетворение физиологических потребностей;
3. Образовательную;
4. Социализирующую;
5. Мировоззренческую;
6. Восстановительную;
7. Функцию профессиональной ориентации.
Для семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии очень значимыми являются функции: коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная.
Проблемой семейного воспитания детей с отклонениями в развитии занимались такие ученые как, Вилен Исаакович Гарбузов, Александр Иванович Захаров и Дмитрий Николаевич Исаев. По их мнению, отклонения в поведении детей возникают вследствие неправильного семейного воспитания. Они выделяют 3 типа неправильного воспитания:
1. Отвергающее (чрезмерная требовательности и попустительство).
2. Гиперсоциализирующее(тревожность, гиперопека, озабоченность будущим ребенка и семьи в целом).
3. Эгоцентрическое (низкий уровень ответственности родителей).
Так же многими авторами изучались детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания. Были выделены 4 родительские установки и соответствующие им типы поведения:
1. «Принятие и любовь»;
2. «Явное отвержение»;
3. «Излишняя требовательность»;
4. «Чрезмерная опека».
Семейное воспитание— систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главной задачей является подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи [3, с. 15].
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Ребенку с отклонениями в развитии очень сложно адаптироваться в обществе, так как наблюдаются трудности взаимоотношений со сверстниками и непринятие общества в целом «особого» ребенка.
Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, сталкивается с огромным количеством трудностей. В первую очередь, трудности на уровне семьи, а затем за её рамками.
Изучение литературы по проблеме дало возможность выделить типичные проблемы, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии.
1. Отношения в семье.
Рождение «особого» ребенка оказывает влияние на все стороны семейной жизни и на всех ее членов. В воспитании ребенка с отклонениями часто преобладают крайности: родители либо чрезмерно жалеют своих больных детей, что способствует формированию бесхарактерности, безответственности, безволия, либо, напротив, безжалостно относятся к своим детям, унижают их достоинство, сердятся на них за медлительность, забывчивость и другие недостатки, вызванные болезнью.
2. Проблема воспитания и образования ребенка.
Родители, воспитывающие ребенка с отклонениями, очень часто не имеют информации как и где учить ребенка. Во многих городах нет специализированных учреждений для обучения и воспитания ребенка ― инвалида. Так же при многих аномалиях развития у ребенка нет возможности обучаться в массовых образовательных учреждениях.
3. Отсутствие психолого-педагогических знаний.
Многие родители, имеющие ребенка с отклонениями, не владеют достаточной информацией о дефекте ребенка, об особенностях развития ребенка и о путях коррекции этого дефекта. Зачастую родители или переоценивают, или недооценивают тяжесть дефекта.
4. Позиция родителей по отношению к ребенку.
Установки и позиции родителей по отношению к дефекту ребенка оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье. В связи с появлением аномального ребенка родители проходят следующие стадии осознания и принятия возникшей у них проблемы:
a. Отрицания. Заключается в неверии существования болезней.
b. Гнев. Это защитная реакция на состояние их ребенка, возникает на почве безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в ребенке.
c. Чувство вины. Может перерастать во всепоглощающие страдания и переживания родителей по поводу их поступков и ошибок, которые привели к заболеванию.
d. Эмоциональная адаптация. Заключительный этап в развитии установок по отношению к самим себе, так и к своему ребенку.
5. Отношение общества к ребенку с отклонениями.
Семья сталкивается с безразличием, непониманием, осуждением со стороны социума [2, с. 48].
Для полноценного развития ребенка необходима помощь специалистов. Помощь должна оказываться и семье, а в первую очередь, специалисты должны выяснить обстановку в семье, тип семейного воспитания, взаимоотношения членов семьи, а так же установку родителей по отношению к детям.
Большинство родителей не имеют специальной подготовки и не могут адекватно оценить возможности ребенка. Многие родители считают, что результат коррекционной работы полностью лежит на специалистах-дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Специалистам необходимо донести родителям, что без их вмешательства коррекционная работа не будет эффективной.
Основными задачами родителей в коррекционной работе являются:
· создание дома благоприятной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
· обеспечение приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;
· наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка, а также ведение дневника наблюдения;
· расширение знаний в области специальной педагогики и психологии;
· овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;
· участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;
· родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества.
Специалистам необходимо помогать родителям не только с вопросами обучения и воспитания ребенка, но и оказывать помощь в преодолении семейного кризиса, возникшего с появлением в семье «особого» ребенка, в формировании положительной установки на дефект ребенка. А так же необходимо объяснить причину особенности нарушения развития ребенка и пути преодоления этого дефекта [1, с. 28].
Список литературы:
- Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. ― Екатеринбург, 2001.
- Крупина И.В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. ― 2-е изд. ― М., 1996.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. ― М.: ВЛАДОС, 2004.
Источник