Особенности речевого развития ребенка в старшем возрасте

Особенности речевого развития ребенка в старшем возрасте thumbnail

Особенности речевого развития детей 5-6 лет.

Формирование речи происходит на каждом этапе развития по-разному. Хотелось бы подробнее рассмотреть старший возраст (5-6 лет).

Что касается лексической стороны, то в старшем возрасте в речи у ребенка возникают собирательные существительные. К собирательным существительным относятся такие существительные, которые обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, детвора…).

Также ребенок постепенно пополняет свой словарный запас прилагательными которые обозначают состав, состояние предмета (деревянный, ледяной…), также абстрактными понятиями (добрый, душевный, злой…).

Ближе к шести годам ребенок начинает обобщать. К примеру грузовые и легковые машины он может свести к одному понятию – транспорт.

В возрасте 5-6 лет у ребенка формируются понятия о временах года, изменениях в природе по сезонам, о процессе выращивания растений, о животных (диких и домашних), а также о насекомых, птицах.

Дети старшего возраста легко распознают направления движения (право, лево, назад, вперед). Также появляются временные понятия (вчера, сегодня, завтра…).

В этом возрасте дети с легкость могут рассказать о временах года, частей суток, днях недели. Многие дети знают название своего города, страны, столицы. Дети 5-6 лет могут рассказать о правилах дорожного движения, оперируют такими понятиями как река, море, океан, пустыня…

Что касается грамматической стороны, то тут ребенок 5-6 лет начинает правильно употреблять в речи предлоги как простые так и сложные. Ребенок старшего возраста уже может склонять по падежам и числам разнообразные существительные. Дети 5-6 лет практически без ошибок согласовывают существительные и числительные (две ложки), а также прилагательные с существительными в роде, числе и падеже (море синее).

В старшем возрасте должны уметь образовывать притяжательные прилагательные (кошачьи, собачьи…). Ребенок должен правильно употреблять с грамматической точки зрения все части речи.

Не мало важно в развитии речи и ее связность. Связная речь ребенка 5-6 лет характеризуется умением пересказывать маленькие по содержанию произведения. Минимумом считается объем в 50 предложений. Стоит оговориться что пересказывать ребёнок должен без дополнительных и наводящих вопросов. То есть в этом возрасте происходит овладение таким видом речи как монолог. Надо отметить что монолог считается одной из самых сложных форм речи.

Также стоит обратить внимание и диалогической речи. Во время диалога ребенок пытается дать ответы как развернутого так и сжатого характера. Но только к концу подготовительной группы ребенок овладевает грамотной и развёрнутой фразовой речью, которая оформлена грамматически, лексически, фонетически правильно.

Говоря об особенностях развития речи также стоит отметить и звукопроизношение. Дети возраста пяти лет наполняют свою речь разнообразными по слоговой структуре и звуконаполняемости словами. Да конечно могут возникнуть и ошибки, но скорей всего это будет касаться трудных, мало произносимых, а также малоизвестных для детей слов.

Такие ошибки исправляются очень просто, нужно только показать ребенку правильное произношение, немного потренироваться и вы не заметите как ребенок введет это слово в свой лексикон.

Возраст 5-6 лет считается самым бурным и стремительным этапом в развитии речи. Это объясняется тем что артикуляционный аппарат к которому мы относим губы, язык, щеки…, полностью готов к полноценному произношению звуков. К концу пятого года жизни дети способны произносить все звуки речи. Но стоит оговориться что не у всех детей это овладение происходит именно в эти возрастные рамки. У многих детей в силу их индивидуальных особенностей овладение звуками может происходить неравномерно или неверно.

Но качество речи напрямую зависит и от родителей ребенка. А именно то насколько красочна, эмоционально окрашена, выразительна эмоциональна речь родителей во время общения. Не бойтесь исправлять речь ребенка, таким образом вы обращаете внимание на его интеллектуальное развитие. Потому что именно правильная, качественная речь, это не только красиво, не только правильное общение, но и мощнейшее орудие мышления.

Источник

Наталья Печенева
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста

Если ребенок вовремя и полноценно овладевает речью, то это является одним из первых важнейших условий формирования психики и далее правильного развития. Развитие речевой деятельности ребенка на начальных этапах очень важно по той причине, что именно в этот период усиленно формируется мозг и происходит развитие его функций.

Исследования физиологов указывают на то, что работа центральной нервной системы без препятствий поддается тренировке во время их усиленного развития. Если не тренировать эти функции, то их развитие может задерживаться или вовсе остановиться.

К трем годам жизни ребенка в основном завершается анатомическое формирование речевых зон мозга, ребенок владеет основной грамматической формой языка, у него накапливается богатый словарный запас. Если за эти три года речи ребенка не уделялось достаточного внимания, то дальше будит требоваться много усилий, для того, чтобы восполнить пробелы. В старшем дошкольном возрасте у детей 6-7 лет имеется уже достаточно богатый словарный запас, примерно – 3000-3500. Как правило, это те слова, которые дети наиболее часто используют в своем общении. К сожалению, не всегда, имея большой запас слов, дети используют все эти слова в своей речи, так как в общении они используют меньшее количество слов. Разговорный словарь их ограничен. Очень часто дети употребляют в своей речи слова и выражения, которые не могут передать смысл того, что хотел сказать ребёнок.

Читайте также:  Скачать диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка

Воспитатель в ходе работы с детьми старается расширять их словарный запас. Нужно, чтобы дошкольники осознанно усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; овладевали устойчивыми сочетаниями слов, доступных для их понимания и др. Педагог учит детей свободно использовать свой словарный запас, уметь подбирать нужные слова, которые точно будут выражать мысль ребенка. Учит точно произносить многосложные,трудные слова: водопровод, милиционер, электричество и др.

К шести годам дети осваивают главные законы изменения слов и умеют соединять их в предложения. Но старшие дошкольников в речи допускают часто еще морфологические ошибки, они не всегда могут правильно изменить слова по числам и падежам, например, «У меня нет варежков», «Я нашла себе подругов» и др.

Если ребенок растет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии дефектов речи, то ребенок в шесть лет овладеет всеми звуками родного языка и верно использует их в речи. Бывает, что у детей в подготовительной к школе группе еще наблюдается какая-то нечеткость в речи, небрежно произносят звуки, слова, не четко дифференцируют звуки, т. е. путают их, когда произносят и воспринимают на слух.

В период от 3 до 7 лет у детей сильнее развиваются навыки слуха, благодаря этому ребенок может контролировать собственное произношение, умеет исправить его в некоторых удобных случаях. Другими словами, развивается фонематическое восприятие.

На этом же этапе продолжает быстро увеличиваться запас слов. Разговорный словарь детей к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.

Большое значение чувству языка придавал К. Д. Ушинский, это чувство, по его словам, помогает ребенку найти в слове место для ударения, грамматический оборот, способ сочетаний слов в предложениях.

Вместе с развитием словаря идет и формирование грамматического строя речи. В дошкольном возрасте дети овладевают связной речью.

Уже после трех лет у ребенка значительно усложняется речь, так же происходит и большое увеличение ее объема. Благодаря этому идет и усложнение структуры предложений.

Определение А. Н. Гвоздева гласит, что к трем годам у ребенка формируются основные грамматические категории.

На четвертом году жизни дети используют в своей речи простые и сложные предложения. Более употребляемая форма высказываний на этом возрастном этапе – простое распространенное предложение.

На пятом году жизни дети более легко используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Потом, когда прошел утренник,нам подарки дали: разные конфеты, мандарины, игрушки»).

В этом возрасте высказывания ребенка похожи на небольшой рассказ. Беседуя с ребенком, можно заметить, что ребенок включают в свой ответ уже большее количество предложений.

В пятилетнем возрастезаметно улучшается фонематическое восприятие: ребенок начинает разделять гласные и согласные звуки, потом – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.

На пути всего дошкольного периода развивается контекстная речь. У ребенка контекстная речь изначально возникает при пересказе им сказок и рассказов, далее, когда ребенок описывает какие-нибудь события из своего личного опыта, собственные переживания, впечатления.

Развитие речи – это формирование способов общения, и в ходе общения ребенок осваивает звуковой состав слов, определенные виды предложений. Известно, что психическое развитие детей происходит на основе усвоения культурно-исторического опыта, носитель которого взрослый. Такой процесс имеет сложный ход, в нем большую роль играет грамотно организованное общение дошкольника со взрослым. М. И. Лисина (1978) в своих исследованиях показала, что общение у детей со взрослыми от рождения до 7 лет представляют собой смену целостных форм общения. Каждая отличается особым содержанием потребности в общении, главным мотивом.

К трем годам ребенок владеет определенными формами общения с окружающими: ситуативно-личностными (1-е полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми (6 месяцев – 3 года). С трех лет ребенок переходит к наиболее высокой форме общения – вне ситуативно-познавательной (3 года – 5 лет).

К 6-7 годам у ребенка приобретает вне ситуативно-личностную форма общения, она формулируется на основе личных побуждений и происходит при помощи речевых средств общения. Старшие дошкольники способны принимать активное участие в беседе, они уже достаточно полно и точно отвечают на вопросы, могут дополнить и поправить ответы своих сверстников, формулировать свои вопросы.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 14 веселые звоночки

Монологическая речь улучшается: дошкольники усваивают различные виды связных высказываний (описание, повествование, рассуждение, пользуясь наглядным материалом и без него. Происходит усложнение синтаксической структуры в детских рассказах, пополняется количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Совершенствуется диалогическая речь, дети могут давать достаточно краткий или развернутый ответ в зависимости от заданного вопроса. В какой-то мере ребенок проявляет умение формулировать вопросы, подает уместные реплики, исправляет и дополняет ответы товарищей.

Дети старшего дошкольного возрастауже очень активно принимают участие в беседе: могут спорить, рассуждать, довольно обоснованно отстаивать свое мнение, убеждать товарища. Старшие дошкольники уже не ограничивают себя, просто называя предмет или явление, а выделяют характерные признаки и свойства, способны дать развернутое и полное описание предмета или явления.

Таким образом, в речевом развитии ребенка один за другим развиваются: синтаксический строй предложения; морфологическая окраска слов; звуковой состав слов.

Отметим, что в возрасте от 3 и 7 лет у ребенка активно обогащается речь грамматическими формами, и в условиях благоприятного речевого окружения он может в совершенстве овладеть грамматическим строем родного языка и его фонетической системой, что поспособствует быстрому обогащению словаря.

Своевременное и правильное развитие речи старшего дошкольника позволит ему все время усваивать новые понятия, расширять запасы знаний и представлений об окружающем.

Источник

Елена Чупина
Особенности развития речи в дошкольном возрасте

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитииребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой,нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

Читайте также:  Психология развития категории развития ребенка

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Работа над словом является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Она направлена на создание лексической основы речи и имеет большое значение для общего развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраставыделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов [11].

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря, его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь [1].

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трем годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900-2000 [17].

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

С самого начала становления методики обучение родному языку рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и на занятиях (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, М. М. Конина). Что касается повседневной жизни, то здесь имеется в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности воспитателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.

Для развития словаря детей в детском саду используются различные средства. Одним из важнейших средств являются пальчиковые игры и упражнения. Они как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Благодаря играм и упражнениям дети получают не только определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, вооружаются навыками умственной работы, развивается активность, самостоятельность мышления.

Источник