Особенности речевого развития ребенка с нарушением слуха

Особенности речевого развития ребенка с нарушением слуха thumbnail

КГКОУ Школа 1

МО учителей начальных классов.

Бочарникова Е.Ю.

«Особенности развития речи детей с нарушением слуха».

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации дополняющие или заменяющие обычную речь.

        Потеря слуха не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Ребенок с нарушенным слухом обладает всеми  потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием для этого является обучение его словесной речи. В отличие от речи слышащего, речь глухого ребенка формируется в условиях специального обучения. Особенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия.

        У глухого ребенка речь самостоятельно не формируется. Прежде чем изучить язык, ему необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому работа над развитием речи осуществляется  на всех уроках и во внеклассное время. Развитие речи за пределами урока осуществляется во всех формах учебно-воспитательной работы и является неотъемлемой частью общей системы работы над языком. Система обучения глухих детей языку разработана С.А. Зыковым и строится на принципах формирования речевого общения. В его работах показано, что в школе необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока, создать для них речевую среду.

        В развитии ребенка большое значение имеют большое значение лицо матери, ее подвижная утрированная мимика и голос плюс естественные жесты. Это — протоязык (довербальный этап развития речи), базовый язык на ранних этапах, который он использует потом всю жизнь.

В 7-8  месяцев лепет у глухого не появляется. Ребенок не реагирует на интонацию, плач и крик интонационно не окрашены. Если в 6-8 месяцев ребенок протезирован, речь развивается и становится эмоционально окрашенной. Ж.И. Шиф в своей работе «Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей» пишет: « Общение со взрослыми даже на самой ранней ступени развития оказывается у глухого ребенка менее дифференцированным как из-за того, что ребенок не воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на них, так и из-за того, что взрослому трудно понимать жалобы и желания глухого ребенка.»

Также у ребенка по причине отсутствия речи нет потребности в общении. Так как у слышащего ребенка происходит громадное увеличение словарного запаса и успешное овладение некоторыми грамматическими, орфоэпическими и фонетическими нормами родной речи в период от 0 до 3 (раннее детство), то это еще более увеличивает разрыв между глухим и слышащим ребенком.

При нарушенном слухе речь формируется на базе сохранных анализаторов.

Зрительный — восприятие оптической стороны речи (чтение с губ), 42 фонемы русского языка представлены 17 оральными рисунками — это затрудняет процесс чтения с губ, приводит к ошибкам в их восприятии.

Кожный — используется для восприятия фонетической структуры речи (поднесение руки ко рту, прикосновение к гортани, к носу), можно уловить наличие или отсутствие голоса, отдельные типы фонем, ритмическую структуру слова. При обучении глухого речи каждое слово сообщается одновременно с его написанием (письменный образ слова оказывается более стойким), при формировании словесной речи используют дактильную речь (ДВИЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУКИ В ВОЗДУХЕ) для усвоения речедвигательного контура слова,  накопления речевого материала, активизации речевого аппарата.

Двигательный (особенно важен для слепоглухих) — дети воспринимают речь путем накладывания пальцев на шею и тому подобное, чтению с губ (если слабовидящий). Важен в работе над произношением, так как является дополнительным контролем за речедвигательными органами.

Слуховой — в зависимости от разной степени нарушения слуха наблюдается специфика восприятия фонетической структуры речи.  При слабом нарушении при восприятии слова он не обеспечивает полную дифференциацию звуков. Слово воспринимается ребенком как целостный двигательный рисунок, нерасчлененно. Если глухому ученику удалось достаточно хорошо усвоить буквенный и артикуляционный состав слова, то он пишет его правильно. Если этого не происходит, то он может переставлять звуки, пропускать некоторые из них. Однако у него не встречаются так называемые «слуховые» ошибки, свойственные слабослышащим детям.

Особенности развития речи слабослышащего ребенка

В отличие от глухого, речь у слабослышащего может развиваться самостоятельно, но в искаженно виде. Нарушено произношение, своеобразно развивается словарный запас и грамматический строй, наблюдается ограниченное и неправильное понимание речи окружающих и затруднения в восприятии смысла читаемого текста. Все перечисленное сказывается на письменной речи. С особыми трудностями эти дети овладевают выражением своих мыслей. Для них характерны некоторые особенности, иногда приобретающие характер стойких отклонений от языковой нормы и сохраняющиеся достаточно долго. В первую очередь — это  словарь слабослышащих детей. По объему он ограничен. Это касается и пассивного (понимание слов) и активного (использование в речи) словаря. Их объем практически совпадает, то есть ребенок хорошо понимает те слова, которые использует в своей речи. В норме пассивный словарь гораздо больше активного. Запас слов у слабослышащего минимален. Иногда не умеет назвать предметы ближайшего обихода. В их речи отсутствуют слова с отвлеченными понятиями, которые понимает и использует слышащий сверстник (чудеса, скука, победа, мечтать), нет слов, обозначающих части целого (носик, крышка — у чайника, шнурки, подошва — у ботинка). Для него незнакомы слова — синонимы к знакомому слову (жилище, здание — вместо дом).         

Работая с неслышащим или слабослышащим учеником, педагог должен знать, что ошибки ребенка в речи обусловлены недостаточным усвоением грамматического строя языка, что в свою очередь обусловлено суженным речевым опытом, ограничением словарного запаса и, конечно, неполным слышанием начальной и конечной частей слов, в которых, как известно, больше всего выражены грамматические возможности характеристики слов. Подобные ошибки называются аграмматизмами.   

    Как же обучают глухонемого звуковой речи?

Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее…

Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение глухонемого и его способность к подражанию. В возрасте 7-9 лет дети начинают осваивать специальные упражнения для полости рта, губ, языка, умение вдыхать нужное количество воздуха, двигать челюстями, губами, соприкасаться языком с различными частями ротовой полости и т.д.

Затем учитель переходит к обучению глухонемого издавать звуки на основе уже освоенных ими упражнений. Он поясняет ребенку, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Достигается это методом тактильных ощущений, например, изменений силы потока воздуха изо рта на своей руке, а иногда даже на лбу учителя. Если руки и лба недостаточно, ученик практикуется в сдувании бумажки со стола до тех пор, пока учитель не сочтет произношение звука достаточно правильным. Попутно изучается написание буквы, соответствующая этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим…

Умению произносить звуки глухонемые обучаются в строго определенном порядке. Сначала они осваивают мгновенные согласные (п, б, т, д, к, г, ч, ц), затем длительные согласные (ф, в, с, з, ш, ж, х, г). После изучения согласных переходят к гласным звукам и так далее. После освоения произношения слов ставится артикуляция.

Многие глухонемые, постоянно упражняющиеся в устной речи настолько хорошо умеют «читать глазами» и четко произносить звуки, что незнакомый человек совершенно не в состоянии догадаться, что общается с глухонемым.

Для того чтобы глухие и слабослышащие детки смогли жить полноценной жизнью, их важно обучить таким навыкам, как: устная речь, чтение, письмо, слуховое восприятие. Кроме этого малыша нужно учить быть самостоятельным и находить общий язык со слышащими людьми, чтобы он мог без посторонней помощи общаться и выполнять все необходимые ему действия. Но организовывать занятия необходимо, учитывая особенности ребенка. Развитию устной речи помогут специальные игровые методики, к которым нужно относиться очень серьезно, только так можно получить результат. Необходимы разнообразные игрушки (куклы, машинки, животные, кубики и др.). Если ребенка заинтересовала какая-либо игрушка, следует поднести ее к губам, чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции, и четко назвать игрушку простым сочетанием звуков (ля-ля или би-би). Ежедневное повторение этой ситуации приведет к тому, что кроха сам сможет произнести это слово по слогам. Первый шаг самый трудный, потом ребенок начнет говорить другие слова. Поначалу произношение будет не четким, приблизительным, но главное, что малыш начал обозначать предметы с помощью устной речи. Дальше можно изучать названия глаголов (бежит, гуляет, ест), повторяя их, когда ребенок попадает в эти ситуации. Чтению слабослышащих детей обучают с помощью табличек с печатными словами. Из-за особенностей восприятия, малышей не учат произносить отдельные буквы и слоги, а запоминать все слово целиком. Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок понимал значение слов, а не просто правильно повторял звуки. Письму следует обучать параллельно с чтением. Дайте ребенку полную свободу выбора — яркие фломастеры или карандаши, свободное расположение букв на альбомном листе. Не слыша произношения научиться читать очень сложно, писать – еще сложнее, поэтому не нужно заставлять ребенка силком, а наоборот следует постараться всячески заинтересовать. Постепенно написание букв станет более аккуратным и упорядоченным. Развитие слухового восприятия очень важно для детей, которые носят слуховые аппараты. Сам по себе аппарат не дает должного эффекта, малыш должен уметь воспринимать окружающие звуки, не общей массой, а выделять необходимые. Так постепенно он научится понимать устную речь. 

Источник

Ольга Мяснянкина
Специфика речевого развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха

«Гуманность есть человеколюбие,

но развитое сознанием и образованием»

В. Г. Белинский,

русский мыслитель, писатель, философ

Современному этапу общественного развития свойственны гуманистические идеалы. Внимание к проблемам детей с трудностями в обучении со стороны государства проявляется в законодательных актах, направленных на организацию всесторонней помощи таким детям и их семьям, создание необходимых условий для постоянного развития и совершенствования системы специального и инклюзивного образования.

В настоящее время, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется квалифицированными специалистами, прежде всего — педагогами-дефектологами, специальными психологами и логопедами, подготовка которых ведется на дефектологических факультетах ряда педагогических институтов и университетов страны.

Дефектолог — это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.

Специальный психолог – специалист, изучающий детей с различными отклонениями в психическом развитии, создающий планы и программы для преодоления трудностей развития, для обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Логопед – это специалист, занимающийся коррекцией нарушений речи как у детей, так и у взрослых.

В каждый исторический период развития общества существовала своя модель культурного человека, именно эта модель определяла подходы к построению педагогической системы воспитания и образования подрастающего поколения в ту или иную историческую эпоху. По мнению Баряевой Л. Б., современные образовательные системы, как компоненты «модели мира», отличаются динамичностью, вариативностью, разнообразием организационных форм. Они гибко реагируют на потребности личности и общества. Положительные тенденции в развитии дошкольного образования проявились прежде всего в том, что личностно-ориентированная модель воспитания и обучения сменила учебно-дисциплинарную и приобрела статус приоритетной в педагогической теории и практике, в том числе в специальной педагогике и психологии. Она ориентирована на целостное развитие как детей с нормальным развитием, так и детей с ограниченными возможностями здоровья и отражает прогрессивную идею гуманизации целей и принципов дошкольного образования. [1]

Среди детей с особыми образовательными потребностями значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.

В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации в настоящее время превышает 600 000. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости. Нарушения слуха имеются у 1—2% новорожденных и детей раннего возраста.

Слух — отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, — сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения.

У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а патология слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. При нарушении функционирования слухового анализатора речевое развитие ребенка замедляется, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесно-логического мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания. [5]

Таким образом, проблема развития речи у слабослышащих детей является актуальным вопросом исследований в современном обществе.

С. А. Зыковым и его сотрудниками были разработаны и экспериментально подтверждены в 50—60-е годы теоретические и методические основы коммуникативной системы и привели к созданию целостной дидактической системы обучения языку глухих детей. Осуществленные в рамках этой системы поиски и разработка новых подходов к развитию речи глухих дошкольников были осуществлены Б. Д. Корсунской (1964). Дальнейшее развитие коммуникативно-деятельностной системы обучения языку глухих дошкольников содержится в работах Л. П. Носковой (1982, 1992, 1993). [2]

По-разному слабослышащие и слышащие дети овладевают устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у слабослышащего эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются слабослышащим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для таких детей некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения. [3]

По мнению Носковой Л. П., наиболее благоприятным периодом для развития речи в норме является возраст до трех лет, в течение которого происходит созревание речевых отделов мозга. Отставание детей с нарушением слуха в общем развитии и задержка в формировании речи говорят о недостаточном использовании этого периода в их обучении. Раннее начало обучения речи и интенсивное обогащение знаний детей об окружающем мире в дошкольный период позволяют преодолеть нарастание различий между глухими и слышащими детьми. [4]

Одним из основных условий овладения речью является создание речевой среды, чтобы необходимый для усвоения детьми речевой материал постоянно употреблялся взрослыми в адекватных ситуациях и повторялся детьми вслед за взрослыми или самостоятельно в соответствии с деятельностью.

На основании исследований Соловьевой И. М., Розановой Т. В., Яшковой Н. В., Шиф Ж. И., речь детей с нарушением слуха формируется на основе подражания речи взрослых при многократном повторении ими одного и того же речевого материала в разных вариантах и в условиях различной деятельности с включением слов и фраз, подсказанных ситуацией. Часто употребляемые взрослыми в речевом общении с детьми слова и фразы переходят в активный словарь детей без специального обучения. У ребёнка вырабатывается навык проговаривания вслух всего необходимого речевого материала, формируется речевое мышление. Потребность в словесном общении появляется у детей по мере накопления словаря и повышения уровня общего развития. [5]

Развитие мышления, познавательных способностей дошкольника в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется на других возрастных этапах. [2]

У позднооглохших детей, за редким исключением, сохраняется уже сформировавшаяся фразовая речь с незначительными недостатками в произношении, запасе слов и грамматическом строе. Слабослышащие могут овладеть речью самостоятельно, опираясь на остатки слуха.

Сурдопедагог Головчиц Л. А. установил, что глухие дети в возрасте трех лет, поступающие в дошкольные учреждения, не владеют устной речью даже на самом элементарном уровне,хотя у них имеются некоторые предпосылки к овладению устной речью: звонкий голос, различные голосовые реакции, звукосочетания, неотнесенный лепет, беззвучное артикулирование.

Слабослышащие трехлетние дети с тяжелой тугоухостью на первый взгляд по своим речевым реакциям похожи на глухих, хотя при более тщательном изучении у них выявляется небольшое количество звукоподражаний, лепетных слов; некоторые из них по подражанию взрослому пытаются давать «контур» знакомых слов. Дети с тугоухостью старше четырех лет, как правило, накапливают небольшой запас лепетных и усеченных слов, хотя такое состояние речи не может обеспечить даже минимальные потребности в общении. Другая часть слабослышащих детей, с лучшим состоянием слуха, в возрасте четырех лет имеет в запасе немного искаженных слов, которые в устной речи воспроизводят с грамматическими и фонетическими искажениями. Если такой ребенок хочет выразить просьбу, желание, вопрос, то произносит обрывки слов, которые не всегда понятны окружающим. У некоторых детей появляется простая фраза. Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодулированный. Темп речи, как правило, замедленный. [2]

Без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих дошкольников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Работа по обучению произношению является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения, так как в процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития дошкольника.

В рамках исследования был проведен опрос студентов Мурманского государственного гуманитарного университета, психолого-педагогического института, группы СПД-3, очной формы обучения,вопросом которого был: «Нужно ли интегрировать детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные дошкольные учреждения и школы?». Все опрошенные студенты ответили, что «нужно, но если только искать подход к каждому ребенку».

Таким образом, для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с нарушением слуха, нужно коррекционно-развивающее обучение и воспитание, социализация и интеграция или инклюзия в дошкольные образовательные учреждения и школы.В положительном результате должны быть заинтересованы все: как родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, так и практикующие специалисты (педагоги-дефектологи, специальные психологи, логопеды).

Литература

1. Баряева, Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л. Б. Баряева. — СПб., 2003, — 3 с.

2. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями [Текст] / Л. А. Головчиц. — М., 2001, — 118 с.

3. Корсунская, Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи [Текст] / Б. Д. Корсунская. — М., 1969, — 113 с.

4. Носкова, Л. П. Методика Развития речи дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. — М., 2004, — 90 с.

5. Психология глухих детей [Текст] / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова, Н. В. Яшкова. — М., 1971, — 304, 308 с.

Источник