Особенности речевого развития ребенка первого года жизни
Анжелика Балаховнова,
начальник направления раннего и дошкольного возраста ЧУП «Центр РОСТ»,
логопед, автор программы «Логоша»
Дорогие родители! Мы продолжаем разговор об особенностях речевого развития первого года жизни малышей.
Во втором полугодии жизни ребенка формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка — совместная игра с предметами.
В этот
период ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что
существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий,
движений, активной речи. К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит
взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли,
а в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов,
выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками
(«ладушки»), на слова «до свидания» машет ручкой.
Развитие
речи имеет два основных направления: пассивное владение словом, когда
ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить,
и активное использование речи. Пассивная речь опережает в своем развитии
активную. Примерно с 6–8 месяцев у ребенка начинается развитие
пассивной речи, он учится различать и понимать первые простые слова,
небольшие предложения. Спросите своего полугодовалого карапуза: «Где
кукла? Где часы?», ребенок поворачивает голову в сторону предмета или
ищет его. В этот период важную роль играет окружающая речевая среда. Чем
больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь.
Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти
медленно, с запозданием. Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период
ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать,
подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов
и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют
образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом.
На 8–9 месяцах
малыш начинает подражать незнакомым звукам. Его активность в этих
случаях заслуживает одобрения и поддержки родителей. Он уже произносит
удвоенные слоги: «ма—ма», «па-па». Когда его спрашивают
о маме, папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них,
а, услышав свое имя, живо реагирует и на это. Первоначальная реакция
рефлекторно связана со звучанием слов, но только таким путем ребенок
сможет постепенно научиться понимать и смысл слова, реагируя на него
соответствующим образом. Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша
приучают к их звучанию.
Многие родители, чтобы
ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу словесный образец:
«Скажи — часы, скажи — ложка». И к великой радости родителей многие
малыши уже в 8–10 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослыми
те или иные слова, поражая всех своими «необыкновенными способностями».
Стремление научить слову, конечно, появляется в играх, которые развивают
у ребенка подражание. Долгое время принято было считать, что такие игры
являются чуть ли не единственным источником, развивающим собственную
активность ребенка. Однако прямой связи между подражанием и активной
речью все же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово,
но вместе с тем никогда не использовать его в реальной жизненной
ситуации, при взаимодействии с окружающими людьми. К тому же подражание
у детей этого возраста носит отсроченный характер, ребенок может
повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет
о том, что сам научил ему ребенка. Очень часто упорные попытки
родителей добиться от своего малыша повторения кончаются ничем. Так,
например, в 8–10 месяцев ребенок произносит в ответ совершенно иную,
но свою собственную вокализацию.
К 9 месяцам
маленький ребенок понимает названия нескольких предметов, находит
их в любом месте, знает свое имя, дает игрушку, находящуюся у него
в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет
по просьбе взрослого необходимые движения и действия («садись», «пей»,
«дай ручку»). Так речь взрослого постепенно начинает регулировать
действия ребенка.
Важным в развитии ребенка
на этом возрастном этапе является приобретение им умения в лепете
и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого умения
невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание.
К 7 месяцам он повторяет отдельные слоги — лепечет. У каждого ребенка
есть» свои» два-три слога, которые он произносит
многократно и в разных сочетаниях. В 8 месяцев, повторяя за взрослым,
произносит уже новые слоги, новые сочетания гласных и небных или губных
согласных звуков, которые до сих пор не произносил. Благодаря этому
звуковой состав лепета расширяется. Теперь свои движения, действия,
общение со взрослыми и детьми малыш сопровождает лепетом. Однако иногда,
в период овладения новыми движениями и увлечения двигательной
активности, возникают так называемые конкурентные отношения между
развитием движений и лепетом. Лепет как новое и еще не прочное умение
угасает, если взрослые не создают специальных условий для его развития
(не вызывают подражания слогам, не перекликаются с ребенком).
На десятом месяце постепенно возникает понимание роли языка, т. е.
ребенок начинает увязывать услышанное слово с определенными предметами.
Такое понимание всегда предшествует говорению, причем малыш уже может
осмысленно воспринимать простые просьбы.
Невнятный
лепет, которым изъясняется ребенок в возрасте от 11 до 12 месяцев,
и его часто непонятная речь до полутора лет, которую можно приравнять
к произнесению отдельных слов, должны всячески поощряться родителями.
Советы родителям по развитию речи детей второго полугодия жизни:
1.
Пусть ребенок как можно больше подражает вам, прислушивается к вашей
речи. Именно подражание развивает подвижность губ, языка и, что самое
главное, у малыша постепенно формируется установка отвечать на ваши
слова собственной «речью». Услышав повторяющиеся слоги, вы можете
повторить их за малышом, а потом договорить словом, например, «мама».
Очень хорошо, если при этом ребенок смотрит на вас. Так вы дадите ему
возможность не только повторить, но и увидеть, понять, запомнить.
2. Иногда родителям кажется, что ребенок лепечет мало или вяло, и они интересуются, можно ли как-то
стимулировать произношение звуков. Попробуйте приложить пальчики
ребенка к своим губам, и пусть он не только увидит, но и почувствует,
как двигаются губы, когда вы произносите «ма—ма» или «ба-ба».
3.
Можно также аккуратно и осторожно сближать губы малыша, побуждая его
сказать «п» или «б», или «м». Помажьте губки кашкой или йогуртом, пусть
малыш попытается облизать их язычком, несколько раз сомкнет губки,
вытянет трубочкой, пошевелит.
4. Ребенка теперь больше всего занимают действия с определенным результатом. Например, раздается звонок или на игрушке что-нибудь меняется, или что-то
извлекается из коробочки. Поэтому разнообразьте предметы, которые малыш
может ухватить, помня при этом, что и заваливать ребенка игрушками
не стоит.
4. Не бойтесь на некоторое время
оставить ребенка одного (в безопасном месте, конечно,
а не на пеленальном столике), ведь он должен познавать мир не только
с вашей помощью, но и самостоятельно. Постоянное пребывание у мамы
на руках приводит к тому, что ребенок просто боится одиночества
и плачет, если на него никто не обращает внимания.
5.
Разговаривайте с малышом, побуждайте его к речи, когда он сидит у вас
на руках, двигается и пытается ползти, присаживается. Если малыш тянет
к вам ручки, прося вас взять его на руки, обязательно проговорите и его
просьбу, и свои действия: «Ты хочешь на ручки? Сейчас мама тебя возьмет.
Иди к маме. Мама взяла тебя на ручки. Ты уже у мамы». И перед едой,
когда вы видите открывающийся ротик, обязательно проговорите: «Ты сейчас
будешь кушать. Ты хочешь кушать? Сейчас мама тебя покормит. Что
ты будешь делать? Кушать».
6. Старайтесь сейчас говорить с ребенком неторопливо, используйте одно- и двухсложные слова, ведь малыш уже может кое-какие из них повторить. Помочь в этом могут прежде всего игрушки. Показывая ребенку собаку, вы лаете: «аф-аф», демонстрируя корову, мычите: «му-му».
Лучше чтобы при этом собака, корова и другие игрушки походили
на настоящих животных, а не представляли собой нечто фантастическое.
Хорошо имитировать голосом топанье: «топ-топ», звук
падения: «бух». Замечательно, если вам удастся добиться показывания
пальцем на предмет или игрушку. Развивая руку и пальчики,
вы стимулируете и активную речь малыша
7. Все
движения, которые вы хотите получить от ребенка, демонстрируйте ему
сами, тогда потом он будет их проделывать по словесной инструкции. Дайте
малышу одну погремушку, другую возьмите себе. И потрясите, пусть
ребенок повторяет.
8. Некоторые полагают, что,
включая ребенку телевизор и радио погромче, они тем самым развивают речь
и мышление своих детей. Однако чрезмерная перегрузка словами может даже
замедлить развитие речи, поэтому не стоит увлекаться просмотром
и прослушиванием теле- и радиопрограмм. Гораздо полезнее комментировать
свои действия. Для этого подойдут практически любые действия. Очень
удобно показывать и называть игрушки: «Где у нас киска? Вот киса. Киса, мяу-мяу».
Затем, отложив игрушку в сторону, спросите малыша, где же киса. И малыш
в идеале повернет головку туда, куда вы положили игрушку. Старайтесь,
чтобы ребенок искал и находил прежде всего предмет, который у вас дома
находится в определенном месте, например, кроватка, стол, картина.
Новые
слова усваиваются легко, кроме того, малыш сопровождает слова жестами.
Он пытается обозначать все, что видит. Попробуйте сесть с ним около
окна, и вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за движущимся
транспортом, людьми. Продолжайте объяснять, что происходит,
и добивайтесь участия ребенка в беседе, но в то же время давайте ему
возможность собраться с мыслями и не отвечать вам немедленно. Не сочтите
за труд поползать с ребенком по ковру, водя поезд, укладывая куклу
спать, ставя машинки в гараж и подробно объясняя свои действия. Слушая,
как слова соединяются в предложения, малыш постепенно и сам будет
пользоваться фразой. Но это еще впереди, а сейчас как можно больше
сюжетных игр, рассказов, совместного рассматривания картинок, чтения,
рисования и постоянного общения, с вами, с другими детьми, с окружающими
малыша людьми.
Годовалому малышу нравится
слушать музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Не загружайте
ребенка тяжелым роком, для детской нервной системы полезна негромкая,
мелодичная музыка, а уж какие мелодии будут больше нравиться малышу —
на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.
Источник
Развитие речи ребенка в 1–3 месяца
Первые голосовые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни. В возрасте 1,5 месяца одной из форм выражения чувств и потребностей станет улыбка. Сопровождающие ее радостные вокализации – это предречевое общение ребенка, позволяющее удержать внимание и продлить контакт со взрослыми. Уже к 3 месяцам появляется гуление – процесс произношения протяжных гласных звуков (а, у, ы), а также совмещение гласных и согласных звуков (агу, гу, га, ха, кы, кхы).
Мир эмоций. Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям вашего голоса. Возможно, он даже скопирует выражение вашего лица, начнет гулить. Такие передачи эмоций и звуков являются первыми актами общения с крохой, способствуют социально-эмоциональному развитию и формированию речи у ребенка.
Потешки, стишки, песенки. Почитайте ребенку вслух небольшие стишки и потешки, спойте детскую песенку. При этом важно смотреть на малыша, четко произносить слова, варьировать интонации. Обратите внимание: кроха замер, прислушиваясь к вашему голосу, внимательно наблюдает, как вы шевелите губами, произнося фразы. Вот он оживленно задвигал ручками и ножками – обрадовался вашему общению с ним. Такое взаимодействие с ребенком способствует накоплению словарного запаса. Вот, например, потешка:
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
Поворкуем, погулим. Склонитесь над малышом и начните разговаривать с ним. Кроха будет пытаться вам отвечать на своем языке – гулить. Повторяйте звуки, которые он произносит. Затем отвечайте малышу на его гуление так, будто понимаете, о чем он говорит. Комментируйте «сказанное» им. Такое упражнение формирует ответную реакцию ребенка на словесное воздействие взрослого, побуждает его к гулению и способствует формированию речи у ребенка.
«Я расскажу тебе…». Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах.
Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.
Загляните в календарь развития ребенка
Развитие речи ребенка в 3–6 месяцев
В этом возрасте малыш прислушивается к окружающим его звукам, проявляет к ним интерес и повторяет их. При этом кроха понимает, что это издаваемые им звуки. Ваша задача – побуждать ребенка произносить звуки и звуковые сочетания.
«Язычок-проказник». Возьмите ребенка на руки. Смотрите ему в глаза и, высунув язык, издавайте разные смешные звуки. Затем спрячьте язык. Повторите те же действия, издавая уже другие звуки. Дети обычно пытаются подражать взрослому: тоже стараются высунуть язык и произнести несколько услышанных звуков. Так тренируется его артикуляционный аппарат, развивается подвижность губ и языка. В ходе игры пополняется запас звуков, малыш чаще пытается произносить их, начинает вступать в общение со взрослым.
«Эхо». Склонитесь над ребенком или возьмите его на руки, чтобы он видел ваше лицо. Поговорите с ним, стимулируйте голосовую активность крохи и повторяйте за ним звуки, которые он произносит, словно эхо. Малыш начинает гулить в ответ – завязывается своеобразная «беседа». Произнесение разных звуков и звуковых сочетаний способствует улучшению речевых способностей ребенка.
«Идет коза рогатая». Эта игра соединяет в себе несколько функций – речевую, двигательную, тактильную. Сложив пальцы рук определенным способом (сделав «козу»), легко пощекочите кроху, проговаривая при этом стишок:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест, молочка не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!
Процесс игры доставляет малышу удовольствие, он может громко засмеяться, когда вы его щекочете. Такое двустороннее общение активизирует речевые центры головного мозга, способствуя речевому развитию.
Развитие речи ребенка в 6–9 месяцев
В этот период в развитии малыша появляется следующая стадия развития речи – лепет. Ребенок воспроизводит цепочки слогов «па-па-па», «ка-ка-ка», «ма-а-а», «ва-а-а» и многократно их повторяет, прислушивается к произносимым звукам. Стадия лепета длится до 11 месяцев. Постепенно лепетная речь усложняется, появляются новые слоги и звуковые сочетания.
Активизация речевых центров головного мозга может происходить через работу рецепторов на кончиках пальцев. Поэтому важно в занятиях с ребенком уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.
В этом возрасте самое время начать читать крохе. Книги нужно подобрать с различными дополнениями, например, с погремушками, липучками, кармашками, пищалками и т. п. Эти игрушки удерживают внимание малыша и способствуют развитию мелкой моторики.
Читаем и играем. Расширяйте понятийный словарь малыша. В этом поможет рассматривание картинок в книгах, чтение небольших рассказов и стихов (например, А. Барто). Для занятий подбирайте книжки с яркими, четкими и понятными иллюстрациями. Приготовьте игрушку, например зайца, и книжку с его изображением. Покажите ребенку игрушку и картинку: «Вот зайчик, и это тоже зайчик». Такие занятия обогащают словарный запас малыша, знакомят его с новыми понятиями, названиями предметов и явлений.
Игры для пальчиков. Уже в этом возрасте можно научить ребенка рисовать красками. Только вместо кисти пусть оставляют следы на бумаге детские ладошки и пальчики.
Лепите с малышом из пластилина: скатывайте из пластичной массы разные по форме и величине фигурки, а малыш пусть пальчиками расплющивает их.
Приобретите крохе развивающие игрушки или центры для развития мелкой моторики – с кнопочками, отверстиями, фактурной поверхностью деталей, музыкальным или голосовым сопровождением.
Новый друг. Для общения с ребенком выберите персонажа – перчаточную куклу, игрушку бибабо или мягкую игрушку. Можно знакомить малыша с предметным миром, новыми словами от лица этого героя. Пусть игрушечный Буратино покажет крохе картинки в книжке, расскажет о новых предметах, задаст вопросы, попросит ребенка повторить какие-либо действия. Ведите с ребенком диалог, обращаясь к нему от лица куклы. Поощряйте голосовую активность малыша, побуждая его отвечать и взаимодействовать с персонажем.
Развитие речи ребенка в 9–12 месяцев
В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь. В этот период закрепляется лепетное говорение: малыш произносит целые тирады, меняя интонацию.
Время сказок. Можно выбрать русские народные: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя». Малыш уже узнает многих зверей, может по просьбе взрослого показывать пальчиком на изображение названного вами животного. Внимательно рассмотрев картинки, спросите его, например: «А где медведь?» – и кроха покажет пальчиком на нужную картинку. Рассказывая сказку, соблюдайте тембр голоса и интонации каждого героя – мышка говорит тоненьким голоском: «Пи-пи», медведь – грубым: «У-у-у».
Попросите кроху повторять вслед за вами, каким голосом разговаривают животные. Игры на звукоподражание – хорошие артикуляционные упражнения, выполнение которых способствует развитию речи.
Тренировка языка. Это логопедическое упражнение тренирует рот и губы малыша, мышцы артикуляционного аппарата. Стройте малышу смешные рожицы и гримасы, провоцируя его повторять за вами. Покажите крохе язык и попросите его показать свой. Растяните губы в широкой улыбке и предложите ребенку улыбнуться так же. Для тренировки щек, губ и языка подойдут свистульки, игрушечные дудочки. Научите малыша правильно дуть в большой свисток или дудочку – и производимый звуковой эффект приведет его в восторг.
«Повторяй за мамой». Склонитесь над малышом так, чтобы он видел движение ваших губ при произнесении слов. Предложите ребенку повторять звуки вслед за вами:
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, наша девочка мала.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Му-му-му, молочка налить кому?
Ло-ло-ло, а на улице тепло!
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ба-ба-ба, из окна торчит труба.
За-за-за, уходи домой, коза.
Произносите звуки, которые есть в лепете ребенка, постепенно вводя новые звукосочетания: «та», «да», «ва», которыми он еще не пользуется. Вы заметите, как ребенок чутко реагирует на новые звуки, прислушивается, всматривается в лицо говорящего.
Речевые умения ребенка к 1 году
- Ребенок повторяет за взрослыми звуки, слоги и односложные слова.
- Реагирует на свое имя.
- Активный словарь малыша включает от 10 до 20–25 слов. В основном это упрощенные или звукоподражательные слова.
- Пополняется пассивный словарь: ребенок знает названия многих предметов, понимает и выполняет просьбы взрослых.
- Малыш внимательно слушает взрослого, а потом повторяет цепочки простых слов и звуки.
- Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.
Источник