Особенности ребенка с задержкой речевого развития

Особенности ребенка с задержкой речевого развития thumbnail

Коншина Анна Николаевна
Особенности речевого развития при задержке психического развития

Саратовская область г. Энгельс МДОУ «Детский сад № 81»

Воспитатель: Коншина А. Н.

Анатация: Речевая деятельность детей с задержкой психического развития отличается от речи дошкольников с нормальным развитием. Для таких детей характерна повседневность активного словарного запаса, обусловленная ограниченностью их познаний и представлений об окружающем мире. Бедность, некорректность словарного запаса приводит к трудностям обычного формирования действий связной речи дошкольников.

Ключевые слова: Психическое развитие, дошкольный возраст, задержка развития.

Особенности речевого развития при задержке психического развития.

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития. У детей с задержкой психического развития в той или иной степени не сформирована речевая система. Речь младшего школьника носит ситуативный характер, у этих детей только намечается переход к контекстной речи. Этот переход означает новый этап в речевом развитии ребенка.

В новых условиях, в условиях интегрированного обучения, когда дети с различными формами ЗПР обучаются не в специальных коррекционных дошкольных учреждениях, а в обычных ДОУ вместе с их нормально развивающимися сверстниками, необходим качественно новый подход к их обучению. Известно, что дети с задержкой психического развития имеют более важные индивидуальные особенности: недостающий запас познаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп генерирования высших психологических функций, слабость регуляции случайной деятельности, нарушения разных сторон речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Существуют отклонения и аномалии в психическом развитии. Отклонения или аномалии в развитии ребёнка разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребёнка его зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер двигательной системы. Такие отклонения могут быть вызваны и другими различными причинами. Детей с задержкой психического развития характеризует низкая работоспособность и продуктивность, неустойчивость памяти, слабое развитие опосредованного запоминания.

Нередко на первом году жизни у детей данной для нас категории отмечается задержка двигательного и речевого развития, а на наиболее поздних шагах наблюдается отставание в овладении речевой деятельностью.

Огромную роль в структуре несовершенства детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые обрисовываются определенными границами.

Так, у детей с задержкой психического развития намного позже, чем у нормально развивающихся детей этой же возрастной категории, рождается период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет.

В речи дошкольников с задержкой психического развития в основном употребляются части речи как существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас в совокупности низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи дошкольников, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, которые обозначают непосредственно воспринимаемые признаки.

Многие исследователи отмечают недостаточную развитость грамматического строя речи детей с задержкой психического развития. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски, а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок.

Речевая деятельность детей с задержкой психического развития обрисовывается дефектом звуковой произносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи дошкольников, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом.

Следующей отличительной особенностью детей данной категории является своеобразие связной речи дошкольников. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии иллюстраций; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи дошкольников детей с задержкой психического развития актуальны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи дошкольников.

Неполноценность речевой деятельности детей с задержкой психического развития связана недостаточной развитостью основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивной, трудностях создания контекста, в соскальзывании на другие темы. При этом у детей с задержкой психического развития не рождается четкого замысла высказывания.

Речевая деятельность порождается при наличии определенных биологических предпосылок сначала обычного созревания и функционирования центральной нервной системы. Но речевая деятельность является важной социальной функцией, потому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она рождается лишь при условии общения, коммуникации.

Речевая деятельность детей с ЗПР отличается от речи дошкольников с нормальным развитием. Для таких детей характерна повседневность активного словарного запаса, обусловленная ограниченностью их познаний и представлений об окружающем мире. Бедность, некорректность словарного запаса приводит к трудностям обычного формирования действий связной речи дошкольников.

Связная речеваядеятельность выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку диагностировать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Недостаточная сформированность грамматического строя речи детей с задержкой психического развития может не обнаруживаться в спонтанной речи и поэтому замечается нередко, только когда ребенок приступает к школьному обучению. Она проявляется в трудностях при овладении новыми формами речи — повествованием и рассуждением и выступает в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываниях.

Недостатки речи сказываются не только на общении, но и на познавательной деятельности детей, которая, будучи нарушенной в некоторой степени первично, еще более ослабляется (уже вторично) речевыми недостатками. Вторичные, связанные с речевыми недостатками, трудности в познавательной деятельности замедляют интеллектуальное развитиедетей в школьном возрасте: они проявляются как непосредственно в непонимании учебного материала, так и в трудностях овладения чтением и письмом.Отмечаются и затруднения в овладении новыми формами речи: повествованием, рассуждением.

Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении.

Таким образом, развитие речи у детей с ЗПР требует особый подход, достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Источник

Александра Бассардинская
Особенности развития познавательной деятельности у детей с задержкой речевого развития

На современном этапе развития нашего общества особое внимание уделяется проблеме гуманизации образования. Успешное решение этой проблемы невозможно без пристального внимания к особенностям психического развития ребенка. И. И. Мамайчук указывает, что в современной отечественной и зарубежной психологии накоплен достаточно объемный эмпирический материал по изучению психического развития ребенка [4]. Мы знаем, что выделены основные этапы развития, проанализированы основные механизмы формирования познавательных процессов и функций детей разных возрастных групп.

М. М. Семаго обращает наше внимание на то, что в последнее время возрастная психология, коррекционная педагогика и системы коррекционно-развивающего обучения характеризуются усилением внимания к особенностям психического и физического развития детей. Возрастает число детей с парциальными и сочетанными нарушениями развития, несформированностью отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов [2].

О. Е. Громова, рассматривая задержку речевого развития, характеризовала ее как обратимое состояние. Этот термин, по ее рекомендации, необходимо применять для возможности единого феноменологического подхода к отклонениям в развитии речи на ранних стадиях ее формирования [5].

Учитывая особенности детей с задержкой речевого развития, мы рассмотрели развитие их познавательной деятельности и выделили основные направления по организации эффективного взаимодействия и коррекционной работы в условиях логопедических групп специализированного детского сада.

Дети с задержкой речевого развития, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: они либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Игровая деятельность таких детей на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, по словам А. Г. Маклакова, является принцип развития, согласно которому, все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом [3].

В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен, к определенного рода, влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок оказывается, наиболее чувствителен к речи.

Для детей с ЗРР характерны: неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой, которые у многих детей сочетаются с быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. Перечисленные особенности ведут к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий, т. к. дети не умеют вслушиваться в речь взрослого и понимать ее.

Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипковый» захват, дети не могут точно, координировано выполнять движения губами, языком после показа взрослого.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой памяти у таких детей заметно снижены, по сравнению с нормально говорящими сверстниками, вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (двух – трех ступенчатые, опускают некоторые их элементы, заменяют последовательность предложенных заданий. Заучивая стихи, дети переставляют слова, заменяют их на другие, пытаясь передать смысл стихотворения, а не точно воспроизвести его, т. к. смысловое содержание стихотворения для этих детей важнее, чем ритмический рисунок.

У некоторых детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает, по словам И. И. Мамайчук, некоторые специфические особенности мышления [4]. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно – действенной и наглядно – образной сферы мышления, без специфического обучения с трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением.

Следует отметить, что некоторые из перечисленных особенностей свойственны детям и с нормальным речевым развитием, но в значительно меньшей степени. У детей с ЗРР чаще наблюдается отсутствие внимания к речи, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что у детей с ЗРР задерживаются и другие психические процессы, особенно тесно связанные с речью. Развитие ребенка при задержке речевого развития отличается своими темпами, уровень развития ребенка соответствует уровню развития нормального, но младшего по возрасту.

В основу коррекционной работы с детьми с ЗРР положено формирование у них предметно-практической деятельности. В процессе становления предметной деятельности у ребенка развиваются:

1. ориентировочная реакция на новый предмет;

2. умение выделять предметы;

3. способы действия с ними;

4. ориентировка на свойства и качества предметов.

В этот возрастной период у здорового ребенка активно развивается речь. Вначале появляются отдельные слова, а на втором году жизни фразы. Кроме того, пробуждается интерес к продуктивным видам деятельности: рисованию, конструированию.

Недоразвитие предметных действий, наблюдаемое у детей с ЗРР, в значительной степени оказывает негативное влияние на формирование восприятия и таких его свойств, как константность, предметность, обобщенность. Все это определяет основные задачи психологической коррекции.Среди этих задач выделяются следующие:

1. обучение детей с ЗРР усвоению сенсорных эталонов с помощью развития у них предметно-практических действий;

2. развитие целостности, константности, предметности и обобщен-ности восприятия.

В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:

1. принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий;

2. принцип доступности заданий;

3. принцип систематичности занятий, предполагающий и опреде-ленную частоту занятий;

4. принцип закрепления усвоенного.

Педагог в процессе обучения детей с ЗРР предметно-практическим манипуляциям формирует у них поисковые способы ориентировки в задании, обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины предметов.

Во время занятий ребенку необходимо показывать такие действия, совершая которые он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности.

Очень важно отметить, что в последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы [5]. В свою очередь, вовремя организованная коррекция позволяет в полной мере использовать сензитивные периоды становления речи как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психического развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции [5].

Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова отмечали, что часть детей, имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических коррекционных занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект. Нужно отметить, что компенсаторные возможности развивающегося детского организма огромны, и существенную роль играет специально организованное педагогическая работа по преодолению нарушений в развитии речи на ранних этапах ее становления [1].

Литература:

1. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973. 350с.

2. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов/ Авт. – сост. Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. – М.: АРКТИ, 1999. 230с.

3. Маклаков, А. Г. Общая психология. С.-Пб: Питер, 2003. 582 с.

4. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001. 560с.

5. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2005. 405 с.

6.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. 447 с.

7. Рубинштейн, С. Л.Основы общей психологии: 2 т. М., 1989. 575 с.

Источник

Психолого педагогическая характеристика ребенка с ЗРР

Задержка речи (ЗРР) — серьезный диагноз. Он сильно сказывается на психическом здоровье, способности к обучению, а также отражается на эмоционально-волевой стороне личности. Педагогам и родителям необходимо знать психолого-педагогическую характеристику ребенка с задержкой речевого развития. Это поможет оптимально организовать процесс обучения, исходя из его возможностей, а также найти правильный подход к дошкольнику.

Психолого-педагогическая характеристика: основные требования

Психолого-педагогическая характеристика — это официальный документ, в котором воспитатели, педагоги, которые работали с ребенком, отражают результаты своих наблюдений. Характеристика должна содержать только объективную информацию и раскрывать все индивидуальные особенности ребенка.

Родители, дети которых имеют диагноз ЗРР, чаще других вынуждены ее запрашивать. Как правило, характеристика требуется:

  • перед консультацией врача (психоневролога, логопеда, дефектолога и других);
  • при постановке на учет в стационаре;
  • при оформлении инвалидности;
  • при переводе в другое образовательное учреждение.

Сведения, которые она обязательно должна содержать:

  • общие данные, включая группу здоровья;
  • информацию о семье;
  • личностные качества;
  • уровень взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • уровень физической активности, степень развития координации, моторики;
  • оценка бытовых навыков;
  • оценка игровой деятельности (какие игры предпочитает, как использует игрушки, уровень потребности в игре и другое);
  • способность усваивать информацию, уровень внимания, концентрации;
  • оценка уровня речи;
  • способность анализировать информацию, соотносить свойства, цвета, размеры.

Итогом должны стать объективные выводы об уровне развития. Подробная характеристика, основанная на объективном анализе, значительно упростит дальнейшую работу с дошкольником.

Характеристика детей с ЗРР до года

ЗРР — заболевание, которое диагностируют детям до 5 лет. До этого возраста есть серьезные шансы, что дошкольник сможет нагнать своих сверстников.

Справка: согласно исследованиям, отделы мозга, отвечающие за речь, окончательно формируются к трем годам.

Человек на первом году жизни еще не владеет необходимыми навыками для полноценного общения. Но ему доступна имитация. Именно благодаря ей закладывается основа для понимания норм речи, единиц языка и правил их использования. В этом возрасте сложно выявить ЗРР, но при внимательном наблюдении можно заметить ряд признаков, указывающих на нарушение.

Характеристика ЗРР в первый год жизни (внешние проявления):

  • плохая или полностью отсутствующая реакция на обращенную речь;
  • со стороны НС наблюдается повышенная возбудимость или пассивность;
  • при манипуляциях с игрушками нет определенной цели;
  • рот постоянно приоткрыт;
  • отсутствует лепет, первые слова;
  • отсутствуют эмоциональные реакции (не улыбается, не реагирует на голос матери);
  • наблюдаются проблемы с глотанием, сосанием.

В первый год жизни ЗРР еще не сильно влияет на психическое развитие. За исключением ряда признаков, общая психолого-педагогическая характеристика ребенка с ЗРР ничем не отличается от нормы.

Характеристика детей с ЗРР от года до 3-х лет

После года начинается этап активного исследования окружающего мира. Малыш начинает ползать, ходить, усваивая в день колоссальный объем информации. В полтора года при нормальном развитии он активно использует простейшие слова, может донести свои потребности, проявляет эмоциональную реакцию.

Характеристика двухлетних детей с ЗРР:

ХарактеристикаОсобенности детей с ЗРР
Физическая характеристика
  • плохо развита мелкая моторика рук;
  • плохая координация мышц языка, губ
Характеристика речиПассивный словарь (понимание речи)Ориентируются в названиях предметов, но испытывают сложности с пониманием слов, обозначающих действия
Активный словарь
  • не более 10 слов схожей конструкции: слова из 2-3 открытых слогов (мама, баба, папа);
  • используют только открытые слоги, при необходимости меняют слово, добавляя гласную;
  • часто вместо слова используют один слог или звук;
  • полисемантика (то есть один звук или слог используется для обозначения разных предметов);
  • нет пополнения активного словаря, используют только постоянные, хорошо знакомые конструкции

К двум годам влияние ЗРР уже заметно на других сферах развития. Характеристика детей с ЗРР в этом возрасте уже существенно отличается от характеристики при нормальном развитии. Задержка речевого развития, характеристика детей 2-3 лет:

  • физическая активность низкая. Есть проблемы с координацией и чувством равновесия;
  • при нормальном развитии к трем годам дошкольник уже имеет собственное представление об окружающих предметах, делает умозаключения, использует речь для самовыражения. С каждым днем растет интерес к миру, людям. Это замечательная пора «почему». При ЗРР такого интереса нет, малыш не стремится к общению с другими людьми, даже близкими.
  • предпочитает индивидуальные игры;
  • не запоминает новые слова, пассивный словарь не соответствует норме;
  • в активном словаре не более двух десятков слов. Не может назвать части тела или окружающие предметы;
  • не использует простые фразы;
  • по-прежнему использует лепетные слова;
  • в речи отсутствуют неологизмы (выдуманные слова, образованные по аналогии с известными);
  • речь невнятная, непонятная для окружающих;
  • не развит «щипковый» захват. Проявляется в том, что небольшой предмет дошкольник берет всей кистью, а не пальцами.

В этом возрасте отставание в речи уже заметно сказывается на вербальной памяти и запоминании.

Характеристика детей с ЗРР после 3-х лет

Особенности детей с задержкой речевого развития после трех лет связаны с началом периода активной социализации. Дошкольник идет в детский садик и в группе своих ровесников испытывает сложности в общении, начинает беспокоиться, что его не понимают. Постепенно данная ситуация приводит к тому, что малыш замыкается в себе и уже не ищет контактов с окружающими людьми.

Характеристика при ЗРР после 3-х лет:

ХарактеристикаОсобенности при ЗРР
Физическая характеристика
  • быстрая утомляемость;
  • неловкость;
  • плохо развитая моторика кистей рук и пальцев;
  • двигательная активность низкая, очень часто хаотична;
  • плохая координация движений
Психологическая характеристика (особенности психического развития при задержке речевого развития)
  • испытывает сложности с запоминанием новой информации;
  • внимание неустойчивое;
  • не сформированы представления о пространстве и окружающем мире;
  • нет понимания связи между причиной и следствием;
  • быстрая потеря интереса;
  • не развивается логика (дошкольник с трудом сравнивает, обобщает, анализирует информацию);
  • есть трудности в понимании сложных инструкций;
  • плохо развиты навыки самообслуживания;
  • низкий самоконтроль, не доводит дело до конца;
  • всячески избегает общения, в играх предпочитает те, в которые можно играть одному. Во многих случаях не испытывает вообще потребности в игре, может начать играть только по инициативе взрослого. Игры однообразны
Характеристика речиПассивный словарь (понимание речи)Словарный запас гораздо ниже нормы. Не всегда в состоянии понять инструкцию педагога
Активный словарь
  • использует слова и фразы из мультфильмов;
  • речь невнятная, часто нарушено звукопроизношение;
  • предложения использует примитивные

С возрастом задержка в умственном развитии становится все ощутимее, поэтому характеристика со временем будет все сильнее меняться. Несмотря на то, что информация нужна, в первую очередь, специалистам, родителям также будет полезно с ней ознакомиться. Это поможет взглянуть на ситуацию со стороны и, возможно, пересмотреть свои методы воспитания.

Видео

082

Источник