Особенности развития взаимоотношений ребенка со сверстниками

Особенности развития взаимоотношений ребенка со сверстниками thumbnail

Олеся Куприянова
Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Куприянова Олеся Николаевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 168 общеразвивающего вида»

г. Владивостока, Приморский край

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ

Аннотация: в статье рассматривается важная роль общения ребенка до-школьного возраста со сверстниками. Раскрываются особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста, отмечается положительное влияние общения ребенка со своими сверстниками на его общее развитие. В процессе совместной деятельности дети накапливают опыт саморегулирования поведения и приобретают навыки коллективности.

Ключевые слова: дети, взаимоотношения, взрослые, сверстники, общение.

Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.

Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество — одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека — коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения — легче сформируются в результате взаимодействия с другими детьми.

Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

Какова специфика общения со сверстниками?

1. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.

2. В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого.

3. Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.

4. В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.

С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его под-готовка к жизни среди людей — сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.

Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость — и чем чудеснее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают — так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно? Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают 2 Образование и наука в современных условиях в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул — и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ничем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем из них, кто получил опыт общения с ровесниками еще в семье.

В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие Личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

По мнению Е. Е.Кравцовой: «В общении с ровесниками, у ребенка развиваются важнейшие черты личности — он становится более уверенным в своих силах, приобретает навыки самостоятельной деятельности, учится сознательно управлять своими поступками и поведением и т. д. Ребенок учится у сверстника совершенно иначе, чем у взрослого. Если взрослый для малыша, является прежде всего эталоном, которому он стремится во всем подражать, то сверстника можно поправить, дополнить и т. д».

В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми. Только в группе, по утверждению B.C. Мухиной, в общении с другими детьми ребенок получает определенный статус популярности. Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признания среди сверстников. Притязание на признание может проявляться в стремлении «быть лучше, чем другие». Это стремление, по мнению B.C. Мухиной, создает мотивы успеха, является одним из условий развития воли.

Если ребенок не рассказывает вам о своих сверстниках, если он не может ответить на вопрос, кто у него друзья, то это должно насторожить. Скорее всего, у вашего ребенка просто нет друзей в силу тех или иных причин. И в такой печальной ситуации ребенку обязательно нужна помощь взрослого. В большинстве случаев детей-друзей связывает детский сад или прогулки во дворе. Но далеко не каждый ребенок легко идет на контакт со сверстниками, некоторые из них замкнуты и практически не имеют друзей. Если вы заметили, что у вашего ребенка существует такая проблема, то не стоит на этом акцентировать внимание ребенка. Помочь ему нужно незаметно, чтобы малыш не понял, что он какой-то не такой, как другие дети. Спасти ситуацию, помогут знакомые, в семье которых есть дети такого же возраста. Их можно чаще приглашать в гости или договориться выводить детей на прогулку в одно и то же время. Чтобы ребенок стал более раскрепощенным в общении, можно записать его в какую-нибудь секцию, творческое объединение. Таким образом, малыш будет заниматься любимым делом и при этом общаться с единомышленниками, ведь общее хобби объединяет не только взрослых, но и детей.

Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе.

Общение со сверстниками — важнейшая составляющая жизни ребенка в до-школьном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. Благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливает опыт саморегулирования поведения, считается с общественным мнением, приобретает навыки коллективности.

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Проф. А. В. Петровского. — М., «Просвещение», — 1973. Приморский край 288 с.

2.Детская психология: Методические указания. / Автор-составитель Р. П. Ефимкина.- Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 140с.

3.Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб заведений / Т. Д. Ма- рютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова, — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 352 с.

4. Смирнова Е. О.Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

5. Смирнова С. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, — 1996. — №3. — С. 5-14.

Источник

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей
со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет
особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям. Общение
со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является
источником ярких положительных эмоций, создает условия для проявления
творческого, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детский
коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между
детьми..

Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от
общения более старших детей и от общения ребенка со взрослыми. Контакты детей
раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга,
которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом,
смехом, веселыми гримасами и др. Такое взаимодействие детей получило название
эмоционально-практического общения. Оно позволяет ребенку ощутить сходство с
равным ему сверстником, создает оптимальные условия для самовыражения,
осознания и познания самого себя.

Особенности развития взаимоотношений ребенка со сверстникамиНа первых порах (на втором году жизни) ребенок воспринимает
сверстника как интересный объект для исследования: дети рассматривают друг
друга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребенок
начинает открывать в сверстнике его субъектные качества, что выражается в
появлении совместных «эмоциональных игр». На этом этапе у малышей еще
отсутствует совместная игра с предметами.

Даже играя с одной игрушкой, дети не
вступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Игра с предметом для
малыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками. Игрушка заслоняет
человеческие качества другого ребенка. Открыть их малышу помогает взрослый.
Именно он помогает ребенку увидеть в сверстнике партнера не только по
эмоционально-практическому взаимодействию, но и по совместной предметной
деятельности.

Для поддержания интереса детей друг к другу можно использовать
различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминание в них имя
каждого малыша.

Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для
возникновения чувства общности со сверстниками, 
важно обращать внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у них
тоже ест глазки, ручки, что они также умеют говорить, бегать, играть.

Наиболее эффективным средством развития общения детей со
сверстниками является организация субъектного взаимодействия между ними.
Сначала взрослый организует взаимодействие малышей при отсутствии каких-либо
предметов, привлекая их внимание к субъектным качествам друг друга, побуждая
вступать в эмоциональные контакты. После того как у детей появится потребность
в эмоционально-практическом общении, взрослый может постепенно включать их в
новый вид взаимодействия – совместную предметную деятельность.

Постепенно контакты между малышами становятся все более устойчивыми,
длительными, разнообразными по содержанию. Возрастает инициативность детей и
чувствительность к воздействиям друг друга. К концу раннего возраста дети уже
способны к совместным играм с предметами и сюжетными игрушками. Эти игры
являются важной предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, на
котором ведущей деятельностью становится совместная сюжетно-ролевая игра.

Для сближения детей, организации им совместной деятельности,
поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные
игры. При этом воспитатель должен учитывать возраст ребенка, его умение и желание
общаться со сверстниками. Можно выделить 4 этапа в развитии общения детей, в
соответствии с которыми воспитатель организует те или иные виды совместных игр.

— на первом этапе происходит становление субъектного отношения
ребенка к сверстнику. Ключевая роль здесь принадлежит взрослому, который должен
выделить и показать субъективность другого ребенка, его привлекательность,
сходство между детьми, их общие возможности.

— на втором этапе развивается эмоционально-практическое
взаимодействие, наиболее типичное для детей раннего возраста. Такое
взаимодействие, помогает малышу пережить чувство общности и сходства с равным
ему сверстником.

-Третий этап подготавливает ребенка к принятию роли и ролевому
общению со сверстниками. Дети раннего возраста еще не умеют самостоятельно
брать на себя ту или иную роль, придумывать воображаемые ситуации,
предполагающие ролевое взаимодействие друг с другом.

— На четвертом этапе начинает развиваться совместная предметная и
продуктивная деятельность детей, в ходе которой они изготавливают различные
поделки.

Хорошим приемом, сближения детей, является совместный просмотр
детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При
этом воспитатель должен обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других
малышей похвалить сверстника.

Первые контакты между детьми часто осложняются тем, что малыши не
умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника
как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе
взрослого. Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми,
без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия,
переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы.

С самого раннего возраста необходимо воспитывать у малышей
уважительное отношение к другим детям, независимо от национальности,
особенностей личности и поведения. Этому способствует чтение сказок разных
народов и рассматривание иллюстраций к ним.

Если в группе есть дети разных национальностей, нужно следить, что
бы дети не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи. Следует
воспитывать тактическое отношение к детям с недостатками развития, поощрять
проявление сочувствия, стремления помочь.

Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей со
сверстниками, предполагает решение следующих задач:

• создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса
к сверстникам;

• стимулирование эмоциональных контактов между детьми;

• организация разных форм взаимодействия малышей.

Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать
самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру,
групповые занятия, специально организованные игры.

Для сближения детей, организации их совместной деятельности,
поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные
игры.

Основываясь на выделенных закономерностях, игры и занятия,
направленные на развитие общения между детьми, можно разделить на шесть групп.
Каждая из них вносит специфический вклад в становление положительных
взаимоотношений между детьми.

Игры в парах способствуют становлению субъектного
эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в
общении. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей,
которые впервые пришли в ясли и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками.
Целью игр в парах являются привлечение внимания ребенка к сверстнику,
формирование чувства общности. 

Все это чрезвычайно важно для возникновения субъектных отношений
между детьми. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без
использования предметов. Они содержат ярко выраженный эмоциональный компонент,
побуждают ребенка подражать действиям партнера. В центре их находится взрослый,
который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки,
поочередно обмениваться ими или воспроизводить их синхронно. Находясь между детьми,
взрослый является центром ситуации, как бы дирижирует совместной игрой и
одновременно является ее участником.

Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и
располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта
взглядов, физического контакта, обмена эмоциями. Эти игры могут начинаться с
рассматривания детьми друг друга и взрослого, обмена улыбками, ласковых
поглаживаний.

В такие игры любят играть не только те дети, у которых нет опыта
взаимодействия со сверстниками, но и те малыши, у которых уже сформирована
потребность в общении со сверстниками.

Совместные игры нескольких детей требуют от них большей
собранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувство
общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое
взаимодействие с группой сверстников.

Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям
движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями
других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому,
согласовывать свои действия с действиями ровесника.

В ходе игры взрослый предлагает малышам вместе выполнить
какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши,
покружиться и др.), побуждает их подражать действиям друг друга. В дальнейшем
игру можно усложнить, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и
самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети.
Можно попросить малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить,
обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).

Необходимо поддерживать инициативу ребенка, если он сам пытается
затеять игру со сверстниками, предоставлять детям больше свободы в организуемых
играх. Но очень часто дети настолько увлекаются беготней, что перестают видеть
друг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, воспитатель должен мягко
предложить им более спокойное занятие.

Таким образом, следует соблюдать баланс между подвижными,
эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть
сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые
игры , в которых дети также могут подражать друг другу. Их можно
организовывать в любое время дня, чередовать с подвижными играми. Пальчиковые
игры помогут воспитателю занять всю группу детей, сидящих за столом в ожидании
обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их.

Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные
игры , созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания
простых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронность
движений и физический контакт участников.. В хороводных играх создаются
оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с
действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. По
своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей
к образцам народного поэтического творчества. В хороводные игры можно включать
мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.

 Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь
друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать
действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.

Потребность детей в общении друг с
другом складывается постепенно, на протяжения раннего возраста. Ее
окончательное оформление происходит на третьей году жизни. Первоначальные формы
интереса и эмоционального отношения детей друг к другу не следует рассматривать
как общение. Они являются линь предпосылками, на основе которых в дальнейшем
строится субъектное, собственно коммуникативное взаимодействия детей.
Основанием для утверждения о сформированности деятельности общения может
служить лишь устойчивое наличие в их поведении всех четырех компонентов
потребности в общении. Вместе с тем уже самые маленькие дети
эпизодически адресуют сверстнику действия, которые сложились в практике их
общения со взрослым и которые можно характеризовать как субъектные.

Таким образом, на первоначальном этапе становления общения между
детьми их отношение к сверстнику двойственно; последней воспринимается и как
объект, и как субъект, причем преобладает объектное отношение. Инициативные
действия и чувствительность к отношению ровесника, характеризующие субъектное
взаимодействие детей, возникает последним среди компонентов коммуникативной
потребности, и именно они становятся основными и везущими в общении
сверстников.

Особенности развития взаимоотношений ребенка со сверстниками

Рисунок 2 – подвижные игры.

Особенности развития взаимоотношений ребенка со сверстниками

Рисунок 3 – игры с помощью предметов.
(кукла)

1)    Е.О. Смирнова. В. М. Холмогорова — «Развитие общения детей  со сверстниками»

2)    Л. Н. ГАЛИГУЗОВА- «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

3)   Павелко Р.О. Особенности общения в раннем возрасте. 

Источник