Особенности развития внимания ребенка в 2 года
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию, то есть сделать внимание произвольным. И именно в играх происходит развитие внимательности, наблюдательности и умения длительное время сосредотачиваться на определенном предмете.
Ребенка первых месяцев жизни привлекают только сильные раздражители: яркие свет и цвет, громкий звук. Постепенно круг объектов внимания расширяется и увеличивается продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Малыш начинает проявлять всё больший интерес к окружающим предметам, внимательно рассматривает их, берет в рот, ощупывает руками. Однако в годовалом возрасте ребенок ещё чрезвычайно быстро отвлекается. Стоит ему увидеть другой предмет или услышать посторонний звук – и его внимание тут же переключается на новый объект.
В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным). Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает – ребенок оставляет это занятие.
Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители. Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 — 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е. появляются зачатки произвольного внимания.
Условия развития внимания детей 2-3 лет
• Обогащайте знания ребенка, знакомьте его с многообразием окружающего мира, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное.
• Выявляйте интересы ребенка и старайтесь поддерживать внимание ребенка к тому, что ему интересно (спрашивайте, предлагайте сравнить, закончить, хвалите, придумывайте новые варианты игры и т.д.).
• Занятия с ребенком должны проводиться только в игровой форме, быть посильными и не превышать 10 минут.
• Не давайте малышу для постоянных игр игрушки, с которыми предполагаете проводить занятия – иначе интерес к ним может пропасть.
• Перед занятиями уберите из поля зрения ребенка предметы, которые могут отвлечь его внимание.
• Рассказывая о чём-то ребенку, старайтесь сделать свой рассказ эмоциональным, живым, интересным, доступным и наглядным.
• Привлекайте ребенка к играм, давайте ему свободу выбора и свободу действий, предоставляйте малышу возможность проявлять активность и самостоятельность.
• Проявляйте уважение к занятиям ребенка. Не отрывайте его от них по пустякам. Если есть необходимость прервать игру малыша, предупредите его об этом заранее («Через пять минут мы будем обедать»), или присоединитесь к этой игре и помогите ее логично завершить («Давай, эта коробка будет домиком! Пусть куклы зайдут в него и лягут поспать! А мы с тобой пока сходим в магазин»)
• Объясняйте ребенку, зачем нужно выполнять то или иное задание («сделаем из пластилина шарики, чтобы котёнок смог в них поиграть»).
• Разнообразьте виды занятий с ребенком, чередуйте активные и пассивные задания.
• Не торопите малыша, так как торопливость приводит к невнимательности.
Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет
2 года – 2 года 6 месяцев
— Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание).
— Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием).
2 года 6 месяцев – 3 года
— Учится переключать внимание. Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом.
— Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом.
— Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
— Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е. появляются зачатки произвольного внимания.
Источник
Развитие внимания у детей 2-3 лет
Внимание ребёнка вначале отражает его интерес по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока его интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение на него внимания.
Внимание ребёнка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, внимание редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т.е. фактически не является произвольным.
Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.
Детям 2-3 лет трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, играют в одну и ту же игру – 30-50 минут. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.
Оценка внимания
Ребёнку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Далее этого ребёнка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же карточку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.
В 3 года – находит 5-6 изображений из 10.
Игры на развитие внимания
Кто что услышит?
Цели игры: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.
Необходимый материал: ширма, различные звучащие предметы – звонок, молоточек, погремушка с камешками или горохом, труба, бубен и т.д.
Ход игры
Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать.
Угадай, что надо сделать
Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.
Необходимый материал: бубен, два флажка.
Ход игры
У ребёнка в руках два флажка. Если взрослый громко бьёт в бубен, ребёнок поднимает флажки и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки.
Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4-х раз, чтобы ребёнок мог легко выполнять упражнение.
Солнце или дождик?
Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Необходимый материал: бубен, картинки с изображением детей, гуляющих при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).
Ход игры
Взрослый говорит ребёнку:
— Сейчас мы с тобой пойдём на прогулку. Дождя нет, погода хорошая,
светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе будет веселее гулять под его звуки. Если начнётся дождик, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него.
Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.
Угадай, на чем играю
Цель игры: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Необходимый материал: музыкальные игрушки – барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.
Ход игры
Взрослый поочерёдно показывает ребёнку музыкальные инструменты и спрашивает, как они называются. Если ребёнок не знает, взрослый называет и знакомит с их звучанием. Ребёнок слушает и рассматривает инструменты.
Когда взрослый убедиться, что ребёнок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на разных инструментах, а ребёнок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребёнок легко справляется с заданием, его можно усложнить.
Источник
Внимание,
как психический процесс, имеет свои
этапы развития.
Историю
развития внимания,
как и многих других психических функций,
пытался проследить Л.С.
Выготский
в русле своей культурно-исторической
концепции их формирования. Он писал,
что история внимания ребенка есть
история развития организованности его
поведения, что ключ к генетическому
пониманию внимания следует искать не
внутри, а вне личности ребенка. Психолог
указывал на то, что произвольное
внимание возникает из того, что окружающие
ребенка люди «начинают при помощи
ряда стимулов и средств направлять
внимание ребенка, руководить его
вниманием, подчинять его своей власти
и этим самым дают в руки ребенка те
средства, с помощью которых он впоследствии
и сам овладевает своим вниманием».
[2]
При
помощи взрослого ребенок усваивает ряд
искусственных стимулов-средств (знаков),
посредством которых он дальше направляет
свое собственное поведение и внимание.
Процесс
возрастного развития внимания по идеям
Л.С. Выготского представил А.Н.
Леонтьев.
По его мнению, «с
возрастом внимание ребенка улучшается,
однако развитие внешне опосредствованного
внимания идет гораздо быстрее, чем его
развитие в целом, тем более натурального
внимания. При этом в школьном возрасте
наступает перелом в развитии, который
характеризуется тем, что первоначально
внешне опосредствованное внимание
постепенно превращается во внутренне
опосредствованное, и со временем эта
последняя форма внимания занимает,
вероятно, основное место среди всех его
видов. Различия в характеристиках
произвольного и непроизвольного внимания
возрастают, начиная с дошкольного
возраста, и достигают максимума в
школьном возрасте, а затем вновь
обнаруживают тенденцию к уравниванию».
Первый
этап развития внимания
– первые недели-месяцы жизни. В это
время появление ориентировочного
рефлекса как объективного, врожденного
признака непроизвольного внимания
ребенка.
В
первые месяцы жизни у ребенка отмечается
наличие только непроизвольного внимания:
на 10-12-й день жизни, ребенок вначале
реагирует только на внешние раздражители.
Причем это происходит только в случае
их резкой смены, например, при переходе
из темноты к яркому свету, при внезапных
громких звуках, при смене температуры
и т.п. Однако наблюдаются и некоторые
проявления внимания, когда он тянется
к материнской груди, ищет ее, начинает
фиксировать взором некоторые предметы,
прекращает движения, услышав громкие
звуки. К концу первого месяца он уже
может следить в течение нескольких
секунд за ярким блестящим предметом,
движущимся на расстоянии около метра
от его глаз.
Начиная
с третьего месяца, ребенок все больше
интересуется объектами, тесно связанными
с его жизнью, т.е. с наиболее близкому к
нему. Со второго полугодия дети проявляют
большой интерес к окружающим предметам,
начинают рассматривать их, брать в рот,
вертеть в руках. Возможность манипулировать
вещами значительно расширяет круг
объектов внимания и продолжительность
его удерживания на каком-либо предмете.
Особенно заметно проявление его интереса
к ярким и блестящим предметам. Это
позволяет говорить о том, что его
непроизвольное внимание уже достаточно
развито.
К
6-месячному возрасту увеличивается как
длительность зрительного сосредоточения,
так и дальность расстояния до фиксируемого
предмета. Ребенка привлекают не только
яркие, подвижные предметы, но и звуки,
а начиная со 2-го месяца возрастает и
длительность сосредоточения на звуках.
На 2-3 месяце жизни внимание ребенка
наиболее легко привлекает человек и
его голос. Сосредоточение на словах
взрослого – результат и необходимое
условие развития слушания, а затем и
разговорной речи ребенка. Однако в этом
возрасте внимание ребенка еще очень
неустойчиво. Стоит показать ему другой
предмет, как он роняет на пол первый и
тянется за вторым. Увидев какую-либо
заинтересовавшую его вещь, ребенок
начинает требовать ее, даже плачет, если
не удовлетворяют его желания, но
достаточно показать ему в этот момент
что-либо другое, чтобы он сразу же
заинтересовался новым и забыл о том,
что именно только что требовал.
Второй
этап развития внимания – возникновение
ориентировочно-исследовательской
деятельности как средства будущего
развития произвольного внимания. Ребенок
уже может сосредоточенно заниматься с
разными предметами в течение 8-10 минут.
Третий
этап развития внимания
– начало второго года жизни. Обнаружение
зачатков произвольного внимания под
влиянием речевых инструкций взрослого,
направление взора на названный взрослым
предмет. Можно предположить, что
возникновение и формирование произвольного
внимания связано с процессом воспитания
ребенка. Окружающие ребенка люди
постепенно приучают его выполнять не
то, что ему хочется, а то, что ему нужно
делать.
Четвертый
этап развития внимания
– второй-третий год жизни. Достаточно
хорошее развитие указанной выше
первоначальной формы произвольного
внимания. На втором году жизни, благодаря
появлению возможности самостоятельно
передвигаться и приобретению умения
не просто манипулировать предметом, а
выполнять простейшие действия (например,
брать песочек лопаткой), объектами
внимания становятся самые различные
предметы, используемые ребенком в его
деятельности. Формирование этого вида
внимания происходит главным образом
под влиянием взрослых, которые начинают
предъявлять детям различные требования
(соблюдать чистоту, определенным образом
пользоваться теми или иными вещами и
т. п.).
Параллельно
с произвольным вниманием на основе
чувственного опыта развивается и
непроизвольное внимание. Знакомство
со все большим и большим количеством
предметов и явлений, постепенное
формирование умения разбираться в
простейших отношениях, постоянные
беседы с родителями, прогулки с ними,
игры, в которых дети поражают взрослым,
манипулирование игрушками и другими
предметами – все это обогащает опыт
ребенка, а вместе с тем развивают его
интересы и внимание.
Пятый
этап развития внимания
– четыре с половиной – пять лет. Появление
способности направлять внимание под
влиянием сложной инструкции взрослого.
Дети – дошкольники (4-5 лет) обнаруживают
иногда интенсивное и устойчивое внимание,
подчиненное той деятельности, которую
они выполняют. Они могут подолгу играть
в интересующую их игру, внимательно
слушать рассказы взрослых, однако даже
в этих случаях их внимание все еще
характеризуется значительной
отвлекаемостью, если на них начинают
действовать другие, интересные для них,
предметы. Ребенок 4–5 лет, например,
внимательно слушает сказку, его глаза
горят живым интересом, даже рот приоткрыт
от удивления, но вот в комнату вбегают
играющие дети, и мысли ребенка сразу
отвлекаются от сказки. Все это говорит
о том, что дети-дошкольники еще не умеют
намеренно поддерживать внимание в
течение длительного времени в одном и
том же направлении. Так, в одном
эксперименте детям в возрасте 5 лет
предложили указать на картинке, кто из
группы катающихся на катке детей потерял
варежку. Многие из детей с этой задачей
не справились, так как их внимание все
время отвлекалось другими предметами,
нарисованными на картинке. Они так и не
смогли сосредоточиться на поставленной
перед ними задаче и рассмотреть в
соответствии с ней руки изображенных
на картине детей.
В
дошкольном возрасте происходит расширение
объема внимания и рост его устойчивости,
формируется произвольное внимание.
Расширение объема внимания проявляется
в том, что ребенок старшего дошкольного
возраста может воспринять уже не один
предмет, однако у 4-6-летних детей объем
внимания еще недостаточен для различения
сложных или малоотличимых друг от друга
объектов (например, буквенных или
цифровых знаков).
Большое
значение для развития произвольного
внимания имеет игра. В процессе игры
ребенок учится координировать свои
движения сообразно задачам игры и
направлять свои действия в соответствии
с ее правилами. Нарастание устойчивости
внимания проявляется у детей в увеличении
продолжительности игр. Если годовалые
дети сохраняют устойчивое внимание на
играх в среднем 14,5 минут, то у 3-летних
это время достигает 27 минут, а 5-6-летние
дети могут играть на протяжении 96-100
минут. Если младшие дошкольники
рассматривают картинку 6-7 секунд, то
старшие дошкольники тратят на те же
картинки 12-19 секунд времени. В устойчивости
внимания особенно сильно сказываются
индивидуально-типологические особенности
нервной системы детей. У возбудимых
детей устойчивость внимания в 1,5-2 раза
меньше, чем у детей сдержанных,
уравновешенных.
Шестой
этап развития внимания–
пять-шесть лет. Возникновение элементарной
формы произвольного внимания под
влиянием самоинструкции (с опорой на
внешние вспомогательные средства).К
концу дошкольного возраста ребенок
приобретает некоторый опыт в управлении
вниманием, что является одним из
показателей его готовности к обучению
в школе.
Седьмой
этап развития внимания
– школьный возраст. Дальнейшее развитие
и совершенствование произвольного
внимания, включая волевое. В процессе
школьных занятий ребенок приучается к
дисциплине. У него формируется усидчивость,
способность контролировать свое
поведение. В школьном возрасте развитие
произвольного внимания также проходит
определенные стадии. В школе ученик
должен внимательно слушать то, что
говорится в классе, и быть внимательным
не только к тому, что его интересует, но
и к тому, что не представляет для него
интереса.
В
первых классах ребенок не может еще
полностью контролировать свое поведение
на уроках. У него по-прежнему преобладает
непроизвольное внимание. Поэтому опытные
учителя стремятся сделать свои занятия
яркими, захватывающими внимание ребенка,
что достигается периодической сменой
формы подачи учебного материала. При
этом следует помнить, что у ребенка в
этом возрасте мышление в основном
наглядно-образное. Поэтому, для того,
чтобы привлечь внимание ребенка,
изложение учебного материала должно
быть предельно наглядным.
В
старших классах произвольное внимание
ребенка достигает более высокого уровня
развития. Школьник уже в состоянии
достаточно длительное время заниматься
определенным видом деятельности,
контролировать свое поведение.
Подростковый возраст характеризуется
большей интенсивностью, концентрацией
и устойчивостью внимания. Его внимание
обуславливается, помимо привычки быть
внимательным, появлением интересов
познавательного характера. Ему многое
хочется выполнить самостоятельно. У
него много энергии и активности, многое
его интересует. Но именно поэтому он
легко отвлекается от работы, ему еще
трудно сдерживать свои желания,
заставляющие его искать новых впечатлений.
Юношеский
возраст характеризуется дальнейшим
развитием внимания, которое обусловливает
уже высокую работоспособность старшего
школьника. Широкий круг познавательных
интересов в этом возрасте обеспечивает
интенсивное развитие непроизвольного
внимания, а сознательное отношение к
обучению, понимание задач, связанных с
подготовкой к будущей деятельности,
помогает произвольно направлять и
поддерживать внимание. В этом возрасте
ученики становятся участниками
производительного труда, задания многие
из них выполняют уже с немалой степенью
квалификации. Они уже могут работать
сосредоточенно в течение довольно
продолжительного времени и противостоять
всякого рода отвлечениям. В особо трудных
случаях (подготовка к экзамену, срочное
задание на производстве) старшие
школьники могут мобилизовать свое
внимание на длительный срок.[8]
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник