Особенности развития внимания ребенка дошкольного возраста

Особенности развития внимания ребенка дошкольного возраста thumbnail

Шелтыганова Екатерина Вадимовна
Особенности развития внимания детей дошкольного возраста

Внимание — характеристика психической деятельности человека, которая выражается в возможности быть сосредоточенным и в направленным на определённый объект80 или деятельность.

«Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных обьектов» [ Эльконин 1989].

Традиционно внимание не рассматривается как самостоятельный психический процесс, как, например, восприятие или мышление, но при этом, по мнению, Д. Б. Эльконина, оно является неотъемлемой частью всех познавательных процессов и «при этом той их стороной, B какой внимание играет существенную роль в деятельности, которая направлена на объект»[ Эльконин 1989]. Все познавательные процессы, в том числе и внимание, определяют целостность деятельности и образа.

Невозможно быть внимательным постоянно, внимание вообще проявляется B обусловленных,определенных психических процессах: когда ребенок старается разглядеть предмет, принюхивается, решает задачи, прислушивается, сочиняет текст, т. е. когда повышается его познавательная активность B процессе восприятия и отражения окружающей его действительности. «Внимание — это, прежде всего, подвижная часть прохождения познавательной деятельности, оно формулирует важнейшие взаимоотношения психической деятельности с конкретным объектом»

[Эльконин 1989].

Традицонно выделяется три вида внимания, B зависимости от того, что

является причиной его возникновения. Рассмотрим их более подробно.

1. Первичное (непроизвольное) внимание подразумевает под собой такой вид внимания, при котором отсутствуют поставленная цель и волевые усилия.

Как правило, оно вызывается красочными, внезапными, интенсивными раздражителями. Неожиданный удар грома, появившийся внезапно незнакомый человек, оглушительный резкий крик даже взрослого человека отвлекут от осуществляемой деятельности. «Физиологической основой непроизвольного

внимания явлестя ориентировочный безусловный рефлекс» [Немов 1999].

Непроизвольное внимание преобладает у детей в младенческом и раннем возрасте, а также в дошкольном детстве. Из довольно просто отвлечь, если представить игрушку, красочную погремушку, новую игру или мультфильм.

Если ребенок дошкольного возраста интересуется чем-либо

(мультфильмом, компьютерной игрой, игрушками, то его внимание будут

привлекать и удерживать именно такие явления или предметы, которые

пробуждают в нем заинтересованность и такое внимание, не требует от ребенка

каких-либо усилий, оно притягивается самим объектом, его внутренним

содержанием, соответствующим устремленности, интересам ребенка. Когда

дошкольники слушают увлекательный рассказ, изготавливают интересную

поделку или занимаются собиранием конструктора или мозаики, у них

возникает вторичное непроизвольное внимание.

Для эффективного развития непроизвольного внимания можно

использовать познавательные интересы детей. Однако при этом, учителю не

следует стремиться к развлекательности на уроке,1 так как смешные рассказы,

шутки, игры или комические сценки на уроке могут отвлечь внимание

школьника от учебного материала. 1

2. произвольное.

Это такое внимание, которое управляется волевым усилием человека,

осознанием необходимости быть внимательным.

«Большая плотность переходов из одного вида внимания в другой

обуславливается особенностями высшей нервной деятельности».

У дошкольников с легкой или увеличенной возбудимостью внимание направлено на нужную деятельность или на тот объект, с каким ожидается деятельность. Для дошкольников каждого типа нервной системы свойственны циклические

колебания внимания. Эти «волны» внимания и отвлечения от главного занятия

встречаются тем чаще, чем младше дошкольник, чем меньше он проявляет

активность, чем больше продолжительность и монотонность работы» [Левитина 2016].

Произвольное внимание, как считала, Ф. Н. Гоноболина, относится к

высшим психическим функциям, присущим только человеку.

Психологический механизм возникновения внимания непосредственно

связан с постановкой разнообразных целей и деятельностью человека. Под

контролем произвольного внимания осуществляются: формирование цели,

подбор подходящей модели действий для ее реализации, коррекция

производимых действий и последующая оценка полученного результата.

Произвольный вид внимания возникает при решении человека

сознательно уделить внимание объекту и концентрироваться.

П. Я. Гальпериным была выдвинута теоретическая концепция внимания.

Основные тезисы данной концепции могут привести к следующему:

1) По своей функции внимание представляет собой контроль за

внутренним содержанием действия, его ориентировочной, исполнительской и

контрольной частями. Где контрольная часть определяется вниманием.

2) Внимание как определенный, автономный акт отличается только в тот

момент, когда действие становится как умственным, так и укороченным.

3) He каждый контроль надлежит разбирать как внимание. Контроль лишь

дает оценку действию, пока внимание содействует его совершенствованию.

4) Внимание проявляется одним из моментов ориентировочно-

исследовательской деятельности. Внимание выступает как психологическое

воздействие, которое обращается на внутреннее содержание мысли, иного

образа, феномена, который имеется в психике ребенка в настоящий момент

времени.

5) Произвольное внимание это — внимание, которое планомерно

выполняется, осуществляется по заранее составленному образцу или плану

6) Контроль во внимании исполняется посредством критерия, меры,

образца, что Дает вероятность сопоставления результатов действия и его

уточнения. [Немов 1999].

А. Н. Леонтьев утверждал, что процесс возрастного формирования

внимания — это совершенствование внимания на протяжении некоторого

времени, на которые воздействуют внешние раздражители. Примером таких

раздражителей являются окружающие вещи, предметы, некоторые слова, речь

старших. С первых дней жизни ребенка его внимание в большей степени

является управляемым с использованием со стороны взрослого слов-стимулов.

Источник

Составила:Гузий Е.А.

Статья «Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста»

Развитие внимания ребёнка берёт своё начало с раннего детства, уже при первом контакте с людьми. При адаптации в нашем мире, происходит развитие и формирование ребёнка как личности. 

Дети рождаются с непроизвольным вниманием, и уже в первый месяц они владеют этим признаком. Младенцы реагируют только на внешнее влияние факторов, а именно на такие раздражители, как резкое снижение температуры или на неожиданный громкий звук. Малыш месяцев пяти-семи может рассматривать предмет продолжительное время, а также изучать его ручками. В особенности его могут заинтересовать яркие предметы.

 

Первый год жизни считается этапом развития непроизвольного внимания, к его концу внимание считается достаточно развитым. На втором году жизни малыш всё исследует и учится ориентироваться, что в будущем поможет развитию произвольного внимания. Близкое окружение крохи помогает ему направить своё внимание на изучение определённых предметов с помощью разных стимулов и средств, что возбуждает интерес ребёнка к тому или иному объекту, тем самым, помогая ему, научиться самостоятельно владеть своим вниманием, которое ему просто необходимо на период обучения речи. Сначала малыш учится управлять вниманием мамы, папы и других близких, а потом уже и своим.

 

К пяти годам дети осознано могут концентрировать внимание с помощью взрослого человека. Самостоятельно ребенок начинает концентрировать и удерживать внимание на интересующем его предмете к шести годам.

 

В дошкольном возрасте доминирующее влияние имеет эмоциональный характер, который является непостоянным, зависящим от того, насколько хорошо ребёнок владеет своими чувствами. С помощью специальных занятий на развитие внимания и проявление силы воли, ребёнок сможет овладеть методами его произвольной фокусировки.

 

После трёх лет внимание становится более устойчивым, а к шести годам – достигает хорошего уровня, что очень важно в подготовке ребёнка к школе.

Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность. Развивая и повышая устойчивость внимания ребенка, родители одновременно помогают ему овладеть навыком сосредоточенности и стать более усидчивым. Хорошо развитое внимание у ребенка — залог успешного обучения в школе! Существует огромное количество игр, заданий и упражнений на развитие внимания

Особенно показательно для развития ребёнка внимание к речи – рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.

Психологические исследования показали, что:

— максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребёнка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

— если в три года за 10 минут игры ребёнок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.

— устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 — 2 раза выше, чем у легко возбудимых

Внимание ребёнка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

Самыми эффективными занятиями для развития внимания у дошколят является игры. Занятия в игровой форме способствуют интенсивному развитию и устойчивости внимания. Процесс формирования произвольного внимания помогает привлечь малыша к новым видам деятельности.

Играя в игры на развитие внимания с детьми, необходимо использовать принцип «от простого к сложному». Следить за тем, чтобы задания были не слишком сложны для ребёнка, чтобы он с ними справлялся и не терял веры в свои силы. Если интерес ребенка к игре пропал – не стоит настаивать, предложить ему эту игру в следующий раз. Не забывать хвалить ребёнка за успех и правильные решения.

Во многие игры на развитие внимания можно играть как дома, так и на улице или в поездках и путешествиях. Все игры, собранные здесь, можно использовать, занимаясь как с одним ребенком, так и с группой детей. Кроме того игры подходят для развлечения детей на праздниках и днях рождениях. Взрослые могут быть не только ведущими, но и активными участниками, показывать пример детям. Благодаря этим играм детские праздники можно сделать весёлыми и полезными для развития детей. Можно придумать и вознаграждение для участников игр, только необходимо помнить, что проигравших детей быть не должно, все дети получают одинаковые призы, каждому найти похвальные слова.

Очень важно, чтобы не только динамичные и яркие мультфильмы привлекали внимание ребёнка, а также чтение детских книг, прослушивание сказок, разучивание стишков, песенок и развивающие игры. Это всё просто необходимо для развития и произвольного внимания. 

Источник

Процесс внимания в дошкольном возрасте можно сравнить с фонариком. На что направляется внимание, то и становится объектом познания. Ограниченность свойств данного процесса в первые годы жизни является положительным условием, так как малышу не приходится выбирать и теряться в выборе, на чем сосредоточиться. Но каждая возрастная ступенька предоставляет новые возможности, и развитие внимания у дошкольников позволяет им включиться в активное изучение окружающего мира. 

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Перешагнув планку, отделяющую дошкольный возраст от раннего, дети вступают в стадию интенсивного развития всех познавательных процессов. Особенности внимания у дошкольников в сравнении с предыдущим этапом проявляются в том, что в поле зрения и слуха теперь попадает гораздо больше различных объектов.

Внимание

Теперь предметам необязательно быть яркими и броскими, а звукам громкими и звонкими, чтобы завладеть вниманием дошкольника. Трехлетнему ребенку интересно практически все, что его окружает. Начинается возраст «почемучки», когда хочется узнать обо всем, что это и как оно функционирует.

В 4-5 лет у детей устанавливается прочное сотрудничество внимания с воображением, что позволяет малышам слушать сказку и в это же время представлять главных героев. Объектом внимания становится и сама речь, ее звучание, новые понятия.

Все больше дошкольники направляют внимание на отношения людей, как сверстников, так и взрослых. Они начинают замечать особенности общения, поведение окружающих, их словесное обращение и поступки.

Возрастные характеристики внимания

Внимание имеет свойства или характеристики, которые на каждом возрастном этапе усиливаются. Главные из них касаются количества и удержания воспринимаемой информации:

  • объем
  • распределение
  • переключение
  • устойчивость

В дошкольном возрасте все перечисленные свойства качественно усовершенствуются. Важным фактом является то, что за считанные детские годы объем внимания ребенка должен приблизиться к соответствующему показателю взрослого человека – 5-7 объектов. Учитывая, насколько мал объем внимания малыша до трех лет (одновременно охватывается вниманием только 1-2 объекта), предстоит значительный рывок.

Под распределением внимания подразумевается свойство, позволяющее воспринимать в один и тот же момент несколько объектов примерно с одинаковым вниманием. Например, когда ребенок слушает рассказ и рассматривает иллюстрацию к нему, бессмысленно делать замечание, чтобы он не болтал ногами. Младший дошкольник не может контролировать одновременно столько объектов. Но старшим детям учесть и выполнить такое требование вполне посильно, так как они способны распределить внимание между разноплановыми объектами.

Переключение внимания обеспечивает переход от восприятия одного предмета или явления к другому. Казалось бы, что данное свойство применять ребенку легко, поскольку нужно просто переместить внимание на иной объект. Однако дошкольник переключается легко в том случае, если исчерпал интерес к первичному объекту, а второй его необычайно привлек. Чем больше взрослеет ребенок, тем чаще ему приходится переключать внимание по требованию взрослого, а это не всегда удается. Малыш уже может смотреть на книжку, которую ему показывает мама, а мысли его все еще кружатся вокруг того робота, с которым он играл минуту тому назад.

Устойчивость внимания

Устойчивость – это способность внимания удерживаться на одних и тех же объектах.

Данное свойство в дошкольном возрасте также тесно связано с интересом ребенка. Поэтому детям удается удерживать активное внимание в игре и в привлекательной для них творческой деятельности, но непросто подключить устойчивость внимания там, где велят взрослые.

Устойчивость и переключение внимания в большой степени зависят от развития волевой сферы дошкольника. Эти свойства необходимо тренировать, начиная с 6 лет, так как в этом возрасте ребенок способен волевым усилием направить свое внимание на указанный объект и сосредоточиться, несмотря на отвлекающие факторы.

Виды внимания

Выделяют два природно обусловленных вида внимания – непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное. В последнее время психологи-практики используют понятие послепроизвольное внимание, под которым подразумевают способность сосредотачиваться на выполнении заданий для достижения цели.

Непроизвольное внимание

В дошкольном возрасте внимание детей чаще задействуется стихийно, непреднамеренно. Поскольку в этих случаях психический процесс работает без участия воли, данный вид внимания называют непроизвольным.

Непроизвольное внимание может быть мимолетным, но также может отличиться устойчивостью. Например, ребенок с интересом рассматривает бабочку, севшую на цветок, но, как только она сложила крылышки, переключается непосредственно на цветы. В другом случае, малыш обратил внимание на часы с кукушкой, внимательно прослушал сигнал и посмотрел сопровождающее его действо, а затем последовала череда вопросов о кукушке, о часах, о возможности повторить сигнал и пр.

Непроизвольное внимание остается преобладающим видом в дошкольном детстве. Им можно в определенной степени управлять, подключая детский интерес. Побуждая посмотреть или прислушаться к звукам, взрослый задает направление, но активизируется ли внимание у детей, во многом зависит от объекта. Успешно срабатывают объекты, удивляющие ребенка своей привлекательностью, необычностью, желанностью.

Произвольное внимание

Развитие произвольного внимания дошкольников связано с проявлением волевого усилия посмотреть, прислушаться, умения сконцентрироваться. Без данного вида внимания невозможно обучение в школе. Поэтому развитие внимания дошкольников, прежде всего, заключается в формировании функции произвольности.

Распределение внимания

Особенности внимания таковы, что произвольность не возникает сама по себе. Дошкольник учится управлять вниманием под руководством взрослого. Для этого существуют прямые стимулы, выраженные словами «Посмотри внимательно!», «Прислушайся», «Будь внимательным!», «Внимание!».

Такие призывы успешно срабатывают уже в среднем дошкольном возрасте. Старших детей важно учить выполнять задания по инструкции.

Активное внимание формируется у ребенка, когда он включается в игры с правилами. Для того чтобы оставаться участником, ему необходимо все время направлять внимание на соблюдение правил (называть только съедобное, построить башню из кубиков только двух цветов).

Произвольность внимания ребенка возрастает с развитием связной речи. Старший дошкольник способен не только выполнять инструкции различной сложности, полученные от взрослых, но может сам формулировать планы-инструкции, договариваясь с родителями: «Я сейчас дорисую, а потом мы почитаем вместе сказку о гномах?»

Послепроизвольное внимание

Если ребенок длительное время сосредоточен на определенной деятельности, говорят о послепроизвольном внимании. Хотя данный процесс, скорее, является комплексным и включает устойчивый интерес, познавательную активность, а в старшем дошкольном возрасте и проявление некоторых личностных качеств, таких как ответственность, целеустремленность.

Основные принципы развития внимания у дошкольников

Особенности развития произвольного внимания в дошкольном возрасте учитывают слабую сформированность свойств данного процесса – малый объем внимания, сложность переключения, непродолжительную устойчивость. Все усилия взрослых, направленные на развитие внимание дошкольника, важно применять, учитывая основные принципы.

Привлекательность задания. Тренировать произвольность внимания следует в таких играх и упражнениях, которые потенциально привлекательны для дошкольника. Если родители настаивают, «чтобы через 5 минут все игрушки были собраны», такой приказ к развитию внимания отношения не имеет.

Постепенное усложнение задач. Чтобы ребенок учился распределять внимание, в игровой деятельности предлагайте учитывать несколько правил:  «Начинай строить башню из самых больших красных деталей, потом добавляй меньшие желтого цвета…», «Нарисуй пять цветочков, чтобы все они были разного цвета…», «Рассади всех своих кукол по росту».

переключение внимания

Переключаться с одного вида деятельности на другой дошкольнику легче, когда его подготовят к этому: «Мы посмотрим еще две картинки, а потом ты нарисуешь то, что тебе больше понравилось». Со старшими дошкольниками эффективно вводить игровой элемент: «Сейчас ты собираешь паззлы, а когда я сосчитаю до трех, ты должен взять лист и рисовать то, что я назову».

Сложность данных тренировок заключается в том, что дошкольнику, переходя к другим действиям, требуется время на то, чтобы сконцентрировать свое внимание.

Учет индивидуальных особенностей. Проявление свойств внимания дошкольника зависит от природных индивидуальных особенностей. Дети с таким «быстрым» темпераментом, как холерик и сангвиник, гораздо быстрее переключат внимание на новые виды деятельности. Флегматики и меланхолики затрудняются в переключении, однако демонстрируют более устойчивое внимание.

В данной статье представлена общая характеристика внимания у детей дошкольного возраста. Поскольку этот психический процесс поддается целенаправленному развитию, полезно применять дидактические игры и упражнения, оказывающие действенное влияние на формирование произвольного внимания.

Источник