Особенности развития умственно отсталого ребенка презентация
Инфоурок
›
Коррекционное обучение
›Презентации›Презентация «Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
2 слайд
Описание слайда:
Умственная отсталость Умственная отсталость — стойкое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом. Распространенность умственной отсталости – 1 -3% в общей популяции людей.
3 слайд
Описание слайда:
Этиологические факторы наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток; внутриутробные, действующие на зародыш и плод; перинатальные и первых трех лет внеутробой жизни.
4 слайд
Описание слайда:
МКБ-10 В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50) , умеренная (IQ – 50-35), тяжелая (IQ – 34-20), глубокая (IQ<20).
5 слайд
Описание слайда:
Распространенность степеней умственной отсталости
6 слайд
Описание слайда:
Физические нарушения у детей с умственной отсталостью
7 слайд
Описание слайда:
Диагностические критерии умственной отсталости Клинический — наличие органического поражения головного мозга; Психологический — стойкое нарушение познавательной деятельности; Педагогический — низкая обучаемость.
8 слайд
Описание слайда:
Легкая умственная отсталость Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (ИН), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
9 слайд
Описание слайда:
Умеренная и тяжелая умственная отсталость Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.
10 слайд
Описание слайда:
Умеренная умственная отсталость У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами.
11 слайд
Описание слайда:
Причины умственной отсталости В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.
12 слайд
Описание слайда:
Последствия умственной отсталости Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
13 слайд
Описание слайда:
Последствия умственной отсталости В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
14 слайд
Описание слайда:
Познавательные процессы В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
15 слайд
Описание слайда:
Ощущение и восприятие Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (ИН) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (ИН) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (ИН) в окружающей среде.
16 слайд
Описание слайда:
Восприятие Восприятие детей с легкой степенью умственной отсталости поверхностное, то есть восприятие предметов в целом. Такие дети не применяют анализа воспринимаемого материала, его сравнения. Дети с умеренной степенью умственной отсталости плохо ориентируются в семи спектрах цвета. Части суток и время года путают. Пространственные представления: (слева, справа) часто не сформированы.
17 слайд
Описание слайда:
Мышление Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (ИН) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
18 слайд
Описание слайда:
Мышление Представления и понятия детей с умственной отсталостью бессистемны. Отмечается отсутствие смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений.
19 слайд
Описание слайда:
Мышление Различия между отдельными предметами и явлениями ребенок может устанавливать только в пределах конкретного; при необходимости отвлечения от конкретной ситуации дети становятся беспомощными.
20 слайд
Описание слайда:
Словесно-логическое мышление Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
21 слайд
Описание слайда:
Память Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (ИН) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне.
22 слайд
Описание слайда:
Внимание Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (ИН) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.
23 слайд
Описание слайда:
Внимание Зрительный контакт детей с умственной отсталостью кратковременный. Для них характерна неустойчивость активного внимания, утомляемость, истощаемость, короткий период концентрации внимания. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий.
24 слайд
Описание слайда:
Воображение Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (ИН) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Задачи на воображение ребенок решает методом «опредмечивание», отсутствует тенденция в наполнении содержательной индивидуализацией и детализацией образов воображения.
25 слайд
Описание слайда:
Речь У школьников с умственной отсталостью (ИН) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
26 слайд
Описание слайда:
Речь У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости наряду с нарушением базовых психических памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи. По уровню сформированности речи – речь таких детей – это слова, невнятные по содержанию или «звукокомплексы».
27 слайд
Описание слайда:
Моторная сфера Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (ИН), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
28 слайд
Описание слайда:
Деятельность Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью.
29 слайд
Описание слайда:
Эмоциональная сфера Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (ИН) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности.
30 слайд
Описание слайда:
Эмоциональная сфера Дети с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости часто не понимают эмоциональные состояния других людей, к оценке других людей не чувствительны.
31 слайд
Описание слайда:
Волевая сфера Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (ИН) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.
32 слайд
Описание слайда:
Волевая сфера У детей с умственной отсталость часто отсутствует инициатива и самостоятельность. Побудить к деятельности, не затрагивающих их узких интересов трудно. Если это удается, то возникающее при этом побуждение отличается слабостью и быстро исчерпывается.
33 слайд
Описание слайда:
Межличностные отношения При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п.
34 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-529443
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Слайд 2
Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать. Плохо развита моторика. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.
Слайд 3
По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни: олигофрения; деменция.
Слайд 4
Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный , натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие. Причинами олигофрении считаются: перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности; асфиксия (родовая травма); умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них; несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери; употребления родителями алкоголя, наркотиков.
Слайд 5
Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение. Причинами деменции являются: травмы мозга; шизофрения; менингит; эпилепсия и др.
Слайд 6
Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет: ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности: идиотия ; имбецильность ; дебильность.
Слайд 7
Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены. У таких детей наблюдаются нарушения: координации движений; моторики; поведения; эмоций.
Слайд 8
У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов: полные (лежачие, глубокие) идиоты ; типичные идиоты ; речевые идиоты .
Слайд 9
Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости. Дети с таким диагнозом: понимают обращенную к ним речь; могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками; могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения; имеют относительно развитую речь.
Слайд 10
При этом у них довольно неустойчивое внимание, наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают. Таких детей можно научить: Правильно себя вести. Элементарным посильным трудовым действиям. Самообслуживанию в меру их возможностей. Ориентировке в быту.
Слайд 11
Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно. Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире. Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.
Слайд 12
Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются: конкретным наглядно-образным мышлением; наблюдательностью; упрямостью ; неумением обманывать; довольно развитой фразовой речью.
Слайд 13
При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.
Слайд 14
Дебильность бывает: неосложненной ; осложненной нарушениями разных анализаторов; осложненной нарушениями нейродинамики ; с выраженной лобной недостаточностью; с психопатоподобными формами поведения.
Слайд 15
Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является: обучение их чтению, письму, счету; расширение знаний об окружающем мире; обучение выполнения элементарных трудовых действий; проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.
Слайд 16
Неосложненная дебильность Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко. В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна. Дебильность, осложненная нарушениями разных анализаторов Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало. Дебильность с выраженной лобной недостаточностью Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно. Дебильность с психопатоподобным поведением У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.
Источник