Особенности развития словаря ребенка дошкольного возраста

Альбина Сильченко
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

В развитии словаря детей дошкольного возраставыделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.

Количественный рост словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывавших на магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю».

В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В. В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы – 16,5%; названия средств передвижения – 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.

Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

По данным Ф. И. Фрадкиной, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом,проходя при этом ряд промежуточных ступеней: первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни; вторая степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни; третья степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года; четвертая степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.

После 4 – 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Можно привести много примеров несовпадения значений слов в речи детей и взрослых.

Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами (исследование А. Богатыревой). Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).

В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии словадети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка»; мебель – «спят там»; автомобиль – «чтобы ездить»; сиденье – «чтобы садиться» и т. д. И даже обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения (игрушки – играть, одежда – одевать, обувь – обувать).

Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь – «по следу идет, охотник какой-то»; ракетница – «это тетенька на ракете летает».

Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам,которые он произносит: летчика называет «самолетчик», летать, по его мнению, можно и на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает только на самолете. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).

У ребенка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. (Ребенок смотрит,как готовят пюре: «Почему картошку долбишь? Почему ты расталкиваешь картошку?Я видел: ты ее сейчас толкала!»). В старшем дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор («Какие большие виноградины! Прямо воздушные шары!»)

Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими («красавлюсъ», «намакаронился», «мазелин»). Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Источник

Мария Терлецкая
Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Терлецкая Мария Павловна,

отделение педагогических специальностей,

специальность: дошкольное образование.

Научный руководитель: Пасюкова Е. В. ,

преподаватель ПЦК психологии и педагогики ЮСПК СахГУ

Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты развития словаря. Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста

Ключевые слова: речь, словарь, дошкольный возраст, активный словарь, пассивный словарь.

В настоящее время проблема развития словаря у детей раннего дошкольного возраста становится весьма актуальнойв связи с тем, что на современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [1].

Исследованию речевого развития посвятили свои труды такие выдающиеся психологи, педагоги как Л. С. Выготский [2], А. А. Леонтьев [3], Д. Б. Эльконин [4], В. А. Звегинцева [5], О. С. Ушакова [6], В. В. Гербова [7], Е,И, Тихеева [8] и др.

Богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка. Так, в процессе развития словаря происходит накопление и уточнение представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Вместе с тем, осуществляется развитие операциональной стороны мышления, т. к. овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Как отмечает А. Н. Леонтьев [3], овладение словарем выступает существенным условием умственного развития ребенка, т. к. в процессе своего развития, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов ребенок усваивает содержание исторического опыта. В свою очередь, бедность словаря препятствует полноценному общению ребенка, а следовательно, и общему развитию ребенка. Поэтому проблема развития словаря детей остается актуальной и сегодня.

Развитие словаря является достаточно долгим процессом количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и развития способности применять их в тех или иных условиях общения.

В ходе развития словаря ребенка, происходит уточнение его представлений, углубление его чувств, формирование его социального опыта. Все эти процессы играют важную роль в развитии ребенка в дошкольный период, т. к. именно они становятся основой для развития мышления и речи, формирования социальных контактов и для формирования личности в целом.

Слова, составляющие наш язык, не являются абсолютно обособленными элементами, все они связаны между собой и составляют общую лексическую систему. Таким образом, в составе лексической системы слова являются лексическими единицами. Все лексические единицы связаны друг с другом посредством тех или иных отношений, проявляющихся в значении, форме и т. д. Кроме того, место лексической единицы зависит от его многозначности, совместимости с другими лексическими единицами. При овладении лексикой эти связи начинают взаимодействовать, в результате чего вокруг каждого слова образуются смысловые (семантические) поля, или если говорить иначе — вербальные сети. Таким образом, можно сделать вывод, что ребенок, овладевая лексикой, усваивает как отдельные лексические единицы (слова, так и их взаимосвязи.

Отечественный исследователь В. А. Звегинцев [5] выделил основные стороны значения слова, которыми должен овладеть ребенок, к ним он отнес сопоставление слова с предметом, сопоставление слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка, а также взаимосвязь слова с конкретным понятием.

Также исследователи выделяют два основных направления в работе по развитию словаря детей:

1. Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания;

2. Усвоение слова как лексической единицы в составе лексической системы, его связей с другими лексическими единицами.

Также среди особенностей развития словаря детей можно выделить тот факт, что словарная работа тесно переплетена со всей воспитательно-образовательной деятельностью, осуществляемой с детьми. Так, например, пополнение словарного запаса совершается в ходе знакомства детей с окружающим их миром, а также в процессе выполнения любого вида детской деятельности, в быту и в ходе взаимодействия со взрослыми и с другими детьми.

Ранний возраст сензитивен для развития речи. Д. Б. Эльконин [4] подчеркивал, что речь здесь выступает не как функция, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями. Это средство развития самостоятельной предметной деятельности. Д. Б. Эльконин [4] писал, что для периода раннего детства характерно интеллектуальное решение задач, т. е. такое решение, которое основано на учитывании ребенком соотношения элементов ситуации, орудий (предметов) и достижения цели. В этот период интенсивно развивается речь. Ребенок от автономного, аффективно окрашенного, ситуативного слова переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущим функциональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом к расчлененному предложению и речевой форме коммуникации в собственном смысле слова.

К настоящему времени выделены два аспекта развития словаря у детей раннего дошкольного возраста:

• количественный рост словарного запаса,

• усвоение значений слов.

Рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее:

Количественный рост словарно запаса зависит от особенностей жизни и воспитания ребенка. В связи с этим, данные о количественном росте словаря детей в научной литературе разнятся. Однако в целом, первые осмысленные слова начинают появляться у ребенка к концу первого года жизни. Нормой для ребенка одного года считается развитие словаря до 10–12 слов. При этом, развитие понимания речи намного опережает активный словарь ребенка. Затем, начиная 1,5 лет идет быстрое пополнение активного словаря ребенка, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Как отмечают исследователи, такой большой скачок в количественном развитии словаря детей раннего дошкольного возраста осуществляется не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.

Все слова, которые знает ребёнок, являются его словарный запасом. При этом те слова, которые ребенок понимает он сам не произносит, относится к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи входит в активный. Пассивный словарь — слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и активно употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

Например, если годовалого ребенка спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка» или «коска», или любой другой звук, обозначающие для ребёнка кошку, можно сказать что слово перешло в активный лексикон.

Также исследователи отмечают, что в составе словаря ребенка проявляются его интересы и потребности, а также то, что его окружает. Так, согласно данным исследования, проведенного В. В. Гербовой [7], большую часть употребляемых детьми раннего дошкольного возраста существительных составляют названия предметов обихода (36%); следующее место занимают названия объектов живой природы (16,5%); затем идут названия средств передвижения (15,9%).

Как показывают различные исследования, процесс развитие словаря наиболее активно происходит в возрасте 2-4 лет. Новые слова дети выстраивают по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых.

Работа по развитию словаря проводится с учетом возраста ребенка и личных особенностей его словаря, развития его психики в целом, а также с учетом текущих воспитательных задач. Вместе с тем, существуют метод и приемы, которые являются необходимыми для всех возрастных периодов.

Исследователи выделяют две группы методов развития словарного запаса дошкольников: методы накопления содержания детской речи и методы закрепления и активизации словаря, развития его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

• Непосредственного ознакомления с окружающим миром; рассматривание и обследование предметов; наблюдение; целевые прогулки.

• Опосредованного ознакомления с окружающем миром; рассматривание картин; чтение художественных произведений; показ видеофильмов.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря:

• Рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, игры и упражнения.

Однако, исследователи отмечают, что помимо указанных методов и приемов развитие словаря детей раннего дошкольного возраста происходит также в ходе выполнения различных видов деятельности. При этом, важную роль в этом процессе играет бытовая деятельность, в ходе которой дети раннего возраста осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что дошкольник достаточно быстро запоминает слова, а также осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на характерных признаках. Необходимо отметить большое значение игровой деятельности для развития словаря детей раннего дошкольного возраста, т. к. играя, манипулируя с предметами и взаимодействуя друг с другом, дети неизменно прибегают к использованию соответствующих слов.

Теоретический анализ источников по проблеме развития словаря у детей раннего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы целенаправленная работа по развитию словаря уже в младшей группе детского сада значительно содействует обогащению словаря детей. В ходе такой работы дети раннего дошкольного возраста начинают интересоваться наименованием предметов. При этом, интенсивное развитие словаря детей оказывает положительное воздействие на их поведение, а также улучшает их предметную и игровую деятельность.

Список использованной литературы

1. ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования«

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Издательство АСТ, 2008.

3. Гербова, В. В. Учусь говорить [Текст] / В. В. Гербова. — М.: Просвещение, 2001.-159с.

4. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина, М. А. Арутюнян // Школьный логопед. – 2012. – № 2. – С. 35–47.

5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н. А. Стародубова. — М., 2006.

6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития: лекции. М.: Педагогический университет Первое сентября 2010. — 68 c.

7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.

8. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. — М.: Аспект- Пресс, М., 2001. — 460 с.

Источник