Особенности развития самосознания ребенка младшего школьного возраста

В возрасте
семи–одиннадцати лет ребенок начинает
понимать, что он представляет собой
некую индивидуальность, которая,
безусловно, подвергается социальным
воздействиям. Он знает, что обязан
учиться
и
в процессе учения изменять
себя, присваивая коллективные знаки
(речь, цифры,
ноты и др.), коллективные
понятия, знания и идеи,
которые
существуют в обществе, систему
социальных ожиданий
в
отношении поведения и ценностных
ориентаций. В то же время он знает, что
отличается
от других
и
переживает свою
уникальность, свою «самость»,
стремясь
утвердить себя среди взрослых и
сверстников. Самосознание ребенка
интенсивно развивается, а его структура
укрепляется, наполняясь новыми ценностными
ориентациями.

Школьная оценка
влияет непосредственно на становление
самооценки.
Оценка
успеваемости, по существу, является
оценкой личности в целом и определяет
социальный статус ребенка. У детей с
заниженной и низкой самооценкой часто
возникает чувство собственной
неполноценности, и даже безнадежности.
Снижает остроту этих переживаний
компенсаторная мотивация. Утверждаясь
в посильных для него видах деятельности,
ребенок приобретает неадекватно
завышенную самооценку, имеющую
компенсаторный характер. Но даже в тех
случаях, когда дети компенсируют свою
низкую успеваемость успехами в других
областях, «приглушенное» чувство
неполноценности, ущербности, принятие
позиции отстающего приводит к негативным
последствиям.

В целом, у детей
младшего школьного возраста самооценка:

•   становится
в целом более адекватной;

•   дифференцированной;

•   суждения
о себе – более обоснованными.

Полноценное
развитие личности предполагает
формирование
чувства компетентности
,
которое Э. Эриксон считает центральным
новообразованием данного возраста.

Школа и семья –
внешние факторы развития самосознания.
Его становление зависит и от развития
теоретического
рефлексивного мышления.
К
концу младшего школьного возраста
совершенствуется рефлексия
– создаются
новые возможности для формирования
самооценки и личностных качеств.

Выводы

1. Младший
школьный возраст (7–11/12 лет) определяется
важным внешним обстоятельством в жизни
ребенка – поступлением в школу.
Поступивший в школу ребенок автоматически
занимает совершенно новое место в
системе отношений людей: у него появляются
постоянные обязанности, связанные с
учебной деятельностью. Учебная
деятельность для него становится
ведущей. Ребенок приобретает внутреннюю
позицию школьника, учебную мотивацию.

2. К концу
дошкольного возраста ребенок представляет
собой в известном смысле личность. Он
отдает себе отчет в том, какое место он
занимает среди людей и какое место ему
предстоит занять в ближайшем будущем
(он пойдет учиться в школу). В возрасте
7–11-ти лет ребенок начинает понимать,
что он представляет собой некоторую
индивидуальность, которая, безусловно,
подвергается социальным воздействиям.
Он знает, что он обязан учиться и в
процессе учения изменять себя. В то же
время он знает, что отличается от других
и переживает свою уникальность, свою
«самость», стремясь утвердить себя
среди взрослых и сверстников (В. С. Мухина,
1997).

3. Самосознание
ребенка интенсивно развивается, а его
структура укрепляется, наполняясь
новыми ценностными ориентациями. К
концу младшего школьного возраста
совершенствуется рефлексия, развивается
теоретическое рефлексивное мышление.

4. Успешная
учеба, осознание своих способностей и
умений приводят к становлению чувства
компетентности – нового аспекта
самосознания, который, наряду с
теоретическим рефлексивным мышлением,
можно считать центральным личностным
новообразованием младшего школьного
возраста. Если чувство компетентности
в учебной деятельности не формируется,
у ребенка снижается самооценка и
возникает чувство неполноценности;
могут развиться компенсаторные самооценка
и мотивация.

Вопросы и
задания для самопроверки

1. Каковы
психологические особенности самосознания
ребенка младшего школьного возраста?

2. Каковы
особенности развития мотивов в младшем
школьном возрасте? Что представляют
собой компенсаторные мотивы?

3. Что представляет
собой престижная мотивация? Приведите
примеры.

4. Как происходит
развитие Я-концепции в младшем школьном
возрасте? Какие звенья Я-концепции
получают приоритетное развитие в этот
возрастной период?

Темы для
рефератов

1. Развитие
самооценки в младшем школьном возрасте.

2. Рефлексия,
ее развитие в детском возрасте.

Литература
для аннотирования

1. Обухова Л. Ф.
Детская (возрастная) психология. – М.:
Российское педагогическое агентство,
1996. – С. 270–283.

2. Захарова А. В.
Психология формирования
самооценки. – Мн., 1993. –99 с.

3. Гормоза Т. В.
Влияние тревожности на школьную и
социальную успешность младших школьников
// Возрастная и педагогическая психология:
Эмпирические исследования: Сб. тр.
молодых ученых / Под ред. Ю. Н. Карандашева,
Т. В. Сенько. – Мн., 1998. – Вып. 1. –
С. 119–137.

4. Гормоза Т. В.
Возрастная динамика успешности учебной
деятельности младших школьников:
Автореф. дис. … канд. психол. Наук / Бел.
гос. пед. ун?т. – Мн., 2000. – 21 с.

5. Дубинко Н. А.
Генезис агрессивного поведения и пути
его коррекции в младшем школьном
возрасте: Автореф. дис. … канд. психол.
наук / Бел. гос. пед. ун-т. – Мн., 2000. – 21
с.

4. Шашок В. Н.
Личностное поведение и актуальная
самооценка в детей 9
13 лет в
процессе их социальной адаптации //
Возрастная,
педагoгическая и коррекционная психология:
Эмпирические исследования: Сб. науч.
тр. – Мн.: Карандашев, 2000. – Вып 2. – С.
64–74.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Самосознание личности – это определение собственного «Я», способность выделения себя из окружающего мира.

Без самосознания личность не существует. Самосознание возникает с момента рождения человека, с начала развития личности и видоизменяется на протяжении формирования характера и личности человека. С рождения, маленький ребенок отделяет себя от других посредством своего «Я». Это такое психическое явление, которое способно разграничивать согласно воспринимаемым зрительным образам и выделять свое «Я» от других (Я вижу), осознание своих эмоциональных переживаний (Я чувствую, Я понимаю). Благодаря такому явлению человек способен выделить или отделить себя от других. Но при взаимодействии с окружающим миром, человек примеряет на себя точку зрения другого объекта общения — при прямом или косвенном действии на человека, внушенных с детских лет норм поведения, данных оценок его деятельности. Ребенок учится воспринимать себя, идентифицирую свои действия оценками взрослых.

Формируется самосознание с первых шагов и до подросткового возраста, в то время, когда формируется психическое развитие человека.

Одна из главных функций самосознания – это регуляция своего поведения. Поведение личности определяется накопленными знаниями и представлениями о себе. Человек реализует себя настолько, насколько он усвоил знаний о себе. Оценка данная самому себе определяет независимость поведения, степень уверенности в своем поведении. Согласно определению самосознания результатами этого выражения является Я — концепция. Под этим термином принято принимать совокупность представлений о себе. Это обобщенный образ черт индивидуума, который возникает в результате наблюдений, анализа и восприятия себя в разных ролях. Я – концепция определяет главную линию поведения человека в обществе. Но эта концепция изменяется в применением разных образов на личности. Бывает «Я» — реальное, «Я» — идеальное, «Я» — мифическое, «Я» — зеркальное. Зависит от оценки, которую дает человек сам себе, окружающее общество. Благодаря критическим оценкам личность продолжает формироваться и развиваться.

Читайте также:  Факторы влияющие на развитие ребенка реферат

Самооценка — результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая род­нит их с дошкольниками, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безогово­рочно принимают его оценки.

Эта особенность детского сознания напрямую касается такого важного личностного образова­ния, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она не­посредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ре­бенку и его успехам в различных видах деятельности.

Дети, ори­ентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверст­ников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

Типы самооценки.У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооцен­ки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей склады­вается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях, у таких детей склады­вается заниженная самооценка.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в тоже время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и категоричными.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности.

Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

Неадекватная заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. И если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они, перечитав работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее.

Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают себе задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.

Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности формируются у детей с завышенной самооценкой.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, а она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Динамика развития самооценки неуспевающих детей исследована А.И.Липкиной.

Первоначально дети не соглашаются со статусом отстающих, который закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, например диктант или изложение, большинство оценит выпол­ненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает.

Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, при­обрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от I к IV классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко сни­жается.

Психологические особенности детей с низкой самооценкой.У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безна­дежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация — направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную са­мооценку, имеющую компенсаторный характер.

Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чув­ство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям. Полноценное развитие лич­ности предполагает формирование чувства компетентности, ко­торое Э.Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школь­ника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Читайте также:  Интересно что на развитие ребенка

Развитие адекватной самооценки. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компе­тентности необходимо создание в классе атмосферы психологиче­ского комфортаи поддержки.

Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержа­тельно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), не только обучить их единым принципам оценки, но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Они оценивают только конкрет­ную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников, осо­бенно тех, что достигают высоких результатов без особого труда. И, наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка.

Основными факторами,влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Становление самооценки младшего школьника зависит не толь­ко от его успеваемости и особенностей общения учителя с клас­сом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, приня­тые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспиты­ваются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочета­ется с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к уни­зительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслу­живает. Дети с пониженной (не обязательно очень низкой) само­оценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к де­тям. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успе­ваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и пережи­ваниями.

Становление самосознания зави­сит и от развития теоретического рефлексивного мышления ре­бенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлек­сия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки. Она ста­новится в целом более адекватной и дифференцированной, сужде­ния о себе — более обоснованными.

В то же время в самооценке наблю­даются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооцен­кой изменить ее уровень крайне сложно.

Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 8584; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8717 — | 7542 — или читать все…

Читайте также:

Источник

В возрасте семи — одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями [25].

Школьная оценка влияет непосредственно на становление самооценки. Оценка успеваемости, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводит к негативным последствиям.

В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка:

  • — становится в целом более адекватной;
  • — дифференцированной;
  • — суждения о себе — более обоснованными [2].

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Школа и семья — внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления. К концу младшего школьного возраста совершенствуется рефлексия — создаются новые возможности для формирования самооценки и личностных качеств.

Как говорилось выше, ведущей функцией самосознания является регуляция поведения личности. Данная проблема в современной школе становится все более актуальной. Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие личности ребенка, с одной стороны, помогает раскрываться многим потенциальным познавательным и творческим возможностям детей, с другой стороны, требует от самих учащихся большой самостоятельности, активной позиции, ответственности за результат деятельности, способности к самоорганизации и саморегулированию.

Знания о себе и эмоционально-ценностное отношение с самого начала включаются в регуляцию поведения. По мнению И.И. Чесноковой, «знания о себе и самоотношение становятся истоком, мотивом саморегулирования» [32, с. 37]. И.И. Чеснокова выделяет две формы саморегулирования: первая связана с конкретным поведенческим актом, вторая — с планированием личностью целенаправленных изменений в себе. Именно вторая форма саморегулирования лежит в основе самовоспитания личности. Внутренняя активность как стремление стать совершеннее, изменить себя рождается неудовлетворенностью собой. Она окрашивает образ «Я» ребенка неприятными оттенками, которые никогда не присутствуют в его «Я-идеальном».

С.Г. Якобсон и Г.И. Морева, исследуя механизмы саморегуляции в детском возрасте, выявили один из видов Я-идеального — Я-потенциальное, которое отражает возможные характеристики образа «Я» в случае совершения или несовершения какого-либо поступка. Автор приходит к выводу о том, что расслоение образа Я на Я-реальное и Я-потенциальное при стремлении сохранить исходный положительный образ себя является одним из основных психологических факторов моральной саморегуляции поведения. Механизмы саморегуляции запускаются, если ребенок осознает угрозу положительному образу себя, в содержание которого входит такая характеристика как соблюдение моральных норм и принципов. Авторы утверждают, что регулятивная функция образа «Я» возникает уже на границе дошкольного и школьного возраста с развитием способности представлять себе свое будущее поведение и переживать отношение к этому воображаемому поступку, а также понимать, что такое отношение будут сопровождать не только воображаемый, но и, тем более, реальный поступок. В младшем школьном возрасте эти способности обеспечиваются развитием рефлексии и операции планирования — интеллектуальных предпосылок саморегуляции, а также развитием морального сознания и ценностных ориентаций [2].

Читайте также:  Игры дома с ребенком 2 года дома для развития

Исследования венгерских психологов, направленные на изучение содержания, соотношения и функций образа «Я» показали, что «понятие идеального «Я» можно рассматривать сложившимся в начале младшего школьного возраста» [2]. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать желаемые качества, которые интегрируются, образуют определенную иерархию и превращаются в более или менее целостный образ «Я». Иерархия, в которую выстраиваются желаемые качества, в младшем школьном возрасте подвержена влиянию ценностей, принятых ребенком. Я-идеальное на этом этапе несет в себе функцию ценностных ориентиров.

Позже Я-идеальное параллельно с этой функцией начинает осуществлять и мотивирующую функцию. Источник мотивации для достижения желаемых качеств заключен в осознаваемом и переживаемом различии между Я-реальным и Я-идеальным. Установлено, что для осуществления мотивирующего воздействия это различие должно иметь оптимальное значение. Незначительное различие Я-реального и Я-идеального говорит о полной самоудовлетворенности. Человеку не к чему стремиться. Слишком большое различие может переживаться человеком как непреодолимое. В случае оптимального расхождения Я-реального и Я-идеального последнее начинает определять как ближние, так и дальние цели саморегуляции и ее высшей формы — самосовершенствования.

Содержание «Я-идеального» у младших школьников несет на себе преимущественно признаки «Я в будущем». Оно связано с осознанием детьми себя в рамках той или иной временной перспективы. В этом осознании себя также, как и в функционировании ценностно заряженного Я-идеального, кроются механизмы внутренней активности человека. Т.В. Ермолова и И.С. Коломогорцева, занимавшиеся изучением временного аспекта образа себя у старших дошкольников, отмечают, что «выделение социально зрелых периодов жизни человека как более ценных по сравнению со своим объективным возрастом с неизбежностью приводит к расширению временной перспективы в сторону отдаленного будущего. Когнитивные проекции своего «Я» в это будущее фиксируются самосознанием как Я-потенциальное, включающее в виде нового качества личности семилетки его социальные детерминанты» [2]. Такое насыщение образа «Я» будущими социальными ролями, по мнению авторов, направляют внутреннюю активность детей на процесс самосовершенствования.

Таким образом, чем насыщеннее для ребенка его «Я-идеальное», чем оно более эмоционально заряжено, ценно и значимо, тем большей побудительной и регулятивной силой оно обладает. Но на пути переживания образа идеального себя в младшем школьном возрасте много трудностей.

Одной из важных характеристик самосознания, от которой зависит во многом четкость и реалистичность каждого компонента образа «Я» и регулятивная функция самосознания, является рефлексивность. Рефлексивность при самооценке своих реальных и потенциальных возможностей делает ее более обоснованной и приближает к адекватной. В процессе активно действующих механизмов личностной рефлексии складываются когнитивно оформленные знания о себе в настоящем и будущем, составляющие содержание самопознания ребенка.

А.В. Захарова определяет рефлексивность по «наличию у ребенка колебаний, сомнений в ситуациях оценивания себя, стремления избежать однозначных оценок путем перебора их вариантов, смягчения категоричности самооценочных суждений». Исследования этой характеристики в детском возрасте позволило А.В. Захаровой и сотрудникам ее лаборатории утверждать, что «чем старше ребенок, тем большая рефлексивность наблюдается у него при оценке во всех видах деятельности» [19, с. 25].

Рефлексивность обеспечивает такие важнейшие процессы самопознания, выделяемые И.И. Чесноковой, как самовосприятие, самонаблюдение, самоанализ и самоосмысливание. Степень рефлексивности определяет и степень объективности знаний о себе, т.к. именно неоднозначность и некатегоричность суждений о себе позволяет вести внутренний диалог, «обсуждение с самим собой своей личности, ее ценностей» [32, с. 48].

Некатегоричные и критические рассуждения о себе и своем будущем определяют способность ребенка к критическому осмыслению своих особенностей и возможностей. Наличие в образе «Я» отрицательных характеристик, подкрепленное результатами объективного самонаблюдения, порождают адекватную самооценку и побуждают к целенаправленной саморегуляции поведения.

В младшем школьном возрасте диагностируются перспективность и рефлексивность самопознания как важнейшие предпосылки развития у детей способности к саморегулированию и самовоспитанию. Насыщение образа «Я» перспективными характеристиками в младшем школьном возрасте происходит особенно интенсивно. В этот период складываются интеллектуальные и личностные предпосылки для появления способности заглянуть в свое будущее, увидеть там желаемый образ себя, пережить его положительно и ценностно заряжено. Рефлексивные рассуждения, хотя и трудны для младших школьников, позволяют рассмотреть и реалистично детализировать свое «Я-идеальное» и даже проанализировать некоторые трудности и возможности на пути достижения желаемого «Я».

Большинство авторов выделяют в самосознании два основных компонента: когнитивный и эмоциональный (М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И Чеснокова).

И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3-компонентов: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведение личности. И.С. Кон включает в структуру самосознания 4 компонента: сознание своей тождественности, сознание собственного « Я », осознание своих психических свойств и определенную систему социально-нравственных самооценок. Л.Д. Олейник говорит о шести компонентах структуры самосознания: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль, самокритичность, саморегуляция.

Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: оргазмический, индивидуальный и личностный. Оригинальную концепцию структурирования самосознания предложила В.С. Мухина. Согласно этой концепции самосознание развивается внутри следующей исторически сложившейся и социально обусловленной структуры: имя собственное плюс личное местоимение (за которыми стоят физический облик, индивидуальная духовная сущность человека); притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности; долг и права личности.

Таким образом, на основании анализа литературных источников в младшем школьном возрасте желание и способность к самоанализу и самопознанию различных сторон своей личности и своих потенциальных возможностей проявляется довольно устойчиво и поддается формированию в ходе специальной работы.

Источник