Особенности развития самооценки у ребенка
Гульнара Халилуллина
Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (5-7 лет, считается важным и ответственным этапом личностного формирования каждого человека. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов и свойств личности, возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и правил, формирование произвольности поведения.
Развитие и становление личности в этот период неразрывно связано с формированием самосознания — осознанием себя и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу. Иначе говоря, самосознание — это не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.
Самооценка – это, прежде всего, оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознания и самооценивания себя.
Развитие самооценки проходит 4 этапа.
• 1 этап — от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.
• 2 этап — от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.
• 3 этап — от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.
• 4 этап — школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.
В старшем дошкольном возрасте самооценка развивается по следующим направлениям:
1)возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок;
2) самооценка от общей переходит к дифференцированной;
3) возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в способности ставить перед собой цели на будущее («Когда я научусь читать, то смогу сам прочитать книжку сестренке»).
В старшем дошкольном возрасте происходит оценка собственных поступков с точки зрения нормативных эталонов. Вследствие ограниченности адекватного познания своих возможностей ребёнок первоначально на веру принимает оценку себя другими людьми, отношение к себе и уже оценивает себя как бы через призму отношения к себе. Немалую роль играет то положение, которое он занял в группе детей, что тоже, чаще всего, происходит с подачи взрослого. В самооценке старшего дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:
• влияние родителей, их оценка и личный пример;
• средства массовой информации, информационные технологии;
• социальное окружение;
• образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
• воспитание;
• особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития; направленность личности ребенка и уровень его притязаний
Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной.
Признаки завышенной самооценки:
«Я самый правильный», «Я лучше всех».
Признаки заниженной самооценки:
Не уверен в себе, застенчив, нерешителен.
Признаки адекватной самооценки:
Адекватное восприятия образа «Я».
В старшем дошкольном возрасте у ребенка уже накапливается определенный социальный опыт и складываются стереотипы поведенческих реакций. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие на развитие личности. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.
Для успешной социализации необходимо сформировать адекватную самооценку у ребенка. Для этого необходима помощь самого близкого общества – семьи. Семья призвана всему обучить, всесторонне воспитать. Именно семья должна научить малыша оценочной деятельности. Необходимо помнить, что ребенка нельзя сравнивать с другими детьми, можно его поступки и результаты сравнить с его же поступками и результатами. Вместе с ребенком обсудить причины побед или неудач.
Ниже приведены стратегии позитивного оценивания ребенка, необходимые каждому родителю и педагогу.
Основные стратегии позитивного оценивания ребенка старшего дошкольного возраста.
1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Я верю, что все получится»).
2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сейчас ты поступил неправильно…»).
3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).
4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
5. Выражение уверенности в том, что у него все получится («он не будет больше толкать ребятишек», «она обязательно справится с заданием»).
В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах.
Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ- Я.
В связи с этим, можно выделить общие рекомендации по формированию и развитию адекватной самооценки у детей дошкольного возраста.
1)Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых. Сами взрослые должны выработать единые требования к ребенку и четко их придерживаться.
2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников. Каждый ребенок должен переживать ситуацию успеха в кругу сверстников и учиться гордиться своими достижениями.
3) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Больше разнообразной деятельности, чтобы ребенок был включен в самостоятельную деятельность и получал определенный опыт. Тем самым у него будет возможность проверить свои возможности и
способности.
4) Анализировать личность ребенка и учить этому его. То есть, нужно ребенка оценивать положительно, даже его незначительные успехи, кроме этого, учить его оценивать себя, сравнивать с образцом, выявлять причины неудач и искать пути их преодоления. И, естественно, при этом прививать ему уверенность, что у него получится.
Ребёнок вырастет успешным и уверенным в себе, если родители выполнят следующие рекомендации.
1. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
2. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
3. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
4. Поддерживайте инициативу ребёнка.
5. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
6. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
7. Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
8. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
9. Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.
10. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.
Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста в детском саду, можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние (приложение).
Задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы подготовить ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого необходимо составить представление о самооценке и уровне притязаний своего ребенка, используя наблюдение. Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.
Приложение 1
Примерные упражнения и игры, направленные на повышение уровня самооценки и развитие адекватной самооценки.
Игра «Мое имя».
Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.
— Тебе нравится твое имя?
— Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например:(воспитатель называет возможные варианты имени)
Игра «На что похоже настроение?»
Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.
Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.
Игра «Связующая нить».
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Этюд «Ласка»
Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.
Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.
Упражнение «Назови и покажи».
Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.
Игра «Возьми и передай».
Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Игра «Принц и принцесса»
Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.
Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.
Игра «Комплименты».
Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе.». Принимающий комплимент, кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.
Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т. д. Желательно, чтобы дети выполни упражнение перед большим зеркалом.
Игра «Настроение».
Цель: Помогать в преодолении негативных переживаний, учить детей самостоятельно принимать решения, снижать уровень тревожности.
Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.
Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.
Игра «Сказочная шкатулка»
Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.
Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы, что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».
.Литература
1. Агафонова И. Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
2. Алямовская, В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения /В. Г. Алямовская // Современный детский сад. – 2007. — №1. — С. 21-25.
3. Боцманова М. Э. Захарова А. В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте/ Нов. Исследования в психологии. М. Педагогика, №2, 1998.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2006, — 713 с.
5. Уманец, Л. И. От самооценки в игре — к познанию себя. / Л. И. Уманец // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 4. — С. 20 — 21.
6. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М. : Наука, 1977, 143с.
https://vestnikpedagoga.ru/
https://portalpedagoga.ru/?yclid=6759669487634485656
https://ldv.metodcenter.edusite.ru/
https://dob.1september.ru/
https://nsportal.ru
https://infourok.ru/rekomendacii-po-formirovaniyu-adekvatnoy-samoocenki-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2143238.html
Источник
Марина Земскова
Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
Практикум по детской практической психологии
на тему: «Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста»
Ф. И. О.: Земскова Марина Петровна МБОУ ГШИ №2, г. Ногинск
Содержание.
Введение.
I. Самооценка, виды и факторы формирования самооценки.
II. Факторы, влияющие на развитие самооценки.
1. Условия формирования низкой самооценки
2. Условия формирования высокой самооценки
III. Особенности формирования и развития самооценки в раннем возрасте.
IV. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте.
Заключение.
Литература.
Введение
В трудах отечественных и зарубежных психологов исследовалась проблема самооценки, как одна из центральных проблем.
Среди психологов можно выделим следующих авторов: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, М. И. Лисина, B.C. Мерлин, В. С. Мухина, Е. И. Савонько, В. Ф. Сафин, Е. А. Серебрякова, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова, П. М. Якобсон; А. Адлер, У. Джемс, Ф. Зимбардо, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
Как считал С. Л. Рубинштейн, самооценка это стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде главной структуры личности [2].
Основой самооценки выступают ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне устанавливают механизм саморегуляции поведения.
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности[3].
Целью работы: рассмотреть особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста.
I. Самооценка, ее виды и факторы формирования самооценки
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [4].
Виды самооценки:
— Актуальная — оценка себя в настоящем.
— Ретроспективная — оценка себя в прошлом.
— Прогностическая — оценка себя в будущем.
— Адекватная — достаточно объективная оценка собственных способностей, свойств и качеств.
— Неадекватная — представление личности о себе далеко от реального.
— Заниженная — неуверенность в себе, робость, невозможность осуществлять свои задатки и способности.
— Завышенная — идеализация представлений о своей личности, своей ценности для окружающих.
Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека [5].
Самооценка формируется в процессе всей жизни, и выполняет значимую функцию в ее развитии, регулирует разнообразные виды деятельности и поведения человека. Многие ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.
Выделяют следующие уровни развития самооценки:
Первый уровень процессуально — ситуативный. На этом уровне самооценки дети не устанавливают связи своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по определенным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не адекватны личностным возможностям и могут быть полностью определены стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет тенденцию к необъективности.
Второй уровень качественно – ситуативный. Для этого уровня характерно установление прямолинейных связей между своими поступками и качествами, т. е. совершение (несовершение) отдельного поступка отождествляется с наличием (отсутствием) соответствующего качества. Самооценка на этом уровне обладает необъективностью и неустойчивостью.
Третий уровень качественно-консервативный. Характеризуется разрешением прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется человеком от конкретного поступка, выступает в его сознании как самостоятельная объективная реальность. Осознание того, что конкретный поступок не означает усвоение соответствующего ему качества, разрушение прямолинейных связей между ними, недостаточная осознанность новых сложных связей между свойствами личности и поведением приводят к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного практического поведения.
Четвертый уровень качественно–динамический — осознание сложных связей между качествами личности и поступками. Самооценка обладает объективностью, динамичная в соответствии с изменениями во внутреннем мире человека и при этом устойчиво отражает реальный уровень развития качеств личности. Самооценка личности дается с учетом ее отношения к самовоспитанию. Самовоспитание становится вполне осознанным, планомерным и активным процессом [3].
II. Факторы, влияющие на развитие самооценки.
— Собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым.
— Формирование отношения личности к себе под влиянием общественного мнения.
— Сопоставление образа реального «Я» (то каким человек является на данный момент) с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
— В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения личности к себе в большой степени сказывается влияние восприятия художественной литературы и различных видов искусства.
— Влияние индивидуальных особенностей личности и то насколько важно для нее то или иное оцениваемое качество или деятельность [2].
1. Условия формирования низкой самооценки:
— Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение, требуя от ребенка послушания, воспитывая у него умение подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.
— Если родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них неинтересен, вызывает неодобрение.
— Конфликтные отношения между родителями.
— Отсутствие заинтересованности окружающих в ребенке.
2. Условия формирования высокой самооценки:
— Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью, где царит атмосфера взаимного доверия.
— Родителям принимают своего ребенка таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные.
— Предъявление к ребенку ясной и разумной системы требований.
— Проявление заинтересованности родителей в результатах учебы ребенка, знание родителями друзей ребенка, а также взаимодействие родителей с ребенком в беседе [5].
III. Особенности формирования и развития самооценки в раннем возрасте
Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе как меру удовлетворенности собой [1].
В деятельности самооценкиэти компоненты работают в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.
Основой когнитивного компонента самооценки являются операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.
В раннем возрасте у детей наблюдается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя преобладает эмоциональная составляющая, отражающая глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых.
В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка[2].
При сравнении ребенок, обычно, ориентируется на социальные нормы, допустимые в его окружении. Часто мы слышим,как родители и другие взрослые говорят: «Какая хорошая девочка, она моет руки». Сравнивая себя с этой девочкой, малыш приходит к выводу о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущение формируется у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливают ясные «границы», поощряют его самостоятельность. В противоположном случае у ребенка может появиться чувство стыда, он начнет сомневаться в собственных способностях.
Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности подобающими эмоциональными реакциями на них. Большое количество детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат. Некоторые воспринимают успех или неудачу, с положительными и отрицательными эмоциями.
В этой же возрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, только в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, сознательно и выразительно демонстрирует свои достоинства. Но такие элементарные самооценочные реакции в этом возрасте редкие.
В 3,5 года у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возможностями и с самооценкой [4].
Самооценка ребенка, понимание предъявляемых к нему требований появляются примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми.
IV. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте
Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах.
А. И. Липкина полагает, что в самооценке интегрируются знания ребенка, полученные от других и его собственная возрастающая активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
К среднему дошкольному возрасту у многих детей формируется умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, не только в игровой,но и в других видах деятельности: учении, труде и общении [2].
Это достижение важно рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности. И если его самооценка является неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности просто запаздывает.
Особенной ролью в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка выступает представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Некоторые родители являются хорошим объектом для подражания и в то же время вызывают к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать сильное влияние на его психологию и поведение [3].
В некоторых исследованиях рассматривается то, что самое зримое воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 8 лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. К примеру, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от 5 до 7 лет, т. е. на три года меньше.
В старшем дошкольном возрасте дети придают немалое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Дошкольник не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить [5].
Все это говорит о том, что ребенок уже вступил в сензитивный период развития, для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.
Заключение
На формирование и развитие самооценки наибольшее влияние оказывают социальные факторы, в особенности отношение родителей к детям в периоды младенческого возраста и раннего детства.
Самооценка активно развивается в разные возрастные периоды, каждый из которых является важным в формировании личности ребенка.
В период младенчества важным условием для развития адекватной самооценки в будущем является доброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих его людей, в частности родителей.
В период раннего детства основным источником информации о себе и о других людях являются взрослые. И от того, как будут относиться, и оценивать ребенка взрослые зависит и самооценка самого ребенка, так как он принимает на веру все, что ему говорят.
В дошкольном возрасте формирование самооценки опирается на производимый детьми учет успешности своих действий, оценок окружающих и одобрение родителей.
Литература
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Психология и педагогика. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
2. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. — М., 2000.
3. Зелуганова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности / Е. А. Зелуганова. – М., 1995.
4. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан – СПб. — 2002.
5. Сергеенкова И. В. Психологическое развитие детей Издательство: Феникс, 2007.
Приложение
Рекомендации по формированию
адекватной самооценки дошкольника
— Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
— Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала также, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
— Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
— Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинство другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
— Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
— Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра);
Приложение:
Игры с детьми, направленные на повышение самооценки
«За что меня любит мама»
Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.
Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
«Я – лев»
Цель: повышение у детей уверенности в себе.
Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва,например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».
«Клеевой дождик»
Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.
«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять».
Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате,преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.
«Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».
«Я очень хороший»
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Инструкция ведущего: «Ребята,садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).
И, наконец,дружно: «Я очень хороший (хорошая)».
Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит,например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!»
Замечательно! Давайте встанем в круг,возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» — сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».
«Ладошки»
Цель: повышение самооценки.
Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.
«Комплименты»
Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу,ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…».Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.
После упражне