Особенности развития речи в первые годы жизни ребенка
Развитие речи ребенка в 1–3 месяца
Первые голосовые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни. В возрасте 1,5 месяца одной из форм выражения чувств и потребностей станет улыбка. Сопровождающие ее радостные вокализации – это предречевое общение ребенка, позволяющее удержать внимание и продлить контакт со взрослыми. Уже к 3 месяцам появляется гуление – процесс произношения протяжных гласных звуков (а, у, ы), а также совмещение гласных и согласных звуков (агу, гу, га, ха, кы, кхы).
Мир эмоций. Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям вашего голоса. Возможно, он даже скопирует выражение вашего лица, начнет гулить. Такие передачи эмоций и звуков являются первыми актами общения с крохой, способствуют социально-эмоциональному развитию и формированию речи у ребенка.
Потешки, стишки, песенки. Почитайте ребенку вслух небольшие стишки и потешки, спойте детскую песенку. При этом важно смотреть на малыша, четко произносить слова, варьировать интонации. Обратите внимание: кроха замер, прислушиваясь к вашему голосу, внимательно наблюдает, как вы шевелите губами, произнося фразы. Вот он оживленно задвигал ручками и ножками – обрадовался вашему общению с ним. Такое взаимодействие с ребенком способствует накоплению словарного запаса. Вот, например, потешка:
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
Поворкуем, погулим. Склонитесь над малышом и начните разговаривать с ним. Кроха будет пытаться вам отвечать на своем языке – гулить. Повторяйте звуки, которые он произносит. Затем отвечайте малышу на его гуление так, будто понимаете, о чем он говорит. Комментируйте «сказанное» им. Такое упражнение формирует ответную реакцию ребенка на словесное воздействие взрослого, побуждает его к гулению и способствует формированию речи у ребенка.
«Я расскажу тебе…». Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах.
Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.
Загляните в календарь развития ребенка
Развитие речи ребенка в 3–6 месяцев
В этом возрасте малыш прислушивается к окружающим его звукам, проявляет к ним интерес и повторяет их. При этом кроха понимает, что это издаваемые им звуки. Ваша задача – побуждать ребенка произносить звуки и звуковые сочетания.
«Язычок-проказник». Возьмите ребенка на руки. Смотрите ему в глаза и, высунув язык, издавайте разные смешные звуки. Затем спрячьте язык. Повторите те же действия, издавая уже другие звуки. Дети обычно пытаются подражать взрослому: тоже стараются высунуть язык и произнести несколько услышанных звуков. Так тренируется его артикуляционный аппарат, развивается подвижность губ и языка. В ходе игры пополняется запас звуков, малыш чаще пытается произносить их, начинает вступать в общение со взрослым.
«Эхо». Склонитесь над ребенком или возьмите его на руки, чтобы он видел ваше лицо. Поговорите с ним, стимулируйте голосовую активность крохи и повторяйте за ним звуки, которые он произносит, словно эхо. Малыш начинает гулить в ответ – завязывается своеобразная «беседа». Произнесение разных звуков и звуковых сочетаний способствует улучшению речевых способностей ребенка.
«Идет коза рогатая». Эта игра соединяет в себе несколько функций – речевую, двигательную, тактильную. Сложив пальцы рук определенным способом (сделав «козу»), легко пощекочите кроху, проговаривая при этом стишок:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест, молочка не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!
Процесс игры доставляет малышу удовольствие, он может громко засмеяться, когда вы его щекочете. Такое двустороннее общение активизирует речевые центры головного мозга, способствуя речевому развитию.
Развитие речи ребенка в 6–9 месяцев
В этот период в развитии малыша появляется следующая стадия развития речи – лепет. Ребенок воспроизводит цепочки слогов «па-па-па», «ка-ка-ка», «ма-а-а», «ва-а-а» и многократно их повторяет, прислушивается к произносимым звукам. Стадия лепета длится до 11 месяцев. Постепенно лепетная речь усложняется, появляются новые слоги и звуковые сочетания.
Активизация речевых центров головного мозга может происходить через работу рецепторов на кончиках пальцев. Поэтому важно в занятиях с ребенком уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.
В этом возрасте самое время начать читать крохе. Книги нужно подобрать с различными дополнениями, например, с погремушками, липучками, кармашками, пищалками и т. п. Эти игрушки удерживают внимание малыша и способствуют развитию мелкой моторики.
Читаем и играем. Расширяйте понятийный словарь малыша. В этом поможет рассматривание картинок в книгах, чтение небольших рассказов и стихов (например, А. Барто). Для занятий подбирайте книжки с яркими, четкими и понятными иллюстрациями. Приготовьте игрушку, например зайца, и книжку с его изображением. Покажите ребенку игрушку и картинку: «Вот зайчик, и это тоже зайчик». Такие занятия обогащают словарный запас малыша, знакомят его с новыми понятиями, названиями предметов и явлений.
Игры для пальчиков. Уже в этом возрасте можно научить ребенка рисовать красками. Только вместо кисти пусть оставляют следы на бумаге детские ладошки и пальчики.
Лепите с малышом из пластилина: скатывайте из пластичной массы разные по форме и величине фигурки, а малыш пусть пальчиками расплющивает их.
Приобретите крохе развивающие игрушки или центры для развития мелкой моторики – с кнопочками, отверстиями, фактурной поверхностью деталей, музыкальным или голосовым сопровождением.
Новый друг. Для общения с ребенком выберите персонажа – перчаточную куклу, игрушку бибабо или мягкую игрушку. Можно знакомить малыша с предметным миром, новыми словами от лица этого героя. Пусть игрушечный Буратино покажет крохе картинки в книжке, расскажет о новых предметах, задаст вопросы, попросит ребенка повторить какие-либо действия. Ведите с ребенком диалог, обращаясь к нему от лица куклы. Поощряйте голосовую активность малыша, побуждая его отвечать и взаимодействовать с персонажем.
Развитие речи ребенка в 9–12 месяцев
В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь. В этот период закрепляется лепетное говорение: малыш произносит целые тирады, меняя интонацию.
Время сказок. Можно выбрать русские народные: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя». Малыш уже узнает многих зверей, может по просьбе взрослого показывать пальчиком на изображение названного вами животного. Внимательно рассмотрев картинки, спросите его, например: «А где медведь?» – и кроха покажет пальчиком на нужную картинку. Рассказывая сказку, соблюдайте тембр голоса и интонации каждого героя – мышка говорит тоненьким голоском: «Пи-пи», медведь – грубым: «У-у-у».
Попросите кроху повторять вслед за вами, каким голосом разговаривают животные. Игры на звукоподражание – хорошие артикуляционные упражнения, выполнение которых способствует развитию речи.
Тренировка языка. Это логопедическое упражнение тренирует рот и губы малыша, мышцы артикуляционного аппарата. Стройте малышу смешные рожицы и гримасы, провоцируя его повторять за вами. Покажите крохе язык и попросите его показать свой. Растяните губы в широкой улыбке и предложите ребенку улыбнуться так же. Для тренировки щек, губ и языка подойдут свистульки, игрушечные дудочки. Научите малыша правильно дуть в большой свисток или дудочку – и производимый звуковой эффект приведет его в восторг.
«Повторяй за мамой». Склонитесь над малышом так, чтобы он видел движение ваших губ при произнесении слов. Предложите ребенку повторять звуки вслед за вами:
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, наша девочка мала.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Му-му-му, молочка налить кому?
Ло-ло-ло, а на улице тепло!
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ба-ба-ба, из окна торчит труба.
За-за-за, уходи домой, коза.
Произносите звуки, которые есть в лепете ребенка, постепенно вводя новые звукосочетания: «та», «да», «ва», которыми он еще не пользуется. Вы заметите, как ребенок чутко реагирует на новые звуки, прислушивается, всматривается в лицо говорящего.
Речевые умения ребенка к 1 году
- Ребенок повторяет за взрослыми звуки, слоги и односложные слова.
- Реагирует на свое имя.
- Активный словарь малыша включает от 10 до 20–25 слов. В основном это упрощенные или звукоподражательные слова.
- Пополняется пассивный словарь: ребенок знает названия многих предметов, понимает и выполняет просьбы взрослых.
- Малыш внимательно слушает взрослого, а потом повторяет цепочки простых слов и звуки.
- Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.
Источник
Лика Бердюгина
Консультация «Особенности речевого развития в первые годы жизни ребёнка»
Дар слова -важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовкий писал «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом:и звучание музыки, и … блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений и тяжёлое громыхание грозы,и детский лепет, и заунывный ропот прибоя,и скорбь утраты, и ликование победы, но к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А. С. Пушкина была 21 тыс. слов,то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов,что является показателем уровня мышления,культуры общения.
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни,но самым важным периодом её развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций, письма,чтения.
Первые годы жизни ребёнка имеют решающие значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обуславливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.
С момента рождения ребёнок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребёнка особенно ярки в области языка. Лёгкость и быстрота
С которыми ребёнок при благоприятной педагогической обстановки овладевает речью, поистине изумительны.
При благоприятных условиях воспитания усвоения звуковой системы языка происходит к четырём годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи,умение передавать интонации вопроса,просьбы,восклицания)
Ребёнок накапливает определенной запас слов,который содержит все части речи. Превалирующие место в словаре занимают глаголы и существительные,обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения,их действия и состояние,однако начинается активное употребление прилагательных и местоимений.
У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребёнок овладевает основными грамматическими формами: в его речи появляются множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных,уменьшительно-ласкательные суффиксы,формы настоящего и прошедшего времени глаголов,формы повелительного наклонения. Начинают развиваться и сложные формы предложений состоящих из главных и придаточных, в речи детей получают отражение причинные,целевые и другие связи,выраженные через союзы.
Дети осваивают навыки разговорной речи,излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательно и повествовательного типов. Однако в речи детей четвертого года жизни отличаются и другие особенности.
В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят)шипящие (ж,ш,ч,щ,сонорные (р,л,м) звуки,некоторые звуки пропускают, требует совершенствования интонационная сторона речи,необходима работа над развитием артикуляционного аппарата ребёнка и над формированием таких элементов звуковой культуры,как темп,дикция, силы голоса.
Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все умеют согласовывать слова в роде,числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложений. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований,которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребёнку творческим освоением богатств родного языка. Эти и другие особенности речевого развития детей четвертого года жизни определяют содержании работы по всем основным задачам.
Основные задачи
Формирование словаря.
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды,обуви,посуды,мебели,видов транспорта.
Учить различать и называть существительные детали и части предметов (у платья-рукава,карманы,пуговицы)качества (цвет и его оттенки,форма,размер,особенности поверхности (гладкая,пушистая,шероховатая,некоторые материалы и их свойства,местоположение (за окном,высоко,далеко,под шкафом) .Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце,стол-табурет-скамеечка).Основная единица языка-слово,и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие,формирование понятийного мышления немыслимо без усвоения новых слов.
Человеку присущ познавательный инстинкт0врожденная любознательность, «инстинкт достижения».Его побуждает к действию не нужда в чём-либо,не недостаток,а стремление к новому переживанию- к овладению,к достижению. Л. И. Божович высказала интересную мысль,что начиная с младенческого возраста у человека появляется инстинктивная потребность познания,потребность новых впечатлений; это потребность ненасыщаема,поэтому она стимулирует и определяет внутренние содержание процесса психического развития. Познавательная деятельность- это его естественное состояние. Знакомство человека с миром начинается с тог,что он видит,что его окружает. Узнает (осознает) все это ребёнок тогда0когда называет словом Словарь
У детей трёх лет непрерывно идёт процесс увеличения словаря как активного так и пассивного,если в два года словарный запас составляет 250-300 слов,то в три года он имеет как правило,800-1000 слов.
У детей трёх наблюдаются неправильности в произношении ряда слов,особенно длинных и малознакомых:сокращения слов («сипед» — велосипед, «атабиль»-автомобиль); перестановки с слове слогов («замукальные»— музыкальные) ; перестановка в слове звуков («певрый»—первый): пропуски в слове звуков («босой мальчик»-большой мальчик, «девича»— девочка). Иногда дети чтобы избежать стечение согласных звуков,выводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают («карабель»-карабль, «не зинаю»— не знаю).
Необходимо постепенно увеличивать пассивный и активный словарь ребёнка, а так же приучать детей правильно произносить слова,имеющие в их активном словаре.
Грамматический строй
Трёхлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из трёх-четырёх).Фраза постепенно удлиняется и усложняется. В этом возрасте можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: порядок слов в предложении не всегда правилен («я хочу нет»— я не хочу,иногда искажается род имён существительных («один колёс»— одно колесо) ,даются неправильные падежные окончания («у меня много подругов»— у меня много подруг).
Во второй младшей группе необходимо учить детей задавать вопросы,а так же отвечать на вопросы воспитателя,пользоваться грамматическими правильными формами слов.
Звукопроизношение. Для произношения звуков детьми второй младшей группы характерны некоторые искажения:
1 согласные произносятся смягченно («лёзецка» – ложечка)
2 свистящие звуки с,з,ц. А) произносятся недостаточно чётко Б)пропускаются («обака»-собака, «амок»-замок, В) c заменяется ф («фабака»-собака,з-в(«вамок»-замок,ц-ф («фыплёнок»-цыплёнок) Г) С заменяется Т («тобака»-собака): з-д («дамок»-замок,ц-т («тветок»-цветок).
3 шипящие звуки ж,ч,щ А) Произносятся недостаточно чётко Б)пропускаются («апка»-шапка, «ук»-жук) В) ш заменяется с и ф («сапка», «фапка»-шапка): ж-з или в («зук», «вук» — жук, ч-ц, или ть («оцки», «отьки»-очки);щ-ч-сь,или ть («сетка», «тётка» — щётка)
4 звуки л и р А)пропускаются («ампа»-лампа, «ука»-рука); Б)заменяются звуком ль («лямпа» — лампа, «люка»-рука); В)заменяются й («ямпа»-лампа, «юкка»-рука)
У большинства детей трёх лет встречаются физиологические,а не патологические недостатки звукопроизношения,которые носят непостоянный,временный характер. Они обусловлены тем,что у ребёнка трех лет ещё несовершенно функционируют слуховой и речевой аппараты.
Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть законченно в детском саду. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове,то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связанна с систематической, целеноправленной работой по развитию речи.
Связная речь
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов,картин,иллюстраций; наблюдений за живыми объектами,строительством ;после просмотров спектаклей,мультфильмов обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос,понятно отвечать на него, говорить не перебивая говорящего взрослого.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми, взрослыми. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо» ,«здравствуйте», «спокойной ночи».
Побуждать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности познать действительность ;полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми,его поведение,а следовательно и его личность в целом.
Любое нарушение в той или иной степени может отразиться а деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков,начиная осознавать свой недостаток,становятся молчаливыми,застенчивыми,нерешительными ;если же их не понимают,то они раздражаются,замыкаются в себе,
При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.
Источник