Особенности развития речи у ребенка

Особенности развития речи у ребенка thumbnail

21 ноября 2016839,4 тыс.

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики — возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года — 1100 
  • 4 года 1600 — 1900 
  • 5 лет 1900 — 2200 

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений — с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

Читайте также:  Особенности развития познавательной сферы ребенка в раннем возрасте

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник

Елена Чупина
Особенности развития речи в дошкольном возрасте

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитииребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой,нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Работа над словом является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Она направлена на создание лексической основы речи и имеет большое значение для общего развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Читайте также:  Общение как условие психического развития ребенка

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраставыделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов [11].

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря, его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь [1].

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трем годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900-2000 [17].

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

С самого начала становления методики обучение родному языку рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и на занятиях (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, М. М. Конина). Что касается повседневной жизни, то здесь имеется в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности воспитателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.

Для развития словаря детей в детском саду используются различные средства. Одним из важнейших средств являются пальчиковые игры и упражнения. Они как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Благодаря играм и упражнениям дети получают не только определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, вооружаются навыками умственной работы, развивается активность, самостоятельность мышления.

Источник

Русанова Лилия Сергеевна
Заместитель директора. Логопед первой квалификационной категории
Особенности развития речи у ребенка

Особенности речевого развития детей 1 — 3 лет.

В период от 1 года до 2 лет у ребенка идет процесс первоначального развития  речевых умений и навыков. На втором году жизни у нормально развивающегося ребенка происходит быстрое накопление словаря и достигает 200-400 слов. Некоторые дети произносят слова неправильно, одни звуки заменяют другими, искажают слова, произнося их совсем непонятно, например «дять буку» (дай булку), «титети» (конфеты). Быстро увеличивающийся запас слов не позволяет ребенку уточнять произношение каждого слова. Чем младше ребенок, тем меньше он способен анализировать свое произношение. Детям интересно содержание речи, их привлекает ее интонация, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков они не замечают.

В этот период показателем благополучия является потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить слова и звуки по подражанию.

Период от 2 до 3лет характеризуется активным накоплением словаря и усвоением грамматического строя речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. В этот период дети любят произносить какое-нибудь слово, иногда искаженное, только потому, что им нравится, как оно звучит. Развивается речевое дыхание, сила и высота голоса, уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза (а, у, о, и, э, п, б, м, н, в, ф, т, д, к,г, и их мягких пар).

К трем годам ребенок уже располагает достаточным по объему активным словарем, в общении пользуется развернутыми фразами.

Особенности речевого развития детей 3 — 5 лет.

Звукопроизношение. У детей 3-4 лет согласные  звуки  произносятся    смягченно     («лезецька» – ло­жечка). Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» – собака, «амок» – замок); заменяются: с – ф   («фобака» –собака),  з – в   («вамок» – замок), ц – ф («фыпленок» – цыпленок),   с – т   («тобака» – собака),   з – д («дамок» –  замок), ц – т («тветок» – цветок). Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся  недостаточно четко, пропускаются («апка» – шапка, «ук» – жук и др.); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» – шапка), ж – з, в («зук», «вук» – жук), ч – ц, ть  («оцки», «отьки» – очки), щ – с’, т’  («сетка», «тетка» – щетка). Звуки л и р пропускаются  («ампа» – лампа, «ука» – рука); заменяются звуками л’ («лямпа» – лампа, «люка» – рука), («ямпа» – лампа, «юка» – рука).

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца как помочь говорить

У детей 4-5 лет совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д; исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л, р.

Словарный запас. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много го­ворит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, за­поминает и рассказывает их. У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произноше­нии ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» – велосипед, «атабиль» – автомобиль); переста­новки звуков в слове («певрый» – первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» – большой мальчик, «девича» – девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель – корабль, «не зинаю» – не знаю).

К 5 годам активный словарь ребенка дости­гает 1900 — 2000 слов. В речи детей уменьшается количество со­кращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапнул).

Грамматический строй речи. Дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Посте­пенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласова­нии слов («один колесо», «у меня много подругов»). Дети 4-5 лет пользуются более усложненными и распространенными фразами. Речь становится более связной и последовательной.

Связная речь. Ребенку 3-4 лет свойственна диалогическая речь. Он в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»). Умеет рассматривать картинки, игрушки, отвечая на вопросы. Дети 4-5 лет могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, передавать своими словами личные впечатления.

Особенности речевого развития детей 5 — 7 лет.

Звукопроизношщение. Ребенок 5-6 лет спосо­бен замечать особенности произношения  других детей и неко­торые недостатки  своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменя­ется л, л заменяется л’. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. В  условиях  правильного  речевого  воспитания и   при   отсутствии   органических   недостатков   ребенок 6-7 лет овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Словарный запас. Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явле­ний окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шесто­го года жизни, как правило, не встречаются пропуски, переста­новки слогов и звуков. Исключение составляют только некото­рые трудные малознакомые слова (напр., экскаватор). Словарь ребенка 6-7 лет увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, не­точным употреблением слов.

Грамматический строй речи. У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основ­ные части речи. Ребенок 6-7 лет усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»).

Связная речь. Ребенок  5-6 лет способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине (по серии картин). В возрасте 6-7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и начинает формироваться монологическая речь. Ребенок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

Особенности речевого развития детей 7 — 11 лет.

Звукопроизношение. Ребенок сознательно оперирует звуковой стороной языка, его элементами. Способен говорить внятно и четко. 

Словарный запас. Словарь насыщен обобщающими существительными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. Осознанно употребляет родовые и видовые понятия

Грамматический строй речи. Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении, может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные. Использует в речи сложные союзные и бессоюзные предложения.

Связная речь. У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Свободно пользуется интонациями. Способен построить краткие сообщения. Умеет оформить монологическую речь грамматически правильно; Последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи. Под влиянием обучения и воспитания происходит накопление способов и умений выполнять соответствующие учебные действия, расширяются знания,  усложняются представления.

Источник