Особенности развития речи ребенка от года до трех лет

Консультация
для родителей:
«Развитие речи ребенка
от 1 года до 3 лет»
Речь – это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, саморазвитию, к формированию личности, своего внутреннего мира.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – фундаментальные составляющие в проблеме речевого развития ребенка. Речь выполняет разнообразные функции в жизни ребенка. Первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком: его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.
Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Это время, когда ребенок делает первые шаги, произносит первые слова. Это время, когда за сравнительно небольшой срок ребенок учится говорить на родном языке, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.
Причин возникновения проблем в развитии детской речи современной науке известно достаточно много, но для родителей прежде всего важно знать, что свой путь в преодолении этих проблем любой ребенок может пройти только вместе с ними. Даже самый квалифицированный логопед или психолог не наблюдает вашего ребенка так же долго, как вы и члены вашей семьи, а значит, и максимальное влияние на ребенка оказывает именно его близкое окружение — мама, папа, бабушка, дедушка, старшие братья и сестры. [1]
Задача данной консультации показать, как формируется речь ребенка в раннем возрасте, и какие педагогические воздействия необходимы для того, чтобы обеспечить своевременное развитие речи маленького ребенка.
Все речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:
Первый предречевой период первого года жизни характеризуется подготовкой дыхательной системы к реализации голосовых реакций: «гуление», образование голосовых недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков, лепет, как первичная форма речевого потока, состоящего из недифференцированных голосовых звуков, вызванных подражанием. Это происходит с 3 до 6 месяцев.
Второй период – образование речевых звуков в возрасте 6 месяцев и синтез слогов; опосредование ими внешних раздражителей; в возрасте 9-12 месяцев происходит синтез слоговых двухчленных цепей и их автоматизация; образование в конце первого года жизни первых 5-10 слов; на втором году жизни – обогащение словами и произношение простейших речевых шаблонов.
Третий период – третий год жизни: обогащение словарного фонда до 500 слов и больше; образование и автоматизация многочисленных речевых шаблонов; совершенствование произношения отдельных слов и речевых шаблонов.
Четвертый период – четвертый год жизни. В этот период происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в речевых шаблонах достигает 9-10; речевые цепи произносятся усиленно громко, что способствует укреплению речевых стереотипов, произношение слов учащается, в построении шаблонов дети впервые начинают использовать придаточные предложения.
Пятый период – пятый год жизни. В этом периоде онтогенетического развития речевой функции происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатывается регуляция громкости произношения слов, и построение фраз с привлечением придаточных предложений становится более правильным и совершенным.
Что такое начальный детский лексикон?
После произнесения нескольких первых слов в возрасте около 1 года дети «наращивают» свой активный словарь очень медленно. Существует период — обычно он длится примерно 6 месяцев после произнесения ребенком первых слов, — когда малыш медленно осваивает произношение незначительного числа самых важных для него слов. Эти слова имеют чрезвычайно широкое лексическое значение, так что смысл детского высказывания становится понятным взрослому человеку только из ситуации, в которой происходит общение с ребенком. Например, «ко-ко» — курочка, любая птичка, яйцо, хочу яичко; «р-р-р» — собака, тигр, лев, рычит, страшно, боюсь. К 1,5 года многие дети говорят уже около 30—50 подобных слов, произнося их сравнительно разборчиво и употребляя как спонтанно, по собственной инициативе, так и в ответ на вопрос взрослого. Некоторые первые слова совсем не похожи на их «взрослые» аналоги, но мама хорошо понимает своего малыша («ки» — это любимая игрушечная киска, «атя» конфета/и т. д.).
Маленькие дети сравнительно легко осваивают несложные произвольные артикуляции: могут по показу взрослого вытянуть губы трубочкой, растянуть их в улыбку, поболтать языком из стороны в сторону. Это способствует дальнейшей активизации их артикуляционных возможностей, помогает детям повторить нужное слово вслед за взрослым, усвоить по подражанию новые слова и даже короткие фразы (дай пить, идем гулять, еще каши).
Слова, которых после 1,5 года становится в активном словаре все больше, приобретают более конкретные лексические значения, их можно соотнести с соответствующими морфологическими разрядами (зая — существительное, пить — глагол, тотам? (кто там?) — вопросительное слово с указательным местоимением).
Во втором полугодии второго года жизни ребенок постепенно «переводит» свой пассивный запас в активный, начинает говорить многие из слов, которые раньше только понимал, но не умел произносить самостоятельно. Ближе к двум годам (примерно в возрасте около 1 г. 8 мес. — 1 г. 10 мес.) этот поступательный процесс приобретает такой стремительный характер, что исследователи детской речи назвали данный период в развитии ребенка «лексическим взрывом».
Активно повторяя за взрослым, малыш с энтузиазмом «учит» все новые и новые слова, иногда воспроизводя уже целые высказывания (идем гулять, Ваня пачет (плачет). И наконец, примерно к 2 годам в речи ребенка появляются первые фразы, сконструированные самостоятельно из нескольких слов. Эти первые высказывания еще очень далеки от совершенства, в них преобладают наиболее хорошо усвоенные ребенком «лепетные» глаголы (бух, прыг, кап-кап) в сочетании с номинациями (мама, дядя, имя ребенка). Однако их появление знаменует собой важнейший шаг, сделанный в коммуникативном развитии ребенка. Малыш теперь сам стремится «развернуть» свое высказывание, чтобы донести информацию до своего собеседника в более понятной и, что самое важное, речевой форме.[1]
Логопедам давно известно, что независимо от темпов овладения языком существует строгая последовательность стадий речевого развития. Выдающийся отечественный ученый Р. Е. Левина назвала их уровнями развития речи.
Периодизация речевого развития | С. Н. Цейтлин | А. Н. Гвоздев | Р. Е. Левина |
Нормальный речевой онтогенез | Речевой дизонтогенез | ||
1. Доречевой этап: от рождения до 1 года | Дословесный этап (до первых слов, самостоятельно продуцируемых ребенком) | Регулярные наблюдения начались после 1 года | Сведения о раннем речевом развитии носят отрывочный, несистематизированный характер |
II. Этап первичного освоения языка: от 1 года до 2 лет | Этап однословных высказываний (до первых двухкомпонентных высказываний). | «Однословное предложение». (1 г. 3 мес. — 1 г. 8 мес.) «Предложение из двух слов-корней». (1 г. 8 мес.) | Первый уровень речевого развития (аномального): |
III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка | Этап элементарных сложных предложений. Период раннего речевого развития закончен (3 г.) | Усвоение грамматической структуры предложения. | Третий уровень речевого развития: «обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонетического строя» |
В таблице приведена сравнительная характеристика основных этапов развития детей при нормальном речевом развитии (онтогенезе) и в случаях отклонений в развитии речи (дизонтогенезе). В ней обобщаются данные по работам А. Н. Гвоздева и Р. Е. Левиной, а также дается их сопоставление с принятой в лингвистике детской речи (С. Н. Цейтлин) и дошкольной педагогике периодизацией.
Любой ребенок с нормальным слухом и интеллектом проходит в своем речевом развитии через определенные стадии (уровни), причем стимулирующее воздействие на речь ребенка в случаях задержки речевого развития должно соответствовать именно той стадии (уровню) речевого развития, на которой он находится в настоящее время. Таким образом, при отклонениях в развитии речи надо учитывать те методические рекомендации, которые соответствуют не хронологическому возрасту ребенка, а его речевому развитию.
Как развивать речь ребенка раннего возраста, если у него отмечаются проблемы в накоплении активного словаря?
Достаточно часто молодые мамы, не замечая того, используют в общении с ребенком в большей степени экспрессивно-мимические средства (жесты, взгляды и т. п.), нежели собственно речь. Однако наиболее адекватным для успешного развития речи вашего ребенка будет употребление вами простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям.
Ваша речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребенку он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете.
Внимание малыша еще очень рассеянно, поэтому просто механическим повторением вы не добьетесь нужного результата. Чтобы малыш не потерял интерес к предлагаемому вами занятию, попытайтесь подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью формы, текстуры и т. п.
Дайте ребенку в руки этот предмет, покажите, какое действие можно с ним произвести, спрячьте его на глазах у малыша (под подушкой или платком) и попросите найти. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный для вашего ребенка.[1]
Когда ребенок становится старше и начинает интересоваться изображениями, можно с большой пользой проводить беседы по картинкам. На первых порах можно ограничиться тем, что ребенка просят показать тот или иной предмет на картинке, например: где кошка? Где у нее глаза, усы, уши, хвост? Где колеса? В приведенных примерах обе картинки (кошка, машина) эмоционально приняты ребенку, что составляет важное условие его заинтересованности. При помощи речи удается расчленить окружающий мир в сознании ребенка на отдельные категории (действия, качества, количества). Это приводит к активизации мышления и наблюдательности ребенка. Чем полнее и отчетливее он видит, осязает, воспринимает предмет и его свойства, тем скорее он запоминает его название. К двум годам словарный запас ребенка уже составляет 200-400 слов, к концу третьего года — 800-1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?». Развитие речи детей происходит дифференцированно по времени, так как здесь многое зависит от условия речевого общения в определенной семье и от условий, в которых он живет. Кроме того, играют роль врожденные или наследственные факторы, такие, как тип нервной системы, динамичность нервных процессов или незначительные отклонения в сфере чувственного восприятия. Но и приобретенные факторы (речевые навыки, наблюдательность и т.д.) имеют большое значение. Все эти факторы, как врожденные, так и приобретенные, взаимно влияют друг на друга, и их действенность во многом зависит от того, насколько благоприятными для развития ребенка будут условия в семье и в детском дошкольном учреждении. Некоторые дети очень рано начинают строить многосложные предложения, другие в два года имеют обширный пассивный словарный запас, однако сами едва произносят слова.
На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает.
Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся еще смягченно: «зяйка» (зайка), «пизяма» (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно («лиса»), в другом — неправильно: «повзет» (ползет). Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие: «балабан» (барабан), «Зеня» (Женя). [интернет-ресурс https://www.vospitateli.ru/rech3.php]
В решении данной проблемы хорошим помощником может стать артикуляционная гимнастика. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. В настоящее время существует масса красочных изданий, адаптированных именно для детей раннего возраста, упражнения в них представлены в стихотворной форме, что поможет родителям превратить занятие в увлекательную игру. Например, «Веселая артикуляционная гимнастика» Нищева Н.В.,
«Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)» и т.д.
Развитию детского лексикона поможет серия книжек «Для самых-самых маленьких» авторов Громовой О.Е., развивающие книжки издательства «Мозаика-синтез» серии «Школа семи гномов», различные аудио издания, детские песенки, сказки.
Будьте терпеливы и внимательны к своим детям, и у вас все получится!
Список использованной литературы
1.О.Е.Громова «Путь к первым словам и фразам», М., просвещение, 2008г.
2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. «Ступени общения: от года до семи лет».
3. Кольцова М. «Ребенок учится говорить» — М.: Сов. Россия, 1979.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://www.vospitateli.ru/rech3.php
Источник
Существуют общие для всех детей этапы развития речи, и каждый родитель хочет знать, в каком возрасте ребенок произнесет первое слово, а когда начнет говорить «как взрослый».Развитие речи у каждого малыша – явление достаточно индивидуальное, но с некоторыми основными моментами мы сегодня вас познакомим.
Подготовительный, доречевой этап развития
2-4 месяц – этап «гуления»
В 2-3 месяца младенец реагирует на маму и папу, которые подходят или обращаются к нему и активно «гулит». Этот «комплекс оживления» — начало формирования диалогической речи. Малыш прислушивается к матери, ее речи, а когда она замолкает, словно ей в ответ, начинает «гулить», потом замолкает, делая паузу, во время которой в диалог вступает мама.
Читай также: Речь человека формируется в раннем детстве
5-8 месяц – этап лепета
К 5-6 месяцу «гуление» сменяется у детей лепетом, ребенок уже способен произносить звуки, напоминающие слоги. Такие слова состоят из сочетания гласного и согласного звуков: дя-дя-дя-дя, тя-тя-тя-тя, ай-яй-яй-ай-яй-яй и т. д.
В 7-8 месяцев лепечущий ребенок предпринимает попытки имитировать речь взрослых, но пока, в силу незрелости речевого аппарата и мозговых центров, может подражать лишь интонациям.
Примерно в этот же период младенец начинает использовать для общения жесты и мимику, например улыбка, взгляд в глаза взрослого служат побуждением к общению.Ребенок уже может понимать отдельные слова или словосочетания.
Читай также: Развитие речи ребенка: с чего начать?
Формирование пассивного словаря
9 — 14 месяц
После 8-9 месяца жизни ребенок параллельно с ростом понимания смысла, значения всего, что его окружает, и событий, которые происходят вокруг, начинает более полно понимать значения речевых высказываний взрослых.
В этом возрасте пассивный словарь ребенка – слова, которые он понимает, активно пополняется и становится гораздо шире и, чем его активный словарь – слова которые он произносит. Накопление слов в пассивном словаре помогает переходу ребенка к самостоятельной речи.
Ребенок к 12-ти месяцам сознательно использует несколько слов, его словарный запас составляет в среднем 5-6 слов, он понимает простые инструкции (пей, ложись, иди), показывает на картинке знакомые слова (кошечка, собачка), знает какие звуки издают животные (коровка, лошадка).
Читай также: Как научить ребенка говорить: простые и эффективные советы
Формирование активного словаря
1,5 — 3 года
Наиболее активно речь ребенка развивается в возрасте от 1,5 до 3 лет. Психологи называют этот период сенситивным, то есть чувствительным для речи. В этом возрасте речь развивается сразу в нескольких направлениях: ребенок учится правильно строить фразы, овладевает произношением звуков, учится связно выражать свои мысли. Формируется активный словарь малыша.
В этом возрасте как можно больше разговаривайте с карапузом, называйте предметы, с которыми вы играете, а также комментируйте происходящее: свои действия, действия самого ребенка и других людей.
Наша форумчанка Lubasha рассказывает: «Моя доченька в свои 2 с половиной года не очень то хотела разговаривать, но у нас вся семья молчунов, я и от нее не ждала особой говорливости. Но тут летом к нам в гости приехала свекровь, а уж она у нас из числа людей, которые не мыслят себя без общения. Лично я иногда от нее устаю, но для нашей Кати общение с Валентиной Сергеевной стало речевым прорывом! Свекровь не уставала ежесекундно комментировать все, что она делала и постоянно общалась с внучкой, они ходили вместе гулять и на прогулке, по словам мужа, Валентина Сергеевна также не умолкала, рассказывая Кате обо всем вокруг. Через месяц ее пребывания у нас ребенок заговорил, за что ей большое спасибо!»
Отвечайте на все детские вопросы, но старайтесь говорить так, чтобы карапуз понимал вас. Не упрощайте слишком сильно свой лексикон, потому что крохе необходимо постоянно слышать все новые и новые слова. Периодически играйте в «непонимание», как бы подталкивая малыша объяснить вам происходящее.
Читайте книжки, стихи и сказки, рассматривайте картинки и называйте то, что нарисовано, задавайте вопросы, обсуждайте, просите ребенка не только показать, но и назвать то, что он видит. Помните: речь тренируется практикой!
Читай также: Этапы развития речи ребенка от года до трех лет
В 18 месяцев словарный запас ребенка может состоять из 10-15 слов, в основном существительных. Ребенок говорит достаточно быстро, иногда придумывая собственные слова, может показать 1-2 части тела. В этом возрасте много информации дети извлекают из интонации, мимики и жестикуляции взрослых.
В 20-22 месяца ребенок использует фразы из двух слов, начинает задавать простые вопросы, словарный запас ребенка составляет 15-20 слов. Малыш может назвать свое имя и сколько ему лет. В этом возрасте ребенок понимает речь еще неполно, фрагментарно, и значительно лучше ориентируется в знакомых словах, повторяющихся действиях или ситуациях.
В 24 месяца (2 года) ребенок может назвать несколько предметов из его окружения, может четко дать понять о своих намерениях словами «да» и «нет», знает несколько местоимений, например «моя», «мое», «твой», умеет использовать предлоги «в», «под», «над», может назвать свои части тела. Словарный запас ребенка составляет около 50 слов.
Читай также: Словарный запас ребенка: нормы от года до двух лет
В 30 месяцев (2 года и 6 месяцев) малыш уже знаком с понятием количества, понимает разницу между словами «один» и «два», ребенок безошибочно может показать на рисунке «кто сидит», «кто стоит», «кто поет», «кто бежит», начинает задавать вопросы типа «что это?», «кто это?». Активный словарный запас составляет около 100-150 слов.
В 36 месяцев (3 года) речь ребенка уже понятна окружающим, малыш умеет связно рассказать о простых событиях, знает все основные части тела и может их показать, активно использует в речи глаголы и союзы. Словарь ребенка составляет 250-300 слов и больше.
Инна Бас, логопед: «Родители часто ждут, пока малышу исполнится 3 года, и он заговорит сам, но эти ожидания редко оправдываются, а упущенное уже сложнее наверстывать. Если родители не помогают ребенку освоить речь в раннем возрасте, это может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Лучше всего управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, в период лепета. Часто причиной долгого молчания ребенка становится то, что у родителей не всегда есть время на занятия с ребенком, а иногда просто не хватает желания».
Читай также: Если ребенок плохо говорит…
Помните, что все приведенные выше данные достаточно примерные, ориентировочные, поэтому если речевое развитие вашего ребенка отличается – не повод волноваться, каждый малыш развивается индивидуально. Главная задача родителей – работать над развитием речи ребенка и у нас есть несколько простых рекомендаций, как это сделать.
Разговаривайте с ребенком как можно больше, проговаривайте все происходящие вокруг события и свои действия, помните, что все слова ребенок повторяет за вами, а если вы молчите – ему нечего повторить.
Не угадывайте. Дайте ребенку возможность говорить самому за себя, не догадывайтесь обо всем, чего он хочет. Малышу нет никакого смысла начинать разговаривать, если мама по движению его глаз понимает, что он хочет на качели или скушать вот это яблочко.
Изучайте собственное тело. Вместе с малышом старайтесь выучить, где находится носик, ротик и глазки, покажите это на всех родных и любимом мишке. Попробуйте вместе с ребенком рисовать фигурку человека, это отличный способ изучения частей тела, сочетающий в себе речевое развитие и работу по развитию мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика. Вы ведь помните, что от развития мелкой моторики ребенка зависит развитие его речи? Поэтому чтобы движения пальцев малыша стали свободными, лепите из пластилина, складывайте пирамидки, расстегивайте и расстегивайте пуговицы, занимайтесь со шнуровками.
Тренируемся вместе. Организовывайте совместные дела с ребенком, например, вместе вытираем пыль, поливаем цветы, лепим пельмени или разбираем ящик со старыми вещами. Во время совместной деятельности комментируйте свои действия, рассказывайте, что именно и зачем вам нужно сделать, какую пользу это принесет.
Расширяем горизонты. Не забывайте не только сами разговаривать с малышом, а и читать ему различные книжки, слушать аудиосказки, читать скороговорки, складывать пазлы и кубики, ходить на спектакли и в кино. Ребенку необходимо развивать фантазию, учиться понимать не только речь близких и родных людей, а и воспринимать информацию из других источников.
Читай также: Задержка речи у малыша
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции
Источник