Особенности развития речи ребенка консультация для родителей

Особенности развития речи ребенка консультация для родителей thumbnail

Консультация для родителей

«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

hello_html_49676d1d.jpg

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.

Существуют определённые особенности развития речи в каждый возрастной период, кратко их охарактеризуем:

В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов. В начале года в основном он пользуется экспрессивно — мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты. 

К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми. 

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) .

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) .

Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).

Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) .

Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.

В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.

В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет?

Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему?

К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.

В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет.

В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо — произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих — шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

Особенности развития речи детей 6-7 лет (подготовительная группа) .

У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо- произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок) ; С-Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличатся местом образования) ; Т-Ц. С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, р-Л (отличаются способом образования).

Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось, «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово.

Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече — двигательного анализаторов (преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем).

Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона» (М. М. Кольцова) «Представление, что при любом двигательном тренинге…. Укрепляются не руки, а мозг, вначале казались парадоксальным, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн).

Все перечисленные особенности развития речи детей дошкольного возраста, характерны для развития ребёнка без отклонений от нормы.

У вас есть основания для беспокойства за речь ребенка, если:

— он недостаточно хорошо понимает вашу речь и ваши просьбы;

— ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать;

— искажает слоговую структуру слов (например, вместо поросенок говорит посек, вместо велосипед выписед);

— неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах (корова – коова);

— не может связно рассказать о происходящих событиях;

— у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его окружающих);

— ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом (например, овощи, одежда);

— затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним;

— у него носовой оттенок голоса, заикание или смазанная нечеткая речь (говорит, как будто каша во рту).

Для нормального становления речевой деятельности необходимы:

— определенная степень зрелости различных структур головного мозга;

— координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

— развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;

— формирование потребности в общении.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

1. следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

2. если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, — необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

3. нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи — сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо — только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

Развитие речи у ребёнка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организовали работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная реализация в обществе.

Подготовил: учитель – логопед Казаченко О.В.

Источник

Елена Завертяева
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает в семейный архив и дает повод для великой отцовской гордости. Человеческий язык – изобретение цивилизации, система условных знаков и определенных правил. Какие этапы развития детской речи называют логопеды?

Общая периодизация речевого развития ребенка

Детская речь начинается с лепета. Глядя в лицо матери, малыш пытается подражать ее улыбке, движению губ и языка. Посмотрите, как утрированно молодые женщины выражают свои эмоции. Они стараются выговаривать звуки четко и повторяют понравившиеся крохе звуки, приблизив свое лицо к кроватке.

Развитие речи у детейпроисходит по двум разным сценариям: поступательная активизация словаря и скачкообразная. Если ребенок постоянно радует родителей новыми звуками и словами, то говорят о плавном течении речи. Если малыш склонен накапливать новые слова, а после удивлять родителей рывками развитие речи ребенка до года и после логопеды называют скачками. И то и другое норма.

Подражание взрослым – это главный способ покорения новых речевых вершин. Роль семьи в развитии речи ребенка огромна, более того, она определяющая! Детишки всех возрастов берут пример с родителей и употребляют как раз те слова, которые слышат чаще всего. Более того, с добросовестностью, достойной диктофона, карапузы воспроизводят целые диалоги родителей, которые вовсе не предназначались для чужих ушей. Теперь Вы понимаете, откуда учителя и воспитатели знают подробности Вашей личной жизни?

Вот как выглядят этапы развития речи у детейдо 3 лет с точки зрения полноты словарного запаса:

1 год – 10-12 слов

2 года – 200-300 (50-400 –индивидуально)

3 года – 1200-1500

Этапы речевого развития ребенка не имеют четких границ. Нельзя сказать, что в 1 год малыш должен говорить 10 слов, а в 3 года – 50. Специалисты более склонны оценивать динамику речевого развития, то есть – постепенное улучшение произношения, накопление словарного запаса, умение строить простые и сложные предложения, выражать эмоции, высказывать мысль.

Развитие речи детей 2-3 лет

Развитие речи ребенка в 2 года зависит от того, насколько сформирован фонематический слух малыша. Термин «фонематический слух» происходит от слова «фонема» (звук) и обозначает способность человека слышать и отличать отдельные звуки речи правильно (например, мИшка и мЫшка). Родители должны постоянно развивать фонематический слух дошкольника и школьника, ведь умение слушать и слышать – это основа хорошего произношения слов и даже грамотного письма.

В 1,5 года карапуз может правильно повторить слова из двух слогов. К 2-3 годам малышу поддаются трехсложные слова. Развитие речи у детей 2-3 лет выражается в умении повторять ритм слова, ударение, интонации. Интересно, что мальчики менее восприимчивы к эмоциональной окраске речи, тогда как малышки могут расплакаться, если в интонации мамы или папы появился хотя бы маленький намек на недовольство.

К трем годам человечек замечает ошибки в произношении других детей, замечает и поправляет. Помните забавный рассказ о мальчиках, которые не умели выговаривать слово «шишка»? Причем, карапуз вовсе не комплексует, если у него самого «хромает» часть звуков.

Развитие речи у детей 3 лет знаменуется умением отличать похожие слова, то есть кроха уже не принесет Вам мягкую киску вместо толстой книжки и не перепутает на картинке козу и косу.

Развитие речи детей 3-4 лет

В это период родители постоянно слышат комические переделки слов – гобилы (голуби, шапля (шапка, воришки (варежки). Не смотря на то, что трехлетка активно совершенствует свою речь,он допускает множество типичных ошибок:

перестановка слогов и звуков;

смягчение звуков;

пропуск звуков;

замена подобных звуков.

Развитие речи у детей 3-4 лет таково, что при попытке выговорить новый звук, малыш может произнести уже освоенный звук неправильно. То же относится к неблагоприятной окружающей обстановке (с ребенком не занимаются, в садиковской группе слишком много детей, ребенок подражает сверстникам с дефектами речи) и болезням ребенка. В семьях, где один из взрослых страдает логоневрозом (заикается) почти наверняка придется бороться с проблемами речи у ребенка. И причина вовсе не в наследственности, а в подражании меньшего члена семьи старшему.

Развитие речи у ребенка 3 лет характерно тем, что родной язык почти усвоен (на 90%). Ребенок прибавляет в свой словарик до 100 слов за месяц! К 4 годам маленький оратор может вполне правильно употреблять около 1500 слов.

Речевое развитие детей 3-4 лет отличается простотой предложений и предпочтением настоящего времени глаголов. Малыши этого возраста с трудом понимают предложения с пассивными конструкциями. Например, «Собаку взяла на руки мама» –малыш понимает так: «Собака взяла на руки маму». Речь трехлетки усложняется частицами НЕ и НИ. В 4 года ребенок уже умеет обобщать (стол, шкаф, стул и кресло – это мебель).

Развитие речи детей 4-5 лет

К 5 годам активный словарь малыша достигает около 2000 слов. Ребенок умнее не по дням, а по часам. Уже сейчас можно оценить его ученический потенциал. Вы удивляетесь его сообразительности и начинаете подозревать, что родили гения. Еще вчера он с трудом понимал названия знакомых предметов, а сегодня философствует, играя абстрактными понятиями — дружба, любовь, справедливость.

Развитие речи у детей 4-5 лет выражается в забавных играх со звуками, ударениями и рифмами. Переделывая слово на все лады, малыш удивляется новому звучанию давно знакомого слова, рифмует окончания, сочиняет свой язык.

Предложения усложняются. Теперь дошкольник свободно и правильно употребляет будущее и прошедшее времена глаголов, предлоги, сложные предложения, задает вопросы-предвидения (Что будет, если). Речевое развитие детей 4-5 лет позволяет малышам познавать мир с точки зрения «Почему?» — прекрасный возраст «почемучки», радующего родителей бесконечными вопросами, которые он придумывает прямо на ходу.

Развитие речи у детей 5-6 лет

Пятилетка – почти ас в произношении звуков. Родители должны быть и внимательны, и спокойны к незначительным недостаткам речи ребенка. Сейчас самое время обратиться к логопеду. Приближается школа, поэтому для 5-6 леток развитие речи — это работа над правильными звуками.

Помните, дорогие родители, что от правильности произношения зависит грамотность Вашего малыша и его социальная адаптация. Как ребенок говорит, так он и пишет. «Заговел», так «заговел», хотя учитель диктовал совсем другое – загорел. И еще — вспомните, как встречают в детском коллективе детишек, отличающихся от сверстников. Часто, даже слишком часто, такие невинные малыши становятся изгоями детского общества.

Словарный запас ребенка 6 лет – 4000 — 4500 слов, а пассивный – еще больше. Дошкольник старшего возраста употребляет антонимы, синонимы, определения. Он может объяснить пословицу, сочинить рассказ и описать картинку. Развитие речи детей дошкольного возраста напрямую зависит от культуры речи в семье – начитанные родители смогут гордиться умненьким малышом. Тогда как папам и мамам, отпустившим педагогические вожжи, останется нарекать на детсад и школу.

Особенности развития речи дошкольников

Почему для человека – и маленького и большого так важно обладать грамотной, красивой речью? Роль речи в развитии ребенка крайне значима – не умея говорить, малыш едва ли научится читать и считать, ему будет трудно общаться, он не сможет рассказать друзьям о чем-то интересном. Человеком, не освоившим речевую культуру, тяготятся сверстники, он с трудом учится и едва находит работу.

Задачи развития речи дошкольников тесно связаны с такими важными составляющими развития и жизни человека,как:

общение

мышление

интеллект

воображение

монологическая речь

диалогическая речь

эстетическое развитие

Специалисты –педагоги и логопеды — разделяют речь на два вида: диалогическая и монологическая.

Развитие диалогической речи дошкольников

Диалогическая речь – это не что иное, как общение двух и больше людей. С диалога (общения) начинается речь ребенка. Гуление в ответ на ласковое слово матери – это и есть первый в жизни крохи диалог.

Речь ребенка приобретает определенную форму диалога к старшему дошкольному возрасту. Дети с удовольствием общаются, придумывают сложные диалоги. Этапы развития речи ребенка младшего и среднего дошкольного возраста специалисты рассматривают как подготовительные к диалогической речи.

Основной метод развития диалогической речи – беседа. Беседа должна быть полезной и познавательной. О чем можно беседовать с дошкольником? Родителям и детям будет интересно обсудить прочитанную книгу и иллюстрацию, мультипликационный или художественный фильм. Вопросы, связанные с жизненным опытом и знаниями детей,также очень популярны: животные, времена года, поучительные истории, быт, праздники, планы на выходные…

Интересный и увлекательный метод развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста – театр. Театр может быть теневым, кукольным, пальчиковым, костюмированным. Подавая реплики друг другу, родители и дети будут вести веселый диалог.

Играйте с детьми в больницу, детский сад, дочки-матери, водителя пассажирского автобуса. В ролевой игре у каждого участника свое место, и это позволят дошкольникам побывать в разных житейских ситуациях и поставить себя на место действующего героя.

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

Монологическая речь по своей структуре более сложна. Монолог – это рассказ от первого лица, в котором есть логическая связь, выразительность, главная мысль.Обучение монологической речи возможно с помощью таких заданий:

описание (явлений, предметов, характера, ситуаций);

повествование (динамичный рассказ о каком-либо событии);

рассуждение (логичное доказательство,ответ на вопросы типа: «Почему? Зачем? В чем смысл?»).

пересказ (изложение услышанного – сказки, рассказа, мультфильма). Очень удобно начинать обучение пересказу с помощью иллюстраций и наводящих вопросов.

Познавательно-речевое развитие детей

Развитие речи дошкольника с помощью игр, научных экспериментов, опытов – это прекрасный способ активизировать речь и пополнить словарный запас. Ребенок узнает что-то новое, до сих пор неведомое и увлекательное.

Дошкольник, который умеет ставить цель, задавать вопросы, искать ответы войдет в школьный мир гармонично и легко. С помощью простых и доступных предметов родители могут организовать познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста дома и на прогулках, это такие инструменты для детской научной деятельности,как: лупа, микроскоп, телескоп, магниты, разные сосуды, песок, глина, различная бумага, красители, медицинские препараты и материалы. Стоит немного подумать, и Вы изобретете сотни интересных опытов, которые порадуют и удивят малыша.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей

О роли, которую выполняют народные произведения для детей, невозможно переоценить. Сказки, загадки, скороговорки, пословицы, песенки, былины способны реализовать все учебные цели, касающиеся проблемы развития речи. Наш народ удивительным образом создал идеальные дидактические материалы, превзойти которые не удалось ни одному детскому автору. Понятность, запоминаемость, информативность, образность, красота слова – все это присуще фольклору. Не зря именно с фольклорных потешек начинается читательский путь человечка.

Роль языка и речи в развитии ребенка дошкольного возраста диктует родителям и педагогам установку на активное общение, познавательные беседы, игры и задания, пополняющие словарь ребенка и обучающие его правилам и законам родной речи. Взрослые и ровесники – это та среда, которая формирует речь дошкольника и определяет его статус грамотного человека.

Источник