Особенности развития речи ребенка 2 года жизни

Особенности развития речи ребенка 2 года жизни thumbnail

Особенности речевого развития детей 2-го года жизни

На протяжении второго года жизни у детей происходят очень значительные изменения, как в физическом, так и в нервно-психическом развитии. Особенно велики достижения в развитии речи, а именно в понимании речи. Запас понимаемых слов быстро растёт и к 1 году 6 мес. дети понимают смысл целых предложений о часто повторяющихся событиях и явлениях, понимают уже названия изображений знакомых предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Обычно связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими, у детей 2 года формируется легко (после 2-10 повторений). Однако нужно обратить внимание на то, что предмет, интересующий ребёнка, находится среди множества других предметов. В этих условиях малыш не всегда может его отыскать. Поэтому необходимо в разумных пределах развивать ориентировку в окружающем, следить, чтобы связь «предмет — его название» сохранялась в изменённой, усложнённой обстановке. hello_html_62a0ad35.jpg

Ребёнка нужно научить отыскивать предмет по просьбе воспитателя (в играх «я спрячу, а ты поищи», во время экскурсий по группе). При этом постепенно увеличивается число предметов, среди которых ребёнку нужно отыскать требуемый, усложняется обстановка. Необходимо отрабатывать чёткий двигательный ответ на предложение «покажи где…», «дай то-то», «принеси», «найди». Эта задача ставится в работе с детьми начала 2 года жизни. На 2 году ребёнок начинает понимать смысл действий, которые он проделывает сам с игрушками или предметами. В 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев ребёнок при показе ему инсценировки с игрушками понимает её сюжет, т.е. несколько взаимосвязанных действий. Новое действие малыш может выполнить только в случае, если слово сочетается с показом; до 1 года 5 месяцев он выполняет поручение, состоящее из нескольких действий, лишь в случае, если они даются поэтапно. К 2 годам улучшается понимание речи – ребёнок понимает небольшой рассказ и без показа, что свидетельствует о более прочной связи слов с обозначаемыми предметами и действиями и развитии памяти ребёнка.hello_html_515d4551.jpg

В процессе игровой, предметной деятельности и общения с окружающими пассивный словарь детей обогащается за счёт определения размера предмета (большой — маленький). К 2 годам они знают название трёх основных цветов, и различают по ним предметы. Они усваивают слова, с помощью которых выражаются простейшие пространственные отношения (там — тут), даётся общая оценка деятельности, поступку, вещи (хороший, плохой, красивый, некрасивый, нельзя). Необходимо, чтобы взрослые, обогащая понимаемый ребёнком словарь, называли предметы из ближайшего окружения малыша, их качества (цвет, размер), действия с ними. Важно, чтобы общаясь с детьми 2 года жизни, взрослые подчёркивали, показывали в первую очередь характерные для предметов действия, движения и чтобы дети сами проделывали их.

Развитие активной речи. Подражание.

В становлении активной речи большую роль играет формирование способности подражать всеми доступными для ребёнка средствами. К концу первого года ребёнок повторяет слоги, лепетные слова, то есть слова, состоящие из повторяющихся слогов (ма — ма), причём это подражание часто проявляется как отсроченное. Ребёнок к 1 году 6 месяцам – 1 году 8 месяцам учится сначала подражать облегчённым словам, затем и правильным, и даже начинает повторять короткие фразы. При правильном воспитании дети к концу второго года, повторяя слова за взрослым, точно воспроизводят число слогов в слове. hello_html_m6328d964.jpg

Словарь.Активный словарь на втором году жизни характеризуется значительными индивидуальными различиями. У одних детей он обогащается постепенно и относительно равномерно, другие до 1 г.8мес. – 1г.10мес. молчаливы. Они как бы «накапливают» слуховые образы. Потом происходит «скачок»: дети начинают говорить сразу, обо всём, и, зачастую, короткими фразами. Поэтому произношение у них чаще менее совершенно, чем у детей с относительно равномерно развивающейся речью.

До 1 года 6 месяцев ребёнок произносит около 30-40 слов, простых по звуковому составу. Во втором полугодии число произносимых слов увеличивается до 200-300. Облегчённые слова заменяются обычными. В речи детей, кроме слов, обозначающих предметы и действия, появляются названия качеств и отношений, т.е. отдельные прилагательные и наречия. Местоимениями, особенно личными, дети к концу второго года пользуются часто и без особого труда.

Освоение грамматического строя речи. К 1 году 3-4 месяцам дети могут составлять предложения, которые выражаются одним словом и дополняются жестом, а также соответствующей мимикой. К 1 году 6 месяцам появляются двухсловные предложения, облегчённые слова заменяются правильными. К концу второго года в предложениях ребёнка может быть до 3-4 слов. Встречаются повествовательные, восклицательные и даже вопросительные предложения. Но вопросительных слов ещё нет и вопрос выражается интонационно. В конце второго года дети начинают изменять слова в роде и числе. Предложения чаще всего состоят из подлежащего и сказуемого или из сказуемого и дополнения.

Общение со взрослыми. Ребёнок по-прежнему очень подвижен, эмоционален, также нуждается в частом общении со взрослым. Изменяется характер его общения с окружающими – оно становится речевым. Интересующие ребёнка явления, предметы побуждают задавать взрослому вопросы, что свидетельствует о развитии ориентировочно-познавательной деятельности. Ребёнок любит слушать рассказы, часто протягивая книгу, просит «читай». Всё же ребёнок говорит, в основном, только с близкими людьми и, хотя произношение становится лучше, всё-таки легко понимают его только те, которые часто с ним общаются. hello_html_7892cef.jpg

hello_html_56bf58ac.jpg

Методические приёмы развития речи ребёнка второго года жизни.

Детей необходимо учить понимать слова, обозначающие людей, предметы, элементарные действия, простейшие фразы, учить понимать и выполнять поручения. Расширять запас понятий, связанных с простейшими бытовыми ситуациями. Ребёнок должен знать своё имя, имена близких людей, названия наиболее часто употребляемых предметов обихода, средств передвижения, нескольких животных и растений, находящихся в ближайшем окружении. Его следует учить понимать слова, обозначающие части тела человека и животных, бытовые процессы (умываться, одеваться, есть, пить, спать, гулять), игровые действия (покатай, сними, закрой), а также слова, обозначающие признаки предметов (большой, мяч, красный цветок). Формировать умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам, воспроизводить некоторые интонации (удивление, радость, неудовольствие, и т.д.).

Необходимо расширять речевое общение ребёнка, побуждая его вступать в диалог с взрослыми всеми доступными для него средствами, переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств: слов и звукосочетаний.

С этой целью в процессе разговора хорошо привлекать к диалогической речи детей, владеющих речевыми навыками и малышей, которые пока плохо владеют активной речью, выразить удовольствие по поводу диалога с активным в речевом отношении ребёнком, создав ситуацию возможного подражания. Таким образом, поощряют и тех и других.

Необходимо так строить фразу, обращённую к ребёнку, чтобы он приобретал навык понимать, а затем и строить предложения, используя предлоги и наречия. Одним из способов активизации речи ребёнка второго года жизни являются поручения. Обучение названиям действий происходит в процессе показа способов действий с предметами игрушками: «что ты делаешь?», «что ты будешь делать?» и т.д. hello_html_m5e2429f3.jpg

Побуждая ребёнка к речевому подражанию, следует отчётливо, выразительно произносить слово, фразу, с целью активизацииусиленной слуховой ориентировочной реакцией. Приём вопросовявляется особо действенным, так как вопросы активизируют мыслительную деятельность людей.

Приёмы развития речи детей раннего возраста следует варьировать. Полезно использовать моменты сильной заинтересованности, которые возникают случайно или создаются специально.

Одним из приёмов активизации речи является раскрытие не только способов действий предметами, но и их мотивации («будем одеваться, чтобы идти гулять»). Ребёнок учиться видеть предметы в различных взаимосвязях, понимать целесообразность и направленность действий с ними.

Повседневные целенаправленные разговоры способствуют тому, что во втором полугодии 2 года жизни изменяется характер общения – оно становится обоюдным. Ребёнок активно задаёт вопросы. Так создаются предпосылки для развития диалогической речи.

Иногда используется приём собственного вопроса – ответа: эмоционально обыгрывая бытовые ситуации, задаёт вопрос и даёт образец ответа, как бы отвечая за ребёнка («Что пьёт Оля? – молоко. Вкусное молоко? – Очень вкусное! Оля любит молоко»). hello_html_3f9e1a3d.jpg

На протяжении 2 года у детей развивается способность выражать словами свои чувства, мысли, впечатления, а также понимать речь взрослого на более высоком уровне, воспринимая его пояснения, требования, объяснения. Постепенно речь становится важнейшим средством познания.

О том, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев, сказал известный педагог В. А. Сухомлинский. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, формирование которой способствует развитию мышления. Начинать работу по развитию мелкой моторики следует с самого раннего возраста. Самое простое упражнение – лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Её стимуляция необходима для развития речевого аппарата малыша. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме присказки « Сорока – ворона», можно использовать и другие. А так же различные упражнения для развития мелкой моторики («разноцветные прищепки», «котёнок», «прищепки на верёвке», «сухой аквариум», упражнения с грецким орехом, упражнения с волчками, упражнение «резиночка», игры с бусинками, игры «мозайка», игры – шнуровки и т. д). hello_html_15cb3079.jpg

Используемая литература:

  1. Н.М. Аксарина «Воспитание детей раннего возраста», М.1977

  2. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» под ред. Г.М. Ляминой, М.1981

  3. Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие», М.2003

  4. Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Учим общаться детей раннего возраста», М.2013

  5. Г.Л. Розенгарт-Пупко «Формирование речи у детей раннего возраста», М.1953

Источник

—  Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы поговорить о развитии речи наших детей в условиях семьи, о возрастных особенностях развития речи детей 2-го и 3-го года жизни.  

Особенности развития речи 2-го года жизни.

Развитие речи — одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. В раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. К концу 1-го года жизни 8-10 слов, в 2 года 300 — 400 слов, в 3 года — 1000 слов.

Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период совершенствуется понимание речи ребенком и главное появляется самостоятельная речь. До 1,5 лет главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает название предметов. Достаточно 2-3 раза показать и назвать предмет, ребенок запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет пальчиком. Это и есть понимание речи. Связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, но она может оказаться не прочной.

Например: ребенок хорошо знает предмет ( куклу, мишку), но если этот предмет находится среди многих других, он может ошибиться, когда  просим принести его. Поэтому, как можно чаще нужно показывать данный предмет среди других и давать точное его название. Ребенок может ошибиться и потому, что у него недостаточно развито слуховое восприятие звуков.

В этом возрасте важно учить ребенка выполнять поручения (принеси, подай, и т.д.), следует помнить, что новые действия малыш выполняет только если слово сочетается с показом действия. Чем чаще заниматься с ребенком, тем быстрее он начинает понимать слова и раньше сам заговорит. Можно использовать активнее разные режимные моменты: умывание, кормление, одевание, укладывание спать. Здесь очень многое можно показать, назвать.

Например: «Сейчас наденем на головку шапочку, красивую шапочку. Где головка у Сашеньки? Покажи. А где шапочка? Дай мне шапочку, наденем шапочку…» Если ребенок делает это, значит он начинает понимать, а может даже произносить какие — то звуки «Да», «На», «Спасибо» и т.д.

На 2-ом году жизни у ребенка появляются элементы общения, т. е. ребенок начинает соотносить слово не только с одним конкретным предметом, а обозначает им уже все предметы данной категории несмотря на имеющиеся у них различия в цвете, величине, форме .

Например: на вопрос » Покажи где стол? А еще где стол?» — ребенок может показать большой и маленький стол, обеденный, письменный и т.д.

Постепенно ребенок учится выделять в предметах существенные признаки, но в этом ему надо помочь. Показывая ребенку игрушки, предметы, нужно точно называть их, характеризовать их признаки (форму, цвет, величину, материал), действия, и не один раз.

Например: «Эта собачка беленькая, пушистая, маленькая, а эта собачка большая,черная.»

Очень хорошо когда у ребенка есть игрушки одного и того же вида, но разные по цвету, величине. Пусть ребенок чаше с ними играет, действует (поднимает, переворачивает, ощупывает, качает), а в это время взрослый называет правильно его действия, признаки предметов. Это поможет ребенку лучше узнать предметы, научиться различать их и со временем точно и правильно называть их.

Итак, во 2-ом полугодии ребенок:

  1. совершенствуется в понимании речи. Он уже может различать возраст и пол окружающих людей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.).
  2. Знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой — маленький), цвета ( красный, синий, желтый, зеленый), знает назначение предметов ( из чашки пьют чай.).
  3. Начинает понимать слова «можно» «нельзя» «не мешай» «помоги». Это очень важно для регуляции поведения ребенка.
  1. понимает и может выполнять несложные поручения из 2-3 действий (сядь на стульчик и посмотри книжку).
  2. может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.

В этот период быстро начинает формироваться речь ребенка. Он усиленно подражает старшим : легкие слова поизносит полностью, в трудных словах -отдельные слоги:

Например: стул — «тул» Не надо подставляться под детскую речь («Вот ав — ав побежала.» «Я тебе дам ко-ко»), а напротив чаще повторять правильное произношение слова, побуждать ребенка к такому повторению «скажи»,  » повтори».

К 2-м годам ребенок говорит и может общаться по собственной инициативе к взрослому по самым разнообразным поводам:

  • с просьбой дать что-либо;
  • при желании отдать или передать предмет;
  • для того чтобы привлечь внимание взрослых к окружающему.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ.

Условно этот период можно назвать » Меня понимают все». Функция речи расширяется, и она становиться не только средством общения ребенка со взрослым, Но и средством его общения с детьми. Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить слышимое. Потребности и желания ребенка ( получить игрушку, поделиться своими радостями и др.) оформляются словами. Совершенствуются все стороны речи ( очень быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения и т.д.). Речь становиться средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает все о чем говорит с ним взрослый, что касается его непосредственного окружения, связано с его переживанием. С ним можно говорить также о его прошлых впечатлениях и о том , что он будет делать ,куда пойдет и т.д., то есть начинает формироваться планирующая функция речи.

Планирующая функция речи проявляется именно в практической деятельности (рисовании, конструировании ), и она очень важна для общего умственного развития.

На 3-ем году жизни ребенок может не только слушать, но и понимать литературные произведения, рассказы взрослого, что обогащает его знания и речевой опыт. Все, что ребенок воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи. Возникает описательная речь, речь — монолог. Появление ее связано с расширением круга представлений, с ростом самостоятельности ребенка.

Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы: мышление, память внимание, воображение. Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость отдельных часто повторяющихся явлений, делает примитивные сравнения, умозаключения, пока лишь наглядно-действенного характера (о том, что видит; с чем действует).

Например: Валя на замечание взрослого: «Ешь скорее, а то остынет», он возражает: «творог не остывает». На вопрос «Почему», отвечает: «потому, что он не горячий».

Происходит дальнейшее развитие процессов обобщения, на основе которых формируются понятия. Причем основой являются качества, свойства и функции предметов, животных и людей.

Во второй половине 3-го года жизни, дети начинают задавать много вопросов, что свидетельствует о развитии речи и мышления. В вопросах отражается жажда знаний, стремление к ним. Все, что в какой-либо степени вызывает недоумение или удивление, все не знакомое, не понятное, неизвестное порождает вопросы. Очень важно  не ограничивается только ответами на вопросы, а самим задавать вопросы, простые по форме и содержанию.

Например: «Что Катя ест?», «Какая собачка у дяди» и др.

Говорить с ребенком надо простым и понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длительными разговорами и рассказами. Тему для беседы придумывать не надо. Ребенок еще так мало знает, что все для него ново и полно интереса. Многое привлекает его внимание, и так хочется узнать обо всем, что он видит и слышит, что удовлетворить его любопытство очень легко.

Все, что говориться маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда не следует, что все слова, с которыми мы обращаемся к ребенку, должны быть хорошо ему известны. Время от времени в круг старых уже усвоенных нужно вводить 2-3 новых.

Уже со 2-ого года жизни ребенка картинки начинают играть большую роль в его развитии, в обогащении его речи, в расширении кругозора. Русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь 5 неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов — и ребенок усвоит их на лету… Показывание картинок и рассказывания по ним — лучшее средство для сближения с ним. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого от ребенка, как показная и объясняя картинки». Лучше и точнее не скажешь. Хорошо иметь наборы простых, но ярких картинок с четким изображением (человек, животное, дерево, дом и т.д.). Одну и туже картинку можно показывать ребенку много раз, и , если она интересна для него, он будет каждый раз находить в ней что-то новое, привлекательное и постепенно сам с удовольствием станет рассматривать новые картинки . Можно сочинить какой-нибудь не замысловатый рассказ ,краткий и ясный и в тоже время выразительным, достойным подражания. Не важно, что ребёнок будет повторять слова вашего рассказа- это является неизбежной ступенькой на пути к самостоятельному словесному творчеству .

На 3-ем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибоутки. Это также существенный показатель развития их памяти речи, речи образной и эмоциональной.

В этом возрасте формируется описательная развернутая речь детей, речь- монолог. Появление ее связано с расширением круга общения, представлением ребенка с ростом его самостоятельности.

К 3-ем годам ребенок легко и свободно говорит, если все условия первых лет его жизни были благоприятны этому.

Источник