Особенности развития ребенка в условиях неполной семьи

Особенности развития ребенка в условиях неполной семьи thumbnail

«Особенности развития личности ребенка в неполной семье»

Семья — важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. 

 Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

 нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);

 недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

 затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

 формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.[5]

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Источник

Библиографическое описание:

Хохлова В. А. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 91-94. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11291/ (дата обращения: 17.03.2020).



The article discusses the problem of family education, its characteristics and impact on the child’s development in complete and incomplete families.

Keywords: family education, complete and incomplete families, children, personality, development

Семья всегда была важным социальным институтом, целью которого является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Она обязана формировать физически и психически здоровую, интеллектуально развитую, высоконравственную личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

Первым жизненным опытом ребёнка является его адаптация к системе семейных и родственных отношений, это даётся не всегда легко и может сказаться на отношении с социумом. Дети приобретают навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей, в данном случае — членов семьи, и если есть какие-либо отрицательные моменты в семье, то они вполне могут отразиться на мировосприятии и самочувствии ребёнка.

Влияние семейного воспитания можно рассмотреть на примере воспитания в полной и неполной семьях. Полная семья — это ячейка общества, состоящая из родителей и ребёнка или нескольких детей. Неполная семья — семья, состоящая из: женщины, которая родила детей вне брака и в браке не находится; вдов и вдовцов, которые не ступили в новый брак. Также это семья, состоящая из отца и матери, которые проживают отдельно в связи с расторжением брака; одиноких людей, которые усыновили детей. К сожалению, на сегодняшний день увеличивается тенденция распада семьи, что является острой социальной проблемой.

Жизнь и условия воспитания в полной и неполной семьях чаще всего существенно различаются. В большинстве случаев специфика жизнедеятельности неполных семей негативно сказывается на воспитании ребёнка, это может проявляться в деформации его морально-эмоционального развития, появлении у детей отрицательных качеств и черт (замкнутость, эгоизм, недисциплинированность, равнодушие), уменьшении круга знаний, интересов, увлечений и умений, сужении сферы и вида взаимоотношений и общения, их многообразия [4, с. 24].

Говоря о семейном воспитании, перечислим и сравним факторы, обуславливающие семейное воспитание в полной и неполной семье. Первый фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность семьи — социально-культурный.

В неполной семье должным образом не реализуется функция социализации, это связано с тем, что осваивая роль семьянина, ребёнок лишён положительного образца. В полной семье дети впитывают в себя образец поведения обоих родителей, что способствует процессу социализации.

В большинстве случаев неполная семья состоит из матери и ребёнка или нескольких детей, то есть является материнской, что сказывается на формировании и развитии личности ребёнка. В. В. Чечет отмечает, что отсутствие мужчины в семье является важной предпосылкой отклонений в развитии детей [4]. Обязанности по воспитанию детей являются общими как для отцов, так и для матерей, их священный долг заключается в том, чтобы дать детям не только и не столько материальное богатство, сколько воспитать у них добродетель, благопристойность, моральность.

Наблюдения показывают, что положительный аспект отцовского воспитания состоит в том, что у детей развивается ответственность и требовательность к себе и другим, происходит формирование таких положительных качеств, как мужество, упорство, решительность, трудолюбие, инициативность, воспитание чувства ответственности перед семьёй, родными, обществом, уважения к матери, женщине, маленьким детям, готовности защищать их и своё достоинство. Всего этого могут быть лишены дети, воспитывающиеся в материнской семье, и как следствие, у них возникают отклонения в психическом развитии и восприятии семьи как ячейки общества. В сознании девочек может закладываться искажённое представление о мужчинах, это может быть вызвано неприязненным отношением матери к бывшему мужу.

Социально-экономический фактор, то есть занятость родителей на работе, имеет большое значение. Так в неполной семье материальный заработок зависит только от одного из её членов, следовательно, обеспечивая финансовую независимость, родитель меньше уделяет внимания духовному развитию ребёнка. Также проявляется тенденция, когда мать или отец оставляет ребёнка на попечении бабушек и дедушек, тем самым лишая его своей заботы. Такая тенденция проявляется и в полных семьях, но влияние родителей здесь значительно больше.

Мать и отец должны принимать равное участие в воспитании своих детей, это является условием для правильной постановки семейного воспитания. Потому что отсутствие одного или слабое участие другого члена семьи делает воспитание односторонним, обедняет детскую душу, вычёркивает из впечатлений ребёнка много полезной и нужной информации, которая необходима для его развития как личности. В. В. Чечет отмечает, что отсутствие одного из родителей может привести к изменениям во внутрисемейных отношениях, повлечь за собой существенные нарушения характера жизнедеятельности родственников, трудности и осложнения в воспитании детей [4].

Роль матери и отца в семье большая, но не равноценная. В семейном более значимая, и глубинная роль принадлежит матери. Это обусловлено присущими только ей функциями: создавать и оберегать семью, пробуждать у мужчины-отца и детей чувства родственной любви и кровных связей, осуществлять неразрывные связи семьи, в основе которых находятся физиологические «контакты» матери с ребёнком, который ещё не родился. Женщина в отличие от мужчины более остро чувствует эти связи, это связано с тем, что она живёт одной жизнью с ребёнком, организм которого развивается в зависимости от материнского.

Характеризует воспитательный потенциал семьи и технико-гигиенический фактор, который указывает на зависимость воспитания от места и материально-бытовых условий жизнедеятельности семьи. В неполной семье могут чаще возникать материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской функции, но, более опасно то, что возникает дефицит настоящих, полноценных семейных отношений. Дети не всегда могут получить полноценное общение, в полной мере удовлетворить потребности в совместном проведении досуга, почувствовать психологическую защищённость при отсутствии одного из родителей, это также может основываться на материально-бытовом неблагополучии неполной семьи.

Четвёртый фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи — демографический, он связан со структурой и составом семьи. Отсутствие в семье одного из членов, также может сказаться на интеллектуальном развитии ребёнка. Важно, чтобы в окружении детей с раннего детства присутствовали оба типа мышления: мужской и женский. Для полноценного интеллектуального развития ребёнку необходимо общение с родителями обоих полов, с целью перенимания у них жизненного опыта.

Проанализировав факторы, обуславливающие жизнедеятельность семьи и, как следствие — семейное воспитание, можно придти к выводу, что дети из неполных семей наиболее проблематичны и уязвимы в социуме. Если причина неполноты — развод, то они стремятся не быть похожими на своих родителей, в большей степени слушают советы друзей, а не родителей, или же наоборот, принимают важные решения независимо от советчиков. Таким образом, можно говорить о феномене социального одиночества, следствием которого является низкий уровень общественной активности.

Но следует помнить, что воспитание в неполной семье не всегда способствует появлению каких-либо отклонений в поведении или развитии ребёнка. Дело в том, что процесс возделывания личности в таких условиях протекает труднее и напряжённее, могут возникнуть проблемы, которые требуют внимания и отклика как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого. Есть много случаев, когда в неполной семье царит благоприятная психологическая обстановка, которая не затрудняет формирования личности ребёнка. Безусловно, нельзя считать идеалом воспитание в неполной семье, но если такая необходимость появилась, то следует быть ещё внимательнее и настороженнее, не бояться обращаться за квалифицированной помощью и поддержкой, осознавать особенности сложившейся ситуации и делать всё возможное, чтобы не допустить в воспитании детей негативных последствий.

Литература:

1. Зайцева И. А. // Семья — ценностная основа социальной адаптации // Начальная школа № 1. — 2014.

2. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева; сост. П. А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1982. — 703, [1] с. — (Педагогическая библиотека). — Библиогр.: с.682–698 и в примеч. — Указ. имен: с. 699–701.

3. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В. А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. Вып. 1. с.102–120.

4. Чечет В. В. Педагогика семьи: учеб. пособие // В. В. Чечет. — Минск: БГПУ, 2015. –176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Похожие статьи

Взаимоотношение родителей и детей в семье

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных

семья, неполная семья, ребенок, отношение, мать, Кинетический рисунок семьи, родитель, член семьи. Похожие статьи. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие…

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Социально-педагогическое консультирование материнской семьи

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи. Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике…

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи. Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских

Влияние семьи на личность | Статья в журнале «Молодой ученый»

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи. Семейные отношения и их влияние на формирование личности…

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Психологический климат семьи как фактор благополучия…

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья

семья, неполная семья, ребенок, отец, родитель, полная семья, социальное развитие, социализация личности, социализация ребенка, член семьи.

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс…

Источник