Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте кратко
Вопрос № 19
Особенности
психического развития детей младшего
школьного возраста
Границы младшего школьного возраста,
совпадающие с периодом обучения в
начальной школе, устанавливаются в
настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.
Начало обучения в школе ведет к коренному
изменению социальной ситуации развития
ребенка. С началом
обучения в школе образ жизни ребенка
меняется коренным образом. Центром
жизни младшего школьника становится
система «ребенок – учитель»,
определяющая отношения ребенка к
родителям и к сверстникам.
В связи с поступлением в школу ведущей
деятельностью ребенка становится
учебная деятельность.
Переход
к систематическому обучению создает
условия для развития новых познавательных
потребностей детей, активного интереса
к окружающей действительности, к
овладению новыми знаниями и умениями.
Заметные сдвиги происходят в сфере
развития произвольных форм поведения
и деятельности. Основным фактором
развития произвольности у ребенка
является появление в его жизни учебного
труда в виде постоянных обязанностей.
Развитие произвольности идет по двум
направлениям:
формируется умение ребенка руководствоваться
целями, которые ставит взрослый;формируется умение ставитьцели
самому и в соответствии с ними
самостоятельно контролировать свое
поведение.
Наряду с учебой
дети вместе со взрослыми участвуют
также и в трудовой деятельности.
Достаточно много времени они заняты и
игрой.
Дети в этом возрасте
жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно
любознательны. Характерной особенностью
младшего школьного возраста является
эмоциональная впечатлительность,
отзывчивость ребенка на все яркое,
необычное, красочное.
В этот возрастной
период у ребенка активно развиваются
социальные эмоции, такие, как самолюбие,
чувство ответственности, чувство доверия
к людям и способность ребенка к
сопереживанию.
В младшем школьном
возрасте все большее значение для
развития ребенка приобретает его общение
со сверстниками, которое способствует
усвоению таких типов отношений, как
лидерство и дружба.
Развитие познавательных психических
процессов в младшем школьном возрасте
характеризуется тем, что из действий
непроизвольных, совершающихся
непреднамеренно в игровой или практической
деятельности, они превращаются в
самостоятельные виды психической
деятельности, имеющие свою цель, мотив
и способы выполнения.
Восприятие. Происходит переход от
непроизвольного восприятия к
целенаправленному наблюдению за
объектом. Для дошкольников характерно
анализирующее восприятие, к концу
младшего школьного возраста появляется
синтезирующее восприятие.
Память. Развивается произвольная
память, дети уже способны запоминать
материал, который обязательно представляет
для них интерес; процессы памяти
характеризуются осмысленностью (связь
памяти и мышления). Ребенок во-первых,
начинает осознавать особую мнемическую
задачу. Он отделяет эту задачу от всякой
другой. во-вторых, идет интенсивное
формирование приемов запоминания. От
наиболее примитивных приемов (повторение,
внимательное длительное рассмотрение
материала) в более старшем возрасте
ребенок переходит к группировке,
осмыслению связей разных частей
материала.
Внимание. В младшем школьном возрасте
преобладает непроизвольное внимание.
Внимание младшего школьника отличается
неустойчивостью, легкой отвлекаемостью.
Младшие школьники не умеют быстро
переключать свое внимание с одного
объекта на другой.
Младшие школьники могут сосредоточенно
заниматься одним делом непродолжительное
время (15—20 мин) в связи с быстрым
наступлением утомления. Постепенно
внимание младшего школьника приобретает
выраженныйпроизвольный,
преднамеренный характер.
Мышление. Мышление характеризуется
переходом от наглядно-образного к
словесно-логическому мышлению; развивается
теоретическое мышление благодаря
усвоению научных понятий.
Воображение. Формируется произвольность
воображения.
В школе вся деятельность по своему
характеру является произвольной, поэтому
активно развивается воля и самоорганизация
(действия планирования, самоконтроля
и самооценки).
Мотивационная сфера.
Социальные мотивы учения. Среди
разнообразных социальных мотивов учения
главное место занимает мотив получения
высоких отметок. Когда ребенок успешно
учится, его хвалят и учитель, и родители,
его ставят в пример другим детям, высокие
отметки и прочие оценки обеспечивают
соответствующий статус.
Другие широкие социальные мотивы учения
— долг, ответственность, необходимость
получить образование. Абстрактное для
него понятие долга или далекая перспектива
продолжить образование в вузе
непосредственно побуждать его к учебной
работе не могут. Отметка — реально
действующий мотив; чтобы получить
высокую отметку или похвалу, ребенок
готов немедленно сесть заниматься и
старательно выполнить все задание.
Познавательная мотивация. Развитая
познавательная мотивация, обеспечивающая
интерес к изучению какого-либо учебного
предмета в начальных классах встречается
редко. Если ребенок в процессе обучения
начинает радоваться тому, что он что-то
узнал, понял, чему-то научился, — значит,
у него развивается мотивация, адекватная
структуре учебной деятельности. К
сожалению, даже среди хорошо успевающих
учеников крайне мало детей, имеющих
учебно-познавательные мотивы.
Мотивация достижения. Если, внимание
со стороны взрослого и большая часть
действий ребенка приходятся на успехи,
то складывается мотив достижения
успехов.
Если взрослые люди, мало поощряют их за
успехи и больше наказывают за неудачи,
то в итоге формируется и закрепляется
мотив избегания неудачи, который
сопровождается тревожностью, страхом
и придает учебной деятельности
отрицательную эмоциональную окрашенность.
К третьему классу у неуспевающих детей
возникает и особая компенсаторная
мотивация. Это побочные по отношению
к учебной деятельности мотивы, позволяющие
утвердиться в другой области — в занятиях
спортом, музыкой, рисованием, в заботах
о младших членах семьи и т.п. Когда
потребность в самоутверждении
удовлетворяется в какой-то сфере
деятельности, низкая успеваемость не
становится источником тяжелых переживаний
ребенка.
Престижная мотивация, характерна для
детей с завышенной самооценкой и
лидерскими наклонностями. Она побуждает
ученика учиться лучше одноклассников,
выделиться среди них, быть первым.
Самосознание.
Типы самооценки. У младших школьников
в отличие от дошкольников уже встречаются
самооценки различных типов: адекватные,
завышенные и заниженные.
От результативности учебной деятельности
зависит развитие личности младшего
школьника. Школьная успеваемость
является важным критерием оценки ребенка
как личности. Успешная учеба, осознание
своих способностей и умений приводят
к становлению чувства компетентности.
Если чувства компетентности в учебной
деятельности не формируется, у ребенка
снижается самооценка и возникает чувство
неполноценности; могут развиться
компенсаторные самооценка и мотивация.
Развитие адекватной самооценки.
Для развития у детей адекватной самооценки
и чувства компетентности необходимо
создание в классе атмосферы психологического
комфорта и поддержки.
Становление самооценки младшего
школьника зависит не только от его
успеваемости и особенностей общения
учителя с классом. Большое значение
имеет стиль семейного воспитания,
принятые в семье ценности.
Особенности эмоционально-волевой
сферы младшего школьника
В учебной деятельности и в коллективе
сверстников у младшего школьника в
первую очередь формируются такие волевые
черты характера, как самостоятельность,
уверенность в своих силах, настойчивость,
выдержка.
В некоторых случаях отсутствие
самостоятельности и критичности приводит
к повышенной внушаемости: дети подражают
и хорошему и плохому. Поэтому очень
важно, чтобы примеры поведения учителя
и окружающих людей были положительными.
Сдержанность, как черта характера,
появляется именно в младшем школьном
возрасте и быстро закрепляется. Многие
учащиеся уже могут самостоятельно
готовить уроки, сдерживая желания
погулять, поиграть, почитать, не
отвлекаясь, не занимаясь посторонними
делами.
Настойчивость, как черта характера,
особенно обнаруживается в II
классе Благодаря ей учащиеся добиваются
значительных, успехов.
В процессе обучения и развития волевые
качества младшего школьника
совершенствуются.
Все более глубокими, осознанными
становятся высшие чувства школьника:
нравственные, интеллектуальные,
эстетические.
В младшем школьном возрасте в процессе
обучения идет развитие таких нравственных
чувств, как любовь к Родине, коллективизм,
чувство товарищества, дружбы, долга,
чести.
Осознанность нравственных чувств к III
классу проявляется в том, что дети
выбирают друга, товарища не по случайным
внешним обстоятельствам (рядом живут,
вместе идут домой), а мотивируют свой
выбор, характеризуя нравственные черты,
которые способствовали сближению с
одноклассником.
Одновременно с чувством товарищества
развивается и чувство коллективизма.
Коллективизм как черта характера
формируется у ребенка постепенно. В
процессе коллективной работы дети
убеждаются, что любое дело лучше выполнять
всем вместе.
Процесс познания, вызывая удовольствие,
способствует формированию познавательных
интересов. При правильной организации
обучения интеллектуальные чувства
становятся для учащихся потребностью.
Источник
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.
Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют отношения со взрослым. Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.
Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:
- Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
- Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
- Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
- Мотивация достижения становится доминирующей.
- Происходит смена референтной группы.
- Происходит смена распорядка дня.
- Укрепляется новая внутренняя позиция.
- Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Физиологические особенности младших школьников
С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.
Основные новообразования младшего школьного возраста
— произвольность
— внутренний план действия
— рефлексия
Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.
Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.
По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.
Ирина Базан
Литература:
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. Возрастная психология.
В.В. Давыдов. Возрастная и педагогическая психология.
Л.Ц. Кагермазова. Возрастная психология.
О.Б. Дарвиш. Возрастная психология.
Интересные статьи на сайте
Источник
Данный период в развитии ребенка очень важен, так как меняется социальная ситуация, он приобретает новую социальную роль. Ребенок осваивает свои новые возможности и права, усваивает социальные правила. Семья в данном возрасте остается главным социальным институтом для малыша. Он идентифицируется со значимыми взрослыми (родителями) и приобретает новый социальный опыт в общении со сверстниками.
В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия.
На начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системой анализа восприятия. Способность детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений связана с еще не сформировавшимся наблюдением. Уже мало просто ощущать и в системе школьного обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень — уровень произвольного наблюдения.
Память в период младшего школьного возраста отличается ярким познавательным характером. Ребенок в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания.
Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.
Периоды развития мышления:
1)преобладание наглядно-действенного мышления. Период схоже процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних;
2)дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.
Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью. К психическим новообразованиям в данный период развития ребенка можно отнести:
произвольность, рефлексия и внутренний план действий.
С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения — переходу к обучению в средних классах.
Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.
Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или преодолевая возникающие сложности.
Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т.е. формируется внутренний план действия.
Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.
Значимым является еще одно новообразование — умение управлять собственным того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т.д.).
Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.
С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.
Источник