Особенности развития ребенка старшего школьного возраста

Особенности развития ребенка старшего школьного возраста thumbnail

Старший
школьный возраст — это период ранней
юности
,
характеризующийся наступлением
физической и психической зрелости.
Однако процесс личностного формирования
учащихся этого возраста происходит не
гладко, имеет свои противоречия и
трудности, которые, несомненно, накладывают
свой отпечаток на процесс воспитания.

  На
более высокую ступень поднимается
развитие нервной системы, обусловливающее
ряд специфических особенностей
познавательной деятельности и чувственной
сферы. Преобладающее значение в
познавательной
деятельности
 занимает
абстрактное (от лат. abstraction — мысленная
отвлеченность) мышление, стремление
глубже понять сущность и причинно-следственные
связи изучаемых предметов и явлений.

  Старшие
школьники осознают, что в учении знание
фактов и примеров ценно лишь как материал
для размышлений, для теоретических
обобщений. Вот почему в их мышлении
преобладает аналитико-синтетическая
деятельность, стремление к сравнениям,
а присущая подросткам категоричность
суждений уступает место гипотетическим
предположениям, необходимости понять
диалектическую сущность изучаемых
явлений, видеть их противоречивость, а
также те взаимосвязи, которые существуют
между количественными и качественными
изменениями. Но все эти особенности
мышления и познавательной деятельности
формируются под определяющим влиянием
обучения. Если же учителя не проявляют
должной заботы о развитии мыслительных
способностей, то у некоторых старшеклассников
может сохраняться тенденция к
полумеханическому запоминанию изучаемого
материала.

  В
старшем школьном возрасте большинство
учащихся имеет устойчивые познавательные
интересы. Особенно это относится к
хорошо успевающим школьникам. Исследования
показывают, что наиболее распространенным
является интерес к изучению предметов
естественного цикла: математики, физики,
экономики, информатики. В этом сказывается
понимание их роли и значения в
научно-техническом прогрессе. По этой
причине отдельные старшеклассники
меньше внимания уделяют изучению
гуманитарных предметов. Все это требует
от учителей не только повышения качества
преподавания этих предметов, но и
содержательной внеклассной работы с
тем, чтобы возбуждать и поддерживать
интерес юношей и девушек к изучению
литературы, истории и других гуманитарных
предметов. Что же касается средне- и
слабоуспевающих учащихся, то многие из
них не имеют четко выраженных познавательных
интересов, а отдельные нередко вообще
учатся без достаточной охоты. Психологически
это объясняется тем, что трудности и
отсутствие успехов в овладении знаниями
отрицательно сказываются на их
эмоциональной и мотивационной сфере,
что в конечном итоге и снижает тонус их
учебной работы. Преодолеть этот недочет
можно только при условии оказания им
своевременной и действенной помощи в
учебе и повышении качества успеваемости.

  Развитие
мыслительных способностей и стремление
к более глубоким теоретическим обобщениям
стимулируют работу старшеклассников
над речью, порождают у них желание
облекать свои мысли в более точные и
яркие словесные формы, использовать
для этой цели афоризмы, выдержки из
научных трудов и художественных
произведений. Некоторые ведут в
специальных тетрадях и блокнотах записи
новых слов, терминов и интересных
высказываний выдающихся людей. Все это
необходимо учитывать в учебно-воспитательной
работе и помогать учащимся оттачивать
свои мысли, учить их обращаться к
словарям, подробно разъяснять научные
термины, иностранные слова и т.д. Особенно
большую роль играет в этом организация
внеклассного чтения, работало воспитанию
культуры речи, оказание помощи учащимся
в преодолении речевых дефектов.

  На
более высокий уровень поднимается у
старших школьников развитие
чувств и волевых процессов
.
В частности, усиливаются и становятся
более осознанными чувства, связанные
с общественно-политическими событиями.

  Общественные
переживания и чувства оказывают сильное
воздействие на нравственное формирование
старшеклассников. Именно в этом возрасте
на основе моральных знаний и жизненного
опыта вырабатываются определенные
нравственные взгляды и убеждения,
которыми руководствуются юноши и девушки
в своем поведении. Вот почему так важно,
чтобы в школе содержательно осуществлялось
гражданское и моральное воспитание,
проводились дискусcии, а учащиеся
систематически вовлекались в общественную
работу. Исследования показывают, что
слабая постановка гражданского и
морального воспитания оборачивается
существенными издержками в развитии
старшеклассников. Отдельные из них
могут проявлять общественную пассивность,
вовлекаться в различные внешкольные
объединения с негативной направленностью.

  Годы
ранней юности для многих учащихся
характеризуются интимными переживаниями,
первой любовью, нередко оставляющей
след на всю жизнь. Задача учителей и
всех тех, кто соприкасается с учащимися
этого возраста, — бережно относиться к
их интимным переживаниям, не вторгаться
в эти чувства, понимать и всячески щадить
их. Однако, проявляя понятную в этих
случаях осторожность и деликатность,
необходимо ставить перед учащимися
вопросы дружбы и любви, а также
взаимоотношений между полами, с помощью
медицинских работников осуществлять
соответствующее гигиеническое
просвещение, причем в ряде случаев
целесообразно проводить работу отдельно
с юношами и девушками.

  Развитие
чувственной сферы и сознательности
старшеклассников оказывает большое
влияние на волевые
процессы
,
причем в протекании волевых актов
решающее значение принадлежит обдумыванию
своих намерений и поведения. Замечено,
что, если учащийся поставил перед собой
определенную цель в учебной или
общественной работе или же четко
определил свои жизненные планы с учетом
имеющихся интересов и склонностей, он,
как правило, проявляет высокую
целеустремленность и энергию в работе,
а также настойчивость в преодолении
встречающихся трудностей. С этим связана
и другая особенность старшеклассников,
относящаяся к работе над своим
самовоспитанием. Если подростки в
большинстве своем отличаются повышенной
требовательностью к другим и недостаточно
требовательны к себе, то в юношеском
возрасте положение изменяется. Они
становятся более требовательными к
себе и своей работе, стремятся вырабатывать
у себя те черты и качества поведения,
которые в наибольшей мере способствуют
осуществлению намеченных планов. Все
это показывает, какое большое значение
имеют внутренние факторы (цели, мотивы,
установки и идеалы) в развитии личностных
качеств старшеклассников.

Читайте также:  Развитие познавательной сферы ребенка с зпр

  Существенной
особенностью старших школьников является
обостренность их сознания и чувств в
связи с предстоящим жизненным
самоопределением и выбором, профессии
.
Вопрос, кем быть, для них уже не является
отвлеченным, и решается он не без
колебаний, не без трудностей и внутренних
переживаний. Дело в том, что школьное
обучение так или иначе делает для них
более привычным умственный труд, и под
влиянием этого многие юноши и девушки
мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной
деятельностью. Общественные же потребности
таковы, что подавляющее большинство
старшеклассников после окончания школы
должно вливаться в сферу материального
производства. В результате этого у
отдельных юношей и девушек, особенно
из числа слабоуспевающих, складывается
ложное мнение о том, что учение дает
мало пользы: работать на заводе, заниматься
мелкой торговлей, мелким и средним
бизнесом, дескать, можно и без среднего
образования… Это отрицательного
сказывается на их отношении к овладению
знаниями. Указанные трудности требуют
оказания действенной помощи учащимся
в формировании их жизненных планов и
проведения содержательной профориентации,
основной смысл которой должен состоять
в том, чтобы раскрыть учащимся красоту
человека труда, творческий характер
работы на современном производстве.

  В
развитии и воспитании старшеклассников
нередко проявляется и такая трудность.
Стремление многих родителей создать
лучшие условия для
жизни и учебы своих детей приводит к
тому, что последние привыкают к
удовлетворению всех своих запросов,
вследствие чего у них зачастую формируется
потребительское отношение к жизни.
Недостаточность же практического опыта
порождает отставание их общего социального
развития и некоторую инфантильность
(от лат. infantilis — детский) в суждениях, что
в свою очередь не дает им возможности
понять неумеренность многих их
потребностей и нецелесообразность их
удовлетворения. Преодоление указанных
недочетов обусловливает необходимость
расширения общественно полезной
деятельности учащихся и привлечения
их к сие тематическому труду как в школе,
так и дома.

  Наконец,
нельзя не отметить того, что на развитие
и поведении старшеклассников большое
влияние оказывает их повышенная ре
активность (чувствительность) ко всему
новому, что происходит и жизни, в
литературе, искусстве и музыке, а также
в моде. Они чутко и быстро улавливают
это и стремятся копировать все
ультрасовременное: длину волос, расцветку
и необычный покрой одежды, «музыкальные»
произведения… На этом фоне у них нередко
обнаруживается неверное отношение к
классике в искусстве и литературе
непонимание важной роли положительных
культурных и трудовых традиций. Это
также создает определенные проблемы в
воспитании. Но при правильном подходе
к делу эти проблемы решаются успешно.
Главное здесь не борьба со стремлением
юношей и девушек ко всему новому, а
наоборот, своевременное и умелое
приобщение их к современным веяниям в
искусстве, литературе и моде, воспитание
культуры восприятия этого нового,
преодоление тех крайностей, которые
иногда наблюдаются в следовании моде.

  Таковы
важнейшие особенности развития и
организации учебно-воспитательной
работы в старших классах.

Только
единая линия и согласованность совместных
усилий всех учителей, детских организаций,
а также семьи и общественнос­ти придают
воспитанию целенаправленность и
действенность. «…Ни один воспитатель,
– подчеркивал А.С. Макаренко, – не имеет
права действовать в одиночку… Там, где
воспитатели не соединены в коллектив
и коллектив не имеет единого плана
работы, единого тона, единого точного
подхода к ребенку, там не может быть
ника­кого воспитательного процесса»1.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Анатомо-физиологические особенности

В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост, в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответственно- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес — 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно — 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.

Нервная система. Ребенок старшего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, т.к. быстрее утомляется. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов — особенно, если ребенок приучен много читать и если он читает медленно, вдумчиво, и проговаривает слова. В этом возрасте активно формируется личность.

Сердечно-сосудистая система. Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка 13 лет по данным большинства авторов равняется 72-80 ударам в минуту, в 14 лет пульс уже — 72-78 ударов в минуту, в 15 — 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека.

Артериальное давление с взрослением ребенка повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст, а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека).

Читайте также:  Психология развития ребенка в утробе

Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются).

Система органов дыхания. Частота дыхания у ребенка с возрастом становится меньше. В 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыхательных движений, а в 14-15 — уже 17-18 дыхательных движений. Число дыхательных движений у старшего школьника — как у взрослого человека. Хорошо развиты верхние дыхательные пути. Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухоносные пути достаточно широки и разветвлены.

Пищеварительная система. Система органов пищеварения функционирует активно. Пищеварительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Питание старшего школьника уже практически не отличается от питания взрослого человека.

Эндокринная система. Половые железы продолжают развиваться, и в связи с этим в организме происходят заметные изменения. У девочек к 12-13 годам начинаются менструации (которые еще в течение довольно продолжительного времени не имеют регулярного характера), грудные железы увеличиваются, соски становятся пигментированными; в 13-14 лет обнаруживается рост волос в подмышечных впадинах; к 14-15 годам таз и ягодицы обретают формы, какие характерны для взрослой женщины; в 15-16 лет менструации обретают регулярный характер.

У мальчиков примерно в 11-12 лет начинает увеличиваться предстательная железа. В это же время может ускориться рост гортани, после чего — в 13-14 лет — происходит так называемая ломка голоса. В 12-13 лет обычно начинается рост яичек и полового члена (этот рост усиливается в 14 лет); оволосение лобка, начинающееся в этом же возрасте, идет сначала по женскому типу, а к 16-17 годам — по мужскому типу. В возрасте 14-15 лет может иметь место первая эякуляция. Сперматозоиды созревают к 16-17 годам.

Иммунная система детей старшего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет.

Кожа и подкожно-жировая клетчатка. Кожные покровы постепенно становятся несколько грубее. У мальчиков начинают расти волосы на лице. У подростков в возрасте 15-16 лет появляются на коже так называемые юношеские угри. При нормальном питании и нормальном обмене веществ подкожно-жировая клетчатка развита умеренно. Отмечается повышенное скопление жировых клеток у девочек в области груди, лобка, бедер; у мальчиков — в области лобка.

Мышечная система развита хорошо. Поскольку ребенок ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется — сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком.

Костная система. Окостенение тазовой кости завершается к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости.

Психологические особенности

Общая характеристика возраста. Старший школьный возраст, или, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX—X классов средней школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степень психической зрелости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы.

Старший школьный возраст — период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начинают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллективе. Положение старших в школе, приобретение опыта серьезной общественной деятельности решающим образом сказываются на развитии личности учащихся IX—X классов.

К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степени физической зрелости. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития, окончательно завершается половое созревание, выравнивается характерное для подросткового возраста несоответствие в росте сердца и кровеносных сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Темп роста тела замедляется, заметно нарастает мышечная сила, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета. Однако полная физическая и психическая зрелость наступает у юношей и девушек немного позже. Лишь к 18 годам наступает необходимая степень физической, духовной, гражданской зрелости.

Учебная деятельность и умственное развитие. Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться.

Что касается отношения старших школьников к учению, то и здесь наблюдаются определенные сдвиги. Ученики взрослеют, обогащается их опыт: они сознают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшеклассники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания.

Читайте также:  Раннее речевое развитие ребенка при алалии

Следует отметить избирательное отношение старших школьников к учебным предметам. Значительно реже бывает одинаково ровное отношение ко всем учебным предметам. Подобное явленно наблюдается и у подростков. Но есть одно существенное различие. Избирательное отношение к учебным предметам у подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, личностью учителя. У старших школьников это также имеет место. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная — наличие у многих старшеклассников сложившихся интересов, связанных с их профессиональной направленностью. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление — старшие школьники интересуются двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным.

В этом возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопросу, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми.

О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа, массовое участие старших школьников в математических, физических, химических, биологических, исторических олимпиадах — районных, городских, областных, телевизионных.

Все это предоставляет оптимальные возможности для развития способностей старших школьников. Надо сказать, что старший школьный возраст очень благоприятен для развития не только художественно-изобразительных и музыкальных, но и математических, литературных, конструктивно-технических, научных способностей.

Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и деятельности.

Под влиянием специфической для старшего школьника организации учебной деятельности существенно изменяется мыслительная деятельность старших школьников, характер их умственной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще и чаще старшим школьникам приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется по сравнению с подростковым возрастом более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.

Развитие личности в старшем школьном возрасте. Как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ паук в школе, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться мировоззрение.

Самосознание старших школьников приобретает качественно новый характер, оно связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устремлений. Если подросток оценивает себя применительно к настоящему, то старший школьник применительно к будущему.

Специфическая черта нравственного развития в старшем школьном возрасте — усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руководствоваться ими в своем поведении.

Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности, разбираются в тончайших оттенках соответствующих понятий: «Честным нельзя назвать человека, который в жизни не совершил ничего плохого, но равнодушно проходил мимо бесчестных поступков других»; «Чуткость не только умение увидеть нужду человека и оказать ему помощь, но и умение почувствовать, какая именно помощь необходима, умение оказать эту помощь тактично, так, чтобы не обидеть человека».

Однако в отдельных случаях в результате неправильного воспитания, влияния людей — носителей пережитков и предрассудков старого общества или уродливых форм «современного» поведения — у некоторых юношей и девушек могут сложиться нравственные заблуждения и предубеждения.

Чувство взрослости в старшем школьном возрасте, с одной стороны, становится глубже и острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к «маленьким». С другой стороны к концу этого возраста, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом со взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, показное увлечение абстрактным искусством.

Источник