Особенности развития ребенка школьного возраста

Особенности развития ребенка школьного возраста thumbnail

метки: Процесс, Система, Объем, Внешний, Школьник, Воспитание, Дыхание, Ребенок

Лекция № 8. Физическая культура учителя общеобразовательной школы

2. Организация физического воспитания учащихся

3. Формы организации физического воспитания в школе

1. При поступлении в школу меняется весь образ жизни ребенка. В первом классе приблизительно на 50% снижается объем двигательной активно­сти и это в то время, когда ребенку особенно нужны движения. Гиподи­намия приводит к функциональным нарушениям деятельности ЦНС, ССС, желез внутренней секреции, на­рушается обмен веществ. Длительное сидение и снижение тонуса ске­летной мускулатуры приводят к нарушению осанки. Искривление по­звоночника отмечается у 10—15% школьников, часто встречаются плоскостопие, искривление ног (из-за слабости связок и суставов), ожи­рение, близорукость.

В то же время умеренные физические нагрузки, использование спе­циальных комплексов корригирующих упражнений способны снизить негативное влияние гиподинамии, а в ряде случаев и устранить отклонения в состоянии здоровья школьников.

Кроме того, правильная организация физического воспитания с учетом индиви­дуальных, возрастных, анатомо-физиологических особенностей не только способствует физическому развитию, но и является надежным средством предупреждения и коррекции отклонений в состоянии здоро­вья школьников.

Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей

Младший школьный возраст (6—11 .пет).

Функциональная система организма

Физиологические процессы

Внешнее проявление

Рекомендации по физическому воспитанию

ЦНС

1. Высокая пластичность нервных процессов

2. Недоста­точная сила и уравновешенность нервных процессов

3. Преобладание воз­буждения над торможением

4. Быстрая истощаемость клеток коры головного мозга

1. Дети легко овладевают сложными по координации движениями

2. При сильных и монотонных двигательных раздражителях снижается устой­чивость к внешним воздействиям, развивается запредельное торможе­ние

В двигательный режим необходимо включать боль­ше разнообразных физических упражнений и игр

ССС

1. Увеличивается объем сердца,

2. Снижается частота сердечных сокращений,

3. АД относительно низкое

1. При мышечной работе система кровообращения испытывает значительное напряжение

2. При перегрузках могут возникать аритмия, перепады АД

Необходимо следить за интенсивностью физических нагрузок

Дыхательная система

1. ЖЕЛ в 11 лет составляет примерно ½ объема взрослого.

2. Частота дыхания высо­ка: от 23 до 19 циклов в минуту,

3. Минутный объем дыхания в покое от 3,5 до 4,4 л/мин.

Невозможность долго работать в условиях кислородного голодания

Необходимо быть осторожным с кратковременными интенсивными на­грузками

При регулярных тренировках дети 7—8 лет могут выполнить очень большие по объему нагрузки с умеренными сдвигами в системе крово­обращения и дыхания и быстрым восстановлением.

Подростковый возраст (1215 лет)

Функциональная система организма

Физиологические процессы

Внешнее проявление

Рекомендации по физическому воспитанию

ЦНС

1. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения

2. Недостаточная сила тормозных процессов

1. Повышенная возбудимость

2. Эмоциональная неустойчивость,

3. Неадекватные реакции

Уделять больше внимания волевой регуляции движений

ССС

1. Пульс понижается до 70—76 уд/мин

2. Увеличиваются размеры сердца

3. Аритмия из-за несовер-шенства нейросекреторной регуляции

4. Возрастная ВСД по гипертоническому типу.

В целом повышаются адаптационные способности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, но они хуже, чем у юношей и взрослых.

Занятия физическими упражнениями строить в зависимости от типа ВСД

Дыхательная система

1. Глубина дыхания повышается до 375 мл,

2. Минутный объем ды­хания до 5,4 л/мин

3. ЖЕЛ до 3200 мл.

В период по­лового созревания повышается способность к выполнению длительной работы большой интенсивности, а также кратковременной и очень интенсивной работы.

Давать длительные физические нагрузки большой интенсивности

Гиподинамия усугубляет трудности подросткового возраста, а ра­ционально построенные занятия физической культурой способствуют их преодолению.

Юношеский возраст (16—18 лет).

Функциональная система организма

Физиологические процессы

Внешнее проявление

Рекомендации по физическому воспитанию

ЦНС

1. Завершение развития ЦНС

2. Совершенствование деятельности мозга

3. Развитие процессов тор­можения

4. некоторое преобладание процессов возбужде­ния

Движения становятся плавнее, исчезает подростковая неуклюжесть

Целесообразно давать сложнокоордина-ционные физические упражнения

ССС

1. Показатели сердечно-сосудистой системы постепенно приближа­ются к уровню взрослого человека

2. ЧСС у девушек выше, чем у юношей

3. Возможна юношеская гипертония

Исчезают головные боли, связанные с резким изменением АД

Можно давать детям упражнения умеренной и большой мощности на длительное время

Дыхательная система

Показатели ЖЕЛ и частоты дыхания приближаются к уровню взрослого человека.

Повышается способность к выполнению длительной работы, увели­чивается выносливость к нагрузкам большой и умеренной мощности

Можно давать упражнения на развитие выносливости

Систематические занятия физической культурой приводят к изме­нению функционального состояния нервной системы — повышается работоспособность, происходят положительные сдвиги в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально раз­виваются.

Влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей:1)Силовые упраж­нения могут служить препятствием к увеличению роста. 2) Упражнения на гибкость повышают эластичность мышц и связок. 3) Сложнокоординаци­онные упражнения стимулируют умственную деятельность. Упражне­ния на силу и выносливость требуют гормональный компонент, поэтому до периода полового созревания их следует выполнять ограниченно. Эффективность выполнения упражнений на выносливость зависит от природных данных ребёнка.

Работоспособность школьников не сохраняется на одном уровне в течение недели. Постепенно повышаясь, работоспособность достигает максимума к среде и четвергу. В понедельник и вторник идет врабатывание организма, а к субботе работоспособность падает из-за накопив­шейся за неделю усталости. Трудными для организма школьника явля­ются вторая четверть и, особенно, четвертая, в период которой зачастую проявляются авитаминоз, негативное влияние сниженной двигательной активности зимой, накопившаяся за учебный год усталость.

2. Обеспечение эффективных занятий по физическому воспитанию и сохранение здоровья учащихся входит в должностные обязанности ру­ководителей и учителей школы. Ведущим в процессе физического вос­питания учащихся является учитель физической культуры.

Кроме того, за физическое воспитание в школе отвечают также директор школы, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, классные руководители и учителя. Их основ­ные обязанности отражены в следующей таблице:

Ответственные за физическое воспитание

Обязанности

Учитель физической культуры

• несет ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроках физической культуры, за проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

• ведет систематический учет физической подготовленности учащихся;

• организует внеклассную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в школе;

• обеспечивает подготовку учащихся к сдаче различных норм и спортивных разрядов;

• организует внутришкольные соревнования и физкультурные праздники, а также соответствующую подготовку учащихся к внешко­льным спортивным соревнованиям;

• содействует профориентации учащихся и т. д.

Директор школы

• обеспечение необходимых условий для проведения уроков фи­зической культуры, организации физкультурно-оздоровительных меро­приятий в режиме дня школы, внеклассной спортивно-массовой работы;

• обеспечение систематического контроля за работой по физиче­скому воспитанию учащихся;

• организация регулярных медицинских осмотров учащихся.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы

• несет ответственность за организацию и проведение внекласс­ной физкультурно-оздоровительной работы;

• предусматривает в планах внеклассной работы мероприятия по физическому воспитанию;

• участвует в организации и работе коллектива физкультуры школы.

Классные руководители и учителя

• добиваться соблюдения учениками режима дня, выполнения ими утренней гимнастики, участвовать в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня;

• содействовать вовлечению учащихся в секции, клубы по видам спорта, обеспечение соблюдения гигиенических требований к прове­дению урока по своему предмету, следить за правильной осанкой уча­щихся.

Целью физического воспитания в школе является содействие все­стороннему развитию личности. В процессе физического воспитания решается три группы задач:

оздоровительные — содействие укреплению здоровья, всесто­роннему гармоничному развитию, обеспечение оптимального уровня развития физических качеств и физической работоспособности (в соот­ветствии с возрастом), содействие закаливанию организма;

образовательные — формирование жизненно важных умений и навыков в естественных движениях (бег, ходьба, прыжки, метания, ла­зания, подъем и переноска тяжестей), развитие способности управлять движениями собственного тела, формирование системы знаний, способ­ствующих повышению общеобразовательной культуры школьника;

воспитательные — содействие нравственному, трудовому, эс­тетическому, умственному воспитанию.

Формы организации физического воспитания

в школе

в семье

Во внешкольных учреждениях

• классно-урочная;

• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

• ежедневные занятия физическими упражнениями в группе про­дленного дня;

• внеклассная работа.

• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

• самостоятельные занятия физическими упражнениями по типу спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по физическо­му воспитанию;

• самодеятельные игры, прогулки, походы, спортивные развлече­ния, в том числе с участием взрослых;

* участие семей в соревнованиях по месту жительства.

• систематические учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования;

• массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в летних и зимних лагерях отдыха;

• массовые игры, конкурсы, спортивные развлечения, экскурсии и походы, организуемые на спортивных и туристических базах.

По признаку обязательности все формы физического воспитания де­лятся на обязательные (классно-урочная форма) и добровольные. По признаку организации обучения — на урочные, урочного типа и неурочные. Основные признаки урочной формы:

• наличие квалифицированного педагога;

• определяемое программой содержание урока;

• обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки;

• обязательная оценка результатов деятельности;

• систематичность проведения занятий по стабильному расписа­нию;

• относительно стабильный и однородный по возрасту и подго­товленности состав занимающихся.

Задачи и содержание физиче­ского воспитания школьников, осуществляемого в рамках уроков фи­зической культуры, внеклассной работы, физкультурно-оздоровитель­ных мероприятий в режиме учебного дня определяются «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1—11 классов общеоб­разовательной школы».

3. Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Содержание и структура урока включают:

• учебный материал (физические упражнения и связанные с ними знания);

• организационно-управленческую и контролирующую деятель­ность педагога (постановка задач, объяснение учебных заданий, показ, помощь, замечания, указания, руководство, оценка, подведение итогов);

• учебно-познавательную деятельность учеников, результат кото­рой является главным критерием оценки качества проведения уроков.

Урок физической культуры состоит из трех частей:

1. Вводно-подготовительная часть (5—12 мин).

Цель — организа­ция класса, сообщение цели, задач урока, подготовка организма к реше­нию задач основной части урока. Используются строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры и эс­тафеты.

2. Основная часть (30—35 мин).

Цель — углубленное решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач, обучение технике выполнения упражнений, формирование специальных знаний, развитие основных двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков. Содержание этой части урока определяется ком­плексной программой.

3. Заключительная часть (3—5 мин).

Цель — приведение орга­низма в оптимальное, для последующей деятельности, состояние. Зада­чи и содержание применяемых средств направлены на снижение физио­логического возбуждения, регулирование эмоционального состояния. Сюда включаются малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упраж­нения на внимание, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.

Решающее значение при проведении урока имеет обеспечение об­щей и моторной плотности урока.

Робщ.= (tзанятия/ tобщ)х100% Рмот.= (tакт./ tобщ)х100%

Классификация уроков физической культуры. В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физической куль­туры, основанной на каком-либо одном признаке. Каждый урок облада­ет несколькими характерными признаками.

Классификация уроков физической культуры

С учетом основной направленности

По характеру учебной работы

По признаку преимущественного использования конкретных видов упражнений

урок ОФП;

спортивно-тренировочные уроки;

урок ППФП;

урок ЛФК.

урок освоения нового материала;

урок совершенствования и закрепления;

контрольные уроки;

урок смешанного типа.

  • Уроки гимнастики,
  • Уроки л/атлетики,
  • Уроки спортивных игр и т. д.,
  • Комплексные уроки.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебно­го дня используются как элемент рациональной организации учебного труда учащихся. Значе­ние их повышается с увеличением интенсификации учебного процесса.

Характеристика фом в режиме учебного дня

Вид ФОМ

характеристика

Гимнастика до учебных занятий

проводится ежедневно перед пер­вым уроком каждой смены. Она способствует организации учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учащихся, сокраща­ет время врабатывания. Комплекс включает 5—8 упражнений, которые меняются через 2—3 недели.

Физкультурные минутки

включают 3—5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5—7 мин).

Первые упражнения даются преимущественно для мышц шеи, спины и плечевого пояса, далее — для мышц туловища и ног. Физкультминутка позволяет снять утомление, активизировать вни­мание учащихся. Физиологический механизм физкультминутки анало­гичен активному отдыху. Она проводится, когда появляются признаки утомления учащихся, обычно через 20—30 мин после начала урока. Особое внимание физкультминутке необходимо уделять во второй по­ловине дня и недели.

Физические упражнения на удлиненных переменах

проводятся пре­имущественно на открытых площадках (в это время в классе проводят проветривание).

Цель этого оздоровительного мероприятия — органи­зация отдыха учащихся в процессе учебного дня для повышения рабо­тоспособности и снятия утомления. Могут быть использованы подвиж­ные игры, простейшие игры-соревнования (прыжки в длину с места, метания в цель и т. п.), упражнения игрового характера с мячами, ска­калками.

Внеклассные формы занятий физическими упражнениями — это система организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время. Они способст­вуют более полному и качественному решению задач физического вос­питания, содействуют проведению полезного и здорового досуга, удов­летворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом физических упражнений.

Отличительные особенности — добровольное начало. Мероприятия проводятся на основе широкой активности занимающихся при контроле и руководстве их деятельностью со стороны членов педагогического коллектива и родителей. Внеклассные занятия физическими упражне­ниями организуются в двух формах — групповые занятия и массовые физкультурные мероприятия.

Групповые занятия проводятся по твердому расписанию с относи­тельно постоянным составом занимающихся (кружок физической куль­туры, секции ОФП, спортивные секции по видам спорта).

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, чаще всего традиционные, носят эпизодический характер, в них участвует неоднородный контингент, охватывается или вся школа, или часть клас­сов, или один класс (туристические походы, соревнования, праздники физической культуры).

Главный признак — простота условий участия, доступность содержания каждому учащемуся школы.

7

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Существуют ли специфические, характерные для сегодняшних школьников особенности в развитии их интеллектуальных способностей, и каковы эти особенности? Ответ на этот вопрос принципиально важен как для современной науки, так и для практики организации учебно-образовательного процесса. Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность. Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

В настоящее время принято следующее деление школьного возраста на такие возрастные периоды:

1) младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет;

2) средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет;

3) старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет.

Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. Каждый возрастной период, стабильный или критический, является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Сложность возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.

Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности.

1. Младший школьный возраст

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает их еще больше «стараться».

Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене.

Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь.

Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки. Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново.

В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Младшего школьника радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.

Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.

Таким образом, можно сказать, что характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются: доверчивая обращенность к внешнему миру; мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия); cвободное развитие чувств и воображения; бессознательное и позже – регулируемое чувством или замыслом подражание; построение моральных идеалов – образцов; обусловленность оценкой взрослых нравственные понятия добра и зла.

2. Средний школьный возраст

Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости.

Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Младший школьник все указания учителя принимает на веру – подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках музыки можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем мне Ваша музыка?», «Как музыка пригодится мне в будущем?». В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя. В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.

Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо хобби. Ярко проявляет себя подросток и в играх. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями.

Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.

В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей.

На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается. В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление алкоголя). Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами.

Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения.

Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Она может сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения.

Таким образом, можно сказать, что характерными возрастными особенностями подросткового возраста являются: усиленное внимание к собственному внутреннему миру; развитие мечтательности, сознательный уход от реальности в фантастику; авантюризм; утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт; моральный критицизм, негативизм; внешние формы нарочитой неуважительности, небрежность, заносчивость; cамоуверенность; любовь к приключениям, путешествиям (побеги из дома); лживость «во спасение», лукавство; бурное выявление новых чувств, просыпающихся с половым созреванием.

3. Старший школьный возраст

В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в дополнительных школах.

Старший школьный возраст – это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходи?