Особенности развития ребенка с задержкой психического развития

Анна Сюваткина
Особенности развития детей с задержкой психического развития
Особенности развития детей с задержкой психического развития
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количе-ство детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.
Проводимое в течение последних четырёх десятилетий клиническое и психолого-педагогическое изучение феномена задержки психического разви-тия у детей, позволило получить ценные научные данные о причинах возникно-вения, клинических и психологических формах задержки психического разви-тия у детей. Накопленные научные сведения и результаты опытно-экспериментальной работы по обучению и воспитанию этой категории детей в специальных школах, классах и в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечили научную основу для введения в структуру специального образова-ния нового типа школ (1981) и дошкольных учреждений (1990) для детей с за-держкой психического развития. На современном этапе уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической по-мощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специаль-ного детского сада. Каждая из экспериментальных площадок при организации своей деятельности опирается на основные принципы коррекционной дошко-льной педагогики, свою «Образовательную программу» и материально-техническую базу.
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реали-зации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при по-ступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ог-раниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщае-мости в интеллектуальной деятельности.
Во многих психолого-педагогических источниках выделяют четыре группы детей с задержкой психического развития.
Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфанти-лизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильные, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выра-жено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень харак-терны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.
Вторая группа — задержка психического развития соматогенного проис-хождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболева-ниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например, заболевания пищеварительной системы. Дли-тельная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с за-держкой психического развития соматогенного происхождения. Ясно, что пло-хое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание.
Третья группа — задержка психического развития психогенного происхо-ждения. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение форми-рования личности ребенка. Эти условия — безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзор-ность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в дея-тельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому уси-лию, эгоизм.
Последняя, четвертая, группа — самая многочисленная — это задержка пси-хического развития церебрально-органического генеза. Причины — различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни (особенно опасен период до 2 лет). Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не все-гда ясны. Органический инфантилизм — это инфантилизм, связанный с органи-ческим повреждением центральной нервной системы, головного мозга.
Существенные проявления задержки психического развития в изобрази-тельной деятельности выражаются очень низким уровнем активности к данно-му виду деятельности. Это наблюдается в восприятии, в мыслительной дея-тельности, в конструктивной деятельности ребенка. В рисунках детей с задерж-кой психического развития не проявляется эмоциональность (яркость) изобра-жения.
Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психиче-ском развитии. В исследованиях М. С. Певзнер и Т. А. Власовой отмечается, что для детей с задержкой психического развития характерна, прежде всего, неор-ганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с задержкой психического развития поверхностны и неустойчивы, вследствие че-го дети внушаемы и склонны к подражанию.
Типичные для детей с задержкой психического развития особенности в эмоциональном развитии:
1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в не-возможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень про-извольной психической активности;
2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудно-сти в установлении коммуникативных контактов;
3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тре-вожность, склонны к аффективным действиям.
Также детям с задержкой психического развития присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аф-фективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психиче-ских процессов, гиперактивность.
Дети с задержкой психического развития отличаются несамостоятель-ностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу.
Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, ха-рактерных для эмоционального развития детей с задержкой психического раз-вития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импуль-сивность, склонность к аффективным вспышкам.
Изучение особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной сферы позволило увидеть, что симптомы задержкой психического развития очень резко проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи.
Основной целью специального (коррекционного) детского сада для де-тей с задержкой психического развития относительно изобразительной дея-тельности, является создание оптимальных условий для амплификации разви-тия эмоционально-волевой, познавательной сферы, развития позитивных ка-честв личности каждого ребенка. Особенности организации деятельности спе-циализированного детского сада для детей с задержкой психического развития определяются особенностями психофизического развития данной категории де-тей и задачами коррекционно-образовательной работы с ними.
Источник
Как правило, задержка психического развития выявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с необходимостью запоминать много информации, выстраивать логические цепочки и концентрироваться на каком-то одном занятии. Это вызвано в основном медленным созреванием центральной нервной системы, поэтому при своевременной коррекции дети с ЗПР догоняют своих сверстников и могут учиться в обычной школе.
Процесс коррекции – сложный, тонкий и длительный. Его основа – доверительные отношения с ребенком и учет его индивидуальных особенностей. Родители должны хорошо понимать, как чувствует, думает, живет их малыш, чтобы оказать ему необходимую помощь, правильно выстроить распорядок дня, учебы и т. д.
Читайте также: Занятия с нейропсихологом — методы и подходы
Высшие психические функции и речь
Память
Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.
Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.
Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.
Восприятие
Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.
Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.
Внимание
При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца.
Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.
Мышление
Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.
Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.
Речь
Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).
Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.
Эмоционально-волевая сфера
Задержка психического развития особенно сильно влияет на способность ребенка управлять своими действиями, чувствами, энергией, волей. Он буквально находится в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:
- постоянные резкие перепады настроения;
- внушаемость, быстро попадает под влияние других;
- частые проявления агрессии, вспышки гнева;
- повышенная тревожность, страх;
- низкая самооценка, неуверенность в себе;
- не желание что-либо сделать;
- неспособность к самостоятельным действиям;
- гиперактивность;
- нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.
В силу того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, с трудом различает эмоции, он не может выразить собственные переживания, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему скучно. Также он не в состоянии идентифицировать эмоции у других людей.
Малыш с ЗПР часто ищет себе «наставника», авторитетного ровесника или взрослого, к которому он сильно привязан и которому во всем стремится подражать.
В то же время ЗПР мешает ребенку выстраивать нормальные взаимоотношения со сверстниками. Он неохотно идет на контакт, боится коллектива, поэтому его не принимают в игры и мероприятия. Больше шансов завести друзей у ребенка с ЗПР среди ребят помладше, но в основном он будет искать одиночества. Здесь исключение составляют дети, у которых ЗПР имеет конституциональную этиологию, они, напротив, очень общительны.
Читайте также: Консультации детского психолога для родителей
Особенности учебной деятельности
При обучении детей с ЗПР необходимо учитывать следующее:
- они умеют находить решения соответственно с возрастной нормой;
- они охотно принимают помощь;
- урок нужно максимально разнообразить с помощью дидактических материалов, дополнительных упражнений и физкульт-минуток;
- они лучше понимают сказанное, благодаря картинкам и наглядным пособиям и многократному повторению;
- они могут уловить сюжет, понять и решить задачу, что-то запомнить.
Ребята с ЗПР обычно очень активны в начале обучения. Могут работать вместе с классом, но быстро устают, и их познавательная активность резко снижается. Они начинают вертеться, отвлекаются, поэтому у них возникают серьезные пробелы в знаниях.
Дети, у которых выявлена задержка психического развития, могут обучаться в обычной школе, если данное нарушение не приобрело запущенную форму или не вызвано тяжелыми органическими поражениями ЦНС. Поэтому при выборе между обычной школой и коррекционной, родителем необходимо руководствоваться мнением психолога, дефектолога и невролога, которые занимаются лечением ребенка. Если они рекомендуют отдать малыша в спецшколу, расстраиваться не нужно: во-первых, ему там будет действительно лучше, во-вторых, коррекция пойдет быстрее, в-третьих, потом можно перевестись в обычную школу, когда психическое развитие нормализуется.
Источник
В этой статье мы расскажем вам о том, как развить память у ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) и дадим полезные практические советы и упражнения. Как заинтересовать, мотивировать и обучать детей с ЗПР? Каковы принципы оптимальной и эффективной коррекционной работы? Авторы материала — когнитивные психологи и педагоги Дина Поправко и Наталья Шолохова.
Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР)
В настоящее время продолжает сохраняться тенденция к увеличению количества детей, испытывающих проблемы в психическом развитии, которые не носят патологического характера, но вместе с тем приводят к появлению большого количества трудностей как в усвоении дошкольной программы воспитания и обучения, так и в процессе обучения в школе.
Причины неуспешного обучения разнообразны, к наиболее часто встречающимся относится задержка психического развития (сокр. ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Категория детей с ЗПР полиморфна, и психологическая структура задержек в психическом развитии в дошкольном и младшем школьном возрасте сложна. У детей с ЗПР нет грубого органического поражения мозга. На первый план выступают симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или других психических функций, слабость произвольной регуляции поведения.
Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Общий когнитивный тест CogniFit: узнайте, как работает ваш мозг
В условиях ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь), страдает личностное развитие ребёнка, не в полной мере реализуются возрастные возможности.
Роль памяти в развитии ребенка
Память является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения. Как развить память у ребёнка? Узнайте об играх для развития памяти.
В зависимости оттого, что необходимо запомнить, различают память:
- зрительную (образную) — образы восприятия, мышления и воображения;
- слухоречевую — сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации);
- двигательную — запоминание собственных движений, выработка навыков;
- эмоциональную — память чувств.
По характеру участия воли в процессах запоминания, память делят на:
- непроизвольное запоминание – происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание и воспроизведение материала;
- произвольное запоминание – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий (наличие мнемической задачи).
На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребёнок не умеет ставить перед собой цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Отмечается, что непроизвольно запоминается тот материал, который включён в активную деятельность. На запоминание влияет называние объектов словом, привлекательность их для детей.
На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.
Сначала ребёнок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приёмы (например, приём логической группировки материала). В старшем дошкольном возрасте формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом.
Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития? На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребёнка очень наглядный, конкретный смысл.
Развить память у детей помогают игры
Проблемы в развитии памяти у детей с ЗПР
Состояние памяти у детей с ЗПР, как правило, не соответствует возрастным показателям, наблюдается отставание в уровне развития мышления и памяти. Более выражена связь памяти с наглядно-действенным и наглядно-образным, чем вербально-логическим мышлением.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.
Для них оказались характерными следующие особенности: в первую очередь ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание). В наибольшей степени страдает произвольное запоминание.
Проведённые исследования показывают, что уровень сформированности непроизвольной, а особенно произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития снижен по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Для детей с ЗПР также характерны, с одной стороны, незрелость эмоционально-волевой сферы, с другой стороны, снижение умственной работоспособности, сокращение времени, в ходе которого возможна продуктивная деятельность.
Коррекционную помощь этим детям целесообразно строить, учитывая эти особенности, постоянно поддерживать их энергетический уровень, а также пользоваться более эмоционально насыщенными играми и методиками. Варьирование сложности заданий позволяет создать ситуацию успешности для ребёнка, что, в свою очередь, обеспечивает мотивационную составляющую коррекционного процесса.
Коррекционная работа с детьми с ЗПР
Большинство детей с задержкой психического развития (ЗПР) впоследствии обучаются по массовой школьной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к усложнению и интенсификации школьных программ, особенно в начальном звене, ставит детей с проблемами в развитии в ещё более неравные «стартовые условия» по сравнению с детьми с нормальным развитием.
Распространённость случаев задержки психического развития (ЗПР) приводит к необходимости использования в арсенале психологов и педагогов специальных методик, позволяющих уточнить индивидуально-психологические особенности ребёнка, а также выявить возможные психологические и нейрофизиологические причины, определяющие неуспешность ребенка в учебной деятельности.
Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?Коррекционная работа при отставании в развитии разных видов памяти должна проводиться с учётом:
- реального уровня психического развития ребенка в целом;
- возрастных закономерностей развития памяти;
- индивидуальной специфики отставания в уровне развития памяти, выявляемой по результатам нейропсихологического обследования.
Педагогу, работающему с детьми с задержкой психического развития, необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:
- Слабость их мыслительной деятельности.
- Пониженная познавательная активность.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
- Недостаточность произвольной саморегуляции.
Для преодоления трудностей со стороны произвольной регуляции педагогу рекомендуется использовать следующие приёмы:
- Организовывать деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.
- Запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.
- Включение ребёнка в действие, сочетание инструкции с показом.
- Включение ребёнка в совместные со взрослым действия.
- Повтор инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка.
При правильном подходе к обучению дети с задержкой психического развития (ЗПР) способны к усвоению некоторых мнемотехнических приёмов, овладению логическими приёмами запоминания.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Персональная тренировка мозга от CogniFit: улучшите память, внимание и другие способности вашего мозга
Принципы подбора коррекционных процедур
При подборе коррекционных процедур для детей с ЗПР целесообразно учитывать следующие принципы:
1. Использовать игры и методики, способствующие активизации продуктивной умственной деятельности.
2. Поддерживать интерес и активность мотивационного компонента за счет:
- эмоциональной насыщенности игр;
- вариативности в формах организации (игры в парах, в подгруппах, индивидуальные игры, игры в кругу, игры с изменениями позы тела и др.);
- изменения ролевой позиции в процессе игры (ребёнок — участник, ребёнок — ведущий; ребёнок — ученик, ребёнок — учитель, игры с элементами драматизации и т.д.), способствующей преодолению эгоцентрических установок как в мыслительных операциях, так и в социальной сфере.
3. Обеспечивать оптимизацию протекания интеллектуальных и регуляторных функций, подбирая методики и игры с учетом их:
- доступности (ориентированности на актуальный уровень психического развития конкретного ребенка);
- полимодальности (использования при их выполнении всех анализаторных систем: слухоречевой, зрительной, двигательной).
Наиболее важные направления коррекционной работы:
- Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.
- Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению поставленной задачи.
- При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенность и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.
- Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
- Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.
- Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом.
- Материал, который вызывает эмоции, запоминается ребенком в 2 раза больше, при этом быстрее, прочнее и охотнее.
- Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале занятия и в конце («эффект края»).
- Необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: «Это надо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.
- Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.
В коррекционной работе важно заинтересовать и мотивировать ребёнка
Коррекционные игры и упражнения
Как развить память у ребёнка? Ниже представлены игры и упражнения, которые можно применять в ходе коррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них в зависимости от того, какой вид памяти нуждается в коррекции.
Игры и упражнения для коррекции слухоречевой памяти:
Игра «Магнитофон».
Цель: активизация запоминания и воспроизведения в определённом порядке звуковых рядов, слогов, слов.
Ведущий, находясь за экраном, предлагает слушать и «записывать на магнитофон», т.е. запоминать.
Например: ряд звуков — А-У-И-Э-О-И; И-А-И-У-Э-0 и др.;
ряд слогов — ПА-ТО-НЫ-МУ-КЭ; ПА-ТО-НЫ-МУ-КА; ПТА-ПТО- ПТУ-ПТЫ и др.;
ряд слов — сад-сок-суп-сын-сон; шапка, шайба, штанга, шуруп, шаги.
Во втором варианте ведущим назначается ребёнок, а взрослый становится вместе с остальными «учеником», который может «ошибаться».
Игра «Телеграф».
Цель: активизация фонематического слуха, эффективности, контроля в слухоречевой памяти.
Педагог предлагает «экскурсию на телеграф». Сначала игра проводится с помощью предметных картинок-подсказок, затем без них. Взрослый говорит: «Вам надо отгадать, какое слово передает телеграфист. Я его не назову, а «передам по телеграфу», простучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если дети затрудняются, им не помогают и картинки, то педагог сам произносит первый слог. Когда игра знакома, ведущим-телеграфистом может быть ребенок.
Например: даны картинки: кот, ваза, карандаш, коза, дуб, монета. Дети выбирают карандаш, монета.
Упражнение «Кто больше назовёт слов с заданным звуком».
Цель: активизация фонематического восприятия, а также диф- ференцировка порядка расстановки заданного звука в разных частях слова (звук может задаваться в разных частях слова).
Например: сок — маска — нос — насос и т.д.
Игры и упражнения для коррекции зрительной памяти:
Игра «Фигуры».
Цель: расширение объема запоминания зрительной информации, анализ пространственной организации стимулов.
Ведущий предлагает рассмотреть, запомнить и построить самим изображение фигуры из палочек. Время фиксации фигуры — 3 секунды. Количество палочек постепенно увеличивается, фигуры усложняются. При затруднениях можно снизить количество элементов, увеличить время фиксации фигуры, применить вербальный анализ фигуры.
Другой вариант этой игры «Сложи узор».
Предлагается рассмотреть и запомнить готовый узор (можно использовать геометрические фигуры, кубики), подсчитать в нём количество кубиков, количество деталей одного цвета, двуцветных, назвать их расположение, как в первом варианте. Другая стратегия запоминания: на что похоже изображение? Количество элементов узора увеличивается от 4 до 9.
Игра «День рождения».
Цель: активизация ассоциативной, опосредованной памяти, прочности запоминания.
Педагог или родитель предлагает сюжет — день рождения какого-либо героя или ребенка. На демонстрационной доске размещают гостей и их подарки. Дети рассматривают и запоминают, кто какие подарки принёс. Гости «танцуют», «играют», подарки «перепутываются», некоторые гости «уходят». По сигналу ведущего дети «восстанавливают» героев и подарки на прежнее место. Количество гостей и подарков увеличивается до 5-7.
Игры и упражнения для памяти
Игры и упражнения для коррекции двигательной памяти:
Игра «Рисование линий без зрительной опоры».
Цель: активизация двигательной памяти при запоминании и рисовании линий различной конфигурации без зрительного контроля, оптимизация межполушарного взаимодействия.
Ребёнку предлагают обводить по бледному контуру различные линии: прямая линия, волна, зигзаг, забор, пунктир и другие (5-7 линий), затем с завязанными глазами нарисовать их самостоятельно, без контура, стараясь сохранить заданную последовательность.
Игра «Вспоминаем знакомые движения».
Цель: активизация долговременной двигательной памяти.
Ребенку предлагают выполнять символические движения: «подуть на свечу», «помыть руки, лицо, уши», «пускать мыльные пузыри», «играть на дудочке», «погладить кошку», «вытереть пыль», «слепить снежок» и т.п. Все действия выполнять как правой, так и левой рукой.
На следующем этапе можно проводить как «игру-загадку» в подгруппе: один ребёнок выполняет задуманное им самим движение, а остальные угадывают, что он делает. Первый угадавший загадывает свою «загадку».
Немаловажно при коррекционной работе создать «ситуацию успеха» для ребенка, т.е. учитывать возраст, актуальный уровень развития, условия проведения занятий, а также умение специалиста в каждом конкретном случае подбирать задания, адекватные возможностям ребёнка.
Практически любая методика может быть «упрощена» или «усложнена», если ребёнок не справляется, либо наоборот, легко справляется с предложенным вариантом. Понижать либо повышать степень сложности задания нужно до «уровня успешности» конкретного ребенка.
Необходимо обратить внимание, что большинство игр и упражнений на коррекцию разных видов памяти можно использовать также и в домашних условиях.
Список использованной литературы:
- Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. — Волгоград: Перемена, 1993 — 60 с.
- Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. — 1976. — №4. — С. 23-31.
- Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2003, № 2 с.33 -43
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.:Просвещение, 1989 — 127 с.
- Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. М.: 1979.-367с.
- Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. — М.:Рипол Классик, 2010 — 112 с.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие — СПб: Питер, 2013 — 288 с.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция старших дошкольников и младших школьников (по методике ДИАКОР): Учебно-методическое пособие/ Микадзе Ю.В., Чурсина Н.П., Маслов О.Р. — М.:ГАОУ ВПО МИОО, 2012 — 128 с.
- Микадзе Ю. В., Чурсина Н. П. Нейропсихологическая диагностика и коррекция памяти у 6-ти и 7-ми летних детей // Журнал практического психолога. — 1996. — № 6. — С. 12–21.
- Никишина В.Ю. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. — М.:Владос, 2003 — 80 с
- Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия/ Сост. и общая редакция В.М. Астапова и М.Ю.Микадзею — СПб: Питер, 2001 — 256 с.
Источник