Особенности развития ребенка с умственной отсталостью и нарушением слуха
Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом были предметом исследований М.С.Певзнер, Г.П.Бертынь, Н.Ю.Донской, Л.И.Тиграновой, М.Ф.Титовой, Л.С.Томошюнене и др. Описывая детей, принадлежащих к этой категории комплексного нарушения, исследователи отмечали сложность диагностики. Особую трудность вызывает дифференциально-диагностическое отграничение вторичного специфического недоразвития интеллекта при снижении слуха (М.С.Певзнер, Г.П.Бертынь, Н.Ю.Донская, 1979). В отличие от детей с нарушениями слуха и сохранным интеллектом у данной категории обнаруживается ярко выраженная инертность, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другие, неумение использовать оказываемую помощь, некритичность поведения и низкий уровень самоконтроля. Значительное отставание отмечается в речевом развитии: крайне ограничен словарь, фразовая речь в зачаточном состоянии.
Ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость интересов, бедность эмоций являются обуславливающими факторами, сказывающимися на темпе и качестве развития умственно отсталых глухих.
Исследование мыслительной деятельности умственно отсталых слабослышащих школьников выявило особые трудности в понимании учебной задачи. Это выражается в манипуляциях предметами, заменяющих поиск способа решения, в хаотичности действий. Умственно отсталые слабослышащие дети отличаются малой восприимчивостью к помощи педагога. Они с большим трудом включаются в учебную деятельность. Ориентировка в задании требует продолжительного и многократного объяснения цели и содержания. Дети не умеют выделять существенные признаки предметов, при этом отвлекаются на несущественные признаки, это особенно четко проявлялось при анализе предмета, при сравнении двух предметов. Особые трудности у детей возникают при выполнении заданий по конструированию, по заполнению недостающей части в сюжетной картинке. У детей оказываются несформированными умения проанализировать расположение фигур в пространстве, удерживать в памяти целостный образ предмета.
Анализ познавательной деятельности данной категории детей, показывает, что сочетание двух первичных дефектов (снижение слуха и умственная отсталость) обуславливает склонность к шаблонам, стереотипам. Необходимо отметить трудности формирования потребности в пользовании словесной речью (Н.Ю. Донская, 1998.).
Дети, у которых имеет место сочетание нарушений слуха и интеллекта, обучаются в специальных классах при школах (1, 2 вида). В настоящее время в России в большинстве школ (1, 2 вида) действуют такие классы, в которых обучение осуществляется по программам специальной общеобразовательной школы для глухих детей (вспомогательные классы (М.: Просвещение, 1989). Основная задача обучения умственно отсталых глухих и слабослышащих является подготовка к общественно полезному труду, формирования у них умения организовать свой труд.
Программа обучения детей, имеющих нарушения слуха и интеллекта в специальных классах, построена на основе программ школы глухих, а также ориентирована на аналогичную программу вспомогательной школы. Особая специфика обучения глухих с интеллектуальными нарушениями прослеживается на начальной ступени обучения.
Систематическому обучению учащихся в специальном классе предшествует пропедевтический период, который имеет свои специфические задачи, а именно педагогическое изучение подготовки учащихся к выполнению программных требований. В ходе изучения учитель выясняет уровень знаний и умений каждого ученика, в том числе речевое развитие, индивидуальные особенности, с тем, чтобы наметить пути дифференцированного подхода.
В течение 9 лет дети с нарушениями слуха и интеллекта изучают основные вопросы математики, языка, естественных наук, изобразительное искусство, физкультура, ритмика, трудовое обучение, предметно-практическое обучение. Проводится также работа по развитию слухового восприятия и формированию устной речи.
Образование умственно отсталых детей с нарушениями слуха организуется с учетом особенностей их развития, своеобразия его комплексного нарушения в условиях специально организованной учебно-воспитательной среды.
Источник
Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И.
Отбор детей в специальные дошкольные учреждения.
М.: Просвещение, 1972 — 143с.
Введение
Глава I. Характеристика психического развития глухих, слабослышащих и умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста.
А. Необученные глухие дети
· Развитие речи
· Сенсорное и интеллектуальное развитие
· Развитие моторики
· Развитие игру
· Поведение
Б. Необученные слабослышащие дети
· Развитие речи
· Сенсорное и интеллектуальное развитие
· Развитие моторики
· Развитие игру
· Поведение
В. Оглохшие дети
Г. Умственно отсталые дети
· Развитие речи
· Сенсорное и интеллектуальное развитие
· Развитие моторики
· Развитие игру
· Поведение
Глава II. Психолого-педагогическае обследование
· Оборудование для психолого-педагогического обследования
· Обстановка обследования
· Запись хода обследования
· Методика обследования, фиксация и оценка результатов
А. Наблюдение за игрой и поведением
Б. Проверка состояния слуха
В. Проверка состояния речи
Г. Обследование восприятия и интеллектуального развития
Глава III. Составление характеристики и заключения о характере дефекта
Глава IV. Уточнение диагноза в процессе обучения и повторного обследования
· Методические указания к работе по заданиям
· Программа работы с ребенком
1 задание
2 задание
3 задание
4 задание
5 задание
6 задание
7 задание
Обучение игре
I. Обыгрывание игрушек.
II. Обучение игровым действиям
Заключение
Введение
Дети-дошкольники, которые имеют дефекты умственного и физического развития, должны обучаться в специальных дошкольных учреждениях. Это предполагает наличие научно обоснованной системы отбора и сети соответствующих учреждений. От своевременного начала обучения и воспитания в большой мере зависит успех всей дальнейшей работы.
Чем раньше ребенок начинает обучаться и воспитываться в специальном дошкольном учреждении, тем более полной может оказаться компенсация дефекта.
Дошкольным воспитанием должны быть охвачены те дети, которые могут быть подготовлены к обучению в каком-либо из видов школ (массовая школа, школа глухих, школа слабослышащих, школа для детей с речевым недоразвитием, вспомогательная школа, школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
Каждый тип дошкольного учреждения для аномальных детей руководствуется своей программой и методикой и осуществляет компенсацию и коррекцию совершенно определенного дефекта развития. Таким образом, в каждом из типов учреждений осуществляется специфическая коррекционно-воспитательная работа. В связи с этим очень важно правильно определить тип учреждения, в который должен быть направлен тот или иной ребенок. Направление ребенка с одним видом дефекта в учреждение или группу, где обучаются дети с дефектом другого характера, является вредным как для данного ребенка, так и для того коллектива, в котором он неправомерно оказался. В дошкольные учреждения для умственно отсталых иногда отгадают умственно полноценные дети со сниженным слухом. Поскольку обучение в этих учреждениях не учитывает специфику работы с детьми со сниженным слухом, слабослышащие дети оказываются вне влияния обучающего процесса, отстают в развитии и квалифицируются как необучаемые. С другой стороны, в учреждения для детей с нарушениями слуха нередко попадают дети, имеющие нормальный слух и сниженный интеллект. Пребывание такого ребенка в группе детей с нормальным интеллектом имеет не только отрицательные последствия для умственно отсталого ребенка, но и мешает организации и проведению работы со всей группой глухих детей.
В связи с тем что дети, имеющие один дефект, не могут обучаться и воспитываться совместно с детьми, имеющими другой дефект, необходима разветвленная сеть специальных учреждений для разных категорий аномальных детей дошкольного возраста. Сеть этих учреждений в нашей стране непрерывно растет, что обеспечивает дифференцированный подход к разным категориям аномальных детей. В настоящее время в системе народного образования и здравоохранения имеются следующие типы учреждений:
1) для детей с нарушениями слуха: ясли-сады, детские сады, детские дома, группы при массовых детских садах, дошкольные отделения и группы при школах для глухих и слабослышащих детей;
2) для детей с нарушениями зрения: детские дома, дошкольные группы при школах для слепых и слабовидящих детей; детские сады для детей, страдающих косоглазием;
3) для детей с нарушениями речи: детские сады, группы при массовых детских садах; группы при дошкольных детских домах общего типа;
4) для детей с нарушениями интеллекта: детские сады и детские дома;
5) для слепоглухонемых детей имеются дошкольные группы при детском доме г. Загорска.
В ближайшее время открываются дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Отбор детей в перечисленные выше учреждения производится, как правило, медико-педагогическими комиссиями, а также соответствующими секторами и лабораториями Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР, психоневрологическими диспансерами, сурдо-логопедическими кабинетами поликлиник и больниц.
Кроме перечисленных выше категорий, на диагностические приемы и отборочные комиссии поступают дети, имеющие сложные дефекты:
слепые и слабовидящие со сниженным интеллектом,
слепые и слабовидящие с нарушениями моторики,
глухие и слабослышащие со сниженным интеллектом,
глухие и слабослышащие с моторными нарушениями,
дети с нарушениями слуха, моторики и интеллекта,
дети с нарушениями слуха и отставанием в психофизическом развитии,
дети с нарушениями слуха и эмоционально-волевой сферы,
дети с нарушениями слуха и психическими расстройствами,
дети с нарушениями интеллекта и моторики и др.
На приемы поступают также дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы при сохранном слухе и интеллекте и дети, страдающие психическими заболеваниями.
Дети со сложными дефектами составляют около 20% от общего числа детей, поступающих на диагностические приемы.
Приведем несколько примеров.
Среди обследованных сектором дошкольного воспитания аномальных детей НИИ дефектологии АНН СССР встретились, например, такие:
Миша Е., 3 года 3 мес., Москва. Правосторонний гемипарез (падает, волочит правую ногу, работает левой рукой). Слюнотечение. Глухота. Речи нет. Интеллект нормальный.
Миша К., 5 лет 10 мес., г. Норильск. Снижение слуха (глухота со значительными остатками слуха). Речи нет. Снижение интеллекта. Гаргоэлизм.
Оля К., 5 лет, г. Стерлитамак. Глубокое недоразвитие речи при сохранном слухе. Расстройство моторики. Глубокое снижение интеллекта. Поведение агрессивное.
Витя 3., 2 года 5 мес., г. Лысьва (Пермской обл.). Глухота. Речи нет. Не ходит. Страдает приступами возбуждения и приступами страха. Интеллект в пределах нормы.
Рита Ж., 4 года 4 мес., Московская обл. Значительное снижение слуха. Снижение интеллекта. Речи нет. Патологические черты личности (вязкость, инертность процессов).
Тома Ш., 3 года, Москва. Симптоматическая эпилепсия. Остаточные явления раннего органического поражения центральной нервной системы (внутриутробного генеза). Глубокое снижение интеллекта. Слух нормальный. Речи нет.
Сережа Ф., 4 года 7 мес. Москва. Глухой. Речи нет. Гидроцефалия. Нарушение моторики вследствие внутриутробного поражения центральной нервной системы. ЭЭГ указывает на разлитую патологию мозга, выражающуюся в отсутствии альфа-ритма и наличии медленных колебаний во всех областях коры. Отставание в психическом развитии. Интеллект в пределах нормы.
Ранняя диагностика дефекта чрезвычайно сложна. Трудным является и отграничение глухоты от тугоухости, и отграничение нарушений слуха от снижения интеллекта и от речевых нарушений. В сочетании с отсутствием твердых критериев это приводит к ошибкам диагностики. Ошибки имеются как в диагнозах врачей-психоневрологов, так и в диагнозах отоларингологов и логопедов. Приведем несколько примеров.
Лена Д., 6 лет, Рязань. Поступила с диагнозом: «Моторная алалия с сенсорными компонентами». При обследовании установлено, что девочка слабослышащая; пользуется речью в общении.
Лена М., 2 года 3 мес., Москва. Поступила с диагнозом: «Органическое поражение ЦНС. Резкая задержка развития. Тугоухость». При обследовании выявлено, что девочка глухая. Интеллект нормальный.
Катя 3., 4 года 7 мес., Донецк. Поступила с диагнозом: «Психическое недоразвитие, осложненное тугоухостью». Обследование показало, что у девочки слух в пределах нормы. Отсутствие речи обусловлено снижением интеллекта.
Сережа Л., 5 лет 4 мес., Свердловская обл. Поступил с диагнозом: «Олигофрения. Тугоухость». Обследование показало, что мальчик действительно слабослышащий, но имеет нормальный интеллект. Имеются нарушения поведения.
Повторные консультации этих детей и результаты их обучения подтвердили правильность заключений, сделанных при первом обследовании детей в НИИ дефектологии.
Ошибки в диагностике часто обусловлены тем, что многие врачи-психоневрологи, отоларингологи, а также логопеды недостаточно знакомы с особенностями психического развития детей преддошкольного и раннего дошкольного возраста с нарушением слуховой функции. Если диагностика психического развития осуществляется по аналогии с развитием нормально слышащих детей, то умственно полноценные дети с нарушениями слуха квалифицируются как умственно отсталые. В других случаях все отклонения в развитии ребенка относятся за счет сенсорных дефектов и умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха диагностируются как интеллектуально полноценные.
Большой процент ошибок идет за счет смешения слабослышащих детей с детьми, у которых имеются нарушения речи при сохранном слухе (сенсорные и моторные алалики).
Трудности дифференциации отдельных аномалий применительно к детям преддошкольного и дошкольного возраста усугубляются еще и тем, что обусловленные разными причинами нарушения хода развития в этом возрасте могут иметь сходные внешние проявления. Почти все родители аномальных детей жалуются на отсутствие или недоразвитие у детей речи, на трудности их поведения, трудности общения с ними. В то же время почти никто из родителей не указывает на отставание в сенсорной или интеллектуальной сфере. Напротив, они очень часто утверждают, что ребенок «все понимает».
В связи с этим, прежде чем перейти к вопросу о критериях отбора в специальные дошкольные учреждения, мы остановимся на характеристике психического развития отдельных категорий аномальных детей раннего и дошкольного возраста.
Глава 1 Характеристика психического развития глухих, слабослышащих и умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста
Настоящая работа посвящена опыту отбора в дошкольные учреждения трех категорий аномальных детей: глухих, слабослышащих и умственно отсталых.
В основу нашей работы по исследованию психического развития аномальных детей дошкольного возраста были положены принципы, разработанные советской специальной педагогикой
и психологией.
Мы опирались на теоретические положения, выдвинутые выдающимся советским психологом и дефектологом Л. С. Выготским. Эти принципы были развиты в трудах Р. М. Боскис, Т. А. Власовой, Р. Е. Левиной, А. Р. Лурия.
Согласно этим положениям, аномальным ребенком является такой ребенок, у которого тот или иной дефект сказывается на всем ходе его развития. Исходя из этого, аномальным развитием считается такое развитие, где нарушение одного процесса влечет за собой недоразвитие, изменение в развитии или отсутствие развития всех зависящих от него функций. На основании такого понимания аномального развития различаются первичные и вторичные нарушения психических функций. Однако нарушение хода развития не лишает ребенка возможности развиваться. Как подчеркивал Л. С. Выготский, аномальный ребенок есть прежде всего ребенок, который развивается.
Развитие аномального ребенка еще в большей мере, чем развитие ребенка без отклонений в развитии, зависит от условий обучения и воспитания.
Для построения эффективного процесса обучения и воспитания аномального ребенка, обеспечения своевременной коррекции и компенсации аномального развития необходимо учитывать закономерности развития и индивидуальные возможности ребенка, т. е. зону его ближайшего развития.
Установление характера дефекта и степени его выраженности требует системного подхода к анализу нарушений, учета структуры дефекта в целом.
В Научно-исследовательском институте дефектологии было проведено большое количество исследований, посвященных разным сторонам психического развития аномальных детей. В результате этих исследований разработаны критерии, позволяющие разграничивать различные категории дефектов.
Вопросы классификации детей с нарушениями слуха нашли? отражение в работах Р. М. Боскис и Л. В. Неймана.
Проблема диагностики умственной отсталости и отграничения ее от сходных состояний получила освещение в трудах. Т. А. Власовой, Г. М. Дульнева, А. Р. Лурии, М. С. Певзнер.
Углубленное изучение психологии и физиологии аномальных детей (В. И. Бельтюков, Р. М. Боскис, А. И. Дьячков, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский, Н. Г. Морозова, Л. А. Новикова» М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, Ф. Ф. Рау, Т. В. Розанова, И. Я. Темкина, Ж. И. Шиф и др.) позволяет увидеть своеобразие развития каждой отдельно взятой категории, наметить пути коррекционно-воспитательной работы с ними, обосновать дифференцированный подход в процессе обучения.
Конкретные данные по развитию речи, сенсорному и интеллектуальному развитию, развитию игры, моторики и поведения аномальных детей раннего и дошкольного возраста получены вэкспериментальных исследованиях, проведенных авторами за 8 лет работы (обследовано 2000 детей).
В работу включены данные, полученные сотрудниками сектора дошкольного воспитания аномальных детей НИИ дефектологии Г. В. Кузнецовой, С. И. Давыдовой, Г. В. Трофимовой и аспирантками сектора Н. Д. Соколовой, О. П. Гаврилушкиной, сотрудником сектора дифференциальной диагностики Р. Д. Бабенковой, а также научным сотрудником Института дошкольного воспитания Т. В. Тарунтаевой. Использовались также данные зарубежных авторов.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник