Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом
Особенности детей с РДА.
До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. Впервые синдром «раннего детского аутизма» был выделен еще в 1943 г. Л. Каннером.
По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие
« РДА» можно рассматривать как « неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения».
И в отечественной, и в зарубежной клинической психологии отсутствует единство
мнений по поводу причин взникновения и развития РДА. Наиболее распрастранены сле-
дующие :
— генетическая обусловленность ;
— органическое поражение мозга ;
— нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная холод-
ность, недостаток материнской ласки.
К типичным проявлениям РДА относят:
— постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстника-
ми;
-категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;
— необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;
— отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной
направленностью;
стереотипизация действий;
— патологическое фантазирование;
— манипулирование руками;
— погруженность в мир собственных переживаний;
— эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов
и контактов глаз.
Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыт-
кам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая мо-
жет проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды дви-
гательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе.Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к како-
му-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами( переливать воду из чаш
ки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т. д.).
Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности:
— нарушение модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротескность, но главное- не
адекватная смыслу речи;
— своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы;
-содержание штампов и стереотипных фраз, высокопарных речи;
-отсутстсвие местомения «Я»,т.е. о себе ребенок говорит во втором и третьем лице;
— речь для себя ( ребенок получает удовольствие от манипулирования словами, их повто-
рения),в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.
У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихо-
да, например пылесосом, кофемолкой и т.д.
В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная группой
ученых под руководством О.С.Никольской. Основой для систематизации групп аутичных
детей являются способы защиты, вырабатываемые с детьми с РДА.
1 группа. –Эмоциональный контакт отсутствует;
— реакция на внешние раздражители слабая;
— типична мимическая маска глубокого покоя;
— характерно полевое поведение, например бесцельное перемещение по комнате;
— активная речь может быть сохранена;
-избегание сильных стимулов, вызывающих страх ( шум, яркий свет прикосно-
вения и т. д.)
Это наиболее глубокая форма аутизма.
2 группа.-Присутствует реакция на неприятные физические ощущения ( боль, холод, го-
лод);
— в речи преобладают однотипные штампы-команды;
— возможно выполнение просьб матери;
— чрезмерная привязанность к матери;
— сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувстви-
тельностью к состоянию матери ;
— стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств ( шур-
шание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
— стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием и т.д.;
— ритуализация повседневной жизни.
3 группа-Наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
— способность выразить свои потребности посредством речи;
— конфликтность;
— поглощенность одним и тем же занятием;
-большой словарный запас «книжного» характера;
— парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повто
рном переживании травмирующих впечатлений;
4 группа – Способность к общению и интеллектуальные функции сохранены;
— чрезмерная потребность в защите и эмоциональной поддержке со стороны ма
тери;
— присутствие ритуальных форм поведения;
— круг общения ограничен близкими взрослыми;
— трудности в усвоении двигательных навыков.
Синдром РДА не относится к широко распространенным, гораздо чаще встречаются дети с отдельными аутистическими чертами. По статистике, РДА чаще встречается у мальчи-
ков.В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего
«Я» дети с РДА испытывают значительные трудности при формировании навыков само-
обслуживания.
Диагностика РДА.
Своевременное диагностическое обследование ребенка с РДА является условием для постановки благоприятного прогноза его развития. Однако именно диагностика РДА –од-
но из малоразработанных направлений деятельности практического психолога. Необходи-
мо помнить, что «аутизм» — это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых – дифференцировать РДА от дру-
гих нарушений развития ( олигофрении, алалии, шизофрении и т. д.).
Основные направления коррекционной работы
детей с РДА.
Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция РДА включает следующие
разделы .
Психологическая коррекция:
– установление контакта с взрослыми;
– смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, стра-
хов;
– стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослы
ми и сверстниками;
– формирование целенаправленного поведения;
– преодоление отрицательных форм поведения, агрессии, негативизма, расторможен-
ности влечений.
Педагогическая коррекция РДА:
–формирование активного взаимодействия с педагогом;
– формирование навыков самообслуживания;
– пропедевтика обучения ( коррекция специфического недоразвития восприятия,
моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельнос-
ти.
Медикаментозная коррекция РДА:
– поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.
Работа с семьей:
— психотерапия членов семьи;
— ознакомление родителей с рядом психических проблем ребенка;
— составление индивидуальных программ воспитания и обучения аутичного ребенка в
домашних условиях;
— обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка, организация его режима,
развития навыков самообслуживания, подготовки к школе.
Коррекционную работу с аутичными детьми ориентировочно можно подразделить на
два этапа.
На 1 этапе основными задачами являются:
— установление эмоционального контакта;
— преодоление негативизма ребенка к общению с взрослым;
— смягчение эмоционального дискомфорта;
— нейтрализация страхов.
Взрослому необходимо помнить о пяти « не»:
— не говорить громко;
— не делать резкие движения;
— не смотреть пристально в глаза ребенку;
— не обращаться прямо к ребенку;
— не быть слишком активным и навязчивым.
Для организации начальных этапов общения взрослому рекомендуется спокойно, но увле
ченно заниматься чем-то, что может привлечь внимание ребенка ( раскрашивать картин-
ку, пересыпать мозаику и т. д.).В начале требования должны быть минимальными ( успе-
хом можно считать, если ребенок соглашается быть рядом). Если ребенок не выполняет
задание, его внимание следует переключить на более легкую, приятную задачу, ни в ко-
ем случае нельзя настаивать, доводить малыша до негативной реакции. По окончании за-
дания лучше вместе порадоваться удачному выполнению.
На 2 этапе основными задачами являются:
— преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка;
— обучение ребенка социальным нормам поведения;
— развитие способностей ребенка.
Для детей с РДА чрезвычайна трудна целенаправленная деятельность. Дети быстро пре-
сыщаются, устают, отвлекаются даже от самых интересных и любимых занятий.Необхо-
дима частая смена видов деятельности, учет желания и готовности ребенка взаимодейст-
вовать со взрослым Взрослому необходимо ориентироваться на интересы и пристрастия
ребенка. На начальных этапах обучения активно обыгрываются стереотипы ребенка. Во
время обучения взрослый находится позади ребенка, оказывая необходимую помощь.Ре-
бенок с аутизмом нуждается в постоянном одобрении, но похвалу при этом нужно дози-
ровать. Специфической особенностью ребенка с РДА является потребность постоянства
окружающей обстановки или твердое следование привычки.
Необходимо четкое следование режиму и расписанию.
К сожалению у большинства аутичных детей с трудом возникают, а у некоторых не воз-
никают и вовсе высшие чувства: сочувствие, сострадание, сопереживание. На преодоле-
ние этих проблем направляется коррекционная работа по развитию эмоциональной сфе-
ры ребенка:
— установление положительного эмоционального контакта;
-преодоление негативных реакций;
— выработка положительной эмоциональной реакции на занятия;
-коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ре-
бенка для коммуникации посредством игры. Ребенок обучается «языку чувств».
Виды игр, рекомендованные для занятий
с детьми с РДА.
Сенсорные игры, направленные на установление контакта с детьми.
Игры с красками и водой(переливание, брызгание, купание кукол, мытье посуды).
Игры с мыльными пузырями.
Игры со свечами( «день рождения).
Игры с светом и тенями (« Солнечный зайчик», фонарик « темно-светло»).
Игры со льдом.
Игры с крупами ( гречка, горох, фасоль, рис в глубокой чашке ).
« Где мои ручки», « Пересыпаем крупу», « Обед для куклы».
Игры с пластичными материалами ( пластилином, глиной, тестом).
Игры со звуками
Обратить внимание на звуки в окружающем мире ( скрип двери, стук ложечки о
бокал).
Коробочки с разными крупами ( «найди такую же»).
Детские муз. инструменты ( барабан, бубен, металлофон, дудочка, гармошка, пиа-
нино).
Игры с движениями и тактильными ощущениями.
« Тормошение. Возня».
« Догоню-догоню».
« Змейка» ( ленточка, скакалка, веревка и т.д.).
« Самолетики» (покружить малыша).
« Бросим мяч в корзину с шариками».
« Поехали-приехали».
Во время игр не затягивать сюжетную линию, сохранять логическую структуру, завер-
шать игровое действие, подводить итог, повторять за ребенком фразы-штампы.
Игры-психодраммы.
Проигрывание ситуаций, рисунок.
Игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой и двигательной сферы.
«Замок».
«Кенгуру».
« Гонка мячей».
« Видящие пальцы».
« Раздувайся, пузырь».
«Давайте познакомимся».
« Как пройти?».
« Найди игрушку».
« Мышка».
« Гусеница».
« Давай поговорим».
« Ладонь в ладонь».
« Придумай слова».
Игры, направленные на коррекцию познавательной сферы.
« Спичечный узор».
« Аквариум».
« Как добраться до цели?».
« Арифметический мяч»
« Дорисуй фигуры».
« Чудесный лес».
« Город».
« Путешествие в мир звуков».
« Пальчики-узнавальчики».
« Как упали палочки ?».
« Подходит-не подходит».
« Узнай по голосу».
« Поезд».
«Узнай, по какому предмету я стучу».
« Я положил в мешок».
Рекомендации родителям.
Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием родителей. Их главная задача – создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищеннос-
ти и уверенности.
Соблюдать четкий режим жизни ребенка и семьи в целом.
Поддерживать эмоционально теплые отношения.
При обучении ребенка использовать схемы и модели.
Научиться анализировать поведение ребенка с целью определения вербальных
и невербальных сигналов об испытываемом им дискомфорте.
5) Повсеместно использовать тактильный контакт, но настаивать на нем в случае
отказа. Не оставлять свои попытки.
6)Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их для его раз-
вития.
7) Искоренять причину страхов, продумывать вместе с ним способы победы над
страхом.
8) Все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозировано.
9) В моменты вспышек агрессии держать себя в руках.
10) Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины.
Последнее – одно из важнейших условий, так как принятие – это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка.
Список литературы.
« Практикум для детского психолога», Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько
« Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь», О.С. Никольская,
Е.Р.Баенская, М,М, Либлинг.
« Помощь психолога детям с аутизмом», И,И, Мамайчук.
« Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии».
;
Источник
16.09.2019 Ранний детский аутизм – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Необходимо знать, что «аутизм» — это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых – дифференцировать РДА от других нарушений развития (например: олигофрении, алалии, шизофрении). Диагноз РДА — должен ставить только врач психиатр. Первые признаки аутизма проявляются у ребенка в течение первых двух лет жизни. Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В раннем возрасте возможно несколько типов реакции по отношению к близкому взрослому (прежде всего к матери): 1. Дети не реагируют на присутствие или удаление матери, не тянутся к ней, а взятые на руки остаются пассивными, не выраженность «комплекса оживления» (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных реакций в виде смеха). 2. Возможна и негативная форма реакции при контакте с матерью, когда ребенок относится к ней недоброжелательно, гонит ее от себя и не только не обнимает, а даже стремится ударить. 3. Существует также симбиотическая форма контакта, наблюдаемая у более старших детей, когда ребенок отказывается остаться без матери, тревожен при ее отсутствии (при этом он может не проявлять к ней ласки и нежности). У детей дошкольного возраста в качестве основных компонентов аутизма выделяют: 1. «Уход в себя», значительное снижение контактов с окружающими или полное отсутствие их, погруженность в свой внутренний мир. Ребенок избегает раскрывать содержание своего внутреннего мира, часто вообще не поддерживает беседу, молчит в ответ на задаваемые вопросы. И лишь по неожиданным фразам, случайно произнесенным словам, звукам, жестам можно косвенно догадаться о его страхах, переживаниях, фантазиях. 2. «Избегание контакта» проявляется в том, что ребенок в присутствии родных или в коллективе сверстников как бы игнорирует окружающих, держится отстранено и изолировано. Для этих детей характерны отсутствие сопереживания по отношению к близким, черты холодности, отчужденности. 3. Повышенная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта. Дети повышенно ранимы к резкому тону, замечанию в свой адрес. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта. 4. Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим. Все вышеперечисленное, а также постоянный эмоциональный дискомфорт создает у ребенка почву для возникновения страхов. Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения этих детей. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.д.), а также некоторые люди вызывают у ребенка постоянное чувство страха. Выделяется четыре группы раннего детского аутизма. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с ранним детским аутизмом. I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма. Характерные признаки: o эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует; o реакция на внешние раздражители слабы; o может присутствовать мутизм (ребенок не отвечает на вопросы и даже не даёт понять знаками, что он согласен вступить с окружающими в контакт); o типична мимическая маска глубокого покоя; o характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате); o избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.). II ГРУППА. Характерные признаки: o присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод); o в речи преобладают однотипные штампы-команды; o возможно выполнение просьб матери; o чрезмерная привязанность к матери; o сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери; o стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.); o стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.; o ритуализация повседневной жизни. III ГРУППА. Характерные признаки: o наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога; o способность выразить свои потребности посредством речи; o конфликтность; o поглощенность одним и тем же занятием; o большой словарный запас “книжного характера”; o парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений. IV ГРУППА — наиболее благоприятная в плане коррекции. Характерные признаки: o способность к общению; o интеллектуальные функции сохранны; o чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери; o присутствие ритуальных форм поведения; o круг общения ограничен близкими взрослыми; o трудности в усвоении двигательных навыков. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ранним детским аутизмом
Правила общения с аутичными детьми: 1. Как бы ни было трудно, но необходимо принимать ребёнка таким, какой он есть, проявлять гибкость. 2. В любой ситуации исходить только из интересов ребёнка. 3. Изо дня в день строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка, подстраивать под этот режим распорядок дня всей семьи. 4. Соблюдать ежедневные ритуалы, обеспечивающие безопасность ребёнка. 5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте (плач, крик, необычное поведение: потряхивание руками, раскачивание и т.д.). 6. Чаще присутствовать на занятиях в группе (в классе), где занимается ребёнок. 7. Как можно чаще разговаривать с ребёнком, стараясь установить с ним вербальный (речевой) контакт. 8. Обеспечивать комфортную обстановку для общения и обучения как дома, так и в детском коллективе. 9. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, картинки, пооперационные карты и т.д.). 10. Избегать переутомления ребёнка. 11. Идите «за ребёнком». Действуйте последовательно, поэтапно, не форсируйте события. Подготовила психолог бюро №3 Л.Ю.Прадедова Дата изменения: 16.09.2019 16:47:00 Возврат к списку
|
Источник