Особенности развития ребенка с нарушениями речи

Особенности развития ребенка с нарушениями речи thumbnail

У детей, имеющих речевые расстройства, часто сохранны физический слух и интеллектуальное развитие. Эти нарушения могут проявляться как в искажении произношения, так и в трудностях c коммуникацией. Симптоматика проявления дефекта зависит от степени тяжести нарушения.

У таких детей имеются трудности не только в речевом развитии, но и в формировании высших психических функций (ВПФ) и неврологические проявления. Поэтому коррекционная работа строится комплексно, чтобы она была наиболее эффективной и результативной.

Нормы речевого развития

Младенец гулит

Прежде чем переходить к изучению отклонений, необходимо знать нормальное развитие речевого онтогенеза. Родителям стоит обращать внимание еще в первые месяцы жизни малыша на его поведение и любые проявления вербальных реакций. В этот период он взаимодействует с окружающими при помощи крика. В норме крик имеет чистое звучание, достаточно громкий и интонационно окрашенный.

К 2-3 месяцам появляется гуление. Оно состоит из гласных звуков и некоторых согласных. Малыш может гулить один, но когда появляется взрослый, гуление становится интонационно окрашенным. Это первое подобие диалога между ним и другими людьми.

К 6 месяцам стадия гуления сменяется лепетом. Малыш начинает произносить первые слоги, принимаемые большинством родителей за первые слова. Лепетные слова сначала произносятся кратко и случайно. Затем малыш лепечет все чаще, и появляются уже лепетные цепочки. Такая речь не является содержательной, но именно она становится основой для дальнейшего гармоничного речевого развития.

Первые слова появляются к 1-1,5 годам. В этот период взрослым очень важно поддерживать своего малыша в его стремлении к освоению языка. К 2 годам малыш общается с окружающими простыми фразами, а к 3 – его предложения становятся все распространеннее.

Девочка трех лет говорит по телефону

В период с 2 до 3 лет происходит резкое увеличение словарного запаса, потому ребенок начинает все активнее познавать окружающий мир. Окружающие люди лучше понимают детскую речь, хотя малыш еще не овладел правильным произношением всех звуков. У детей в этом возрасте отмечаются еще нарушения слоговой структуры, потому что они только начинают осваивать произношение трудных и длинных слов.

К 4 годам должно быть сформировано произношение всех звуков, исключением является сонорная группа. Ребенок общается распространенными предложениями, в своей речи чаще использует притяжательные прилагательные и местоимения. Происходит освоение простых грамматических категорий, он согласовывает слова в предложении, образует новые при помощи суффиксального способа. В этом возрасте нарушений слоговой структуры не наблюдается.

К 5-6 годам дети осваивают произношение сонорных звуков. Они уже умеют составлять логические цепочки, учатся приводить доводы, сравнивают и анализируют свойства предметов. Речь становится все более выразительной, дети учатся управлять своим голосом. Они могут пересказывать короткие сказки, самостоятельно или с небольшой помощью взрослых составлять краткий рассказ.

К 6-7 годам детская речь практически ничем не отличается от разговора взрослого. Ребенок активно использует наречия, числительные. Составляет предложения с использованием предлогов и союзов. Также происходит усвоение рассказов-описаний. В этот период детей начинают готовить к школе, чтобы они полностью освоили фонетическую и грамматическую составляющую родного языка.

Нормы психофизического развития

До 1 года ведущая деятельность малыша – эмоциональное общение. Поэтому в этот период мама должна много и эмоционально общаться с ребенком. К 2 месяцам появляется комплекс оживления на появление родных: появляются двигательные реакции, улыбка. В 6 месяцев малыш выделяет маму среди других людей.

Кроме эмоционального общения, взрослые занимаются развитием моторной сферы малыша. В этот период у него особенно разит хватательный рефлекс. Задача взрослых – вызвать у малыша интерес к выполнению действий с игрушками.

В период от 1 до 3 лет ведущая деятельность ребенка – предметно-манипулятивная. Малыш овладевает навыками самообслуживания, учится держать карандаш, вырезать простые фигуры из бумаги. Ребенок активнее взаимодействует с окружающими людьми. Особенность его общения в этот период – это связь с предметной деятельностью.

В возрасте 3-х лет ребенок начинает осознавать себя как личность, сравнивает с другими. Малыш стремится все делать самостоятельно, задает больше вопросов об окружающем мире. Он уже умеет считать (минимум до 3-х), знает названия простых геометрических фигур, учится сравнивать и анализировать предметы.

К 4 годам дети овладевают более сложными дифференцированными движениями пальцев рук (застегивают пуговицы, завязывают шнурки и т. д.). Ребенок активнее взаимодействует со сверстниками, в общении уже проявляется социальная направленность. Объем памяти увеличивается, поэтому в этом возрасте с ним нужно разучивать стихотворения.

Четырехлетний мальчик завязывает шнурки

Пятилетние дети помогают взрослым, начинают играть в сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте уже можно ставить театрализованные представления. К 6-7 годам у ребенка должна быть хорошо развита моторная сфера, а именно – координация движений; он легко ориентируется в пространстве. В данный период дети должны уметь оценивать свои поступки и окружающих. Концентрация внимания увеличивается; они могут запоминать достаточно большой поток информации; становятся усидчивее.

Особенности детей с речевыми нарушениями

За логопедической помощью родители чаще всего обращаются в возрасте 3-х лет, когда малыш должен общаться предложениями. Исключением являются дети с органической ринолалией, потому что с ними занимаются специалисты с первых месяцев жизни. Предпосылки речевых расстройств можно заметить еще в раннем возрасте.

Крик у таких малышей тихий или слишком пронзительный, сопровождающийся всхлипывающими нотками, невыразительный. У детей с отставанием в речевом развитии стадия лепета длится дольше. А у алаликов лепетные слова и цепочки присутствуют в речи и в возрасте 2-3-х лет. Они не проходят стадию гуления, поэтому для общения не могут использовать слова и фразы.

Стадии лепета и гуления отличаются невыразительностью сочетаний слогов, непостоянством их использования. Малыш не использует их как средство коммуникации. Первые слова могут появиться только к 2 годам, а фразовая речь – к 3. При этом она будет аграмматичной, малопонятной для окружающих.

Девочка с нарушением развития речи

У детей с нарушениями речи словарный запас резко отстает от нормы. В речи мало используют прилагательные, глагольную лексику. Практически не употребляют наречия и числительные. Нарушение звукопроизношения носит чаще всего полиморфный характер (искажение сразу нескольких групп звуков). Из-за чего речь звучит нечетко, малопонятно.

Такие дети могут не проговаривать окончания, искажают слоговую структуру слова. Развернутые ответы могут давать только с помощью взрослого, при этом будут допускать грамматические ошибки. Их речь отличается общей невыразительностью, неумением управлять модуляциями голоса. Дошкольнику с трудом дается заучивание стихотворений, пересказ небольших произведений. Речь будет отличаться монотонностью, запинками, нарушениями темпо-ритмической составляющей.

При алалии у детей может не быть слов даже к 3 годам. Поэтому для общения с окружающими они активно используют мимику и жесты. Их речь практически состоит только из лепетных слов и цепочек, поэтому начинать работу с алаликами нужно как можно раньше.

У детей с заиканием трудности с темпо-ритмической составляющей. Их речь отличается запинками, повторением слогов и растягиванием гласных. При особо сложном течении заикания ребенок может даже не договорить фразу до конца. Из-за особенностей этого нарушения, возникают большие сложности при составлении рассказов и использовании сложных развернутых предложений.

Психофизиологические особенности детей с нарушениями речи

Гиперактивный ребенок

У них недостаточно сформирована моторная сфера. Они с трудом овладевают тонкими дифференцированными движениями пальцев рук; отличаются неловкостью, плохо координируют свои движения. Главным признаком того, что у малыша может быть нарушение речи – это повышенная активность или апатичность, заторможенность.

У детей с речевыми проблемами отстают в развитии и ВПФ. Внимание отличается неустойчивостью, есть сложности с его переключением. Они не могут правильно распределить внимание между практическими действиями и речевым высказыванием. Наблюдается низкий уровень самоконтроля, трудно сосредоточиться на выполнении задания.

Нарушено и мнестическое развитие – страдает память. Низкий уровень развития слуховой памяти. При этом не сильно отстает от нормы зрительная, и в большей степени сохранно логическое запоминание.

Отстает в развитии наглядно-образное мышление. У детей вызывает сложность сравнение предметов, их классификация. Низкий уровень сформированности внутренней речи, что сказывается на построении высказываний.

Такие дети отличаются неустойчивостью эмоционального поведения, быстрой утомляемостью. Из-за отставания в речевом развитии у них низкая потребность в общении с окружающими. Они редко принимают участие в играх с детьми, потому что не понимают правил. Нарушения эмоционально-волевой сферы сказываются на гармоничном развитии личности.

Девочка сидит в стороне от других

Чем раньше родители заметят, что их ребенок отстает от сверстников в развитии, тем раньше будет начата коррекционная работа. Речь связана с моторной и эмоционально-волевой сферой, ВПФ. Поэтому коррекционная работа построена на комплексном подходе, что дает возможность эффективно помочь ребенку.

Источник

Дети с речевыми нарушениями, патологиями характеризуются как дети, которые имеют проблемы с речью, при том, что у них нет проблем со слухом, а также сохранен интеллект. Разновидностей речевых нарушений очень много. Они проявляются в виде проблем в произношении, грамматического скелета речи, скудностью словарного запаса, а также проблемы с нарушением темпа и плавности речи. Степени тяжести речевых нарушений также бывают разными. При некоторых видах подобных нарушений, ребенок может спокойно обучаться в обычной школе. Однако более сложные формы требуют специализированного обучения. Но и в обычных школах, дети, имеющие нарушения с речью, должны быть обеспечены специализированной помощью. Традиционными являются логопедические группы во многих детских садах и школах. В таких кабинетах с детьми работают логопеды и воспитатели, имеющие специальное образование. Если говорить о детских садах, то здесь кроме коррекции речи, с детьми работают над развитием памяти, повышению внимательности, общей моторикой, а также и мелкой моторикой, а также обучают математике. Со школьниками работают специалисты логопедических пунктов, которые расположены при средних общеобразовательных школах. В такие пункты отправляют детей, которые имеют проблемы с произношением, нарушением письменной речи, которые, в свою очередь, недоразвитием речи, как указывает Т.В. Ахутина.

У многих детей с нарушениями речи психические функции имеют своеобразное развитие, что приводит к разной степени выраженности отставания в психическом развитии и трудностям обучения, о чем указывает ряд авторов (Г.В. Волкова, М.Б. Елисеева, Н.Л. Крылова, Л.Г. Ефремова и др.)

Ощущения и восприятие:

• нарушения фонематического восприятия;

• бедность и недифференцированность зрительных образов;

• непрочная связь слова со зрительным представлением предмета;

• недостаточная сформированность целостного зрительного образа предмета;

• сравнение с образцом преимущественно путем примеривания, а не зрительного соотнесения;

• нарушения оптико-пространственного гнозиса;

• низкий уровень развития буквенного гнозиса (не узнают наложенные друг на друга буквы, плохо различают нормальное и зеркальное написание букв, с трудом называют и сравнивают графически сходные буквы);

• пространственные нарушения (трудности ориентировки в пространстве, при письме, при рисовании, при конструировании).

Внимание:

• неустойчивый характер внимания;

• более низкий уровень произвольного внимания;

• трудности сосредоточения в условиях словесной инструкции;

• трудности переключения;

• трудности в распределении внимания между практическим действием и речью (детям свойственны речевые реакции уточняющего и констатирующего характера);

• частые отвлечения от задания;

• низкий самоконтроль (дети не замечают свои ошибки и самостоятельно не исправляют их).

Память:

• снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

• отсроченное воспроизведение низкое;

• объем зрительной памяти в большинстве случаев не отличается от нормы;

• относительно сохранно смысловое, логическое запоминание.

Мышление:

• отставание в развитии наглядно-образного мышления (в большинстве случаев связано с тяжестью речевого дефекта);

• трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии;

• недостаточная сформированность внутренней речи, проявляющаяся при переходе речевых образований в мыслительные и наоборот;

• недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;

• трудности в установлении причинно-следственных связей.

Воображение:

• низкий уровень продуктивного воображения;

• быстрая истощаемость процессов воображения;

• для продуктов деятельности характерны штампы, однообразие;

• словесное творчество снижено (ответы односложны, рассказы бедны).

Моторика:

• нарушения равновесия;

• нарушения координации движений;

• недифференцированность движений пальцев рук;

• недифференцированность артикуляционных движений.

2. Особенности деятельности. Игровая деятельность:

• большая вариабельность в зависимости от формы речевой патологии;

• трудности взаимодействия со сверстниками;

• трудности в играх с правилами;

• часто игры носят подражательный характер;

• речевое общение затруднено;

• игровой сюжет, как правило, простой, однообразный, не имеет целенаправленного характера.

Изобразительная деятельность:

• нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т.д.;

• бедность сюжетов, узость тематики. Учебная деятельность:

• низкая общая организованность;

• неустойчивость;

• рассеянность внимания;

• слабость переключения внимания;

• уход от трудностей;

• низкий самоконтроль;

• трудности в анализе образца;

• механические приемы выполнения заданий.

3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности

Многим детям с речевыми нарушениями свойственны:

• зависимость от окружающих;

• пассивность;

• низкая работоспособность;

• сниженный уровень притязаний;

• неадекватная самооценка;

• расстройства настроения

Как указывает Н.В. Дроздова, если речь идет о тяжелых речевых нарушениях, то здесь возможности обучаться таким детям в средней школе нет. Для таких детей существуют специальные детские сады и школы. Тяжелые нарушения речи проявляются в виде ярко выраженной недостаточности средств общения, при условии, что у ребенка в порядке слух и интеллект. Дети с подобными нарушениями имеют весьма скудный словарный запас и практически не разговаривают.

Вследствие этого у них очень ограничен словарный запас, ограничивается и общение с окружающими их людьми. Даже если учесть, что большая часть таких детей имеет способность понимать речь, которая к ним обращена, они сами не могут общаться при помощи слов с окружающими их людьми. Все это часто приводит к тому, что положение таких детей в коллективе становится весьма затруднительным, они не могут участвовать в играх со своими сверстниками, они не могут принять участие в общественной деятельности. А поэтому и развивающая функция общения крайне минимальна в данном случае. Таким образом, несмотря на нормальную способность умственного развития, дети с нарушениями речи весьма часто страдают вторичным психическим отставанием, что иногда мешает понять таких детей, и в результате складывается ошибочное мнение о них, в частности об их неполноценности в плане интеллектуального развития. Это ошибочное суждение часто поддерживается отставанием в понимании грамматики и арифметики.

Как указывает О.Е. Грибова, при тяжелых речевых нарушениях у детей наблюдается общее недоразвитие речи. Оно проявляется виде звуковой неполноценности, а также лексической и грамматической . Как результат подобных нарушений, большая часть детей с подобными нарушениями страдают еще и ограниченностью мышления, речевых обобщения, при чтении и письме. Понятно, что все это осложняет усвоение и понимание научных основ, хотя первично, умственное развитие у них сохранено. Осознание ребенком того, что он неполноценен и бессилен при попытках начать общение очень часто провоцирует такие изменения в характере как замкнутость, негативизм, нередко и бурным эмоциональным срывам. Иногда возникают апатичные состояния, равнодушие, вялость, неустойчивое внимание.

Уровень проявлений подобных реакций находится в прямой зависимости от того в каких условиях находится ребенок. Если не его проблемах с речью не заостряется внимание, не указывается постоянно на то, что его речь неправильна, отсутствуют нетактичные высказывания в адрес ребенка, а наоборот все стремятся максимально его понять и сгладить то непростое положение, которое есть у него в обществе, негативных реакций у ребенка наблюдается гораздо меньше. Чаще всего, при соблюдении правильного педагогического подхода, дети с нарушениями речи могут овладеть устной и письменной речью, они даже могут усвоить стандартный объем знаний, которые даются в школе. При этом, как указывает Г.А. Волкова, по мере развития речи, вторичные психические изменения пропадают.  

Таким образом, у детей с различными формами речевых нарушений в ряде случаев имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это в разной степени проявляется в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Бесспорным является факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях и именно ими вызываются.

Источник

Речевое развитие — результат комплексной работы слуха, артикуляционного аппарата, коры головного мозга и речевого окружения. Нарушения речи происходят по ряду различных причин, обусловленных сложным механизмом.
Особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями заключаются в сложности формирования личностных и психологических процессов, нуждающихся в коррекционной работе.

Психологическая картина развития ребенка

Внимание. У детей с неправильной речью наблюдаются: неустойчивость, низкая произвольность, слабая переключаемость и отсутствие планирования. При восприятии информации визуально внимание путается в значении формы, цвета и расположения различных фигур. Тогда как при словесных просьбах оно практически отсутствует полностью.

Восприятие.

Отстает в развитии и находится на элементарном уровне. Ребенок слабо воспринимает целостность предмета, возникают сложности узнавания изображения, трудности пространственного ориентира (понятий «право» и «лево», дезориентация понятий частей тела).

Память.

Зрительная память практически не отличается от нормы. Слуховая память весьма снижена. Выполняя задание из 3-4 действий, ребенок не запомнит всего, может переставить действия, не спросит еще раз, что делать.

Мышление.

Отставания в словесно-логическом мышлении. Овладение функций синтеза, обобщения, классификации, анализом и сравнением проходит тяжело. Скудный объем информации об окружающих предметах, их функциях и свойствах; причинно-следственные связи непонятны.

Воображение.

Сложно выполнять творческие задания или тексты (сочинения).

Общая моторика тела и рук.

Сложно выполнить словесную игру с движениями рук и пальцев. Координация движений неправильна, скорость и ловкость весьма снижены.

Игра.Особенности развитие детей с речевыми нарушениями игры

Сюжетно-ролевые игры упрощенные, без применения словесных комментариев. Нежелание играть с детьми, умеющими говорить.
Эмоции. Негативизм, низкая мотивация и наблюдательность, раздражительность, обидчивость, снижен самоконтроль, плохо заводит дружбу.

Особенности развития детей с речевыми нарушениями заключаются в осложнение такими синдромами: церебрастенический (нестабильность психики); гипертензионно-гидроцефалический (отсутствие работоспособности и усидчивости); двигательных расстройств (слабая координация и равновесие).

Нарушения в развитии речи детей дошкольного возраста.

Выделяют такие основные причины речевого повреждения:

  1. Наследственность;
  2. Поражение головного мозга плода в период беременности и осложненная родовая деятельность;
  3. Нарушение работы артикуляционного аппарата;
  4. Задержка психического и физического развития;
  5. Повреждение слуховых органов;
  6. Социальный фактор (отсутствие речевого общения родителей с ребенком);
  7. Тяжелые формы заболевания в раннем возрасте;
  8. Отсутствие полноценного питания.

Логопед, психолог и педагог — квалифицированная помощь этих специалистов незаменима в решении проблем, связанных с особенностями развития детей, имеющих речевые нарушения.

Особенности речевого развития детей с речевыми нарушениями.

Единого мнения врачей по этому вопросу нет. Приведенная ниже классификация является общепринятой.

Поражение в центральной нервной системе:

  • Алалия (повреждение речевого аппарата до его созревания);
  • Афазия (изменение работы мозга, отвечающего за речь);
  • Дизартрия (неправильная работы мускулатуры речевого аппарата).

Изменения в центральной нервной системе:

  • Мутизм (псевдонемота, отсутствие каких-либо нарушений речевого аппарата);
  • Заикание (повтор или прерывания речи);
  • Сундромутизм (временная утрата слуха и речи).

Дефекты речевого аппарата:

  • Ринолалия (наличие расщелины неба);
  • Дислалия механическая (изменение строения полостей рта и носа).

Лечение нарушений в развития речи у детей дошкольного возраста.

Существует несколько лекарственных препаратов, которые практикуют при коррекции речевых нарушений.
Энцефабол — для улучшения кровообращения в головном мозге. Помогает в глюкозном обмене и насыщении клеток кислородом.
Глицин — нормализует целостность работы нервной системы. Улучшает сон и повышает работоспособность у детей.
Ноотропы — облегчает процесс запоминания, повышает умственную деятельность, улучшает интеллектуальную деятельность.
Фенибут — нормализует обмен веществ в мозге. Убирает чувство раздраженности и тревоги.
Пантоган — противосудорожный препарат мягкого действия. Стимулирует умственную и физическую работоспособность.
Церебролизин — активизирует процессы запоминания, улучшает внимание, восстанавливает познавательную функцию.
Семакс — работает над совершенствованием процесса запоминания, усиливает внимание при анализе информации.
Церепро — отвечает за кровообращение и обмена веществ. Применяется при лечении сосудистых изменений.
Кортексин — назначается для восстановления процессов и функций мозга, активизирует обучение и память.

Все особенности развития детей с речевыми нарушениями учитывает врач-невропатолог при назначении индивидуального лечения.

Советы родителям при нарушении в развитии речи у детей дошкольного возраста.

  1. С появление гуления малыша поддерживать доброжелательную атмосферу, улыбаться и радоваться, говорить мягко.
  2. Лепет — один из первых проявлений речи, подражайте ребенку, говорите с ним на его языке.
  3. С 6 месяцев слова родителей произносятся четко и с интонацией. Начинайте работу по развитие моторики пальцев.
  4. Годовалому малышу необходимо пополнять словарный запас. Обучение в игровой форме будет проходить интересней.
  5. Если в 2 года словесные игры были упрощенные, то после они должны содержать правильное произношение слов.
  6. Важную роль в развитие речи оказывают потешки, сказки, считалки.
  7. Нарушения речи лучше поддаются коррекции в дошкольном возрасте.

Все дети имеют право на нормальное развитие вне зависимости от определенных особенностей речевого нарушения. Задача родителей, логопедов и невропатологов помочь им в решении этой проблемы. Будьте здоровы!

Источник