Особенности развития ребенка раннего возраста консультация для родителей
Консультация для родителей
«Особенности развития детей раннего возраста»
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития
фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и
взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна
внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга
ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с
окружающей средой.
В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего
возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором
можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков
существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе
веса и увеличении роста.
Особенности развития детей раннего возраста с рождения
В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего
возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает
ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается
сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их,
старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё
просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает
картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и
запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят
оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему
взаимодействием.
В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.
Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие
ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше
разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать
вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить
ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул,
кровать, лампа, книга и прочее.
Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же,
желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно
и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же
не оставляйте ребенка одного без присмотра.
Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет
В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в
следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает
формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает
ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность
непосредственного общения с другими детьми.
Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и
любовь к близким.
Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования
ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению
заинтересовавшего его предмета.
Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и
понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие
словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок
начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.
Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться
различать свое настроение и чувства.
Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения
следующих рекомендаций:
∙ Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки
общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры
нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и
объяснять значения сказанных им слов.
∙ Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с
ответом — он должен выбирать сам.
∙ Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
∙ Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
∙ Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует
задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы
научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и
мебель.
∙ Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься
домашними хлопотами.
∙ Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
∙ Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.
Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет
Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится
более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря
этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать
некоторые свои потребности и желания.
Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает
гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления,
ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся
способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их
свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи
окружающих, малыш понимает смысл сказанного.
Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный
момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть»,
«Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так
же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так
же формируется представление о количестве («мало – много»).
На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-
то заинтересован, следует его поддержать в этом.
Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает
интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-
матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.
Общие рекомендации
1. Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети,
находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.
2. Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но
не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.
3. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть
с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его
индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.
4. Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность
общения со сверстниками.__
Источник
Амплеева Рахиля Сафаралиевна
Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»
Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного отрезка бодрствования малыша уже составляет 2,5–3,5 часа, к двум годам – 5–5,5 часа.Вместе с этим уменьшается количество периодов дневного сна: дети первого года жизни спят 4 раза в день; малыши в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев – 2 раза в день; у детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет – один дневной сон.
Вследствие незавершенности строения важных органов и систем для детей первых лет жизни характерна быстрая утомляемость. Четкое соблюдение режима дня, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям малышей, выделение особой роли сна как охранительной реакции организма от переутомления способствуют постепенной нормализации работы всех органов и систем.
У детей отмечается малая выносливость клеток коры головного мозга. Доминирование положительных эмоций, своевременная смена видов деятельности ребенка в течение каждого периода бодрствования, совершенствование ориентировочно-познавательной деятельности малыша предотвращает нервную систему от переутомления, что является одной из главных задач, реализуемых взрослым.
Развитие детей первых лет жизни носит скачкообразный характер. Так, к году малыш в состоянии произнести 6-10 слов, к 1 году 6 месяцам он пользуется 20–30 словами; к 2 годам количество произносимых слов возрастает до 200–300, а к 3 годам словарный запас ребенка состоит из 1500–2500 и даже 3000 слов. Скачкообразность развития связана с созреванием тех или иных функций организма в разные сроки. Отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребенка.
Интенсивное развитие в сочетании с незрелостью внутренних систем делает организм малыша ранимым, подверженным частым заболеваниям. Четкий режим дня, закаливание, прогулки, охрана нервной системы укрепляют организм ребенка.
В первые годы жизни ярко проявляется взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и психического развития ребенка. Так, развитие гипотрофии часто связано с дефицитом двигательной активности малыша, сниженным эмоциональным тонусом, отсутствием смены впечатлений и полноценного общения со взрослым (явление госпитализма по Н. М. Щелованову). Проблемы в ходе беременности, осложнения при родах могут привести к задержке психического развития младенца и т. п.
В этом возрасте прослеживается взаимосвязь формирующихся умений малыша. Развитие зрения и слуха влечет за собой развитие движений рук. Благодаря зрительному и слуховому восприятию в сочетании с ручной умелостью ребенок успешно осваивает способы самостоятельного передвижения (ползание, ходьба). Успешное развитие мелкой моторики рук способствует становлению речи и т. п.
В то же время отмечается неустойчивость формирующихся умений и навыков. Этим объясняется необходимость многократного повторения одного и того же материала в процессе обучения малышей. Так, показ нового предмета, действия с ним в разных сочетаниях и условиях на первом году жизни достигает 50–70 раз (Г. М. Лямина).
Малая подвижность нервной системы ребенка обусловлена незрелостью отдельных органов и систем. Малыш не в состоянии сам переключиться с одного вида деятельности на другой. Удовлетворив потребность в активных движениях, он продолжает бегать, но испытывает при этом дискомфорт, перевозбуждается, начинает разбрасывать игрушки, кричать и т. п. Рассмотрев картинки и утратив интерес к ним, малыш продолжает бесцельно перелистывать книгу. Не умея сдерживать раздражение от неинтересного занятия, он начинает рвать листы.
У маленьких детей не сформированы тормозные процессы, что весьма затрудняет работу с ними. Ребенок не может находиться в бездеятельном состоянии, сидя за столом в ожидании обеда, стоять смирно на физкультурном занятии. Он не в состоянии ждать желаемого и стремится достичь цели как можно скорее (отсюда частые конфликты из-за игрушек). Услышав запрет, малыш не может сразу же прервать свою деятельность, ему необходимо какое-то время, чтобы перестроиться (например, ребенок не может сразу закончить игру и начать одеваться на прогулку.)
Способность детей к обучению сочетается с несформированностью произвольного внимания. Если им что-то неинтересно или сложно для восприятия, они отказываются смотреть, слушать или просто уходят. Своевременный контроль за развитием детей помогает правильно планировать воспитательно-образовательную работу.
Легко возникающая отвлекаемость объясняется высокой степенью развития ориентировочно-познавательной деятельности малышей. Любые внешние раздражители (стук в дверь, телефонный звонок и т. п.) не оставляют детей безучастными, поэтому следует тщательно продумывать и правильно организовывать воспитательно-образовательный процесс.
В ходе обучения следует учитывать также и то, что малыши не в состоянии сразу же воспроизвести услышанное или увиденное впервые. Для осознания нового им необходимо время. Их ответные реакции носят отсроченный характер. Учитывая это обстоятельство, при обучении детей предусматривают повторы, в самостоятельной деятельности – закрепление новых знаний, умений и навыков.
За первые три года жизни малыш приобретает разнообразные умения и знания, овладевает разными видами деятельности, учится жить среди людей – и все это благодаря умелому руководству взрослого.
Источник
Валентина Михайлова
Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»
«Особенности развития детей раннего возраста».
Ранний возраст (второй-третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, – уникальный период в жизни человека. Так в чем же его необыкновенность?
Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребенка и возникает исключительно, как говорят ученые, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребенка начинается очень рано. Малыш копирует. Отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Можно сказать, что мы «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение.Вывод один: духовно обогащенная окружающая действительность – главное условие нравственно-этического развития личности ребенка.
В данный период психика ребенка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самими упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что ученые назвали период второго года жизни возраста «Я сам!». Если ребенка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнет отстаивать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведет за собой духовную леность. Так теряются рациональные зерна раннего трудового развития человека, которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни. В ту благоприятную пору. Когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие ее удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители, помните, что лишенный самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать. Не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так проявляется негативное явление – детская нервность.
Эмоциональная жизнь маленького ребенка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции. Которые испытывает маленький ребенок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают все за него. Не следует требовать от ребенка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания на незначительные шалости приводят к тому, что ребенок становится замкнутым и агрессивным.
Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь,если заметите: плохое настроение мамы передалось ребенку. Он будет капризен. Плаксив, беспокоен. Также реагирует на ссоры между родителями, на их движения. Тон голоса.
Классики о воспитании детей.
«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного, и чувствовать, – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым».
(Ушинский)
«Детское «Дай», даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим «Нет», а от этих первых «Не дам, нельзя, не разрешаю» зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы».
(Корчак)
«Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».
(Белинский)
«Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребенка. Дайте ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно».
(Конради)
«Лучшее средство в деле воспитания – это дать проявиться в душе ребенка какому-нибудь хорошему чувству».
(Шацкий)
Источник