Особенности развития ребенка при нарушениях слуха
Дети с нарушением слуха вынуждены развиваться не так, как их сверстники. Это объясняется искаженностью либо полной недоступностью одного из способов получения информации об окружающем мире. Чтобы компенсировать этот недостаток, организм детей с такой проблемой вынужден работать в компенсаторном режиме. Восприятие таких малышей обладает определенными особенностями, которые обязательно нужно учитывать при воспитании как родителям и няням, так и педагогам.
Причины нарушения слуха у детей
Специалисты делят причины, приводящие к потере слуха, на 3 группы:
- Наследственные. В этом случае наблюдается нарушение строения слухового аппарата, нередко сочетающееся с отклонениями в развитии иных органов и систем.
- Внутренние и внешние негативные факторы, приводящие к сбоям в развитии слуха у плода. Это могут быть тяжелые инфекционные заболевания, такие как туберкулез, токсоплазмоз, герпес грипп и прочие. Также подобные отклонения могут возникать в результате приема алкоголя, антибиотиков, получения матерью травм и резус-конфликта.
- Болезни, которые родившийся здоровым ребенок перенес в раннем возрасте. К этой же категории относят и травмы, полученные при падении с высоты либо при попадании в ДТП. Подобное негативное влияние может быть вызвано и большими дозами антибиотиков – аминогликозидов.
В ряде случаев проблемы со слухом вызывает стечение сразу нескольких негативных факторов, поэтому точную причину установить не представляется возможным.
В качестве профилактических мер, позволяющих предотвратить нарушения у малыша, обычно называют здоровый образ жизни и исключение возможных вредных воздействий. Кроме того, важно строго выполнять все рекомендации педиатра, касающиеся ухода за ребенком.
Диагностика слабослышащих детей
Первый осмотр малыша происходит сразу после его рождения. Специалист проверяет ребенка на наличие безусловных реакций на звуки и речь, в норме присутствующих у всех детей до 2 лет. Здоровый малыш поворачивает голову на звук, зажмуривается, моргает либо улыбается и смеется. Если подобной реакции нет, следует обратиться к к врачу-сурдологу, который поставит точный диагноз и выявляет его природу.
У детей в возрасте 2 лет и старше, умеющих разговаривать, методика тестирования возможности слышать отличается. Им громким и средним голосом, а также шепотом называют слова, входящие в список Неймана, на высокой и низкой частотах и оценивают реакцию.
У диагностики детей с нарушениями слуха есть 3 главные цели:
- определить, каков уровень общего развития;
- узнать остроту восприятия звуков;
- проверить речевые навыки.
Первым этапом психолого-педагогической диагностики малыша, имеющего нарушения слуха, является формирование доверительных отношений со специалистом. После беседы с родителями и юным пациентом педагог-психолог проводит оценку таких параметров, как:
- присутствие признаков патологии;
- уровень развития моторики;
- соответствие возраста малыша его физическому развитию;
- определение, какая рука является доминирующей;
- насколько согласованы движения рук;
- оценка концентрации внимания, воображения, мышления, способности запоминать недавние и отдаленные события.
В диагностику ребенка, имеющего проблемы со восприятием звуков, входят:
- счет, который должен выполняться как в прямом, так и обратном направлении;
- проверка способности запомнить и повторить простые слова;
- изучение и называние предметов на картинках;
- ответы на стандартные вопросы и прочее.
Характеристика и классификация детей с нарушениями слуха
Обычно для классификации детей, имеющих проблемы со слухом, используется классификация Рахили Марковны Боскис. Она учитывает психологические особенности малышей и в сочетании с правильным педагогическим подходом позволяет добиться значительных успехов в обучении. Выделяют 3 категории детей с нарушением восприятия звуков:
- Глухие и оглохшие рано. Сюда входят малыши с врожденной глухотой либо потерявшие слух до овладения речью. Они не способны воспринимать речь и разговаривать без своевременного слухопротезирования. При грамотном подходе могут научиться читать слова по губам.
- Лишившиеся слуха уже после того, как успели овладеть речью. Имеют навыки речевого общения, но им требуется прохождение длительного обучения с хорошими педагогами, чтобы сохранить речь. Таким малышам очень важно развивать слухозрительное восприятие речи.
- Тугоухие или слабослышащие. Ребенок, попавший в эту категорию, в состоянии получить простые речевые навыки без помощи, но чтобы полноценно общаться, потребуется работа со специалистом.
Дети, у которых диагностировано нарушение слуха, обладают определенными особенностями в развитии. Наиболее активно для изучения окружающего мира они используют зрение, что особенно актуально для малышей с врожденной глухотой. Родители должны понимать, что все предметы воспринимаются на основе отдельных деталей, в то время как общие особенности часто считаются второстепенными. По этой причине мячи разного цвета или перевернутая картина могут распознаваться достаточно сложно.
Ребенок с нарушением слуха в дошкольном возрасте начинает «понимать» по губам речь окружающих благодаря развитию зрительного аппарата. Но для овладения этим полезным навыком требуется проводить регулярные занятия.
Также стоит отметить, что у малышей с тугоухостью обострена кожная чувствительность. Это позволяет им улавливать даже незначительные отклонения в тактильных ощущениях. Подобная компенсаторная гипертрофия при плохой работе одного из органов чувств является необходимостью для изучения окружающего мира.
Особенности развития детей с нарушениями слуха
Стратегия по воспитанию и обучению детей с нарушениями слуха во многом зависит от возраста и должна выстраиваться с учетом следующих факторов:
- степени снижения восприятия звуков;
- наличие либо отсутствие речевых дефектов;
- психологическое развитие малыша;
- пройденные лечебные процедуры.
У детей с патологией слуха до года могут отсутствовать ярко выраженные симптомы заболевания. Тем не менее, у них позже обычных малышей начинается лепет и «агуканье», в то же время их плач не изменяется, его можно даже назвать «безэмоциональным». В этом возрасте особенно важно общение с мамой — ребенок должен быть уверен в том, что она окажется рядом, когда ему будет нужно. Такая уверенность позволяет обеспечить нормальное психологическое развитие и положительно сказывается на дальнейшем воспитании.
Еще один важный момент: у детей с тугоухостью более узкий эмоциональный спектр, что приводит к ярко выраженным гневу и раздражительности. Однако эти особенности при правильном подходе к воспитанию достаточно легко поддаются коррекции. В этом случае особенно важно общение, которое оказывает существенное влияние на развитие личности. В дошкольном и школьном возрасте ребенку важна адаптация — познание окружающего мира, контакты с ровесниками и взрослыми людьми.
Общая особенность малышей, имеющих проблемы с восприятием звуков — повышенная активность. Это позволяет им реализовать стремление к получению информации и лучше узнать окружающий мир. Поэтому крайне важно не ограничивать их и не проявлять излишней опеки — в противном случае можно негативно повлиять на развитие. Самостоятельное принятие решений и умение позаботиться о себе очень хорошо сказываются на становлении интеллекта и такого важного качества, как ответственность.
Важно понимать, что физическое развитие детей с плохим слухом также имеет свои особенности. Дело в том, что у малышей с такой патологией нарушена работа вестибулярного аппарата, который находится во внутреннем ухе. В результате наблюдается сложности в выполнении некоторых двигательных и статических функций, что особенно заметно у детей с врожденной глухотой. Такому ребенку требуется больше времени на то, чтобы начать удерживать головку вертикально и ходить самостоятельно. Кроме того, малышам с подобными проблемами достаточно трудно прыгать, бегать и лазать.
В дальнейшем дети с нарушением восприятия звуков получают необходимые в жизни навыки статики и ходьбы, но они плохо скоординированы и немного замедлены. Кроме того, наблюдается боязнь высоты и посредственное ориентирование в пространстве. Малыши младше 3 лет, имеющие проблемы со слухом, обычно не могут сохранить равновесие в неподвижном положении стоя на одной ноге.
У детей с нарушениями работы слухового аппарата отмечаются следующие особенности физического развития:
- неустойчивость и шарканье при ходьбе;
- повышенная шумность во время работы и выполнения различных заданий;
- масса и рост ниже, чем среднестатистические показатели;
- быстрая утомляемость и слабость мышц;
- повышенная потливость и прочие вегетативные проявления.
Важная особенность детей с проблемами со слухом — их речь формируется через сохраненные анализаторы — зрительный, кожный и двигательный.
Ребенок, сохранивший возможность слышать хотя бы в малой степени, может научиться разговаривать. Но в большинстве случаев у них наблюдается нарушение произношения и грамматики при построении предложений. Кроме того, заметны сложности с восприятием написанного кем-либо текста и речи окружающих.
Еще одна особенность детей, имеющих проблемы со слухом — у них достаточно ограниченный словарный запас. Это актуально как для используемых в разговоре слов, так и для воспринимаемых. Такие малыши редко используют в общении синонимы, абстрактные слова и названия предметов, являющихся частью чего-либо — «пуговица от рубашки».
Такому развитию речи способствуют следующие особенности восприятия звуков людьми с нарушениями слуха:
- достаточно скромный словарный запас;
- малый опыт общения с использованием речи;
- начало и конец слова такие люди слышат не слишком хорошо.
Методы воспитания ребенка с нарушением слуха
Родителям малыша, страдающего от проблем с восприятием звуков, очень важна психологическая помощь. Это наиболее актуально, если новость о глухоте либо тугоухости стала для них тяжелым потрясением. Для ребенка помощь квалифицированного психолога не менее важна, особенно если он лишился слуха уже в сознательном возрасте. Специалист поможет принять свое состояние и новые особенности организма.
Воспитание детей с нарушением слуха должно проходить в течение всего дня. В детском саду и школе программы работы с такими малышами подразумевают обучение по большей части в игровом формате. Дома с ребенком должны активно общаться все члены семьи — это позволит добиться лучших результатов.
При воспитании детей с патологией слуха важно учитывать их возраст, а также уровень владения познавательными и речевыми навыками. Обычно для их развития применяют следующие методы:
- Наглядные. Заключаются в просмотре фильмов, изображений, наблюдении за чем-либо, чтении книг и подобном.
- Словесные. К ним относят беседы, различные рассказы, выполнение определенных просьб, при этом все должно сопровождаться подробными объяснениями воспитателя либо учителя.
- Практические. Это игры, моделирование различных ситуаций, простые опыты, которые должны быть интересны малышу.
- Игровые. Это оптимальное решение для детей дошкольного возраста.
Реабилитация слабослышащих детей
При реабилитации большое значение имеет такой фактор, как причина проблем со слухом. Этот недуг может иметь наследственных характер, быть врожденным либо приобретенным. В первом случае тугоухость может быть передана от одного из родителей. Врожденная разновидность недуга обычно возникает в результате болезни, родовой травмы либо нарушений внутриутробного развития. Что касается приобретенной формы заболевания, то ее причиной становятся травмы либо перенесенные патологии.
Проблемы со слухом могут иметь разную степень тяжести — от легкой до полной глухоты. В большинстве случаев тугоухость можно вылечить, для чего используются слуховые аппараты либо импланты, а также медикаментозная терапия и хирургическое вмешательство. Чтобы иметь больше шансов на восстановление нормального слуха у ребенка, крайне важно своевременно обратиться к специалисту. Чем раньше начинаются нарушения, тем серьезнее будут проблемы, связанные с речью и развитием. В ряде случаев вовремя проведенное лечение позволяет сохранить возможность слышать и избежать серьезных проблем в дальнейшем. Обследование и лечение маленьких пациентов проводит врач-сурдолог.
Иногда проблемы со слухом сопровождаются иными нарушениями — потерей речи, слепотой и отставанием в развитии. Однако дети с такими патологиями могут развиваться и поддаются обучению. Стоит отметить, что нарушение далеко не всегда сопутствуют отставанию в умственном развитии.
Родители детей, имеющих проблемы со слухом, должны понимать, что при правильном подходе их ребенок может добиться больших успехов как в учебе, так и в дальнейшей жизни. Люди с нарушениями возможности слышать нередко становятся учеными, спортсменами и успешными предпринимателями, однако для этого нужно приложить определенные усилия. Восприятие звуков является одним из важнейших инструментов для получения информации, однако эту же информацию можно получать и иными способами. Родителям важно правильно ставить задачи для умственного развития детей с нарушением слуха и помогать успешно решать их.
Чтобы малыш, имеющий проблемы с восприятием звуков, вырос полноценной личностью, с ним необходимо проводить коррекционную работу. Это даст возможность освоить устную речь, используя слуховой анализатор.
Для качественного проведения коррекционной работы важно:
- Обеспечить ребенку пребывание в максимально комфортной для него среде. С малышом нужно как можно чаще разговаривать, чтобы он слышал речь максимально часто. Не менее важно мотивировать его к освоению новых навыков общения.
- Проведение комплексной диагностики. Это позволяет точно определить, в какой степени сохранился слух, а также проверить правильность произношения и понимания собеседника. При необходимости после диагностики назначается слухопротезирование.
- Усложнение программы по мере развития речи, восприятия и прочих важных навыков. Такой подход позволяет получать наилучшие результаты и поддерживать в малыше интерес к дальнейшему самосовершенствованию.
- Грамотное планирование задач и целей. Начинать стоит со слухового восприятия, после этого нужно уделить внимание речевому различению и распознаванию речи.
Педагогические программы с участием психологов, разработанные профильными специалистами, являются залогом качественной реабилитации ребенка, имеющего проблемы с восприятием звуков.
Важно помнить, что можно избежать многих неприятностей, если своевременно принять меры по профилактике нарушений слуха у детей. Это особенно важно в период беременности и в первые годы жизни малыша.
Источник
Ольга Шестакова (Тарасова)
Особенности детей с нарушением слуха
Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску плача ребенка с нарушением слуха невозможно. Гуление с 2-4,5 месяцев, а также и лепет с 5-6 месяцев не предполагают наличия слуховой обратной связи, являясь наследственными программами голосового и моторного развития даже для детей глухих от рождения. Обратная слуховая связь только начинает системно участвовать в формировании предречевых вокализаций на этапе позднего лепета к 10 месяцам, когда происходит бессознательное подражание звукам слышимой ребенком речи. У детей с нарушением слуха наблюдается не увеличение разнообразия вокализации звуков, а происходит уменьшение вокальной активности. Их лепет более монотонный, бедный по звуковому составу. Известно, что дети со значительным нарушением слуха при отсутствии соответствующей реабилитационной поддержки замолкают к 1,5 годам. И если этого не удалось предотвратить, то достичь нормального качества звучания голоса и просодических характеристик речи впоследствии у них практически невозможно. Ясна картина, при которой родители уверены, что их малыш слышит, гулит, лепечет, и все-то у него хорошо. И насколько бывает неожиданной страшная правда, если у ребенка проблемы со слухом.
Нарушения слуха встречаются довольно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер – при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах 3-4 степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения называются кондуктивными. Как правило, эти нарушения можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.
Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата – сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях речь может идти о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.
Сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости относят к смешанной форме нарушения слуха.
В зависимости от степени снижения слуха (по Л. В. Нейману) выделяют
3 степени снижения слуха и глухоту.
Степень потери слуха Средние пороги слуха, дБ Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи
1 26-40 6 — 3м 2м – у уха
2 41-55 3м – у уха нет – у уха
3 56-70 Громкая речь у уха нет
4 71-90 Крик у уха нет
глухота более 90 0 нет
1-я степень – снижение слуха в речевом диапазоне до 40 Дб. Речевое общение вполне доступно. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1м.
2-я степень – слух снижен в речевом диапазоне до55дБ. Речевое общение затруднено, разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 1м.
3-я степень – снижение слуха до70 Дб. Речь разговорной громкости становится неразборчива даже у уха. Общение осуществляется с помощью громкого голоса на близком от уха расстоянии.
Снижение слуха на 15-25 дБ предлагается отнести к пограничной зоне между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 90 дБ.
Если говорить о соматическом здоровье детей с нарушением слуха, то оно более ослаблено по отношению к другим детям заболеваниями лор органов – это воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, аллергические или вазомоторные риниты, искривления носовой перегородки, часты отиты, евстахеиты, аденоиды. Внешне у ребенка наблюдаются мешки под глазами, может быть затруднено носовое дыхание, во сне дети беспокойны, спят с открытым ртом. Эти дети, несмотря на то, что зачастую сами очень активны, быстроутомляемы в шумных играх.
В плане физического отставания (по наблюдениям Н. А. Рау) у глухих и слабослышащих детей отмечается шаткая походка, шарканье ногами, некоторая неловкость движений. У некоторых детей расстройства вестибулярного аппарата нередко приводит к снижению устойчивости и потере равновесия.
Слуховое восприятие, развивающееся на остаточном слухе — а он есть даже у глухих, конечно, не всегда приближается к норме – все зависит от сложности дефекта, его наступления и начала реабилитации ребенка. Особенностью этих детей является дискомфорт к громким звукам, причем, чем больше нарушение слуха, тем явнее проявляется феномен ускоренного нарастания громкости. Если же говорить о неречевом слухе – музыкальном и шумовом, то у этих детей можно наблюдать хорошие музыкальные способности, ведь они не определяются аудиограммой, а являются врожденными индивидуальными задатками. Следует отметить, что у детей этой категории вибрационная чувствительность развита даже лучше, чем у остальных детей, поэтому они способны хорошо различать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах и даже танцевать. Внешне заподозрить нарушение слуха можно наблюдая частые переспрашивания детей, отсутствие реакций на обращенную к ним речь, если ребенок не видит лица говорящего, просмотр телевизионных передач на достаточно громком звучании, прислушивание к речи говорящего с поворотом головы лучше слышащим ухом к говорящему, дети теряются с определением направления звука.
Эмоционально-волевая сфера детей с проблемами слуха отличается бедностью эмоций, слабостью волевых усилий, нежеланием доводить начатые дела до конца. Но при этом дети более активны, чем слышащие дети. Взрослым важно понимать, что с помощью действий они познают предметы вокруг себя, используя все сохранные виды восприятия.
Глухие и слабослышащие дети обладают рядом особенностей восприятия окружающего мира. Так наблюдается недоразвитие в плане зрительного восприятия, в частности низкая скорость восприятия и узнавания предметов, замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе по образцу.
Речь глухих или слабослышащих характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. У детей даже небольшие потери слуха приводят к задержке речевого развития, несформированности фонематического анализа, поскольку ребенок не воспринимает и не различает тихие звуки речи и части слов. Ребенок слышит только часть слова и поэтому плохо усваивает его значение. Большие потери слуха приводят к выраженным нарушениям речевого развития, а при отсутствии необходимой реабилитации – к немоте. В целом речь слабослышащих детей с нарушениями звукопроизношения, невнятна, неравномерна по громкости звучания, либо очень тихая, либо достаточно громкая, часто сопровождаемая жестами.
Отсутствие речи или более низкий уровень ее развития ведет к задержке развития познавательной деятельности, особенно страдает наглядно–образное и словесно-логическое, так называемое речевое мышление.
Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Современная медицина уже в силах вернуть таким детям слух посредством адекватного бинаурального слухопротезирования, а при больших потерях слуха и отсутствии эффекта от слуховых аппаратов – кохлеарной имплантации.
Если дети не имеют серьезных дополнительных отклонений в развитии, и адекватная и целенаправленная коррекционная работа проводилась уже в первые месяцы жизни, и сами они позже посещали дошкольное учреждение, то к 3- 7 годам можно максимально приблизить уровни, как общего, так и речевого их развития к возрастной норме, даже не смотря на тяжелую тугоухость. Такие дети владеют развернутой фразовой речью, свободно общаются как с детьми, так и со взрослыми, могут рассказать об увиденном, о каких-то случаях из жизни, хорошо воспринимают обращенную к ним речь, воспринимают ее слухозрительно, могут прочесть стихотворение и даже напевать песенки.
Звучание их собственной речи обычно очень мало отличается от речи слышащих детей, они без сложностей пользуются слуховыми аппаратами. Для них становится реальным дальнейшее обучение в массовой школе.
Эффект коррекционного воздействия на детей с нарушением слуха определяется:
1 — своевременной диагностикой нарушения слуха;
2 — адекватным медикоментозным лечением;
3 — проведением уже в раннем детстве коррекционной работы с пребыванием в среде говорящих детей;
4 — качественным слухопротезированием;
5 — длительностью коррекционного педагогического воздействия не менее 2 лет;
6 — активностью участия родителей в образовании и воспитании ребенка.
Библиография.
1 Программа Общение. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э. И. Леонгард. Москва, 1995г.
2 Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. – Изд. 2-е – Ростов н. Д. Феникс, 2006г.
3 И. В. Королева. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб. КАРО, 2005г.
4 Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
5 Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Методическое пособие. – М. Книголюб, 2006г.
6 Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.
7 О. В. Солодянкина. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. АРКТИ, 2007г.
8 Н. Д. Шматко, Г. А. Товартхиладзе. Выявление детей с подозрением на снижение слуха – младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст. – М. – Полиграф сервис, 2002г.
Источник