Особенности развития ребенка после эко
Вокруг темы экстракорпорального оплодотворения накопилось много слухов. Многие опасаются, что ребенок родится с пороками, будет часто болеть, отставать в физическом и интеллектуальном развитии. Врачи говорят: повода для тревоги нет. Малыши, рожденные путем ЭКО, ничем не отличаются от своих сверстников. Они развиваются как обычные дети – растут, учатся новым навыкам, познают мир. Мы разобрались в вопросе: собрали статистику и доказательную базу, поговорили с ведущими врачами. Вот что из этого вышло.
40 лет истории
Чуть больше ста лет назад 16-летняя девушка могла выйти замуж. В 17 она становилась матерью первенца, в 20 растила погодков, после 30 справляла свадьбу дочери и готовилась стать бабушкой. Сегодня все иначе. Многие женщины только в 30-35 лет задумываются о рождении ребенка. Они учатся, строят карьеру, путешествуют – и это нормально. Вот только организм не перехитрить, не остановить биологические часы. За яркую жизнь в молодости приходится расплачиваться бесплодием в будущем.
С возрастом овариальный резерв снижается. Истощается запас яйцеклеток в яичниках, и женщина не может забеременеть самостоятельно. Выход есть – на помощь придут современные репродуктивные технологии. Но многие женщины не решаются на ЭКО, опасаясь возможных проблем. Страшно: вдруг ребенок, зачатый искусственно, будет не таким, как все.
Вот уже более 40 лет гинекологи и эмбриологи работают над тем, чтобы процедура была комфортной и безопасной. Результаты проведенных исследований и накопленный опыт указывают на то, что ЭКО не сказывается на здоровье ребенка. Что говорят об этом врачи – читайте далее.
Дети ЭКО — они такие же, как все?
Родителей, планирующих ЭКО, волнуют многие вопросы. Разберем самые частые из них.
«Вдруг ребенок родится с пороками или генетическими отклонениями?»
Педиатр-неонатолог Звонарева Наталья Владимировна говорит об этом так:
«ЭКО – это, конечно, фактор риска развития генетических заболеваний. Но связано это прежде всего с более поздним возрастом рождения ребенка. После 35-40 лет риск развития генетической патологии растет даже при естественном зачатии. Исследования, проведенные Новосибирским ГМУ в 2012 году, показывают: вероятность развития пороков у детей ЭКО составляет 1,4%, что соответствует частоте пороков у детей, родившихся без применения вспомогательных репродуктивных технологий».
При проведении ЭКО можно выявить генетические аномалии с помощью таких методов:
- Преимплантационная генетическая диагностика – можно обнаружить генетические заболевания на 5-е сутки после зачатия. В матку подсаживают только те эмбрионы, что прошли тестирование. Такой возможности нет у детей, зачатых естественным путем.
- Ультразвуковой и биохимический скрининг – позволяют выявить генетические аномалии в I триместре беременности.
- Неинвазивное пренатальное тестирование – можно оценить ДНК плода по крови матери на 10-21-й неделе.
Иллюстрация: eko-vitalis.ru
«Вдруг он будет отставать в развитии?»
Многие родители опасаются: вдруг ребенок, зачатый путем ЭКО, будет отставать в физическом и интеллектуальном развитии. Корсак Владислав Станиславович, генеральный директор АО «МЦРМ», д.м.н., профессор, опровергает этот миф:
«Никаких отличий у детей ЭКО нет. Эти дети желанные, особенно любимы. Родители уделяют им много внимания. Поэтому они часто даже опережают в чем-то своих сверстников».
Клинические исследования подтверждают: зачатие при помощи ВРТ не нарушает развитие ребенка после рождения. Угроза есть при осложненной беременности, многоплодии, недоношенности. Но даже если дети ЭКО немного отстают в развитии на первом году жизни, они быстро адаптируются, и уже к трем годам ничем не отличаются от сверстников.
Владислав Станиславович Корсак, генеральный директор МЦРМ // Фото: i.ytimg.com
«А если он будет часто болеть?»
Результаты международного исследования, проведенного в 2014 году, опровергают это заявление. Было доказано, что дети ЭКО болеют не намного чаще, чем зачатые обычным путем. Зарубежные врачи говорят о том, что 3-3,5% новорожденных после обычной беременности могут иметь проблемы со здоровьем. После ЭКО этот риск не намного выше – до 4-4,5%. Эта разница возникает за счет болезней бесплодной пары, ведь в программу ЭКО здоровые мужчины и женщины не вступают.
«Смогут ли дети ЭКО иметь здоровое потомство?»
Луиза Браун – первый ребенок ЭКО – родилась в 1978 году в Великобритании. Сейчас она взрослая женщина, имеющая двоих детей. У Лены Донцовой – первого ребенка ЭКО в СССР – есть сын. В обоих случаях дети были зачаты естественным путем. Эти факты говорят в пользу экстракорпорального оплодотворения. Дети ЭКО в будущем не страдают бесплодием и могут иметь здоровое потомство.
Фото: wday.ru
Подведем итоги:
- История ЭКО насчитывает более сорока лет. За это время врачи накопили достаточный опыт, чтобы сделать процедуру безопасной для матери и ребенка.
- Дети, рожденные после ЭКО, не отличаются от сверстников. Риск генетических нарушений, задержки развития и иных заболевание не выше, чем при естественном зачатии.
- Дети ЭКО могут иметь здоровое потомство.
Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх!
Наш сайт — МЦРМ
Источник
Дети после ЭКО, особенности. Следует сказать, что частота успешной попытки ЭКО, даже при применении современных медикаментозных препаратов, не превышает 20-30% из общего числа беременностей. Перинатальная гибель при использовании вспомогательных репродуктивных технологий достаточно велика. Это явление расценивается как «естественный отбор», направленный на сохранение числа и структуры хромосом и генотипа.Дети, зачатые с помощью эко, могут иметь проблемы. Большую проблему представляет увеличение пороков развития у детей, рожденных с помощью ЭКО. В литературе имеются сведение, что в первую очередь страдает генетический фон, нарушается физическое и нервно-психическое развитие детей до пяти лет. Обнаруживается высокая частота задержки внутриутробного развития и транзиторного нарушения функций центральной нервной системы у новорожденных детей, расстройство сна и двигательной активности на первом году жизни.
Дети после ЭКО, исследования. Учеными подтверждается тот факт, что дети после этой процедуры, ничем не отличаются от деток, зачатых естественным путем. На данном этапе, под пристальным наблюдением является первый ребенок, родившийся от экстракорпорального оплодотворения. Этой девочке сейчас чуть больше 30 лет, и обследование показало, что она ничем не отличается от других людей.
Дети, зачатые эко методом: пороки
Дети, рожденные от ЭКО, особенности. Относительно состояния здоровья детей, родившихся с 1987 года от экстракорпорального оплодотворения, было выяснено, что патологии со стороны недоразвития или пороки встречаются у них чаще, чем у детей, рожденных естественно зачатым путем. Сюда можно отнести патологии со стороны сердечной системы, пищеварительной системы: атрезии пищевода, аноректальные атрезии, мочеполовой системы: удвоение почек, хромосомные заболевания: синдром Дауна, Патау, Шерешевского – Тернера и другие. Стало больше детей, у которых обнаружились дефекты врожденного характера: волчья пасть и заячья губа. Но определиться с чем именно это связанно пока не получается. То ли дело в здоровье родителей и это связано с их патологиями, то ли причина в самом методе зачатия. На внешний вид ребенок «из пробирки» абсолютно здоров и не имеет никаких отклонений от «нормального» ребёнка.
Особенности детей ЭКО. Экстракорпоральное оплодотворение не является показателем к кесареву сечению. Для операции есть свои показатели, такие как возрастная первородящая женщина, в акушерском анамнезе отягощённая осложненная беременность. Мифы о том что после ЭКО женщины рожают больных детей не нашли своё подтверждение в практической медицине, репродуктологи доказали, что дети, выращенные искусственно, ничем не отличаются от других детей. Они также развиваются в срок своего развития, умственные способности у них развиты и они очень талантливы. Проблемы со здоровьем у них такие же, как и у других детей и встречаются не чаще остальных. Патологии ЭКО детей никак не связаны с иммунитетом или изменением формы зачатия.
Рожденные дети через эко: донорские программы
Донорский эмбрион, при ЭКО, похож ли ребенок на своих генетических родителей? Тот колоссальный труд, который проделали генетики в развитии ЭКО — не модная тенденция, а стремление сделать метод намного успешнее и эффективнее. Дальнейшее репродуктивное здоровье эмбриона зависит, в первую очередь, от качественной проверки генетиком на первых этапах созревания, а также дифференцировки различных проблем. Генетические проблемы детей ЭКО в дальнейшем будут основополагающими проблемами бесплодия. Поэтому самая первая задача ученых генетиков на этапе зарождения — это определение набора хромосомных пар. Следующим этапом изучения эмбриона является обследование генетического фона эмбриона и наследственная передача информации. Женщины достаточно сложно переносят замершую беременность или выкидыши, мало кто знает, что виной этому далеко не инфекция, а наследственный фактор.Нередко встречаются и недоношенные дети, эко не предотвращает преждевременные роды. Зачастую первый триместр беременности прерывается из-за хронических патологий плода. У ребенка ЭКО, отклонения встречаются с такой частотой, что и у детей при естественном зачатии, без помощи метода пробирки.
Источник
Читайте также: Бездетный брак. Часть 1. Цель брака – спасение
Бездетный брак. Часть 2. Бездетность – дар Божий
75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами
Согласно мировой статистике ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) существенно увеличивает риск рождения ребенка-инвалида заявил Вице-президент РАМН, главный педиатр Минздравсоцразвития РФ Александр Баранов, сообщает Интерфакс. По мнению Баранова, российское правительство делает ошибку, оказывая на государственном уровне финансовую поддержку технологии экстракорпорального оплодотворения.
«Сейчас мы столкнулись с неожиданными явлениями: появилось очень много детей «из пробирки». Даже на уровне правительства акушеры пролоббировали финансовую поддержку искусственного оплодотворения, якобы за счет этого можно решить демографическую проблему в России. Ничего подобного», — заявил А.Баранов в понедельник на пресс-конференции в «Интерфакса» в Томске.
По данным главного педиатра России, 75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами. «Я выступал в Думе и прямо сказал: если вы увеличиваете финансирование на эту технологию, вы сразу закладывайте деньги и на увеличение детей-инвалидов», — сказал А.Баранов.
По его словам, только в России государство выделило деньги на внедрение данной технологии. «Везде идет коммерческое осуществление (ЭКО — «ИФ»)», — подчеркнул он. «Более того, Всемирная организация здравоохранения не рекомендует для внедрения эту технологию. Мы, конечно, не имеем права запретить, но я считаю, что государство делает ошибку, оказывая поддержку этой технологии. Надо быть честным. Если мы знаем про то, чем это грозит, мы обязаны информировать», — сказал А.Баранов, добавив, что вред при ЭКО наносится и здоровью женщин. «Они находятся на колоссальных дозах гормонов. И матери, как правило, в возрасте», — отметил вице-президент РАМН.
Риски
По данным американских ученых, у таких детей в два-четыре раза чаще встречается заячья губа (расщелина верхней губы), дефекты межпресердной и межжелудочковой перегородки сердца, а также пороки развития желудочно-кишечного тракта, сообщает журнал Human Reproduction.
Ученые из американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) под руководством Дженниты Рифхьюз (Jennita Reefhuis) сравнили распространенность 30 наиболее частых врожденных дефектов у детей, зачатых естественным путем либо с помощью искусственного оплодотворения (ЭКО или ИКСИ — инъекция заранее отобранного жизнеспособного сперматозоида в яйцеклетку). В исследовании был задействован 281 ребенок «из пробирки», и около 14 тысяч детей, зачатых естественным путем. При этом все беременности были одноплодными.
Выяснилось, что дети, зачатые «в пробирке» в 2,4 раза чаще рождались с заячьей губой. Дефекты межпредсердной или межжелудочковой перегородки сердца отмечались у них в 2.1 раза чаще, чем у детей, зачатых естественным путем. Кроме того, у таких детей чаще возникали пороки развития желудочно-кишечного тракта: атрезия пищевода – в 4,5 раза чаще, атрезия прямой кишки – в 3,7 раза чаще, сообщили ученые.
Проблемы лишних эмбрионов и беременности с помощью ЭКО некоторое время назад известный московский акушер Роман Николаевич Гетманов прокомментировал для журнала «Нескучный сад»:
Запасные дети
Роман ГЕТМАНОВ, акушер-гинеколог родильного дома при ГКБ № 70:
Для проведения экстракорпорального оплодотворения необходимо иметь некоторый запас эмбрионов: отмечено, что при пересадке нескольких оплодотворенных яйцеклеток беременность развивается чаще. Несколько эмбрионов создают гормональную ситуацию, которая способствует беременности. Вот что говорит по этому поводу Виктория Заева, главврач клиники репродукции «Ма-ма»: «Если эмбрионы «плохие», мы пересаживаем женщине больше, чем 2-3. Потому что если эмбрионы «плохого качества», то придется пересаживать по одному эмбриону 5-6 раз, а это практически бесперспективный путь. Эмбриологи утверждают, что если в матку подсаживается больше одного эмбриона, они каким-то образом «помогают друг другу. Почему — неизвестно, но это факт. Проводились соответствующие опыты. Скажем, когда корове подсаживали один эмбрион, он погибал, а четыре подсаженных эмбриона успешно «помогали» выжить хотя бы одному».
Но даже если в организм женщины, чтобы впоследствии избежать редукции, помещают два эмбриона, то остальных, если они «получились», куда девать? Их, как правило, замораживают, для того чтобы повторить процедуру ЭКО в случае неудачи, а также, чтобы использовать человеческие эмбрионы в исследовательских целях (официально это делается с согласия «владельцев», т.е. супружеской пары, от которой взяты половые клетки).
У Православной Церкви есть только один критерий начала новой жизни — образование одной клетки из двух — мужской и женской, т. е. как только произошло слияние, тут же происходит и одухотворение, и момент зачатия есть момент возникновения человеческой души. Поэтому совершенно неправильно говорить, что в отношении ЭКО у Церкви нет единого мнения. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой соборным решением в 2000 году, ясно сказано: «нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов».
Даже без редукции при современных методиках ЭКО часто происходит убийство эмбрионов на первой стадии, когда они еще не в матке, а в «пробирке». Ситуация, когда женщина придет и скажет — возьмите у меня две яйцеклетки, оплодотворите только их и подсадите, чтобы мне избежать не только редукции, но и «лишних» эмбрионов, вряд ли возможна — какой врач возьмется это делать, если вероятность наступления беременности в таком случае практически равна нулю?
Что же касается того, как ЭКО сказывается на родившихся таким методом детях, то в медицине одним из главных методов проверки любой методики или лекарства является катамнез, т.е. сводка информации о больном, собираемая в течении определенного времени, позволяющая проследить судьбу пациента после применения лечения. Потому что главный критерий применения любой методики устанавливает время. Первый ребенок, зачатый с помощью ЭКО, родился в 1978 году. И мне всегда было любопытно, какие результаты мы можем видеть за эти 30 лет? То, что по телевизору демонстрируют детишек, рожденных методом ЭКО, меня не убеждает — должна быть официальная статистика по всем детям «из пробирки», а не выборочная реклама. Необходимы данные о том, какие семьи создают ЭКО-дети, чем они болеют или, наоборот, не болеют, каких они рожают детей и т.п. Я тщательно пытался в течении длительного времени найти именно медицинскую, а не просто популярную литературу по этому вопросу. И обнаружил, что никакой медицинской статистики по детям, зачатым методом ЭКО, не опубликовано. Для меня это признак того, что здесь не все благополучно. Нет уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно обычные дети. И еще я хотел бы сказать всем сторонникам ЭКО, чтобы они хорошо понимали, что ЭКО — это очень большие деньги. Плати, и получишь, был бы спрос, а предложение будет. ЭКО — это бизнес.
Говорить о том, что ЭКО — это метод лечения, неправильно. Женщины, которые пошли на ЭКО, имели какую-то причину бесплодия. И в результате ЭКО эта причина никуда не делась, она осталась. К нам в роддом нередко приезжают рожать женщины после ЭКО. Это я говорю из своего опыта — у них чаще, чем у женщин, зачавших естественным путем, встречаются проблемы в родах. Я думаю, это связано с тем, что женщина навязывает своему организму то, что ему, возможно, совсем не нужно. Я уже не говорю о том, что процедура стимуляции суперовуляции очень вредна. Бывает, в результате этой стимуляции наступает так называемый синдром гиперстимуляции яичников — это страшная вещь, к нам, бывает, обращаются женщины с этим синдромом. Это когда яичник так увеличивается, что занимает весь малый таз, в животе скапливается по литру жидкости, женщин нередко приходится оперировать.
Я никоим образом не осуждаю женщин, делающих ЭКО, но мне их очень жалко. Некоторые делают по 16 попыток ЭКО. Человек возводит свое желание в абсолют. А какими вырастут их дети? Я, имея опыт более двадцати лет в гинекологии, могу сказать, что никогда ничего просто так не бывает. Тут, мне кажется, не лишне вспомнить слова апостола Павла о том, что «все мне позволительно, но не все полезно».
Часто проблема бесплодия — духовная проблема. Бывает, когда у женщины собираешь анамнез и задаешь вопрос о количестве половых партнеров, то многие из них смотрят с удивлением и говорят — а я не помню, сколько их у меня было… И это типичная ситуация сегодня. Я не хочу говорить про всех, но очень многие случаи бесплодия, с которыми мы сталкиваемся, нажиты самими женщинами. Например, непроходимость труб, при которой многие прибегают к ЭКО, возникает, как правило — а по этому поводу как раз существует официальная статистика — если у женщины за жизнь было более пяти половых партнеров. За этим почти всегда следуют хронические воспалительные заболевания придатков и непроходимость труб. Это, повторюсь, не обязательно характерно для каждой женщины, это средняя статистика. А еще многие из бесплодных женщин неоднократно делали аборты. А потом они говорят — мы страдаем без детей, сделайте нам ЭКО. Законы духовной жизни существуют независимо от того, принимаем мы их или нет. А многие женщины не хотят слышать про эти законы. И когда священник говорит: опомнитесь, нельзя хотеть детей любой ценой, то кто-то, вместо того, чтобы задуматься о своей жизни, обижается и говорит — священник нас не понимает, он всего это не проходил, он не представляет, как мы хотим сейчас ребенка… Но они думают о себе, а не о ребенке. Можно очень сильно чего-то добиваться и хотеть, только что потом?
Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви
Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.
Читайте также: Бездетный брак. Часть 1. Цель брака – спасение
Бездетный брак. Часть 2. Бездетность – дар Божий
Источник