Особенности развития ребенка от года до 3 лет
Ребенок 1-3 года: особенности развития и уход за малышом
Первый год жизни ребенка по-другому называется грудным возрастом. После его окончания ребенок вступает в период раннего детства, который длится до трех лет. Этот период называют еще преддошкольным. В чем заключаются особенности ребенка в возрастной категории от 1 года до 3 лет? Как развивается малыш? На что обратить внимание родителям?
Особенности физического развития
Дети от 1 года до 3 лет уже не растут так быстро, как на первом году жизни. Средний рост годовалого мальчика равен 74-78 см. За второй году жизни ребенок вырастает примерно на 10 см. То есть, за месяц он вырастает меньше, чем на 1 см. В среднем рост мальчика, которому уже исполнилось 2 года, составляет 84-89 см. За третий год жизни ребенок тоже вырастает примерно на 10 см. Рост трехлетнего мальчика составляет примерно 93-99 см. Показатели среднего роста девочек данной возрастной категории отличаются всего на 1 см в меньшую сторону от такового у мальчиков.
Если рост меньше или больше среднего на 4-5 см, то это является поводом для обследования у врача. Нужно выяснить, имеет ли малыш просто индивидуальную особенность, или же его высокий (низкий) рост обусловлен каким-либо заболеванием.
Как обстоят дела с весом? Годовалый мальчик весит примерно 10-12 кг. В два года его вес в среднем составляет 12-14 кг. В три года – 13,5-16 кг. То, есть за год ребенок прибавляет в весе примерно 1,5-2 кг. Вес девочек отличается от среднего веса мальчиков примерно на 0,5-1 кг в меньшую сторону. Когда нужно бить тревогу? Обсудить ситуацию с врачом нужно в том случае, если вес больше или меньше средневозрастных значений на 2 кг и более.
Врачи обращают внимание не только на показатели роста и веса, но и оценивают гармоничность развития. То есть, соответствует ли вес росту. Еще оценивается окружность головы и окружность груди.
Навыки малышей в периоде раннего детства
Практически все родители переживают, правильно ли развивается у них ребенок. Некоторые сравнивают своего ребенка со сверстниками. Но правильнее оценивать нервно-психическое развитие ребенка по основным критериям, которые разработаны врачами и педагогами. Эти критерии касаются речевого и сенсорного развития, характера игровой деятельности, движений и бытовых навыков.
- Что умеет делать годовалый малыш?
Развитие ребенка в 1 год отличается следующими особенностями: ребенок хорошо ходит, легко меняет положение тела (присаживается, наклоняется, поворачивается и др.), учится бегать, самостоятельно ест ложкой густую пищу. Появляются простые сюжетные игры: построить башенку, покормить куклу, закатить машинку в гараж. У него быстро расширяется словарный запас. В игре ребенок проявляет много эмоций.
К полутора годам он ориентируется в основных цветах и формах. Густую пищу ложкой ест уже хорошо, учится есть жидкую пищу. Малыш пользуется в игре простыми словами, выполняет просьбы взрослого, обращается к нему с простыми просьбами сам. Малыш любит играть, он учится строить простые постройки. С небольшой помощью взрослого кое-что умеет снимать с себя из одежды.
- Что умеет делать двухлетний малыш?
К двум годам ребенок уже хорошо и умело двигается, умеет перешагивать через препятствия, умеет аккуратно есть и частично одеваться. Он достаточно много говорит, строит более сложные предложения, задает вопросы и отвечает на них, хорошо понимает рассказ взрослого о разных событиях. Все чаще малыш играет в сюжетные игры, действия в играх последовательные и логичные. Большая часть игр строится на подражании, но уже появляются и собственные фантазии.
К 2,5 годам ребенок строит еще более сложные фразы, неплохо разбирается в разных цветах и формах, начинает играть в ролевые игры. Большую часть одежды ребенок может одеть самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Он все чаще и настойчивее выражает свое мнение.
Возраст ребенка 3 года часто называют критическим. Малыш в 3 года умеет уже многое, он хочет стать самостоятельным и показать свое «Я». Ребенок уже достаточно много говорит. С ним можно построить интересный диалог. Многие дети в 3 года рассказывают стихи и простые сказки, с радостью поют песенки для мамы и папы, пусть и на «своем языке». Часто задают вопросы: «Где? Как? Почему? Зачем?». Они очень интересуются окружающим миром, любят играть.
В возрасте трех лет уже достаточно большое количество детей посещает детский сад. Круг общения ребенка расширяется, он учится взаимодействовать не только с семьей, но и с другими людьми разного возраста.
Особенности речевого развития
Речь ребенка в периоде раннего детства становится богаче с каждым днем. К году ребенок говорит примерно 10-14 простых слов. К 1,5 годам он умеет говорить простые предложения из 2 слов. К 2-2,5 годам ребенок употребляет местоимения, обращается по имени к окружающим. На третьем году жизни активно развивается фразовая речь.
Речь у всех детей развивается индивидуально. Бывает такое, что в 3 года один ребенок еще очень мало говорит, а его ровесник уже вовсю читает стихи. Но уже спустя 1,5-2 года словарный запас обоих детей уравнивается, и далее речь развивается у них примерно одинаково. Чтобы понять, если ли задержка речевого развития, и нужно ли как-то помочь ребенку, необходимо регулярно показывать ребенка неврологу и педиатру. При необходимости они направят малыша к логопеду.
Стоит обратить внимание, что дети очень много подражают взрослым и другим детям. Чтобы речь ребенка была правильной, разговаривать с ним нужно четкими словами, правильно строить фразы, не допускать «сюсюкания». Для активного развития фразовой речи нужно употреблять в речи больше глаголов, которые ребенок будет запоминать и впоследствии повторять.
Что оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка?
- Общение с ребенком посредством обычной речи;
- Ежедневное чтение ярких книг по возрасту ребенка;
- Пальчиковые игры;
- Игры на мелкую моторику под присмотром взрослых (мозаика, пазлы);
- Развивающие мультики для детей;
- Песенки для детей, которые можно разучить и вместе петь.
Полезно ли раннее развитие детей? Некоторые родители стремятся научить ребенка читать уже в 2-3 года, интенсивно изучают с ним иностранные языки, отдают на несколько кружков, в день дают ребенку слишком много новой информации. Однако специалисты считают, что столь раннее развитие не полезно для неокрепшей детской психики. В периоде раннего детства для детей гораздо важнее родительская любовь, прогулки и обычные игры.
В дополнительных кружках малыш 1-3 лет не нуждается. Если родители все же приняли решение поводить ребенка на развивающие занятия, то это должно очень нравиться ребенку. Занятия против воли не принесут никакой пользы.
Кормление и питание ребенка от 0 до 5 лет с любовью и здравым смыслом / Сэттэр Эллин // Настольная книга для родителей. — 2012
Пропедевтика детских болезней / Кильдиярова Р.Р., Макарова В.И.. — 2012
Актуальность оценки физического развития детей / Руденко Н.Н., Мельникова И.Ю. // Практическая медицина. — 2009. — №7
Источник
Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)
Работа в консультационном пункте
(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)
«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»
Подготовили:
старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»
Байгушева Ирина Вениаминовна
педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»
Агапова Алена Игоревна
Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развитие психических функций:
Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.
К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.
В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.
Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.
Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.
В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки,как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.
Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенокуже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.
Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.
Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.
• Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.
• Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
• Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет
1.Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.
2.Зарождение новых видов деятельности:
— динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.
— появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).
3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.
4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.
5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.
6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.
7. Кратковременное проявление воли.
8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.
9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)
10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.
Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.
В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Таким образом к 3 годамсреди мыслительных операций важнейшими являются:
1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);
2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;
3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
5) координация движений рук и зрения;
6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребеноквсе более обогащает свои представления о мире и получает знания:
1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;
3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
4)о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.
Источник
Особенности физического развития
Возраст от 1 года до 3-х лет – время активного познания, связанного с интенсивным развитием всех познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, моторики. Это период формирования у ребёнка собственного «Я» и новых социальных контактов со сверстниками и взрослыми, время его эмоционального развития.
Малыш постепенно учится понимать взрослых и выполнять то, что его просят сделать. Казалось бы, полуторагодовалый ребёнок умеет всё то же самое, что и трёхлетний: ходит, говорит, играет…однако эти дети очень различаются как по познавательному развитию, так и по своим возможностям. В период от года до трёх совершенствуются и формируются все системы и органы: сердечно – сосудистая система, системы выделения и обмена. К трём годам утраивается масса тела, возрастает ударный объём сердца, сохраняется высокая частота сердцебиения, снижается частота дыхания.
Второй год жизни является критическим для иммунной системы, т.к число контактов ребёнка существенно расширяется, а система местного иммунитета развита пока недостаточно. В связи с этим дети очень чувствительны к инфекциям.
К 2,5 годам у ребёнка уже есть все молочные зубы, его рост замедляется, пропорции тела продолжают изменяться, относительный размер головы уменьшается. Скорость роста позвоночника также снижается, в нём происходят качественные изменения, связанные с формированием изгибов. В этом возрасте очень важно обращать внимание на развитие стопы и профилактику плоскостопия. У ребёнка продолжают формироваться мышцы, движения становятся более плавными, медленными. В это же время идёт активное развитие больших движений сложно координированных движений рук.
В течение первых трёх лет совершенствуются все моторные действия. Ребёнок учится ходить по лестнице, отбивать ногой шаг, кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать и прыгать, подниматься и спускаться по лестнице. Детей этого возраста привлекает игра с мячом, они могут его толкать, бросать, но практически не способны ловить. Развитие мышц и координации движений лимитируют их быстроту и выносливость, что требует особого внимания и дозирования физических нагрузок. Все эти двигательные действия не формируются сами собой. Важно не ослаблять внимание к моторному развитию, обучать детей новым двигательным действиям, создавать условия для достаточной двигательной активности.
Помимо интенсивного развития мышц рук, в этом возрасте совершенствуется координация движений руки, кисти, пальцев. Годовалый ребёнок использует кисти рук для хватания и удержания предметов, а трёхлетний уже может удерживать предмет с помощью большого и других пальцев руки.
Двигательная активность
Ранний возраст (от одного до трёх лет) – это период не только формирования целенаправленных движений, появления новых разнообразных действий (базовых, спортивных, игровых), но и существенного роста потребностей в двигательной активности.
Двигательная реакция ребёнка является интегральной формой адаптации к внешней среде, и резкое увеличение количества самостоятельных действий в этом возрасте служит основой его познавательной активности. Растёт длительность динамических нагрузок, повышается выносливость, изменяется характер взаимодействия работающих мышц: формируется баланс мышц – сгибателей и мышц – разгибателей. Однако движения ещё недостаточно точны и устойчивы. Характерной особенностью этого возраста является формирование предметных действий. Ребёнок осваивает большое количество так называемых инструментальных движений: учится есть вилкой и ножом, работать ножницами, расчёсываться, мыть себя губкой, а главное – выполнять графические движения, используя мелки, карандаши, фломастеры.
В 1-1,5 малыш крепко зажимает карандаш или мелок в ладони, что очень ограничивает движения. В этом возрасте он не пытается изобразить что-то определённое, а просто получает радость от самого процесса движений руки и увлечённо рисует каракули.
В 2 – 3 года ребёнок держит карандаш, всё еще зажимая его в ладони. Этот способ, особенно при рисовании мелками, позволяет ему выполнить довольно сложные движения. В то же время они спонтанны, нестабильны и почти не ограничиваются.
С 3-х лет линии становятся более определёнными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но имитационные движения выполняются пока плохо. Овалы (это, пожалуй, самые трудные элементы) неровные, но на рисунках их уже много. Чаще всего это человек, солнышко, колесо и т.п.
О развитии графических движений, строящихся на основе зрительно – моторной координации, можно судить по результатам копирования простейших геометрических фигур. В 2 года ребёнку доступно копирование вертикальной линии определённой длины, а в 2, 5 – горизонтальной, в три года он уже может скопировать круг. Однако, ребёнок учится выполнять двигательные действия, но ещё не умеет делать это чётко, слаженно, без особых усилий и напряжения.
Он учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, одеваться и раздеваться, выполнять координированные действия двумя руками, складывая кубики, мозаику, пирамидку, разбирает (лучше, чем собирает) конструктор «Лего», начинает работать лопаткой, кисточкой, карандашом.
Совершенствуется ходьба, прибавляется бег и прыжки, но структура этих движений ещё вариативна, нестабильна. Ребёнок выглядит неуклюжим, но ходьба ему очень нравится, особенно её новые виды – по лестнице, в горку, с горки и т.п.
Освоение новых движений требует хорошей ориентации в пространстве. Ребёнок учится перемещаться, активное участие в этом процессе принимают его глаза и голова. Наблюдая за действиями окружающих (детей и взрослых) и подражая им, ребёнок осваивает новые движения. При этом возрастает значение речевой инструкции взрослых и его собственной речи. По этому поводу метко выразился Л.С.Выготский: «Речь входит необходимым составным моментом в разумную деятельность ребёнка…и начинает служить средством образования, намерения или плана в более сложной (его) деятельности». То есть начинает формироваться регулирующая функция речи.
Важнейшим новообразованием рассматриваемого возрастного периода является прямохождение, существенно расширяющее возможности самостоятельного ознакомления ребёнка с окружающей средой. Дальнейшее развитие двигательных действий усложняет его манипуляции с предметами, ребёнок учится вкладывать их один в другой, нанизывать. Увеличивается разнообразие манипуляций, усложняется конструктивная деятельность с кубиками, пирамидкой, карандашами, бытовыми предметами (чашкой, ложкой, ботинками), ребёнок постепенно учится использовать их по назначению.
Если вначале конструирование носит подражательный характер, то затем постепенно, путём проб и ошибок начинается использование собственных способов. При этом познаются не только предметы как таковые, но и их разнообразные свойства, в том числе относительные характеристики, такие как «больше или меньше» (например, размер колец пирамидки). Ребёнок учится правильно использовать эти свойства.
В расширении возможностей познавательной сферы важная роль принадлежит системе зрительного восприятия. Дальнейшее созревание мозговых структур, участвующих в реализации зрительной функции, способствует развитию операций опознавания и запечатлевания предметов. Дети этого возраста способны узнавать не только знакомые им реальные предметы, но их изображения на картинке. Если ребёнку первого года для опознания целостного образа требовался непосредственный контакт с предметом и интеграция информации, поступающей по разным сенсорным каналам (тактильной, звуковой, обонятельной), к 3 – м годам на основе уже сформированного эталона опознавание может осуществляться только за счёт одного из сенсорных входов, в основном зрительного.
К 3 – м годам дети уже могут научится одеваться и раздеваться достаточно уверенно держать ложку и чашку. В этом возрасте они с удовольствием складывают башню из кубиков, рисуют каракули, играют с игрушками, исследуя, пробуя, познают мир вокруг себя.
Развитие речи и внимания
От первых слов, обозначающих людей, предметы и животных, к двум годам малыши переходят к связной речи, их словарный запас расширяется. Они всё чаще спрашивают: «Что это?». Именно в этом возрасте дети начинают активно произносить те слова, которые слышат.
Маленький ребёнок может повторять всё, что слышит, даже то, что не предназначено для его ушей. Это могут быть грубые слова, ругательства, выражения из рекламных роликов. Дети нередко поизносят их, совершенно не понимая смысла. Однако этот период быстро проходит, важно не акцентировать внимание ребёнка на плохих словах.
В раннем возрасте активно идёт формирование подкреплённых эмоциями возможностей ребёнка опознавать объекты. Это продлевает его взаимодействие с ними, обеспечивает развитие процесса невербальной категоризации, а формирование речевой функции способствует развитию вербальной категоризации.
Показ предмета с его одновременным называнием приводит к развитию номинативной функции слова. Вначале оно связывается с определённым конкретным предметом. Затем, на втором году жизни, обозначение словом распространяется на однородные предметы (не конкретная кукла или машинка, а куклы и машинки вообще). Ребёнок учится опознавать различные предметы, обозначаемые одним словом, и оперировать ими по назначению.
В течение первых лет жизни совершенствуются как понимание речи, так и собственная активная речь ребёнка. Эти процессы стимулируются общением с ним взрослого (особенно матери). Речь начинает включать выражение отношений между людьми, а также между людьми и предметами. Понимание речи опережает развитие активной речевой функции. В 1,5 года ребёнок усваивает около 100 слов, с этого времени у него резко возрастает инициатива речевого общения. Ребёнок постоянно требует называть предметы и старается активно их использовать. К 2 – м годам его словарный запас составляет до 300 слов, к 3 – м – до 1500. Богатство словаря ребёнка зависит не только от его индивидуальных лингвистических способностей, но и от речевого окружения, а также от внимательного отношения взрослых к развитию его речи. При этом речь ребёнка характеризуется выраженным словотворчеством (употреблением изменённых звуковых форм слова, придумыванием автономных слов). При нормальном речевом общении автономная речь постепенно исчезает, ребёнок начинает правильно говорить и пользоваться грамматическими формами, у него формируется языковое чутьё.
На этом этапе происходит дальнейшее развитие регулирующей функции речи. Ребёнок уже способен понять и реализовать довольно большое количество команд – инструкций, в том числе обобщенных, типа «убери игрушки».
Развитие речи и её интериоризация способствуют формированию вербального интеллекта ребёнка. Быстрое развитие речевой деятельности и затруднение её формирования при отсутствии или ограничении речевого общения позволяют расценивать этот период онтогенеза как сенситивный и критический для становления речевой функции.
В возрасте от года до трёх важно использовать все виды деятельности, которые способствуют формированию речи ребёнка: рассказывание сказок, стихов, чтение и обсуждение книг, музицирование и пение. Всё это помогает ему освоить правильное произношение звуков, расширяет словарный запас, стимулирует желание говорить, рассказывать, спрашивать. В это же время у детей появляется особая чувствительность к тону, которым с ним говорят, выражению лица и жестам. Взрослые часто ошибочно полагают, что малыши ничего не понимают, и не следят за своей мимикой, жестами и тоном разговора.
Качественных изменений механизмов регуляции, обеспечивающих внимание ребёнка, на этом этапе не происходит. Преобладает эффект эмоциональной активации, т.е внимание привлекает и поддерживает эмоционально значимый стимул. Внимание ребёнка по-прежнему одноканальное, т.е он может фиксировать его только на одном предмете или действии, но к трём годам оно становится более гибким.
В привлечении внимания по-прежнему велика роль взрослого, ребёнок реагирует на инструкцию, которая даётся лично ему, а не группе. Период фиксированного внимания ещё очень краток.
Игровая и познавательная деятельность
Внимание и желание ребёнка играть, слушать и делать что-либо поддерживаются его собственным успехом, удовольствием и положительной реакцией взрослых. Дети существенно различаются по своему желанию играть в одиночку или в группе. В возрасте 1,5 – 2 лет очень немногие из них способны участвовать в коллективных играх. Ребёнок может играть рядом с другими детьми, но не вместе с ними. Особое внимание малышей привлекает игра детей старшего возраста.
Взаимодействие со сверстниками, особенно в группе, предполагает способность делиться своими игрушками, но до 3-х лет разделение на «своё» и «чужое» является условным. К тому же, для того чтобы научиться этому, необходимы определённый опыт, поддержка взрослых и положительное подкрепление желаемых форм поведения ребёнка.
Способность сотрудничать и откликаться на эмоции во многом зависит от того, в каких условиях растёт ребёнок. Если он окружён заботой, лаской и вниманием, особенно тогда, когда огорчён или нуждается в помощи, то и сам будет готов к сопереживанию.
К 3-м годам дети узнают себя на фотографиях и в зеркале, знают, кто они (мальчик или девочка), начинают разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. В этом же возрасте в их речи появляется всё больше упоминаний о себе в третьем лице, дети часто, но ещё неосознанно используют слова «моё», «мне».
Чаще всего ребёнок играет с другими детьми до тех пор, пока они не начинают посягать на его вещи и игрушки. Для рассматриваемого возраста это нормальная, здоровая реакция, не стоит стыдить и ругать маленького ребёнка за нежелание делиться своими вещами.
Важным моментом в личностном развитии детей является повышенный интерес к собственному телу, они изучают его, им нравится показывать отдельные части. Ребёнок узнаёт много нового о своём теле, задаёт вопросы о его функциях. Не стоит игнорировать эти вопросы, нужно стойко и доходчиво отвечать на них.
В возрасте от 1 до 3-х у ребёнка активно формируются понятия, развиваются творчество, изобретательность. Он учится видеть, различать, сравнивать признаки предметов, группировать их, формируя новые понятия. Абстрактные понятия типа «больше», «меньше», «скоро», «раньше» и тому подобные ему пока недоступны. К 3-м годам он уже не всегда подражает во время игры взрослым или старшим детям, т.к способен придумать свою игру. Ребёнок может достаточно долго играть самостоятельно, если ему интересно, но с трудом концентрирует внимание по указанию взрослого (например, может долго и увлечённо возиться с машинками, но не хотеть рисовать и складывать кубики).
Совершенно не обязательно покупать детям дорогие игрушки, они могут играть с любыми вещами: шишками и желудями, листочками и камешками, ракушками и пластиковыми шариками, баночками, коробочками, прищепками, кольцами, стаканчиками, ложками и прочими предметами, разными по величине, форме и цвету. В этом возрасте для детей очень важны подвижные игры, им необходимо бегать и прыгать, лазать, балансировать, куда-то залезать и слезать и т.п.
Ребёнок часто просит взрослых поиграть с ним, но в ответ слышит: «Поиграй сам». Ещё хуже, если взрослые, включаясь в игру, постоянно поправляют ребёнка, диктуют ему, что и как делать, указывают, что можно и что нельзя. Это сковывает его, отбивает всякое желание играть. Во время совместной игры взрослые должны:
* Ненавязчиво и без диктата предлагать ребёнку новые идеи и варианты игр;
* Предлагать себя в партнёры, но при этом предоставлять ему право лидировать;
* Оказывать помощь, не подчёркивая неумение ребёнка или его пока ещё ограниченные возможности;
* Подчёркивать его успехи, подбадривать;
* Помогать общаться с другими детьми.
Эмоциональное развитие
Дети раннего возраста буквально переполнены эмоциями и чувствами, но ещё не понимают их и разумеется не умеют управлять собой. Они чаще говорят «нет», чем «да», и твердят: «Я сам (сама)». Их настойчивость в желаниях порой выводит взрослых из себя. Взрослые могут научить ребёнка распознавать свои чувства, но только в том случае, если будут спокойны и доброжелательны. Подражание их поведению и действиям – основная форма обучения детей желательному поведению. В ответ на стремление взрослого во что бы то ни стало настоять на своём, ребёнок будет упрямиться, а на крик и грубость – тоже кричать и грубить. Считается, что формирование его личности в значительной степени определяется обращением с ним в семье, характером его взаимодействия с родителями. Доказано, что ответственный, спокойный, и заботливый стиль родительского воспитания помогает ребёнку расти любознательным, общительным, независимым и дружелюбным в период раннего детства. У малышей, страдающих от игнорирования и физически жестокого обращения, появляются искажения и задержки формирования чувства «Я», самоконтроля и социальных навыков.
Важно, чтобы в этот период взрослые соблюдали баланс между количеством свободы, предост