Особенности развития ребенка оставшегося без попечения родителей

Особенности развития ребенка оставшегося без попечения родителей thumbnail

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения

Развитие каждого ребенка зависит от множества факторов: наследственных, врожденных и приобретенных особенностей, окружающей среды. Но есть ряд факторов, которые имеют особое значение, когда мы говорим о развитии ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

Развитие ребенка – обширная и популярная тема, волнующая и родителей, и специалистов разных областей знаний. О развитии детей написано огромное количество статей и книг. В них говорится о периодах развития и о факторах, на него влияющих, к которым относятся, прежде всего, наследственные и врожденные особенности, а также окружающая среда. Все они без исключения одинаково значимы для развития каждого ребенка. Но существует несколько факторов, которые оказывают особенное влияние на детей, по той или иной причине оставшихся без попечения родителей.

Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей

К таким факторам, прежде всего, можно отнести: импринтинг или запечатление образа родителя, привязанность и депривацию.

Период формирования образа родителя (импритинг) у ребенка составляет первые 5 часов его жизни. Это означает, что совместное пребывание ребенка и матери в этот момент является прочной основой формирования будущих отношений, при которых ребенок будет следовать указаниям родителей. В обычной ситуации формирование образа родителя происходит само собой. В ситуации, когда совместное пребывание матери и ребенка невозможно, или мать сама отказывается от него, естественного импритинга не происходит, в результате чего в будущем взрослым придется приложить немало усилий, чтобы стать авторитетной для ребенка фигурой.

Родитель также является для ребенка и первым объектом привязанности. Эти отношения привязанности являются образцом для выстраивания связей с другими людьми. У детей, оставшихся без попечения родителей, эта эмоциональная связь бывает нарушена и поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение раннего периода, во взрослой жизни они часто оказываются неспособны испытывать глубокую привязанность и завязывать с другими людьми любящие, продолжительные отношения.

Третьим фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие ребенка, является депривация или лишение возможности удовлетворения важных потребностей: на уровне ощущений (сенсорном), на уровне формирования картины внешнего мира (когнитивном), на уровне установления эмоциональных связей (эмоциональном) и на уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями (социальном). Достаточное количество стимулов на каждом из этих уровней способствует развитию ребенка, но этого лишены дети в домах ребенка.

Сенсорное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью. Это может вызвать у ребенка состояние психологического дискомфорта, способствовать нарушению ритма сна и бодрствования, сформировать эмоциональную неустойчивость и привести к чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.

Интеллектуальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы развития на сенсорном уровне могут отрицательно повлиять и на следующий когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда он постоянно чувствует заботу и поддержку близких. Всего этого лишены дети, воспитывающиеся в детском доме или в условиях пренебрежения их основными нуждами. Они более тревожны и неуверенны, вследствие чего менее активно осваивают окружающий мир. К тому же их мозгу поступает значительно меньше сигналов от органов чувств (с ними меньше общаются, играют и занимаются), обрабатывая которые, мозг развивается. Поэтому почти у всех детей, оказавшихся в учреждениях, наблюдаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, отсутствие мотивации к обучению, формальное усвоение знаний, неспособность использовать их при решении задач, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Эмоциональное и социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

В силу недостаточного интеллектуального развития дети, воспитывающиеся в учреждениях, довольно часто испытывают трудности в понимании мимики окружающих и интерпретируют ее как враждебную. Поэтому в их поведении могут появляться агрессивные реакции, которые окружающим будут казаться беспричинными. Так же у большинства оторванных от родителей детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, ухудшается эмоциональная регуляция.

Другой проблемой, которую часто выделяют у детей, оставшихся без попечения родителей, является неэмоциональное, безразличное отношение ко всему окружающему. Эти дети характеризуются отсутствием эмпатии и интереса к другим людям, что ведет к выраженным нарушениям в межличностных отношениях, мешает социальному развитию.

Социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, воспитывающиеся в семьях, естественным образом идентифицируют себя с родителями, чувствуют свою принадлежность к роду, семейной истории. И это позволяет им формировать одобряемые обществом модели поведения, выполнять положительные социальные роли: ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Дети, оставшиеся без попечения родителей, с трудом осознают свою идентичность, т.е. кто они или чьи они. Они не имеют положительной модели выстраивания отношений в семье, а значит и не знают, как можно эффективно взаимодействовать с окружающими.

Все эти факторы важно учитывать в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, понимать особенности их развития. Но при этом также важно помнить, что развитие каждого ребенка – процесс уникальный. И во многом от ближайших взрослых зависит то, как успешно это развитие будет происходить.

Евгения Сонина

Источник

Характерные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного возраста

Дети-сироты — это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних. Развитие таких детей, как правило, во многом определяется тем, в каком возрасте это произошло. Чем раньше ребёнок остался без родительской опеки, тем тяжелее сказываются на его личностном развитии последствия сиротства.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) — это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Эта категория делится условно на несколько групп:

  • дети, брошенные, в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребёнка (дети, оставшиеся без родителей с рождения до 3-4 лет);
  • дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам;
  • беспризорные дети — это специфические дети, имеющие опыт жизни «на улице».

Анализ развития детей — социальных сирот, которые составляют абсолютное большинство воспитанников детских домов (около 90%) свидетельствует о том, что неприятие ребёнка родителями приводит к тяжёлым последствиям в развитии маленькой личности.

По свидетельству психологов, у ребёнка с холерическим темпераментом проявляются агрессивность, болезненное честолюбие, быстрая истощаемость нервной системы, подозрительность, завистливость.  Дети-сангвиники становятся сдержанными, осторожными, уступчивыми, скрытными, склонными к страхам и неврастении. У флегматиков развиваются нерешительность, робость, боязливость. Эти отклонения у «отказников» часто закрепляются и трудно поддаются коррекции. Всем им свойственна устойчивая привычка ко лжи. В то же время эти дети склонны в своём поведении подражать дурному примеру своих родителей.

В исследованиях М.К. Бардышевской выделяется несколько групп детей 3-5 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Эти группы детей различаются по степени эмоциональной недостаточности.

  1. «Избегающие» дети. Эта немногочисленная группа детей, характеризуется наиболее тяжёлым эмоциональным состоянием воспитанников.

«Избегающие» дети очень трудно привыкают к жизни в группе, период их адаптации может затянуться на несколько месяцев. Они производят впечатление маленьких дикарей, не умеют общаться с другими детьми, всячески избегают общения со взрослыми, в играх проявляется агрессивная, разрушительная манера общения с игрушками. Чаще всего они стремятся уединяться. Такое поведение «избегающего» ребёнка обусловлено, с одной стороны, страхом, а с другой — несформированностью простых способов установления любого контакта с окружающими. Тяжёлое психологическое состояние такого ребёнка не безнадёжно. Постепенно он привыкает к взрослому, который о нём заботиться, начинает позволять ему устанавливать эмоциональный контакт с ним, хотя вне такого контакта ребёнок чувствует себя спокойнее.

  1. «Цепляющиеся» дети находятся в более благополучном эмоциональном состоянии, чем «избегающие» дети. Как правило, это отказные дети с рождения. Такой ребёнок активно стремиться к контакту со взрослым. Однако этот контакт носит примитивный характер. Ребёнок прижимается, «ластится» ко взрослому. Самое важное для него — это как можно дольше оставаться в защищённом положении, например, на руках у взрослого. «Цепляющийся» ребёнок доверяет взрослым, даже малознакомым. Он ищет в них источник эмоционального тепла и защиты. С необыкновенным упорством такой ребёнок пытается возобновить контакт со взрослым, если тот пытается его завершить. «Цепляющиеся» дети способны обеспечить себе минимальную степень эмоциональной безопасности за счёт элементарной реакции привязанности к взрослому.
  2. Дети с «недифференцированными» привязанностями — это самая большая группа детей. Им свойственны поверхностные, неупорядоченные, легко меняющиеся эмоциональные связи. Способы общения со взрослыми у этих детей достаточно развиты и разнообразны, но они не используются для образования более глубоких и устойчивых связей. У детей с «недифференцированными» привязанностями наблюдаются отдельные способы контакта со взрослыми, образуя более сложные формы поведения, которые практически недоступны детям из двух предыдущих групп. Такой ребёнок в психологическом плане более собранный и гармоничный, чем «цепляющийся» ребёнок. Для этих детей тактильный контакт со взрослым важен как источник удовольствия от совместного общения, а не как средство для нейтрализации страхов и тревоги. Они могут самостоятельно прекратить контакт, насытившись общением, рано утрачивают непосредственность в эмоциональных реакциях на взрослого, довольно точно ориентируясь в его настроениях и приспосабливаясь к ним. Дети, воспитывающиеся в одной группе с первых месяцев жизни, проявляют заботу друг о друге, бояться разлуки. Это отношение не распространяется на остальных детей, не входящих в число близких друзей. Для ребёнка с «недифференцированными» привязанностями другие дети — только партнёры по играм.
  3. «Амбивалентные» дети — это дети с противоречивой, конфликтной привязанностью к взрослому. В эту группу входят не только «отказники», но и дети, поступившие в детские дома и имеющие опыт жизни в семье. Привязанность таких детей к взрослым формируется поэтапно. Эмоциональная связь со взрослым не даёт такому ребёнку ощущения безопасности. Привязанность «амбивалентного» ребёнка к взрослому является более зрелой по сравнению с привязанностями большинства отказных детей.
  4. «Социально-тревожные» дети — это дети, имеющие ранний опыт жизни в семье. Эмоциональная привязанность таких детей близка к норме. Они сильно привязываются к воспитателю, который уделяет им много внимания. Однако им свойственны глубокая, устойчивая избирательная привязанность к «своему» взрослому и страх перед чужими.
  5. «Гармоничные» дети — это дети, также имеющие ранний опыт жизни в семье. Формирование эмоциональной привязанности у них протекает нормально, формируется сеть привязанностей.

Таким образом, проблемы эмоциональной депривации оказывают сильнейшее негативное воздействие на личностное развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Серьёзной проблемой воспитания детей в условиях детского дома является вопрос половой идентификации социализации детей.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.

У детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа (детские дома, дома-интернаты) присутствует ряд особенностей. Среди них на первом месте отставание сенсорного развития (поздняя фиксация взгляда — после 5-6 мес.), на втором — предметного (игра наблюдалась после 11-12 мес.), на третьем — речевого.

Отмечается низкая интеллектуальная работоспособность, повышенная пресыщаемость и потребность в смене впечатлений (новые игрушки), быстрое угасание интереса, при исчезновении объекта из поля зрения ребенка. Также выявлена задержка формирования понимания формы, цвета, величины предмета.

Речь детей-сирот характеризуется логопедами, как речь с низким уровнем фонетического и лексического развития. У детей ограниченное или полное отсутствие обобщающих слов. Словарь очень скуден и ограничен бытом, в следствии ограниченности контактов.

Детям дошкольного возраста свойственны более сложные формы потребности в общении (в сотрудничестве, в уважении, в сопереживании). Но у воспитанников детского дома потребность во внимании и доброжелательности остается доминирующей на протяжении всего дошкольного возраста. Потребности в сотрудничестве, стремление и способности что-либо делать вместе с взрослым у дошкольников детского дома практически не наблюдается. Дети испытывают острую потребность во внимании и доброжелательности взрослого, характерную для ситуативно-личностной формы общения. Младшие школьники в детском доме стремятся в максимально степени быть послушными, дисциплинированными, стараются угодить взрослому. Ведь если в семье ребенок ощущает себя любимым, хорошим ценным для окружающих практически в независимости от своего поведения, то в детском учреждение интернатного типа, положительное отношение взрослого ребенок должен, как правило, заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками. Потребность в положительном отношение взрослого сталкиваются с глубоко фрустрированностью в потребности в интимно-личностном общении с ним, что в сочетании с неотработанностью адекватных форм общения со взрослыми создает чрезвычайно сложную, противоречивую картину этого общения. В общении со взрослыми большинству дошкольников-сирот свойственна своеобразная форма общения, которая отвечает лишь потребности в непосредственных (тактильных) контактах со взрослым. Ребёнок-сирота выделяет из окружающего пространства преимущественно взрослого человека и пытается восполнить свои нереализованные потребности в любви и ласке, внимании и доброжелательности посредством тактильных контактов. Это, в свою очередь, задерживает развитие ведущей в раннем возрасте предметной деятельности. У дошкольников в детских домах выявляются значительные трудности «вхождения в человеческую культуру» по всем определяющим направлениям. Вместе с тем известно, что именно дошкольный возраст в онтогенезе человека имеет огромное значение для его социализации, поскольку ребёнок 3 — 7 лет наиболее открыт для постижения различных аспектов общественных взаимодействий. Это обуславливает необходимость раннего включения детей-сирот в процесс коррекционно-педагогических воздействий для обеспечения нормализации их социального развития .

С началом учебы у детей-сирот сразу же выявляются проблемы в сферах:

  • приобретения школьных навыков,
  • неготовность к усвоению программы массовой школы,
  • недоразвитие ряда психических функций: речи, пространственного гнозиса, моторики (в т. ч. и тонкой)
  • детренированность способностей к усилиям, работе, терпению, преодолению трудностей,
  • общий психический и физический инфантилизм,
  • нарушения внимания (краткое сосредоточение), утомляемость,
  • отсутствие познавательного интереса.

У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. В 15-18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома практически в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу — это начать скитаться. К статусу сироты добавляется статус мигранта (как социологическое понятие), а стало быть, статус чужака. Дети-сироты становятся мигрантами в раннем возрасте, и сохраняют этот статус в течение многих лет, доказывая, что миграция не географический факт, а социальное явления. Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставлять себя им.

Даже если детей-сирот усыновляют, то внутри новой семьи они сталкиваются с массой проблем, которые даже взрослые без помощи психолога, патронажной службы не мог решить эффективно. Ведь с дошкольного возраста у этих детей формируются иные представления о том, какой должна быть семья и какое место должен занимать в ней ребенок. Еще большие трудности ожидают неусыновленных детей-сирот, которые по окончании интерната, не могут самоопределиться, чувствуют себя как бы «ущербными» в мире, потому что не понимают, как вести себя в той или иной ситуации. Безусловно, социализация в настоящее время поставлена на первый план, но почему она не дает эффективных результатов, можно понять лишь тогда, когда попытаешься хотя бы узнать их проблемы ближе, в процессе общения с самими детьми.

Список использованной литературы:

  1. «Психическое развитие воспитанником детского дома. » Под редакцией И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской.
  2. А.Ш. Шахманова «Воспитание детей-сирот дошкольного возраста.»
  3. Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме.

Источник