Особенности развития ребенка на третьем году жизни

Психологическое развитие ребенка на втором году жизни

Двухлетний малыш — беспомощный и эмоциональный, а трехлетний — уже самостоятельный маленький человечек. Всего за 12 месяцев в психике ребенка происходят разительные перемены, к которым родители не всегда готовы. Чтобы правильно строить и постепенно изменять отношения со своим чадом, изучите психологические особенности третьего года жизни.

Совершенствование детской речи

После второго дня рождения ребенок начинает активно расширять свой словарный запас, за год он увеличивается в среднем до 1,5 тысяч слов. Малыш уже строит предложения из нескольких слов, употребляет практически все части речи и правильно использует падежи, рода и числа. На этом этапе можно мягко поправлять кроху, если он допускает ошибки в речи, чтобы они не закреплялись и не сохранялись до школьного возраста.

Многие детки старше двух лет любят озвучивать все свои действия. Так они тренируют свою речь, внимание и память. Даже если непрекращающийся детский монолог вас раздражает, проявите терпение и не запрещайте крохе разговаривать. Чем больше он будет тренироваться, тем четче и правильнее будет его речь.

Малыши «впитывают» слова из разговоров окружающих их людей, потому постарайтесь стать для своего чада хорошим примером. Ни в коем случае не ругайтесь и не ссорьтесь в присутствии ребенка. Старайтесь использовать правильные речевые конструкции, больше читайте с крохой, чтобы расширять его словарный запас.

Отличным признаком умственного развития ребенка считается вопрос «Почему?», заданный в возрасте 2,5-3 лет. Возникновение таких вопросов свидетельствует о том, что малыш задумывается о причинах событий, размышляет о том, как устроен мир. Не отмахивайтесь от почемучки, уделите время тому, чтобы понятно и подробно ответить ему. Чем лучше вы будете отвечать на вопросы, тем активнее будет совершенствоваться интеллект вашего чада.

Если вы хотите пораньше начать обучение малыша, самое время этим заниматься после двух лет. Кроха отлично запоминает короткие стишки и песенки. Во время длительного ожидания его можно развлекать загадками о знакомых цветах, животных, природных явлениях.

Психология детского рисунка: тесты и интерпретация.

Эволюция игры в жизни ребенка

У двухлетнего малыша активно развивается воображение и фантазия. Он может придумывать сюжеты для своих игр и подбирать для них нужные игрушки. Фантазия помогает крохе составлять сценарий игры из нескольких последовательных действий, цепочки которых со временем становятся все длиннее.

Переломным моментом для психики ребенка становится начало ролевых игр. Сначала он «примеряет» на себя действия окружающих. Например, имитирует, как мама готовит еду на кухне, или как папа ездит за рулем автомобиля. Позднее малыш вживается в роль, становится то врачом, то продавцом, в мельчайших подробностях повторяя увиденные действия и придумывая новые ситуации.

В это время родителям нужно внимательно следить за своим поведением. Если вы хотите, чтобы малыш вел себя спокойно и не кричал, не устраивайте в его присутствии семейные скандалы. Станьте положительным примером для своего чада, ведь в этом нежном возрасте именно родители проводят больше всего времени с ребенком.

К трем годам малыш проявляет активный интерес к общению со сверстниками. Ребенок уже знает основы правильного поведения в обществе, потому ведет себя дружелюбно, готов делиться игрушками и затевать совместные игры. Отдельные сверстники вызывают у малютки симпатию, общение с ними доставляет ему особое удовольствие.

Самосознание и развитие самостоятельности

Третий год жизни — это период начала формирования личности ребенка. Он желает проявить свое «Я», у него появляются чувства самолюбия и гордости за успешно выполненные задания. Кроха хочет угодить взрослым, показать себя с лучшей стороны, чтобы заслужить похвалу.

Позволяйте своему чаду выполнять как можно больше действий самостоятельно, ведь он уже может без труда орудовать столовыми приборами, собирать игрушки и одеваться.

Предоставляйте малютке право выбора и достаточную свободу действий, чтобы он почувствовал себя равноправным членом вашей семьи.

Если же малыш намерен сделать что-то опасное или способное навредить окружающим, вы уже не сможете отвлечь его, как раньше.

После двух лет нужно использовать тактику уговоров и объяснений.

Деликатно, но твердо поясните крохе, почему определенные действия недопустимы в обществе. Обращайтесь с ним как с личностью, и ребенок прислушается к вашим словам.

Иногда возникают ситуации, в которых малыш отказывается выполнять давно знакомые ему действия, просит, чтобы его покормили или одели. Причиной такого поведения может быть нехватка внимания и ласки со стороны мамы и папы. Если родители проводят мало времени со своим чадом, он может попытаться прикинуться маленьким, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. С другой стороны, малютке может быть скучно выполнять однообразные действия, если вы своевременно не предложили ему более сложные задания. Деткам нравится все новое и необычное, а рутинные занятия, которые они давно освоили, кажутся неинтересными.

К трем годам ребенок может становиться упрямым, если вы строите свое общение с ним неправильно. Важно прислушиваться к желаниям крохи, уважать его потребности как личности. Любая насмешка или обида воспринимается в этом возрасте особенно остро. Поэтому для избежания конфликтных ситуаций нужно подробно объяснять малышу свои действия, учиться с ним договариваться.

Период раннего детства заканчивается к третьему дню рожденья вашего малыша, и он переходит в ранг младших дошкольников. Ребенок требует большей самостоятельности, активно развивает свои речевые навыки и учится примерять на себя роли взрослых. Относитесь к малютке, как к самостоятельной личности, чтобы свести к минимуму кризис трех лет.

Психологическое развитие ребенка: с рождения до трех лет

Источник

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник

Особенности развития ребёнка на третьем году жизни

Назирбекова Ирина

На что необходимо обратить родителям внимание, чтобы обеспечить ребёнку психофизическое благополучие на третьем году его жизни? Отечественные и зарубежные учёные пришли к выводу, что третий год жизни ребёнка особенно благоприятен для развивающей педагогики. Поэтому если вы хотите приобщить ребёнка к математике, музыке, пению и живописи, то не упускайте времени сейчас, не забывайте, что основы его будущих способностей закладываются именно в этот возрастной период.

2 года – 2 года 6 мес.

Действия. Сам одевается, кроме застегивания пуговиц и шнуровки ботинок.

Поведение. В играх ребёнка уже выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, затем баюкает и укладывает её спать. Выполняет двухэтапную инструкцию, например, «пойди в кухню, принеси чашку». Целый день остаётся чистым.

Речь. Говорит многословными предложениями из 3–5 слов. Активный словарный запас уже 50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет своё имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы.

2 года 7 мес. – 3 года

Действия. Полностью сам одевается и застёгивает пуговицы. Обувается и с помощью взрослого завязывает шнурки.

Может несколько секунд постоять на одной ноге.

Поведение. Использует воображение в игре (стул – машина, кубик – мыло). Возможны игровые действия и без предметов. Появляются ролевые игры – например, играя с куклой, говорит: «я – мама», «я – доктор».

Может участвовать и в коллективной ролевой игре под руководством старших: «ты будешь зайчик».

Собирает пирамидку с учётом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом. Называет четыре основных цвета.

Выполняет элементарные рисунки карандашом. Лепит простые фигурки из пластилина.

Понимает прочитанные короткие сказки, что видно по мимике и ответам на вопросы.

Речь. Называет имена родителей. Часто задаёт вопросы («почемучка»). Говорит о себе «я». Речь использует с целью объяснения и размышления.

Новым в этом периоде можно считать интенсивное развитие у ребёнка воображения, особенно во второй половине года (от 2,6 до 3 лет). Это значит, что ребёнок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, он может показать, как мышка тихо-тихо бегает на лапках (встаёт на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идёт мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т. п. С развитием воображения и памяти у него появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование и игра (ролевое поведение) и др. Вам следует обратить особое внимание на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребёнка. Эти виды деятельности способствуют развитию отражательной способности мозга, а следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности и формированию интеллекта.

К трём годам в речи ребёнка может присутствовать уже 1200–1500 слов и более. Появляется сложная функция – умение строить фразу из 3–4 слов. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, которые относятся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения.

В этом возрасте ребёнок очень «чувствителен» к поступкам и действиям окружающих. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводя взгляд с одного на другого. Ему интересны их рассуждения. Ребёнок не только следит за разговором родителей, но и пытается менять ход их мыслей и умозаключения. Постигая на своём уровне логику поступков и действий взрослых, малыш «учится жить». Именно поэтому в присутствии ребёнка 2–3 лет не должны происходить семейные конфликты. Он не должен стать свидетелем бурных сцен и неблаговидных поступков взрослых.

Родители для малыша по-прежнему представляют высший образец для подражания, хотя теперь ребёнок имеет хоть и небольшой, но уже достаточный социальный опыт. В более ранние периоды детства, в нежелательных ситуациях безотказно действовал метод отвлечения или запрета. А теперь при решении проблемы эффективнее действует метод сотрудничества.

У ребёнка возникает и потребность в общении со сверстниками, а так как сюжетно-ролевая игра требует участия партнёра, то малышу нужно взаимодействовать с детьми своего возраста. Сюжетная игра в первой половине третьего года более развёрнута по содержанию. Но, хотя малыш и отображает действия близких людей (мамы, бабушки, отца), но пока не берёт на себя исполнение роли.

Во второй половине года он уже с увлечением участвует в ролевых играх, отражая в игре свой жизненный опыт. Он выполняет в условном игровом плане действия взрослых в виде ролей мамы, доктора и др.

В этом возрасте причиной возникновения детского негативизма в отношениях со взрослыми является отсутствие удовлетворения стимула «Я сам!» Это свидетельствует лишь о неправильной линии воспитания, которое не учитывает важнейшего стимула ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Физиология развития ребенка
Растущий организм ребенка проходит определенные возрастные периоды: грудной, преддошкольный, дошкольный, младший школьный, средний и старший школьные возрасты. Каждый из названных возрастных периодов характеризуется своими специфическими

Особенности периода развития
Дошкольный период (3–7 лет)
Для этого периода характерно первое физиологическое вытяжение, нарастание массы тела несколько замедляется. Выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных. В этот период иммунная защита достигает известной

Особенности психофизиологического развития
Старший школьный возраст, т. н. подростковый период (с 12 до 17–18 лет), характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек это период бурного полового созревания, для юношей – его начало. Это препубертатный

Физиология развития ребенка
Растущий организм ребенка проходит определенные возрастные периоды: грудной, преддошкольный, дошкольный, младший школьный, средний и старший школьные возрасты. Каждый из названных возрастных периодов характеризуется своими специфическими

Особенности периода развития
Дошкольный период (3–7 лет)
Для этого периода характерно первое физиологическое вытяжение, нарастание массы тела несколько замедляется. Выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных. В этот период иммунная защита достигает известной

Особенности психофизиологического развития
Старший школьный возраст, т. н. подростковый период (с 12 до 17–18 лет), характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек это период бурного полового созревания, для юношей – его начало. Это препубертатный

Особенности развития игры аутичного ребенка

Предметная игра
Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей

2.10. Ступени развития ребенка
С первых дней жизни ребенок обучается жить у своих родителей, все приобретенные при этом навыки понадобятся ему во взрослой жизни. От того, чему он научился, во многом зависит его будущая жизнь. Весь этот детский опыт можно разделить на

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологических процессов в организме и непрерывная адаптация его к функциям внешней среды.Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА
У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6-7-й неделе беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недостаточно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожно-жировом слое.Мышцы детей

II. Особенности физического развития
1. Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.2. Все виды деформаций верхних

Примерные нормы нервно-психического развития ребёнка второго года жизни
Назирбекова Ирина Главной целью ребёнка второго года жизни продолжает выступать познание окружающего мира. Малышом руководят два основных стремления: удовлетворение собственных потребностей и

9 месяцев развития ребенка по Звезде Магов Главные этапы внутриутробного развития ребенка под влиянием планет, соответствующих 9 месяцам беременности. Что делать для того, чтобы наш малыш впитал лучшие качества, поданные планетами-покровителями.
В следующих главах мы

Елена Сосорева
Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ РЕБЕНКА НА ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ
Мы всегда сначала выясняем один вопрос: как вы считаете, до какого возраста мама должна кормить ребенка грудью? «Как на работу пойдет», «пока не будет готова мама», «чем дольше тем лучше» – это до 18 лет? Короче, мнения

ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Сейчас мы с вами рассмотрим развитие детеныша от года до трех ориентировочно по месяцам. Хочу сразу сказать, что все то, что мы говорим о каком-то месяце, важно, чтобы ребенок сделал шаги в возрастном развитии где-то в ближайшем окружении. За 2

Источник