Особенности развития ребенка грудного возраста

Особенности развития ребенка грудного возраста thumbnail

Рост и развитие грудного ребенка, вес

При рождении ребенок имеет рост 48—54 сантиметра и вес 2800—4000 граммов.

На первом году жизни ребенок растет и развивается особенно быстро.

Так, например, вес грудного ребенка к 5—6 месяцам удваивается, к концу первого года жизни увеличивается в 2′ 1/2—3 раза, а рост — в 1- 1’1/2раза. В возрасте одного года ребенок уже весит 9—10 килограммов и рост его равен 72—75 сантиметрам.

Кожа, кости и мышцы

Кожа грудного ребенка и слизистые оболочки рта, носа, глаз, половых органов очень нежны и топки. Близко от поверхности слизистых оболочек и кожи разветвляется большое количество кровеносных сосудов, богато снабжающих их кровью.

При плохом уходе и при опрелостях через мельчайшие ссадины и царапины на коже и слизистых оболочках микробы легко попадают в организм ребенка и могут вызвать гнойничковую сыпь и чирьи на коже, а также молочницу (белые круглые пятна) и язвочки во рту, причиняющие ребенку боль и мешающие ему сосать.

Цвет кожи у грудного ребенка бледно розовый. Под кожей у него постепенно развивается жировой слой, придающий округлость формам, нежность, упругость коже. На теле появляются ямочки, на руках и ногах — перетяжки. Это доказывает, что ребенок хорошо развивается ч правильно питается.

Плохое развитие жирового слоя показывает, что ребенок питается недостаточно и неправильно.

Кости новорожденного ребенка содержат мало известковых и других солей и состоят большей частью из хрящевых тканей. Поэтому они не так плотны, как у взрослых, и при давлении могут изменять форму. Кости черепа у маленьких детей еще не срослись, и на темени между костями есть место, где мозг прикрыт только мягкими тканями. Это «большой родничок». Постепенно у грудного ребенка в костях откладываются соли, весь скелет его становится крепче, плотнее. К году или к полуторагодовалому возрасту зарастает и «большой родничок». С 6—7 месяцев начинают прорезываться зубы.

Мышцы у грудного ребенка в первые месяцы жизни развиты еще очень слабо. Для нормального развития и укрепления мышц нужно, чтобы ребенок правильно питался, имел возможность свободно двигаться, много гулял. Чем больше у ребенка свободы для движения, тем быстрее крепнут его мышцы и тем лучше он развивается.

При уходе за ребенком мать должна учитывать особенности его скелета и мышц. Завертывать ребенка надо так, чтобы не сдавливать грудь, руки и ноги. Ни в коем случае нельзя употреблять свивальники, лишающие ребенка возможности двигаться.

Очень важно правильно держать ребенка па руках. Пока у него еще не окреп позвоночник и мышцы спины, его нельзя держать в сидячем положении, сажать в креслице или в подушки.

Когда ребенок начинает ползать, нужно особенно следить за чистотой пола, расстилать на полу старое чистое одеяло, на котором ребенок мог бы играть.

Нельзя ставить ребенка на ноги и учить его ходить, пока он сам не начнет становиться в кроватке и ходить, держась за перила.

Органы пищеварения грудного ребенка

В первые месяцы жизни ребенок может только сосать и глотать жидкую пищу; во рту у него нет зубов, жевать он еще не способен. Зубы начинают появляться у ребенка с б—7 месяцев. К году у него бывает 8 передних зубов-резцов; к 1 !/2 годам прорезываются еще коренные зубы и клыки, а к 2 годам у ребенка имеется 20 зубов. Прорезывание зубов не вызывает у ребенка каких-либо заболеваний, как думают некоторые матери. Однако если при появлении зубов у ребенка наблюдаются признаки нездоровья, родители должны обязательно обратиться к врачу и не успокаивать себя тем, что это болезненное состояние само собой пройдет, когда прорежется зуб.

В первые месяцы жизни грудное молоко является для ребенка лучшей пищей, к перевариванию которой приспособлены его пищеварительные органы. Только постепенно желудок и кишечник ребенка приобретают способность переваривать коровье молоко и другую пищу.

Порядок прорезывания зубов у ребенка

Порядок прорезывания зубов у ребенка.


первые месяцы жизни испражнения (стул) ребенка, находящегося па грудном вскармливании, имеют ярко-желтый цвет и густоту яичного желтка и не обладают неприятным запахом. Иногда в первые два месяца испражнения ребенка напоминают рубленые яйца с зеленью, но ребенок при этом может оставаться здоровым; к 3—4 месяцам стул становится нормальным. Если же при этом ребенок беспокоен и не прибавляет в весе, нужно обратиться к врачу.

В первые два месяца стул у ребенка бывает от 2 до 6 раз в сутки, а потом он становится все реже, и к 12-месячному возрасту ребенок испражняется 1—2 раза в сутки.

При неподходящей пище, слишком частом или слишком обильном кормлении, несоблюдении чистоты при кормлении у ребенка может возникнуть понос и рвота.

Кроме того, при слишком частых кормлениях или перекорме у ребенка вследствие скопления газов появляются боли в кишечнике. Он кричит, не может спать. Нередки случаи, когда неопытная мать, не понимая причины крика ребенка, решает, что он остался голодным, и начинает успокаивать его, снова прикладывая к груди. Этим она только ухудшает его состояние.

Часто у грудных детей наблюдается срыгивание; во время кормления или после него через рот выливается небольшое количество грудного молока. Если при этом ребенок чувствует себя хорошо, по теряет в весе, мать может не беспокоиться — после 3—4 месяцев это явление постепенно само прекратится. Если же ребенок беспокоен, не прибавляет в весе, нужно обратиться к врачу.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка ленинский район

Органы дыхания грудного ребенка.

Нос, зев, дыхательное горло, бронхи грудных детей покрыты тонкой, нежной слизистой оболочкой. Микробы, попадающие с загрязненным воздухом на слизистые оболочки дыхательных путей, могут вызвать у ребенка такие опасные болезни, как, например, грипп, коклюш, корь, воспаление легких.

Грудная клетка маленького ребенка при вдохе расширяется незначительно: дыхание у ребенка не глубокое, как у взрослого, а поверхностное. Поэтому ребенок дышит гораздо чаще, чем взрослый. Нужно иметь в виду, что при тугом пеленании, а особенно при употреблении свивальников, еще неокрепшая, податливая грудная клетка ребенка сдавливается и в результате нарушается правильное дыхание. Особенно вредно тугое пеленание при заболевании дыхательных органов — бронхите, воспалении легких.

Нервная система

Рост, развитие и работа всех органов ребенка в значительной мере зависит от состояния центральной нервной системы. А на развитие нервной системы и особенно головного мозга в огромной степени оказывает влияние обстановка, в которой растет ребенок. Этому развитию способствуют и движения ребенка, и то, что он видит и слышит, и те впечатления, которые он получает при общении со взрослыми.

Под влиянием развития головного мозга и всей нервной системы беспорядочные и бессознательные движения новорожденного постепенно заменяются у грудного ребенка более осмысленными, целесообразными движениями.

На втором месяце жизни ребенок поднимает голову, в 2—3 месяца удерживает ее в вертикальном положении, а в 3 месяца поворачивается на бок и лежит на

животе; с 4—5 месяцев берет в руки различные предметы.

В 5—6 месяцев ребенок делает попытки садиться, в 7 месяцев сидит самостоятельно. Сажать ребенка можно лишь тогда, когда он будет в состоянии сидеть без поддержки. В 8 месяцев ребенок уже может ползать и вставать в кроватке, в 10 месяцев он ходит, держась за руку взрослого, а в 12 месяцев большая часть детей делает первые самостоятельные шаги.

Одновременно с развитием движений у ребенка начинает развиваться речь. К году он уже вполне сознательно произносит некоторые слова.

Для того чтобы нервная система ребенка развивалась нормально, надо предоставлять ему возможность больше двигаться, давать соответствующие его возрасту игрушки, подвешивая их над кроваткой так, чтобы он мог их ловить, хватать руками и притягивать к себе. Нужно развлекать ребенка, чаще гулять и разговаривать с ним.

При правильном уходе, питании и воспитании грудной ребенок спокойно спит, с аппетитом ест в положенные часы, хорошо прибавляет в росте и весе, мало болеет и нормально развивается.

Примечания

См. также

  • Течение послеродового периода
  • Особенности развития новорожденного

Источник

На чтение 12 мин.

Особенности развития детей грудного возраста

Особенности развития ребенка грудного возраста

Грудной ребенок – это ребенок в возрасте до 1 года. И просто удивительно, какие колоссальные изменения происходят в этот, казалось бы, короткий период. Вот кроха еще совсем мал и не умеет управлять своим телом, криком сообщает маме о своих желаниях, а пройдет совсем немного времени, и перед нами уже малыш с практически осознанными умениями и требованиями. О том, что же происходит в эти 12 месяцев, как развивается ребенок, рассмотрим ниже.

Развитие движений

Малыши, как известно, рождаются с минимумом безусловных рефлексов – сосательным, хватательным, рефлексом переступания… Что же происходит дальше?

К 1-3 месяцам кроха начинает удерживать головку.

К 4 месяцам он уже вовсю пытается перевернуться со спины на бок, а позже и на живот, старательно берет погремушки, тянется к ним, становится очень любознательным.

К 5 месяцам ребенок начинает ползать, подтягивая ноги к животу и смешно выгибая спинку. Но это не всегда получается.

К 6-6.5 месяцам малыш начинает сидеть, встает в кроватке на коленки, держась за перекладины. На улице, когда едет в коляске, внимательно изучает все вокруг. Ему интересны собаки, пробегающие мимо, проезжающие с шумом машины, голуби, клюющие зерно неподалеку.

В 7-8 месяцев ребенок уже смело встает в кроватке, ходит вдоль перил, держась руками.

Пройдет еще немного времени, и к 10-12 месяцам малыш начнет самостоятельно ходить.

Каждый день для грудного ребенка – это новое открытие, новое умение. Любящие мамины глаза замечают малейшие изменения в поведении малыша и ждут новых достижений. Но не стоит забывать, что все дети разные: кто-то в пять месяцев начинает сидеть, кто-то только в семь. Это естественно! Не стоит торопить события, нужно наслаждаться каждым моментом!

Развитие речи

В течение года наряду с развитием движений малыша происходит развитие речи.

В первые полгода ребенок много гулит, визжит, смеется, произносит простые звуки типа «а, «агы», «гы» и др.

В возрасте от 6 до 9 месяцев малыш начинает произносить звуки очень похожие на «ба», «ма», «ама».

А вот около 10-12 месяцев уже происходит повторение звуков за взрослыми. Может говорить «ма-ма», «ба-ба», «дай». В возрасте одного года как раз и произносятся малышом первые осмысленные слова.

Стоит отметить, что с самого рождения малыш воспринимает обращенную к нему речь взрослых, но это восприятие больше относится к интонации. Ласково сказанные слова малыша успокаивают, напротив, раздраженный тон или повышенный голос в разговоре между взрослыми могут его напугать.

В 6 месяцев малыш чаще всего начинает отзываться на свое имя, улыбаться.

Ближе к 7-8 месяцам ребенок уже начинает понимать, когда ему говорят «Иди ко мне» и начинает тянуть ручки. В этом же возрасте малыш начинает реагировать на запреты. Слово «нельзя» заставляет ребенка оторваться от ненужного занятия.

Читайте также:  Как описать развитие речи у уо ребенка

К году малыш сможет в ответ на ваш жест прощания и слова «пока-пока», помахать вам ручкой.

Чтобы речь развивалась быстрее, нужно чаще разговаривайте с малышом, петь песенки, читать стихи. Сопровождайте ваши действия присказками, детскими прибаутками. Ведь, если мама молча меняет подгузник и купает, не стоит ожидать, что ребенок рано заговорит.

Особенности развития ребенка грудного возраста

Появление зубов

Одним немаловажным моментом в развитии детей грудного возраста является появление зубов. Не всегда это происходит гладко. Обильное слюноотделение, плаксивость, а иногда и повышение температуры, могут сопровождать прорезывание особенно первых зубов. Однако стоит отметить, что температура, насморк или кашель сопровождающий прорезывание зубов, связаны, с ослабленным иммунитетом в результате происходящих в организме изменений. Старайтесь избегать сквозняков и лишней инфекции в данные периоды.

Сначала у крохи появляются два нижних резца, чаще это происходит в 6-7 месяцев, но может и раньше и позже, это зависит от особенностей ребенка. Через пару месяцев появляются два верхних резца.

В возрасте 10 месяцев у малышей чаще всего прорезываются еще два верхних боковых резца.

И к году – появляются два нижних боковых. Таким образом, в возрасте одного года у малышей обычно бывает 8 зубов. Но это вовсе не обязательно. Не стоит бить тревогу, если к 12 месяцам у вас нет восьми зубов. Повторюсь, все дети разные. У некоторых только в 1 года появляются первые зубы. И это вовсе не повод для паники.

Развитие зрения и слуха

В течение всего года происходит и развитие слуха и зрения у малышей. Уже в первые дни после рождения дети начинают реагировать на резкие звуки, вздрагивают, мигают глазками. Уже к одному месяцу малыш способен реагировать на голос, находящихся рядом людей, он прислушивается, затихает, если слышит рядом голос мамы. К 3 месяцам ребенок уже способен повернуть головку в сторону, из которой идет звук, поискать глазами говорящего человека. Ближе к полугоду малыш уже легко различает голоса говорящих, всегда узнает голос мамы, папы или старших братьев и сестер, слышит музыку. Ближе к году начинает подтанцовывать под мелодии.

Относительно зрения стоит отметить, что малыши уже в возрасте одного месяца могут сосредотачивать взгляд на предмете или лице человека, может следить за плавно перемещаемой погремушкой.

В 4-5 месяцев кроха уже легко переводит взгляд с одного предмета на другой. Узнает себя в зеркале, улыбается.

В возрасте полугода рассматривает предметы, находящиеся вокруг него, как дома, так и на улице.

К году, разглядывая фотографии, можете заметить, что малыш узнает изображенных знакомых ему людей.

Подводя итоги, стоит отметить, что самой важной особенностью грудного возраста является то, что малыш полностью зависит от взрослого, от мамы и папы, которые удовлетворяют его желания, психические и физические потребности. Именно благодаря взрослым кроха познает этот мир, делает свои первые шаги. В наших силах дать ему как можно больше возможностей для познаний и достижений. Ведь первые двенадцать месяцев – это начало, старт, которые имеют непосредственное влияние на будущую жизнь малыша. Поэтому давайте уделим как можно больше внимания и заботы нашим детям. И насладимся этими самыми важными и самыми запоминающимися моментами развития ребенка.

Для стимулирования развития пяти чувств у новорожденных и детей возраста до 1 года ведущими специалистами был разработан специальный комплекс упражнений. Представленные упражнения-игры достаточно просты по технике выполнения, а потому их проведение не доставит родителям много хлопот.

Для развития органов зрения у малыша проводите следующие упражнения. Читать далее »

Дети возраста 8 месяцев активны и подвижны. Они уже умеют ползать, а некоторые уже учатся ходить. Для того чтобы укрепить мышцы, можно воспользоваться приведенным ниже комплексом упражнений.

1. Одной из самых любимых игр малышей 8-12 месяцев становятся прятки. Малыш с удовольствием ищет спрятавшегося за стулом взрослого и искренне радуется, когда находит его. После этого можно попросить ребенка самому спрятаться. Читать далее »

Игры, проводимые с детьми 6—8 месяцев, направлены на развитие навыков ползания и в дальнейшем ходьбы. Начальный комплекс таких упражнений может состоять из 6 упражнений.

1. Сядьте на стул, положите одну ногу на другую и посадите на нее малыша. Придерживая ребенка за руки, осторожно качайте его, то убыстряя, то замедляя темп. Такая игра поможет развить у ребенка чувство равновесия. Читать далее »

Комплекс упражнений-игр, предназначенный для детей 3-6 месяцев, более сложный, чем для малышей предыдущего возраста.

1. Положите ребенка на колени и, придерживая его под спинку, качайте влево-вправо. Во время проведения упражнения можно разговаривать с малышом или напевать песенку. Читать далее »

Начиная с возраста 1 месяца малыши становятся более активными. В этот период проведите с ребенком игры, описанные ниже.

1. К потолку или невысокой перекладине прикрепите небольшой мячик, подвешенный на резинке. Малыша положите так, чтобы игрушка находилась в поле его зрения. Толкните мячик. Движущийся предмет обязательно заинтересует юного исследователя. Пройдет немного времени, и он сам сможет достать его и заставить прыгать. Читать далее »

Многие родители часто сетуют на то, что не знают, чем занять маленького вездесущего озорника. Более того, считается, что новорожденные и дети до 6 месяцев вовсе не нуждаются в игрушках и играх. На самом деле это не так. Начинать играть с малышом нужно сразу после выписки из роддома. Естественно, игры нужно подбирать с учетом возрастных особенностей ребенка. Читать далее »

Читайте также:  Индивидуальный маршрут ребенка по фгос речевое развитие таблица

Игрушки воспринимаются детьми различного возраста неодинаково. Для младенца это только один из объектов для исследования, а для малыша постарше, увлекающегося сюжетно-ролевыми играми, — член семьи и друг. Правильно подобранная родителями игрушка поможет малышу быстрее адаптироваться в окружающем мире и познать его. Однако нужно помнить о том, что для детей разного возраста подходят игрушки определенного рода.

Новорожденные в возрасте до 1 месяца не нуждаются в игрушках. Большую часть времени они проводят во сне, а во время бодрствования общаются с родителями. Потребность в игрушках придет несколько позднее. Читать далее »

Развивающие игры и развлечения, безусловно, помогут родителям усовершенствовать первичные психоэмоциональные и физические навыки малыша. К тому же они способствуют установлению контакта молодых родителей со своим ребенком, что в дальнейшем поможет избежать возникновения в семье тривиальной проблемы отцов и детей. Однако прежде, чем начать разговор об играх с малышами первого года жизни, следует обозначить несколько простых правил: Читать далее »

Физиологические особенности развития грудного ребенка. Развитие новорожденного ребёнка

Основной особенностью ребенкагрудного возраста является его интенсивный рост. За первый год жизни вес малыша увеличивается в 3-3,5 раза, рост – на 50-70 %, окружность головы – на 35-40 %. Ни в какие другие периоды жизни не отмечаются столь высокие темпы физического и интеллектуального развития.
Для обеспечения интенсивного обмена веществ организм ребенка нуждается в высококалорийном питании. Но, к сожалению, пищеварительный тракт грудничка отличается незрелостью, ферментативный аппарат – низкой активностью, и это еще раз подчеркивает необходимость грудноговскармливания.

Функциональная недостаточность пищеварительного аппарата делает его слабым звеном организма и влечет за собой частые расстройства пищеварения даже при незначительных нарушениях вскармливания. Расстройство стула у грудничка может возникнуть, как говорят, без видимых причин, нередко даже банальное ОРЗ или диатез сопровождается появлением жидкого стула.

Первые месяцы развития новорожденного ребёнка

В первые месяцы жизни быстро прогрессирует созревание центральной и периферической нервной системы ребенка. Отмечается бурный рост скелетной мускулатуры и увеличение двигательной активности ребенка, а это ведет к ускоренному физическому и умственному развитию .

Если ребенок грудного возраста ограничен в движениях, это отрицательно сказывается на его развитии. Не допускайте тугого пеленания при уходе за ребенком, его одежда должна быть свободной, не ограничивающей движений. Для грудничка движения – проявление жизнедеятельности и развития. От хаотичных неосознанных движений до более сложных, поддерживающих определенную позу, а затем и обеспечивающих передвижение в пространстве, проходит всего несколько месяцев. А к своему первому дню рождения малыш осваивает движения, отражающие деятельность, связанную с общением с людьми, которая протекает под контролем коры головного мозга.

Головной мозг имеет относительно большие размеры и богатое кровоснабжение, которое обеспечивает быстро растущую мозговую ткань достаточным количеством кислорода. К концу первого года жизни вес мозга увеличивается в 2,5 раза. Мозговая ткань грудничков богата водой, и этим обстоятельством в первую очередь объясняется их склонность к судорожным состояниям.

Развитие рефлексов у грудного ребёнка

Если у новорожденного вся жизнедеятельность осуществляется за счет безусловных рефлексов, то у грудничка возникают и закрепляются условные. Раньше всего вырабатываются рефлексы на звуки и на изменение положения в пространстве, несколько позднее – зрительные и тактильные. Пройдет немного времени, и ребенок начнет поворачивать голову, а потом и всем туловищем потянется к источнику звука и новому яркому предмету.

Возникновение условно-рефлекторных связей говорит о быстром функциональном созревании коры головного мозга. А развитие высшей нервной деятельности зависит от факторов внешней среды и в первую очередь от поведения родителей. Чем больше внимания уделяете вы своему малышу. тем быстрее развивается его нервная система. Постоянно разговаривайте с ребенком. пойте ему песенки, чаще берите на руки и перемещайтесь с ним по квартире, делайте массаж и занимайтесь гимнастикой, играйте в пальчиковые игры и в игрушки-погремушки.

Самый мощный стимул для нервно-психического развития ребенка – общение с родителями и другими членами семьи. Всем известно, что в домах ребенка дети, лишенные эмоционального контакта с близкими людьми, развиваются хуже, чем живущие в благополучных семьях.

Источники: https://girafejournal.com/5372-osobennosti-razvitiya-detey-grudnogo-vozrasta.html, https://www.myway.kiev.ua/articles/12641, https://mamysik.ru/fizicheskoe-i-rechevoe-razvitie/fiziologicheskie-osobennosti-razvitiya-grudnogo-rebenka.-razvitie-novorozhdennogo-rebyonka.html

Избранные статьи

Кофточка ребенка 6 месяцев

Вязание спицами. Описание детской модели далее…

Сколько должен спать 8 месячный ребенок

Сколько должен спать 8-месячный ребенок и что далее…

Приучить ребенка горшку 10

Не равняйтесь на далее…

Ребенок 8 месяцев красное горло

Как вылечить горло у ребенка далее…

Популярные статьи

Овощной супчик для ребенка 7 месяцев (416)

Стих поздравление с 5 месяцев малышу (196)

Недоношенный ребенок 7 месяцев последствия (174)

9 Месяцев ребенку поздравления в стихах мальчику (170)

Ребенок родился 8 месячный последствия (136)

Простуда ребенка 5 месяцев (133)

Ребенок 2 месяца хрюкает носом и кашляет (124)

Как отучить ребенка спать с мамой комаровский (123)

Интересно

Ребенку 1 8 отучить от груди

как отучить 1,5 годовалого ребенка от груди Добрый день! подскажите пожалуйста,кто сталкивался с такой проблемой.Моему второму сыну 1,5 года.Сосет грудь когда хочет спать.Потом грудь окруатно достаю и…

Почему новорожденный не спит после кормления смесью

Икота и другие проблемы новорожденных после кормления Первые проблемы новорожденного с пищеварением — это икота, отрыжка, нарушение сна и…

Туалет ребенка 2 месяца

У моей сестры дочка – ей 3 месяца 19 дней, ребенок родился недоношенный. Месяц после рождения пролежали в больнице. Ребенок до сих пор самостоятельно не…

Источник