Особенности развития ребенка дошкольного возраста публикация

Ирина Любушкина
Особенности развития детей дошкольного возраста

1. Особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства — перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.

Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Ещё одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения.

Переходный период от раннего к младшему возрасту знаменуется кризисом 3-х лет. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное «Я»

-Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

-Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

-Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам

-Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам, может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения, у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.

2. Профессиональные качества воспитателя

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия.

Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью.

Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Педагог должен быть творческим человеком и обладать такими качествами, как креативность (оригинальность, четкость, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность

Таким образом,основными профессионально-значимыми качествами являются:

— педагогический такт,

— педагогический оптимизм,

— креативность,

— самореализация,

— педагогический долг и ответственность,

— эмпатия.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей

широкая эрудиция

педагогическая интуиция

высокий уровень интеллекта

высокоразвитая нравственная культура.

3. Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа.

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольногообразования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

4. Работа педагога с родителями

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

На что надо опираться в работе с родителями:

1. Использование навыков положительного общения.

1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем и даем советы.

2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка:

используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.

даем родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.

своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей.

сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.

помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;

Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.

Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.

Формы работы с семьей.

Групповые родительские собрания.

Разнообразные формы организации таких мероприятий:

«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом.

Консультации для родителей. Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям. Какие консультации интересуют родителей, можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.

Анкетирование родителей, одна из форм работы с родителями.Родители бывают разные: говорливые, молчуны, спокойные, невыдержанные, скромные, застенчивые и т. д. Не все могут поделиться с воспитателем о своей семье, о своем ребенке, трудностях и сложностях воспитания, успехах. Вот поэтому и необходимо анкетирование, чтобы знать мнение родителей, что им нравиться, а над чем надо поработать, что-то исправить.

Открытые занятия с детьми.

Посещение на дому.

Источник

Особенности развития детей дошкольного возраста
заключаются в том, что это период происходит формирование успешной и зрелой
личности. Дошкольное развитие детей длится несколько лет, в это период ребенку
нужны заботливые родители и грамотные педагоги, только тогда дитя получит весь
необходимый багаж знаний и умений.

В дошкольном возрасте ребенок обогащает свой
словарный запас, вырабатывает навыки социализации, а также развивает логические
и аналитические способности.

Развитие детей в дошкольном возрасте охватывает
период с 3 до 6 лет, каждый последующий год вы должны учитывать особенности
психологии ребенка, а также методы знакомства с окружающей обстановкой.

Дошкольное развитие ребенка всегда напрямую связано
с игровой активностью малыша. Для развития личности необходимы сюжетные игры, в
них происходит ненавязчивое обучение ребенка с окружающими людьми в разных
жизненных ситуациях. Также задачи дошкольного развития малышей состоят в том,
что малышам нужно помочь осознать свою роль во всем мире, их нужно мотивировать
к успеху и научить с легкостью переносить все неудачи.

В развитии детей дошкольного возраста нужно
учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно
их нужно плавно и гармонично развивать на всем пути подготовки ребенка к
занятиям в школе, да и всей последующей жизни.

Пять основных элементов развития детей дошкольного
возраста:

Психическое развитие детей дошкольного
возраста.

Это развитие нервной системы ребенка и его
рефлекторной деятельности, а также определенные наследственные особенности. На
данный тип развития влияет в первую очередь наследственность и близкое
окружение малыша.

Если вы заинтересованы в гармоничном развитии своего
ребенка, то обратите пристальное внимание на специальные тренинги, которые
помогают родителям лучше понять своего кроху и научится взаимодействовать с ним
максимально эффективно. Благодаря подобным тренингам ребенок легко проходит
дошкольное развитие и вырастает очень успешным и уверенным в себе человеком.

Эмоциональное развитие.

На данный вид развития оказывает влияние абсолютно
все, что окружает малыша, начиная с музыки и заканчивая наблюдением за людьми,
которые находятся в близком окружении ребенка. Также на эмоциональное развитие
детей дошкольного возраста огромное влияние оказывают игры и их истории, место
ребенка в этих играх и эмоциональная сторона игры.

Познавательное развитие.

Познавательное развитие — это процесс обработки
информации, вследствие чего разрозненные факты складываются в единый багаж
знаний. Дошкольное образование детей очень важно и требует учесть все этапы
данного процесса, а именно: какую информацию получит ребенок и как он ее сможет
обработать и применить на практике. Для гармоничного и успешного развития
дошкольников нужно подбирать информацию, которая будет:

  • Подана
    из авторитетного источника нужными людьми;
  • Соответствовать
    всем познавательным способностям;
  • Открыта
    и должным образом обработана и проанализирована.

Благодаря дошкольному развитию детей в
специализированных центрах ваш ребенок будет получать самую нужную информацию,
что очень положительно скажется на его общем развитии, а также развитии
логического мышления и социальных навыков. Кроме того, ваш малыш пополнит свой
багаж знаний и поднимется еще на одну ступень в своем развитии.

Психологические развитие детей
дошкольного возраста.

Данный тип развития включает все аспекты, которые
связаны с возрастными особенностями восприятия. В возрасте трех лет у ребенка
начинается процесс самопознания, развивается мышление и пробуждается
активность. В любом центре педагоги помогут малышу справиться с
психологическими проблемами в развитии, что поспособствует быстрой социализации
ребенка.

Речевое развитие.

Речевое развитие индивидуально для каждого ребенка в
отдельности. Родители, а также педагоги обязаны помочь становлению речи малыша,
расширению его словарного запаса и выработке четкой дикции. Развитие детей в
дошкольном возрасте поможет ребенку овладеть устной и письменной речью, малыш
научится чувствовать родной язык и сможет с легкостью использовать сложные
приемы речи, а также разовьет необходимые навыки коммуникации.

Не бросайте развитие ребенка на самотек. Вы должны
помочь малышу стать полноценной личностью, это ваша прямая обязанность, как
родителей.

Общая
характеристика психологии дошкольников

Дошкольный возраст –
это тернистый путь, который начинается с отделения себя от взрослых и
заканчивается открытием собственной внутренней жизни, напрямую связанной с
внешней деятельностью.

Младший
дошкольный возраст

Малыши трех-четырех лет
познают самоутверждение. В их лексиконе все чаще звучит «Я сам!», «Я знаю!».
Нередко это оборачивается нарциссизмом: ребенок без конца расхваливает себя и
свои поступки.

В младший дошкольный период активно развивается
правое полушарие мозга, благодаря чему усложняется детское восприятие
(зрительное, слуховое, осязательное) , формирующее целостную картину мира.
Важно, чтобы родители уделяли должное внимание созданию условий для получения
ребенком полноценной сенсорной информации из окружающего мира посредством
различных модальностей (прохладный – горячий, гладкий — шершавый) .

Кроме этого развиваются участки головного мозга,
ответственные за крупную и мелкую моторику малыша. Бег, прыжки, хождение по
узкому мостику, пальчиковая гимнастика – все это поможет усовершенствовать управление
разнообразными движениями, что поспособствует развитию речи и умению
регулировать тонкие внутренние состояния (например, эмоции) .

Внимание и память у младшего дошкольника имеют
непроизвольный характер: привлекают и запоминаются яркие, эмоциональные
события. К трем годам, как правило, завершается активное формирование речи,
словарный запас малыша насчитывает порядка тысячи слов, большинство из которых
– существительные и глаголы.

Психологические особенности детей дошкольного
возраста 3-4 лет включают в себя и переход от наглядно-действенного к
наглядно-образному мышлению. Малыш все еще сравнивает и анализирует при помощи
действий с предметами, однако уже начинает решать кое-какие задачи, опираясь на
зрительное восприятие сложившегося положения.

Старший
дошкольный возраст

Психология дошкольника
5-6 лет имеет целый ряд особенностей. У малыша в этом возрасте гармонизируются
отношения со взрослыми, и он очень нуждается в родительской любви и нежности.
Этот возраст – время формирования способности привязываться и любить другого
человека.

С ровесникам старший дошкольник умеет налаживать
отношения, понимает разницу между лидером и подчиненными в своем детском кругу,
способен играть по установленным правилам. Взрослый воспринимается им как
учитель и наставник.

В этот период активно развиваются способности к
практическому мышлению и творчеству. Кроха начинает понимать музыку, поет и
танцует. Внимание и память постепенно теряют черты непроизвольности, что
проявляется и в действиях – у малыша начинается становление собственной воли.

Психологические особенности детей дошкольного
возраста 5-6 лет проявляются еще и в характеристиках мышления:

  1. Эгоцентризм
    – маленький человек способен оценивать ситуацию исключительно со своей
    точки зрения, посмотреть на что-либо «чужими глазами» он не может;
  2. Синкретизм
    – из целого малыш выделяет отдельные детали, однако связать их друг с
    другом и соединить в целое у него не получается;
  3. Анимизм
    – кроха склонен проецировать свое «Я» на окружающие вещи, благодаря чему
    движущиеся предметы (автомобиль, ручей, облако) для него живые.

Пяти-шестилетний дошкольник способен вступать в
диалог с другими людьми, он уверенно оперирует конкретными понятиями, его
словарный запас содержит около 3 тысяч слов.

У старших дошкольников начинает формироваться
совесть и чувство вины, складываются элементарные морально-этические понятия,
проявляется инициативность и целеустремленность. К окончанию дошкольного
периода большинство малышей выявляют желание учиться и идти в школу.

Впервые у крохи возникают попытки осмыслить
закономерности взаимоотношений, формируется цельное мировоззрение. Характерной
особенностью является то, что многие дети в этом возрасте уверены: окружающий
мир и природные явления – это результат человеческой деятельности.

Эмоционально малыш становится более устойчивым. В
интеллектуальном отношении — кроха способен концентрировать внимание,
воспринимает информацию на слух, владеет координацией в пространстве.

Все чаще малыш действует не импульсивно, а
обдуманно, у него появляется чувство долга. Происходит становление
произвольного поведения – ребенок старается контролировать себя и свои
действия.

Старшим дошкольникам становится интересно искать
что-то забавное в небылицах, в их рисунках появляются изображения смешных
движений. Чем малыш старше, тем больше его привлекает комизм ситуации. Смех
может вызвать как необычная расцветка или форма предмета, так и описание
нравственных пороков (алчность, лень, трусливость, бахвальство) . Старшие
дошкольники любят шалости и шуточные игры.

Зачастую в этот период ребенок теряет детскую
непосредственность. При этом он может начать паясничать и манерничать;
старается не показывать, когда ему плохо; огорчается, если его незаслуженно
хвалят за скверно выполненную работу.

Развитие личности ребенка дошкольного
возраста

В дошкольном возрасте
происходит фактическое становление личности. Появляется предвосхищение
последствий поведения и самооценка, усложняются переживания,
эмоционально-потребностная сфера насыщается новыми мотивациями и чувствами.

Эмоциональная сфера

Для детей старше 4-х лет, как правило, характерна
уравновешенность. Аффективные вспышки и необоснованные конфликты остаются в
младшем возрасте.

Такой относительно устойчивый эмоциональный фон
объясняется динамикой представлений малыша, появление которых позволяет отвлечься
от непосредственно сложившейся ситуации. Не связанные с обстановкой
переживания, возникающие у ребенка, помогают не так драматично воспринимать
сиюминутные затруднения и предавать им не такое серьезное значение, как это
было раньше.

Психологические особенности малышей дошкольного
возраста отличаются и переменами в структуре эмоциональных процессов.
Переживания крохи становятся глубже и несколько сложнее. С расширением круга
эмоций изменяется и содержание аффектов.

Очень важно, что маленький человек познает
сочувствие, начинает понимать, что такое сопереживать другому.

Мотивационная сфера

Одним из основных личностных механизмов, которые
формируются в этом возрасте, является соподчинение мотивов. Это изменение в
сфере мотиваций проявляется у младших дошкольников, а затем последовательно
развивается.

Мотивы ребенка дошкольного возраста имеют различную
ценность и силу. Появляются и новшества: мотивы достижение успеха и мотивы,
связанные с нормами морали. Этот период отличается созданием индивидуальной
мотивационной системы крохи.

Самосознание

К окончанию дошкольного возраста формируется
самосознание. Это происходит благодаря развитию интеллекта и личности малыша.
Самосознание – главное новообразование дошкольника.

Сначала ребенок учится оценивать действия других,
после чего дает оценку своим поступкам, моральным качествам и способностям.

В этот период происходит половая идентификация:
малыш осознает, что он мальчик или девочка. На основе этого меняется и стиль
поведения ребенка.

Приходит осознание времени и себя во времени. К
окончанию дошкольного периода ребенок может вспомнить моменты из прошлого и
представить себя в будущем.

Значимую роль в формировании самосознания ребенка
играет его самооценка. Самопознание малыша основывается главным образом на
отношении к нему папы и мамы, с которыми он себя идентифицирует и на которых
ориентируется.

Важно, чтобы родители поддерживали детскую
активность, иначе у малыша может сложиться неадекватная самооценка, искаженный
образ. Кроха, имеющий высокую самооценку, склонен ставить перед собой
возвышенные цели, которых чаще всего добивается.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии
дошкольника

В период дошкольного
детства социальное положение, основанное на совместной деятельности малыша со
взрослыми, изменяется. Кроха отделяется от взрослых, формируя собственную
ситуацию, в которой стремится к самостоятельности.

Однако малыш еще не может принять полноценное
участие во взрослой жизни, поэтому ему необходима особая форма существования в
мире взрослых. Такой формой становится сюжетно-ролевая игра – ведущая
деятельность для дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра предполагает следующие условия:

  1. Кроха
    берет на себя роль взрослого.
  2. Малыш
    придумывает ситуацию, замещая реальные предметы окружающего мира
    игрушками.
  3. Характер
    действий остается игровым, так как ребенок хоть и подражает, но полноценно
    работать так, как взрослый, еще не может.

В сюжетно-ролевой игре малыш воссоздает общую
картину человеческого труда и способов людских взаимоотношений в реальной
жизни. Он может представить себя доктором, парикмахером, кем-то из родителей. А
это значительно развивает воображение, мышление, способность фантазировать.

В игре кроха старается как можно лучше проявить
себя, применяет свой собственный опыт, максимально использует знания и умения.
Зачастую родители ругают своего отпрыска за то, что он пригласил гурьбу друзей
и устроил в квартире настоящий погром.

А ведь достаточно просто научить ребенка играть. И
вместо запретов и наказаний нужно выработать индивидуальные правила поведения
во время игр. И сделать это таким образом, чтобы малыш не все свое время
отдавал игре, но она дополняла его интеллектуальное и эмоционально-психическое
развитие.

Главное – не стоит забывать, что наряду
с психологическими особенностями, дошкольник обладает своими собственными
неповторимыми качествами.
 Каждый малыш – особенный, с
характерными только ему способами управления поведением, способностью
устанавливать контакты с окружающими, возможностями проявления эмоциональных
реакций.

Источник