Особенности развития ребенка дошкольника круглый стол
Особенности развития детей дошкольного возраста
Круглый стол для родителей
Задачи:
1.Повышение психолого-педагогической компетентности у родителей.
2.Раскрытие закономерностей и специфика детского развития.
3.Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребенка, выявление особенностей присущих различным возрастным категориям.
План проведения:
1.Информационная часть.
1.1. Краткое теоретическое введение в проблему.
1.2. Закономерности детского развития.
1.3. Новообразования психического развития ребенка-дошкольника.
2.Практическая часть
2.1. Практический инструментарий. Рекомендации «Что нужно знать взрослым о развитии и поведении детей дошкольного возраста».
3. Подведение итогов
1.Информационная часть.
1.1 Краткое теоретическое введение в проблему.
Совершенно очевидным является тот факт, что многие родители не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка – дошкольника.
Если родитель заинтересован в том, что, чтобы ребенок успешно развивался, то необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста.
Итак, Возрастные особенности – это основа педагогического воздействия на психику ребенка.
2-3года | 3-4года | 4-5лет | 5-6лет | 6-7лет |
мышление Наглядно-действенное | мышление Наглядно-образное | мышление Наглядно-образное | мышление Наглядно-образное, начало формирования образно-схемати- ного | мышление Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного |
Речь Словосочетаниями, понимает глаголы | Речь Начало формирования связной речи, начинает понимат | Речь Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли | Речь Формирование планирующей функции речи | Речь Развитие внутренней речи |
Произволь-ность познаватель-ных процессов Внимание и память непроизвольные | Произволь-ность познаватель-ных процессов Внимание и память непроизвольные | Произволь-ность познаватель-ных процессов Внимание и память непроизволь-ные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре | Произволь-ность познаватель-ных процессов Развитие целенаправлен-ного запоминани | Произволь-ность познаватель-ных процессов Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентриро-вать процесс усвоеия |
Физиологичес-кая чувствитель-ность Высокая чувствитель-ность к физическому дискомфорту | Физиологичес-кая чувствитель-ность Высокая чувствитель-ность к дискомфорту | Физиологическая чувствитель-ность Уменьшение чувствитель-ности к дискомфорту | Физиологическая чувствитель-ность Уменьшение чувствитель-ности к дискомфорту | Физиологическая чувствитель-ность Индивидуально у большинства низкая |
Объект познания Непосредствен-но окружающие предметы, их внутренне устройство | Объект познани Непосредствен-но окружающие предметы, их свойства и назначения | Объект познания Предметы и явления, непосредствен-но не Восприни-маемые | Объект познания Предметы и явления, непосредствен-но не Восприни-маемые, нравственные нормы | Объект познания Причинно- следственные связи между предметами и явлениями |
Способ познания Манипулиро-вание предметами, их разбивание | Способ познания Эксперимен-тирование,конст-руктирование | Способ познания Рассказы взрослого, эксперименти-рование | Способ познания Общение со взрослыми, сверстниками, самостоятель-ная деятельность, эксперимен-тирование | Способ познания Самостоятель-ная деятельность, познавательное общение со взрослыми сверстниками |
Условия успешности Разнообразие развивающей сферы | Условия успешности Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми | Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь | Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь | Условия успешности Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле |
Форма общения Ситаутивно-личное | Форма общения Ситуативно-деловое | Форма общения Внеситуативно — деловое | Форма общения Внеситуатив-но- деловое + внеситуативно-личностное | Форма общения Внеситуативно-личностное |
Отношения со сверстниками Мало интересен | Отношения со сверстниками Мало интересен | Отношения со сверстникам Интересен как партнер по сюжетной игре | Отношения со сверстниками Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтения в общении | Отношения со сверстниками Собеседник, партнер деятельности |
Отношения со взрослыми Источник защиты, ласки и помощи | Отношения со взрослыми Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству | Отношения со взрослыми Источник информации | Отношения со взрослыми Источник информации, собеседник | Отношения со взрослыми Источник эмоциональной поддержки |
Наличие конфликтов со взрослыми ( «Я- сам») | Наличие конфликтов со взрослыми как продолжение ( «Я- сам») | Наличие конфликтов Отсутствуют | Наличие конфликтов Отсутствуют | Наличие конфликтов кризис, смена социальной роли |
Эмоции сильной модальности, резкие переходы | Эмоции сильной модальности, резкие переключения | Эмоции более ровные, старается контролировать | Эмоции Преобладание оптимисти-ческого настроения | Эмоции Развитие высших чувств |
Игровая деятельность Предметно-манипулятив-ная, игра «рядом» | Игровая деятельность Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие | Игровая деятельност Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация | Игровая деятельность Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения | Игровая деятельность Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью |
От 6 до 7 лет.
Ведущая потребность– общение.
Ведущая деятельность– сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция– воображение.
Особенности возраста
1.Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
2.Переход к младшему школьному возрасту.
3.Проявлние кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
4.Повышенная чувствительность.
5.Полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания.
6.Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
7.Теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой.
8.Способен подчинять свои эмоции не очень отдаленным целям.
9.Удерживать принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели.
10.Начинает осознавать свои переживания.
11.Активно интересуется отношением окружающих к себе.
12.Претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.
Новообразования:
1.Внутренний план действий.
2.Произвольность всех психических процессов.
3.Возникновние соподчинения мотивов.
4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
5.Возникновение первой целостной картины мира.
6.Появление учёбно-познавательного мотива.
Нормальное (плохое) поведение:
∙ Лжет в целях самозащиты
∙ Непоседлив и возбудим.
∙ Продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже.
∙ Допускает небрежность в выполнении монотонных операций.
Цели и задачи для родителей:
1.Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
2.Способствовать развитию мышления.
3.Формировать произвольность всех психических процессов.
4.Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
5.Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.
6.Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
7.Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
8.Продожать формировать этические представления.
Советы родителям, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка.
∙ Будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях.
∙ Давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что-нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом).
∙ Жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много.
∙ Выполняйте монотонные операции вместе с ребенком – достаточно просто вашему присутствия рядом.
3. Подведение итогов.
Итак, разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных этапов. Все дети разные, у каждого свой темп развития, свои индивидуальные наклонности и способности. Мы сегодня говорили именно об общих закономерностях развития, которым подчиняется психика любого ребенка. И её качества возникающие на определенных возрастных этапах, это те кирпичики, из которых складывается фундамент успешного обучения в школе.
Источник
Родительское собрание в нетрадиционной форме (круглый стол) на тему: «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста»»
Цель: Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.
Задачи:
1.Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.
2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.
3. Эмоционально сблизить всех участников образовательного процесса, организовать их общение.
Оборудование: Листочки с вопросами на каждого родителя, клубочек с нитками, цветик-семицветик на каждого родителя, фломастеры.
Форма проведения: круглый стол.
Воспитатель: Здравствуйте, наши уважаемые родители! Собрались мы сегодня с вами в начале нашего учебного года. Я бы хотела еще сегодня поговорить конкретно наших детках, о достижениях, проблемах. Мы, коллектив нашей группы хотим, чтобы мы с вами были одна дружная, крепкая семья. И это мы сейчас с вами увидим.
Игра »Клубочек» Передаем клубочек друг другу разматываем его, и отвечаем на вопрос: «Что вас радует в вашем ребенке?» (Родители, называя положительные качества ребенка, постепенно разматывают клубок.)
Вывод: Из всего услышанного можно сделать вывод, что нашу группу посещают умные, жизнерадостные, любознательные и в меру подвижные дети.
Уважаемые родители, ответьте и на другой вопрос:
«Что огорчает вас в вашем ребенке?» (родители, называя негативные качества ребенка, постепенно сматывают клубок.) Вывод: проблемы наших детей заключаются в непонимании нас – взрослых, наших требований. Зачастую нам не хватает терпения и доверия. Для того чтобы заслужить доверие ребенка, надо иметь с ним общие интересы. Хорошо, если вас связывают общие увлечения . А как мы их любим! А какими мы их называем ласковыми, нежными, теплыми словами.!
Вот сейчас мы с вами поиграем в игру « Цветик — семицветик». (на столах родителей лежат цветы со стебельками) — Перед вами цветик – семицветик . представьте, что это ваш малыш, нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке — имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка) Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть он лежит в семейном альбоме, ведь это часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи.
Ну, а сейчас мы узнаем, как вы знаете своих деток (на столе лежат листочки с вопросами) родители по очереди отвечают.
1. До скольки ваш ребенок может считать?
2.Может ли ваш ребенок различать правую, левую руку, ногу? Как вы думаете?
3. На ваш взгляд ваш ребенок ориентируется в частях суток?
4. Знает ли ваш ребенок адрес проживания?
5. Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение? 6. Может ли ваш ребенок сочинять сам сказку?
7. Ваш ребенок умеет беречь живые объекты окружающего мира? Как он относится к живым рыбкам, растениям?
8. Как вы думаете, может ли ваш ребенок рассказать о желании приобрести в будущем определенную профессию?
9. Как вы думаете ваш ребенок вежливый?
10. Как вы считаете, ваш ребенок может сравнить 2-3 предмета по величине? (больше — меньше, короче, одинаковые)
11. Как ведет себя ваш ребенок в гостях?
12. Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы? Сможет вырезать из квадрата – круг, из прямоугольника – овал?
13. Что ваш ребенок больше всего любит рисовать и проявляет ли он интерес к этому виду деятельности?
14. У вашего ребенка есть интерес к лепке? На ваш взгляд? Что лепит дома? 15. Чем ваш ребенок информирует, придя из детского сада?
16. Интересуется ли ваш ребенок звуками речи? Слышит ли первый звук? Сможет придумать слово на заданный звук?
17. Сможет ли ваш ребенок сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями обидчика?
18. Может ли ваш ребенок определить положение предметов в пространстве по отношению к себе? (впереди – сзади, вверху – внизу).
Хочу напомнить Вам, что теперь мы старшая группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день.
Чтобы образовательный процесс был правильно организован, мы в своей работе опираемся на основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ:
Федеральный закон «Об образовании»;
Проект — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
ФГТ к созданию ПРС;
ФГТ к структуре общественно-образовательной программы.;
СанПин 2.4.1.2660-10.
Международная конвекция о правах ребенка.
На сегодняшний день мы работаем по программе дошкольного образования
« От рождения до школы под редакцией Вераксы »
Ваши детки стали старше, в связи с этим у них увеличиваются их обязанности. И мне бы очень хотелось, чтоб Вы — родители относились серьезно к образовательному процессу.
Согласно ст.18 Закона РФ об образовании,
п.1:«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»
п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений»
Мы готовим детей к школе, вырабатываем усидчивость, любознательность, внимание, память.
И именно совместная работа нас педагогов и, Вас, родителей, могут дать положительный результат.
Дома не надо относиться к ним как к малышам, а наоборот привлекать к помощи по дому. Учитывать те рекомендации, которые дают Вам воспитатели в плане занятий. Закреплять навыки детей в лепке, рисовании, умении пользоваться ножницами. Развивать их моторику, вкус, интерес к творчеству.
Большое внимание прошу уделить Вас чтению художественной литературы. Это развивает слух, обогащает словарный запас, развивает речь, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение правильно составить предложение. После прочтения произведения обязательно обсудите с ребенком прочитанное, чтоб ребенок учился слушать и слышать.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по рисованию, лепке, аппликации, математике мы следим за правильным звукопроизношением в течение всего дня.
Хочу обратить ваше внимание на то, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: Если мы будем совершенствовать речь — значит, повышается уровень развития мышления. Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой.
Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.
Рекомендация для всех родителей: посетить логопеда.
Важно, чтобы Вы следили за правильной речью своих детей, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить! »; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.
Сейчас мы поговорим о возрастных особенностях Ваших детей.
У пяти — шестилетнего ребенка навыки в самообслуживании, приобретенные ранее, совершенствуются. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно и опрятно одеваться, есть, пользоваться вилкой, ножом.
Таким образом, за старшими дошкольниками должны быть закреплены обязанности по самообслуживанию и родителям необходимо напоминать детям, проверять качество выполнения работы, ее результаты.
Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть требовательными. Недопустимо, если воспитатели приучают детей к самостоятельности, а родители не поддерживает ее. Подобные разногласия затрудняют процесс воспитания и подрывают авторитет воспитателей в глазах детей.
Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения. Приучая ребенка к труду, необходимо постоянно его проверять, поощрять его успехи, сообщать о них другим членам семьи, всячески показывать, что труд по самообслуживанию полезен не только для него, но и для всех.
Одежда у детей должна быть удобная, чтоб процесс одевания не вызывал у ребенка затруднения и дискомфорт.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы.
В 5—6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентично. Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли .Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли для них являются более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникнуть конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2000 рисунков. Рисунки самые разнообразные по содержанию, это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации и иллюстрации к фильмам, мультфильмам.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает деятельность. Дети используют и называют различные детали. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз, из природного материала. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объекта.
Развитие воображение в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающие истории.
Но хочу отметить, что воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активации.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонетический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в повседневной жизни.
Развивается связанная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавать не только главное, но и детали.
Вот основные особенности детей 5-6 лет.
В конце нашего собрания предлагаю Вам послушать стихотворение И.Орловой «Дети».
На столах лежат картинки человечков, выходя из зала, выберите то лицо, с каким настроением вы уходите. ( Предложить пектограммы)
Спасибо всем за внимание! До скорых встреч!
Источник