Особенности развития ребенка 5 проблемы

Особенности развития ребенка 5 проблемы thumbnail

На чтение 8 мин.

К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.

Ребенок в 5-6 лет переходит на новый уровень психологического развития

Развитие познавательных процессов в 5-6 лет

Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.

Психическое развитие детей – закономерности

Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.

Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.

Познавательная активность в этом возрасте очень высокая

Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.

В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.

Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.

В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.

Не оставляйте вопросы детей без внмиания

Совет родителям: В этот период как нельзя важно не только не погасить в нем потребность в развитии, но и обеспечить ей должные условия в будущем.

Общение в старшем дошкольном возрасте

По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:

  1. Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
  2. Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.

В 5-6 лет появляются постоянные друзья

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).

В младшем школьном возрасте круг значимых лиц для ребенка расширяется, дополняясь уже школьными учителями, одноклассниками и т.д.

На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.

Совет: Старайтесь искренне радоваться всем достижениям юного члена вашей семьи, и не упускайте возможность хвалить его даже за незначительные успехи. Это никогда не будет лишним.

Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет

Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты.

Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка начиная со старшего дошкольного возраста.

Пункты мониторинга развития ребенка в 5-6 лет

Их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.

Сюжетно-ролевые игры выходят на первый план

Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер.

Кроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.

Специфика игры – перечень характеристик

Обобщая роль игры, мы можем обозначить ее главные функции в старшем дошкольном периоде:

  1. Игра способствует развитию произвольности психических процессов.
  2. Происходит преодоление эгоцентризма мышления. Ребенок учится принимать точку зрения других людей и мысленно вставать на их место.
  3. Развивается творческое начало в ребенке.
  4. Усиливается знаковая функция речи.

Другие виды деятельности в дошкольном периоде

В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:

  1. Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
  2. Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.

Подготовка к школе – важный момент в развитии реберка

Основные задачи воспитания

Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи

Воспитание самостоятельности

Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.

Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания

Воспринимая родителя как близкого друга, готового в любой момент оказать ему поддержку и помощь, ребенок не будет бояться ошибок.

А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Работа с самооценкой

После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.

Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей

И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.

Кризис дошкольного детства

Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:

  1. Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
  2. Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
  3. Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
  4. Стремление к автономности и независимости.

Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым

В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.

Вот лишь несколько советов молодым родителям

  • Разъяснение правил. Ребенок должен не только знать, что от него требуется, но и понимать причины этого.
  • Создание ситуации успеха для того, чтобы ребенок – будь то мальчик, или девочка, чувствовал в себе возможность выполнить то или иное действие.
  • Предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельности в принятии решений, выполнении поручений и т.д.

Видео. Психологические особенности детей

Источник

Когда следует показать ребенка детскому психиатру: поведение и симптомы, которые должны вас насторожить

Задержка психоречевого развития

Часто бывает так, что с задержкой психоречевого развития родители обращаются за помощью уже в 4 года и позже, когда, например, детский сад сообщает, что ребенок не справляется с массовой дошкольной программой. Он до сих пор путает цвета и геометрические фигуры, а вопрос о временах года вызывает у него затруднения.

В этом возрасте ребенок уже чувствует свою «неуспешность» и развивает вторичные невротические черты: замкнутость, отказ от речи, тревожность, ожидание неудачи. Ему надо помочь, это сделают детский психиатр, психолог, логопед и дефектолог. Иногда родители уверены, что ребенок хорошо говорит, так как он воспроизводит наизусть длинные стихи Чуковского, но если при этом собственная активная речь недоразвита — это повод обратиться за помощью.

Трудности адаптации в социальной сфере

После 3-х лет ребенок уже соотносит себя с социальной средой. В этом возрасте могут проявиться излишняя застенчивость, избегание социальных ситуаций (выступлений на утренниках или просто необходимости начать общение). Иногда ребенок полностью отказывается говорить в любой ситуации вне дома — так называемый элективный мутизм. Скорее всего, речь идёт о повышенном уровне тревоги, и помогут ребенку специалисты — психологи и психиатры.

Страхи

Страхи — обычное явление детского возраста. Настораживать должна их интенсивность (например, боится собак настолько, что вообще не выходит на улицу), необычность фабулы страха (боится щели за дверью, огонька пожарной сигнализации, мужчин с усами на улице). Некоторые дети боятся громких звуков, особенно — бытовых приборов, другие выбегают из комнаты при виде пугающего персонажа мультфильма. Обычный страх темноты может свидетельствовать о нарушениях, если при этом ребенок указывает на что-то, чего нет («вон медузы на потолке») или смотрит в определенное место так пристально, как будто что-то видит.

У детей старшего возраста бывают очень сложные страхи: микробов, загрязнения-заражения, при этом ребенок подолгу моет руки, или отравления (присматривается к еде, отказывается от еды). Конечно, об обычности и необычности страха мы судим с большой долей субъективности. Врач поможет развеять Вашу тревогу и прояснить характер переживаний ребенка. Отдельную разновидность тревоги детского возраста представляет собой страх разлуки с близким человеком: ребенок не отпускает от себя мать, отказывается заходить в группу детского сада или на развивающие занятия без матери, долго не успокаивается в ее отсутствии. В этом возрасте симбиоз явно затянулся и дезадаптирует ребенка — обратитесь за консультацией.

Ревность между братьями и сестрами

Рождение брата или сестры — тяжелое испытание для любого ребенка. Если Вы замечаете, что после прибавления в Вашей семье старший ребенок стал капризным, раздражительным, проявляет агрессию к малышу или сам регрессирует до младенческого состояния: просит надеть на него памперс и кормить из соски, — это свидетельствует о сильном душевном дискомфорте ребенка. Обратитесь к психологу.

Заикание и тики

Наиболее частые расстройства данного детского периода — психомоторные, к которым относятся тики и заикание. Тики — это повторяющиеся движения, которые вначале несли в себе защитную функцию (моргание, смахивание чёлки), а потом закрепились и эту функцию утратили. Ребенок обычно может усилием воли на время задержать повторение этих движений, чтобы потом с новой силой возобновить их. Маленькие дети к такому усилию не способны. В классических случаях ребенок тяготится тиками, но этого может и не быть.

В случае, если тики множественные и в том числе и вокальные (вокализации, выкрики, хмыканья), можно думать о так называемом синдроме Жиля-де ля Туретта. Тики поддаются терапии, в лёгких случаях полностью. Судорожное сокращение речедвигательной мускулатуры при речи называется заиканием. Оно может быть вызвано психогенно (стрессом) или свидетельствовать об органически неполноценной почве у ребенка, например, вследствие неблагоприятно протекавшей беременности или родов. Заикание ведёт к вторичному страху речи: ребенок стесняется своего дефекта и боится говорить. Заикание требует целого комплекса лечебных мероприятий с участием психиатра, психолога, логопеда.

Энурез и энкопрез

Недержание мочи — энурез — бывает ночным (чаще) и дневным. Ночной энурез также бывает психогенным и органически обусловленным, какой у данного ребенка вид энуреза, решает психиатр. Ночной энурез обычно тяжело переносится самим ребенком, затрудняет его адаптацию в коллективе с круглосуточным пребыванием. Дневной энурез обычно свидетельствует или о более серьёзных нарушениях психики, отставании в развитии или о патологии мочевыделительной системы. Энкопрез — особое состояние, когда ребенок, получая удовольствие от сдерживания каловых масс, пачкает бельё. Обычно сочетается с агрессивностью, упрямством, жадностью. Не следует стесняться и скрывать эти нарушения, они поддаются лечению.

Агрессия

Агрессивность и конфликтность в дошкольном возрасте обычно являются продолжением тех же проблем более раннего периода. Реже они возникают впервые в 4 — 6 лет, могут быть реакцией на неблагоприятную ситуацию в семье, детском саду, а могут отражать устойчивые характерологические черты. Иногда могут свидетельствовать о начале душевного расстройства. Во избежании социальной дезадаптации ребенка требуют коррекции со стороны специалистов.

Гиперактивность

Нередкое явление у детей — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Такой ребенок не может сидеть на месте и на чём-то долго сосредотачиваться. Он находится в постоянном движении, суетлив, непоседлив, слишком подвижен. Даже когда он сидит, то или болтает ногами, или ёрзает, или совершает движения руками, или вертит головой во все стороны. От воспитателей постоянно поступают жалобы на невнимательность и нарушения дисциплины. Расстройство будет крайне мешать ребёнку в школьном возрасте, не затягивайте с обращением к врачу!

Замкнутость

Наряду с активными, шумными детьми всегда есть и противоположные случаи: стремящиеся к одиночеству дети, погруженные в свой внутренний мир. Такая погруженность может отражать излишнюю склонность к фантазированию; иногда ребёнка приходится окликать несколько раз, чтобы он вынырнул из мира фантазий. А бывает, что ребёнок настаивает на своей фантазийной игре: требует называть его Бобиком и кормить из миски на полу. Если переключить ребёнка не получается, — это повод обратиться за помощью.

Фантазирование бывает нормальным и патологическим, какое оно в каждом конкретном случае — решает психиатр. В других случаях отгороженность ребенка свидетельствует о нарушении коммуникативных функций, в таком случае она сопровождается необычной речью или её отсутствием, странными движениями, недостаточным интересом к живым объектам. Интенсивная коррекционная работа и лечение позволяют таким детям проделывать большую положительную динамику, учиться пользоваться речью и другими средствами общения и достигать хороших уровней адаптации.

Источник

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л. Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной. С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник