Особенности развития ребенка 4 лет с задержкой психического развития
Каждая мама мечтает, чтобы ее кроха был самым лучшим и успешным. Но иногда родители замечают, что их малыш развивается медленнее сверстников. Минимальные отклонения от нормы вполне допустимы и могут зависеть от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Но если проблема начинает проявляться более четко, рекомендуется посетить с малышом врача и психолога, и, если нарушения обнаружатся, как можно скорее предпринять действия по их устранению. ЗПР у детей дошкольного возраста — что делать?
Задержка
психического развития у детей дошкольного возраста
Задержка психического развития у малышей – дошкольников характеризуется:
- личностной незрелостью;
- медленной скоростью психического развития;
- умственной недостаточностью в легкой, но стойкой форме;
- патологией познавательной деятельности в негрубом
виде.
В школе ребенка с ЗПР можно выделить по следующим характерным проблемам:
- Ребенку тяжело слушаться взрослых.
- Нелегко досидеть до конца занятия.
- Ему трудно дается обучение, так как он стремится только к развлечению и играм.
- Малышу сложно удерживать внимание на умственной деятельности.
Важно! Симптомы нарушений можно выявить у детей задолго до того, как ребенок сядет за школьную парту. А значит, можно своевременно исправить положение и помочь крохе.
ЗПР это…
ЗПР — это нарушение правильного темпа психического развития ребенка. Патология проявляется в замедлении процесса эмоционального и психологического восприятия мира вокруг, слабой памяти и внимании, задержке формирования мыслительных процессов.
Физически такие дети могут быть полностью здоровы, при этом испытывая трудности социальной адаптации. Среди всех детей с ЗПР встречается около 15-16% малышей.
При задержке психического развития может страдать либо умственная
деятельность, либо эмоциональная. В первом случае малыши спокойны и робки,
послушны, но испытывают трудности в обучении. Во втором случае, при сохранении
нормальных умственных способностей, эмоциональный фон детей не соответствует
возрасту, они имеют проблемы с дисциплиной, концентрацией внимания на учебе.
Что такое задержка психического развития (видео)
Причины ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста. Сложности в развитии у малышей связаны с причинами и временем возникновения патологий, степенью поражения и значения пострадавшей функции в системе психического развития.
К основным
группам факторов, провоцирующих ЗПР, относятся:
- недостаток общения, приводящий к отсутствию
общественного опыта; - биологические факторы, препятствующие нормальному
созреванию мозговых структур; - наличие различных соматических заболеваний;
- негативная социальная среда, в которой рос ребенок;
- отсутствие соответствующей возрасту, полноценной
деятельности, позволяющей ребенку получить общественный опыт.
Также к
причинам ЗПР можно отнести неблагоприятные факторы во время беременности матери
или различные осложнения при родах:
- заболевания матери хронического характера (сахарный
диабет, порок сердца, болезни щитовидной железы); - заболевания при вынашивании ребенка (грипп, паротит,
краснуха); - токсоплазмоз;
- токсикоз (особенно опасен во 2 и 3 триместре);
- несовместимость крови по резус-фактору у матери и
малыша; - употребление во время беременности матерью
гормональных препаратов, никотина, спиртных средств, наркотических веществ; - асфиксия малыша при родах или ее угроза;
- травмы ребенка, нанесенные при применении инструментов
для родовспоможения; - соматические и инфекционные заболевания детей в раннем
возрасте; - поражение нервной системы крохи, возникающие после
травм, инфекций, длительных наркозов и т.д.
Помните! Причиной ЗПР может стать генетическая предрасположенность в семье малыша к патологиям в психической и умственной сфере.
Также задержка
психического развития вторичного вида может возникнуть по причине дефектов
зрительной системы и нарушений слуховой деятельности, недостатков речи, что
приводит к ограничению общения и дефициту сенсорной информации.
Читайте также статьи:
- «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
- «Нужно ли делать прививки ребенку«
- «Как укрепить иммунитет ребенку»
- «Ребенок пошел в садик: как подготовиться»
Классификация ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста. Для систематизации нарушений обычно применяют классификацию К.С. Лебединской, известного детского дефектолога и психиатра.
Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:
- Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой малышей родителями, когда близкие все делают за кроху, не давая проявить самостоятельность, без которой невозможно исследование и познание окружающего мира. Второй причиной соматогенной ЗПР могут являться длительные и частые болезни ребенка в раннем возрасте, в этом случае все силы организма направлены на выздоровление, отмечается слабость и пониженная активность, в таких условиях замедляется развитие психики.
- Конституционная. Такой вид ЗПР обусловлен наследственностью, когда подобные нарушения встречались у близких родственников крохи. Проявляется данная форма в недоразвитии эмоционально-волевого фона. У таких малышей отмечается неспособность принятия самостоятельных решений без помощи близких, быстрая смена эмоций и их бурность. К школьному периоду у детей с конституционной формой ЗПР не проявляется стремление к познанию и обучению, они предпочитают в первую очередь игровую деятельность.
- Церебрально-органическая. Это наиболее распространенная форма ЗПР с наиболее негативным прогнозом. В данном случае нарушения вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка вследствие патологий вынашивания крох, родовых травм, недоношенности или нейроинфекции. У малышей присутствует ММД — минимальная мозговая дисфункция, нарушения развития в легкой форме, проявляющиеся в разнообразных областях, связанных с психической деятельностью. Такие малыши не эмоциональны и отличаются бедностью воображения.
- Психогенная. Причинами данного вида ЗПР выступает социальное неблагополучие в семьях детей, когда дома присутствует агрессия или насилие, а дети предоставлены сами себе и ими никто не занимается. Как следствие, у таких малышей не привиты правила поведения в обществе, уровень знаний об окружающем мире находится на достаточно низком уровне.
Малыши с задержкой психического развития обучаемы. Навыки и умения, которые
здоровые дети могут освоить самостоятельно, детям с ЗПР помогают привить
педагоги.
Симптомы ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста. Чем раньше удастся выявить наличие задержки психического развития, тем успешнее лечение и благоприятнее прогноз. Обычно признаки нарушений заметны с раннего возраста.
К ним относятся:
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- неспособность крохи самостоятельно питаться из-за
неспособности пользования столовыми приборами, более позднее появление речи и
умений ходить, ползать и держать голову; - невысокая заинтересованность к познанию окружающего
мира, вялость и слабая активность, такие малыши задают мало вопросов, погружены
в себя и не проявляют заинтересованности в общении со сверстниками; - либо наоборот, повышенная тревожность и агрессия, капризность
и плохой, неспокойный сон. - патологическая двигательная активность или, наоборот,
сниженная; - отставание в освоении различных навыков самообслуживания,
например, затруднения при завязывании шнурков, одевании в целом.
Помните! Окончательный диагноз могут поставить только специалисты после всестороннего обследования крохи.
Задачей родителей является своевременное выявление данных тревожных
признаков и обращение к врачу. Даже если специалист не выявит отклонений, лучше
перестраховаться и проверить кроху для исключения усугубления проблем в
будущем.
Характеристика
детей с задержкой психического развития
Обычно диагноз ЗПР ставят детям до 8 лет. В различные возрастные периоды
симптомы нарушений проявляются по-разному.
В 2 года
В данном возрасте ребенок должен активно проявлять интерес к окружающему
миру, интересоваться всем новым, задавать много вопросов.
Что должен уметь ребенок в 2 года
Также в норме кроха в этот период узнает маму и других близких и проявляет
положительные эмоции при их появлении.
Мыслительные навыки к этому времени тоже должны быть достаточно развиты.
Например, существуют разнообразные игры, где ребенок должен вставлять в
отверстия фигуры разных форм. С этим заданием кроха должен справляться
самостоятельно.
В 3-4 года
В этом возрасте у малыша
начинает активно развиваться кругозор, он способен называть вещи своими
именами. Например, ребенок должен понимать, что такое машина и для чего она
нужна, кто такой врач и какую работу он выполняет.
Что должен уметь ребенок в 3 года
Узкий словарный запас и
отсутствие элементарных знаний о предметах и окружающем мире в целом должны
вызвать подозрения и стать поводом для похода к специалисту.
В 5-6 лет
В данный период ребенок должен уметь справляться со следующими задачами:
Что должен уметь ребенок в 5 лет
- считать до 10;
- уметь решать примеры на плюс и минус с числами до 10;
- имеет понятия «один» и «много»;
- знает основные цвета;
- называет геометрические фигуры, умеет их различать.
Что должен уметь ребенок в 6 лет
Важно! Обратите особое внимание на игровую деятельность малыша. В возрасте 5-7 лет ребенок должен активно заниматься конструированием, лепкой или рисованием.
При подготовке ребенка с ЗПР к школе проявляется дефицит знаний и
практических умений, незрелость мышления, отсутствие способности выполнять
задания самостоятельно, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы,
преобладание игровой деятельности над обучающей, что характерно для малышей
более раннего возраста.
Что должен знать и уметь ребенок перед школой
При обнаружении тревожных признаков отставания от нормального развития у
малыша родители должны обязательно посетить врача.
Диагностика ЗПР
ЗПР у детей дошкольного возраста. Диагноз задержка психического развития чаще ставится детям 4-5 лет. Выявление отклонений в более раннем возрасте крайне проблематично.
Чтобы выявить у детей задержку психического развития и найти причины
отклонений, необходимо комплексное обследование специалистами:
- дефектологом;
- психотерапевтом;
- педиатром;
- логопедом;
- детским неврологом;
- психологом.
Перед постановкой диагноза применяют следующие виды обследований:
- Сбор и изучение анамнеза.
- Рассмотрение интеллектуальной деятельности.
- Анализ медицинской документации ребенка.
- Изучение условий жизни крохи.
- Диагностическое исследование речевых навыков.
- Изучение эмоционально-волевых характеристик.
- Нейропсихологическое тестирование.
В обязательном порядке специалистами проводится беседа с детьми.
Из инструментальных обследований используется КТ, ЭЭГ и МРТ головного мозга
крох.
На основании исследований выносится диагноз ЗПР, родителям даются
рекомендации по воспитанию ребенка и обучению в
специализированном дошкольном учреждении для малышей с нарушениями развития.
Коррекция
Коррекция задержки психического развития у детей должна начинаться с
дошкольного возраста и требует длительного времени и усилий детских неврологов,
педиатров, дефектологов, логопедов, детских психологов и психиатров, а также
родителей и близких ребенка.
Малыши с ЗПР посещают специализированные детские образовательные
учреждения, школы 7 вида или коррекционные классы.
Основными принципами обучения в таких учреждениях, в отличие от обычных общеобразовательных школ и классов является:
- применение метода наглядности;
- дозированность выдачи учебного материала;
- многократные повторения;
- применение технологий, направленных на сбережение и
охрану здоровья; - частая смена деятельности.
Медицинская помощь детям с задержкой психического развития заключается в назначении:
- Медикаментозной терапии в соответствии с выявленными
нарушениями. - Массажа.
- Лечения водой.
- Физиотерапии.
- Лечебной физической культуры.
Особую роль при
воспитании детей с ЗПР имеет совершенствование познавательных процессов:
- внимания;
- восприятия;
- мышления;
- памяти.
Внимание при
коррекционной работе также уделяется сенсорной, эмоциональной и моторной
области. Для развития данных сфер активно применяется арт-терапия,
сказкотерапия, игровая терапия и многое другое.
Как определить, в норме ли психологическое развитие ребёнка: доктор Комаровский
Для устранения речевых нарушений с малышом с ЗПР проводятся групповые и индивидуальные занятия со специалистами: психологом, логопедом, дефектологом.
В коррекционную работу с детьми также включены социальные педагоги и непосредственно воспитатели.
Для работы с детьми с
ЗПР и создания адекватной программы поддержки таких крох необходимо учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка.
Важно! При соблюдении всех рекомендаций можно добиться положительной динамики, устранения большинства нарушений развития и даже полного снятия диагноза ЗПР.
Профилактика
Среди мер по профилактике задержки психического развития у детей можно
выделить следующие:
- Планирование беременности. Соблюдение всех
рекомендаций врача при вынашивании ребенка, своевременное посещение медицинских
учреждений и прохождение всех анализов и обследований. - Исключение негативного воздействия на плод при
беременности, полный отказ от вредных привычек. - Обеспечение положительных условий для жизни и развития
ребенка. - Предотвращение возникновения заболеваний соматического
и инфекционного характера у малышей раннего возраста.
Соблюдение данных мер профилактики позволит значительно сократить риск
возникновения у ребенка отставаний в развитии и проблем со здоровьем в целом.
Лечение
Для лечения ЗПР необходимо использовать в лечении:
- Комплексную реабилитацию.
- Микротоковую рефлексотерапию (стимулирует работу
различных областей мозга, нормализует поведение и повышает способность к
обучению). - Лекарственное воздействие.
- Занятия с психологом.
Занятия с детским психологом направлены на развитие причинно-следственных связей
и логического мышления, а также на формирование основных понятий:
- о размере и форме;
- о различии «большой» и «маленький»;
- объединение предметов в группы по определенному
признаку.
Детский психиатр может порекомендовать посещение семейно-родительских консультаций.
Отношения внутри семьи – самые важные для крохи, именно в семье формируется
собственное «Я» малыша, определяется его место в обществе и жизни. От близких
людей ребенок получает запас безопасности и любви, по средствам которых в
дальнейшем он будет решать серьезные проблемы и вопросы.
Именно семейный психолог поможет дать анализ внутрисемейным отношениям и
при необходимости дать советы по бесконфликтному взаимодействию с ребенком.
Помните! На начальном этапе обучения проблемы возникают даже у детей, здоровых психически с рождения. Эти трудности временные и преодолеваются при поддержке и помощи воспитателей и родителей.
Опыт специалистов по психическому здоровью малышей показывает, что при своевременной диагностике и правильном лечении и развитии почти все дети с ЗПР в не осложненной форме к школьному периоду могут стать успешными учениками, ничем не отличающимися от своих сверстников. В будущем такие дети могут продолжить обучение в училищах, колледжах и высших учебных заведениях.
Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.
Источник