Особенности развития ребенка 1 младшая группа

Родитетельское собрание

в первой младшей группе

Тема: «Особенности психических процессов детей раннего возраста»

Цель: познакомить родителей с теми особенностями и возможностями ребенка, которые у него сформированы в данном возрасте.

-Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

-А чтобы получше узнать друг друга, получить позитивный настрой, сплотиться, мы с вами сейчас поиграем в игру «Никто не знает, что Я…».

-Я начну, а вы продолжите, передавая мяч. «Никто не знает, что Я люблю делать себе подарки».

(Каждый из родителей получив мяч, произносит фразу и передает его следующему)

— Сегодня мы с вами поговорим об основных психических процессах детей третьего года жизни и как их развивать.

Основные психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление, речь   носят у детей  2 – 3 лет непроизвольный характер.

Игра «Наш малыш».

Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.

— Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием — хлопните в ладоши.

— Наш малыш стал очень любопытным.

— Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!

— Наш малыш стал довольно часто упрямиться.

— Наш малыш отказывается спать в привычное время.

  — Наш малыш капризничает во время еды.

— Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.

— Наш малыш не хочет убирать игрушки после игры.

— Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.

— Наш малыш любит с нами играть.

Спасибо.

В своих действиях и поступках малыш начинает руководствоваться такими понятиями, как:  хорошо — плохо, можно — нельзя, правильно — неправильно, и может уже оценивать поступки других. Его радуют поощрения, похвала, это же вызывает желание сделать или поступить еще лучше, а осуждение — огорчает. А если ему очень часто делают замечания, к тому же иногда еще и необоснованные или непонятные ему, то он может проявлять упрямство, как часто говорят взрослые, делать «на зло».

Восприятие. Для детей  третьего года жизни  восприятие  еще не является  самостоятельным процессом. 

Включены взаимодействия в работе разных органов чувств: зрение, осязание, обоняние, слух,  речедвигательные системы. В этом возрасте постепенно увеличивается  острота зрения  и различение цветов.

Внимание. У детей  третьего года жизни  внимание  очень не  похоже, на  то,  которое  наблюдается  у взрослых. Устойчивость внимания зависит  от  их интереса к объекту. На интересном для них деле даже такие малыши  могут сосредоточиваться   до 20 -25 минут. (Мультфильм «Маша и медведь»)

 Переключить  на другой  предмет   помощью словесной инструкции можно только   при условии ее  многократных повторений. Именно поэтому детям  этого возраста  так сложно  немедленно выполнить просьбу   принести что-либо, убрать игрушки и т. д.  Объем внимания  очень невелик. Если взрослый  может одновременно удерживать  в поле своего внимания  до шести  разных объектов, то малыш – всего один-единственный объект.

 Память. В этом возрасте  память  проявляется  главным образом  в  узнавании  воспринимавшихся  ранее вещей  и событий. Ничего  преднамеренно,  специально дети  этого возраста запомнить  не могут.

И в то же время они прекрасно  запоминают то, что  им  понравилось, что они с интересом слушали  или наблюдали.  Ребенок  может  знать наизусть  «Телефон» К. Чуковского и не в состоянии запомнить  простое поручение – положить карандаш на стол в другой комнате. Он запоминает то, что  запомнилось само.

Речь. Между двумя и тремя годами происходит  становление  и интенсивное развитие  активной речи. Вместе с тем  речь детей ситуативна. Она привязана   к тем условиям  и обстоятельствам, которые ребенок  воспринимает  и в которых  он действует. Она осуществляется в процессе   диалога,  т. е. требует  постоянной  поддержки со стороны  собеседника.

Словарный запас должен  за этот год  значительно вырасти.

  • два года  — 270 слов,
  •  в два с половиной -450,
  • в три года – это уже  800- 1000 слов.  

Ребенок должен слышать   разнообразную  речь взрослых, охотно   и много разговаривать  с ними сам. В противном случае  совершенно нормальные дети  начинают   отставать  в речевом развитии. И их словарный запас  может составить  в два года  — 50 слов, а в три – не более 300.

Памятки для родителей «Упражнения пальчиковой гимнастики»

 Мышление.  У малышей  мышление  носит наглядно-действенный характер, поэтому познание  окружающего мира происходит в процессе  реальных предметных  манипуляций. Соответственно  основным типом   является   предметно-манипулятивная игра.

Ребенок с удовольствием возьмет  любой конструктор и  будет собирать  из него  не самолет и не пароход, а  «абстрактную» конструкцию. Он  подойдет к аквариуму  и будет бросать туда разные предметы, чтобы понаблюдать,  что тонет, а что —  нет.

Читайте также:  Развитие ребенка рождения до месяца

 Когда ему попадут в руки  фломастеры  или краски,  он чертит по бумаге и радуется  появляющимся  линиям или цветовым пятнам и их сочетаниям. Он открывает для себя  пластические возможности глины, воска,  пластилина,  сминает  и рвет бумагу без конкретной цели – из чистого  интереса.

  • Предоставляйте  в распоряжение детей  конструкторы и мозаики – можно  некомплектные – и давайте  возможность  самостоятельно  исследовать их.
  • Желательно, чтобы  через игрушки  ребенок  смог познакомиться  с самыми разнообразными  материалами: тканями  разной фактуры (шелк, плюш, вельвет,  шерсть,  лен),  деревом, глиной, металлом, пластиком,  резиной и т. д.
  • Предоставляйте  детям  разнообразные  изобразительные материалы (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумагу различной фактуры, кисти, штампы и т. д.)

 Еще одно направление  действий ребенка  с окружающими предметами –исследование их  внутреннего  устройства. Наиболее  привлекательными  становятся  предметы, которые  имеют отверстия и полости, в которые можно  что-либо положить . а затем вынуть обратно . Надолго может завладеть вниманием малыша вещь, которую  он  сможет разбирать на части. И большой интерес  представляют детали, из которых  он сможет  что-то сконструировать  самостоятельно. Итак,  он использует три  типа действий:

  • разобрать на части,
  • сконструировать нечто,
  • заполнить  или опустошить емкость.
  • Предоставляйте детям  разнообразные предметы, которые можно заполнять и опустошать: банки,  коробки, сумочки, кошельки, пустые флаконы.
  • Делайте вместе с детьми  звучащие игрушки – «шумели» и «гремелки» из пустых флаконов, «киндерсюрпризы», наполняя их  различными семенами. Металлическими предметами, песком и т. д.

 Детям интересны  все игрушки  и предметы, которые двигаются. Они исследуют разные принципы движения. (ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ)

Эмоции. Ребенок  2 – 3 лет проявляет свои эмоции ярко  и непосредственно. Он не способен  произвольно контролировать  эти проявления и не может  по своей  воле «немедленно  прекратить реветь», как от него иногда требуют  взрослые. Если эмоция слишком сильна  и захватила ребенка, он нуждается  в том, чтобы взрослый  помог ему успокоиться, восстановить равновесие. Малыша  легко отвлечь  и переключить  из одного состояния  в другое. Пользуйтесь этой возможностью.

Ребенок  очень восприимчив  к проявлениям  эмоций  других детей.  Он легко  заражается  ими  и присоединяется  как к бурным  проявлениям радости, так и к плачу. В то же время  во многих ситуациях он обнаруживает  бесчувственность, подчас  граничащую  с жестокостью. Он может радостно  таскать котенка  за хвост, с хрустом давить улиток и т. п. Делается это, как говорится, не со зла, а потому что  он не задается  мыслью и не  может  себе представить, что  причиняет кому-то страдания. Однако если вы тактично не отучите  его от подобных «развлечений», они могут с годами  превратиться в подлинную жестокость.

В целом здоровый двухлетний  малыш  склонен  иметь  постоянно хорошее настроение.

3 года —  замечательный возраст для обучения самостоятельности

Физический контакт необходим как мальчикам, так и девочкам. В день необходимо ребенку 8-10 прикосновений. Главное чтобы они были естественны, нежные и искренни и не были чрезмерны.

Крайне важно понять, что ваш ребёнок, как любой человек, индивидуален, неповторим, не похож на других. Поэтому принимайте его таким, каков он есть, не сравнивайте его с другими. Дело не в том, лучше он или хуже, он просто другой: другие возможности, способности, темпы развития. Надо разглядывать в нем его отличие от других, поддерживать и развивать его индивидуальные черты, разумеется, в соответствии с ценностями, принятыми в человеческом обществе.

Педагог-психолог Вивчарь В.Н.

Источник

Екатерина Владимировна Кучеренко
Особенности речевого развития детей первой младшей группы

В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основная форма педагогического процесса в детском саду — НОД (в данном случае по речевому развитию). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, которые они приобрели практическим путем или получили, действуя с предметами ближайшего окружения.

Какая же деятельность может обеспечить развитие активной речи ребенка?

Прежде всегосовместная деятельность взрослого с ребенком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для малыша поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер: ребенок говорит лишь то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Следовательно, организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагогунеобходимо быть готовым к импровизации, к встречной активности ребенка. В процессе совместной деятельности у ребенка постепенно формируется позиция младшего партнера, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи можно выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить некоторые особенности детей раннего возраста:

Читайте также:  Сообщение роль родного языка и речи в развитии ребенка

• им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

• их внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

• их поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

• им свойственна подражательность, легкая внушаемость;

• у них преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление[1].

Воспитатель обязан помнить, что при решении задач речевого развития детей раннего возраста деятельность, которую он организует, должна быть:

— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта) и ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

—процессуальна (дети раннего возраста испытывают большуюпотребность в развитии навыков в бытовых процессах: им нравится сам процесс умывания, одевания, приема пищи и т. д. Для развития активной речи ребенка воспитателю необходимо сопровождать действия ребенка словами, побуждать его к их проговариванию).

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

— наблюдение и элементарный труд в природе;

— сценарии активизирующего общения;

— разговор с самим собой, параллельный разговор;

— игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

— слушание художественной литературы с использованием красочных картинок;

— инсценирование и элементарную драматизацию литературных произведений;

— игры на развитие мелкой моторики рук;

— дидактические игры и упражнения;

— бытовые и игровые ситуации;

— элементарное экспериментирование;

— средства устного народного творчества [4].

Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности, поэтому мы расскажем о тех, что, на наш взгляд, наиболее интересны и действенны.

Игра — ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет. Игра, отвечая естественным потребностям ребенка, способствует нормальному развитию его познавательных процессов: восприятию, мышлению, речи, памяти, воображению.

Учиться, играя! Эта идея всегда увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевому общению ребенка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, отношение к нему взрослого. Именно взрослым принадлежит ведущая роль в речевом развитии малыша: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Для обучения через игру созданы дидактические игры. Мы проводим их с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия позволяют активизировать имеющийся запас слов ребенка:малыш попадает в ситуации, когда вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Играя с детьми в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек»,мы помогаем своим воспитанникам закреплять знания о названии одежды, столовой посуды, активизируя и обогащая их речь.

Используя настольно-печатные игры «Парные картинки», «Лото» и т. д. ,мы формируем речь детей, закрепляем их знания о растениях, животных и их детенышах, овощах и фруктах. Таким образом, в процессе накопления существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные).

Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначаем действия: идет, спит, кушает т. п., т. е. учим детей употреблению глаголов. С помощью игр «Больше — меньше», «Чудесный мешочек» формируем умение детей видеть особенности предметов и выделять их характерные признаки и качества, закрепляя знания о цвете и величине, обогащая словарьмалышей прилагательными.

В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для обогащения и активизации словарного запаса малышей используем дидактические упражнения «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Обогащаем словарь детей и с помощьюдидактических игр «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришел», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит». Таким образом, дидактические игры — это обучающие игры, которые способствуют уточнению и обогащению словарядетей раннего возраста,активации их речи.

Читайте также:  Педагогическое сопровождение физического развития ребенка

Создание эмоционально-благоприятной ситуации помогает вызвать у ребенка желание активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра способна создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

Следовательно, театрализованная игра, оказывая большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует его активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). Разумеется, в таких играх тема, содержание и последовательность отображаемых явлений не определяются заранее взрослыми, а основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми.

Первые совместные игры воспитывают в детях чувство коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам. При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступая в ролевое взаимодействие. В таких играх, как «Парикмахерская», «На приеме у врача», мы знакомим ребят с названиями профессий, учим брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причесывать, лечить, делать уколы и т. д.). Изначально дети подражают тому, что им показываешь, затем начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаем детей к называнию предметов, которые они используют, проговариванию действий, которые они выполняют.

Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.

Проводя подвижные игры с текстом,мы используем соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаем к повтору текста. Обязательно вовлекаем в игру и застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, они учатся общаться с окружающими. В подвижных играх для принятия сюжета малышом мы даем характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаем правдивую игровую ситуацию.

Развивающая предметно-пространственная среда способствуетне только творческому, но и речевому развитию детей на основе игровой деятельности. Эта среда обеспечивает игровую деятельность, а также призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом. Оборудование расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы с его помощью ребенок в любое времямог легко включиться в игровую ситуацию.

Игровая деятельность создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Кроме того, игровая деятельность выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребенком.

Работу по приобщению детей к играм мы проводим и среди родителей. В уголке для родителей выставляем папку с играми, где сообщаем цель и ход игры. На формирование детских интересов заметно повлиялоположительноеотношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями. Родители прислушиваются к нашим консультациям, часто сами обращаются за советом. Такой диалог между воспитателями и родителями способствует доверительному общению родителей с детьми.

Работа, систематически проводимая в детском саду и подкрепляемая дома, дает положительный результат. Уже можно отметить, что дети охотнее играют вместе, могут договориться об использовании игрушек. Участие воспитателя в игре теперь вполне естественно.

В заключение необходимо отметить, что мы постоянно работаем с детьми младшего дошкольного возраста и в конце учебного года свои результаты предоставляем воспитателям старших групп, к которым переходят наши воспитанники.

Литература

1. Арушанова, А. Г. Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте[Электронный ресурс]. —

Режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/konsultac13.htm#_ftnref1

2. Арушанова,А. Г. Речьиречевоеобщениедетей: книга для воспитателей детского сада. — М.:Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

3. Карпухина,Н. А. Конспектызанятийвпервоймладшейгруппе детского садапрактическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж, 2007. — 207 с.

4. Колычева, Т. И. Развитие речи детей раннего возраста на занятиях ив повседневной жизни[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac146.htm

Источник