Особенности развития познавательных процессов у ребенка 4 лет

Особенности развития познавательных процессов у ребенка 4 лет thumbnail

Евгения Богатова
Особенности развития познавательных процессов детей 3–4 лет

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения.Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с изменениями возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её структурные элементы (характер, интересы и др., способности и склонности. Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.

Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов.Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

Восприятие. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то,что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других.Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.

В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным, у ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо образ. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его,поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. На протяжении всего дошкольного возраста воображение нуждается во внешней опоре, функцию которой могут выполнять различные реальные предметы, игрушки, роли, взятые ребёнком на себя в игре, иллюстрации к литературным произведениям и т. д.

Внимание. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор,пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учиться принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевая простейшими навыками самоконтроля.

И все же уровень развития внимания еще невысок. Ребенок легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.

Мышление. В младшем дошкольном возрасте мышление функционирует в предметной деятельности. Ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления.

В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Трёхлетним детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из высокого сосуда конфету, починить игрушку, но они не видят условий решения этой задачи. Поэтому их действия имеют беспорядочно – пробовательный характер. Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми.

Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация. Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все круглое, величине (это все маленькое).

Память. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. В дошкольном возрасте продолжает развиваться двигательная память, содержание которой значительно изменяется. Движения ребёнка становятся более сложными, могут включать несколько компонентов (дети танцуют и размахивают платочками).

До 3-4 лет память ребёнка носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребёнок ещё не умеет ставить перед собой цель запомнить-вспомнить. Не овладевает он и теми способами, приёмами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности.

Высокий уровень развития непроизвольной памяти является важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти, чем богаче опыт и знания детей, запечатлённые ими непроизвольно, тем легче осуществляется развитие произвольной памяти. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. Количество слов, которое запоминает ребёнок выступая, например, в роли покупателя, исполняемого поручение купить в магазине определённые предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический характер. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают бессмысленный материал, например, считалки, словесные каламбуры, недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного имя материала.

Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребёнка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Источник

Формирование познавательной активности детей 3-4 лет

Винокурова М. А.

воспитатель I кв. категории

г. Санкт-Петербург

Анотация

В данной статье рассматривается развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память) при формировании познавательного интереса у дошкольников. Приводиться примерный перечень игровых упражнений для развития познавательной активности у детей.

  1. Как развиваются познавательные процессы младшего дошкольника?

На четвертом году жизни границы вокруг ребенка расширяются, они выходят за пределы семьи. В ходе активного взаимодействия с окружающим миром мировоззрение ребенка значительно расширяется, развиваются познавательные интересы. Психическое развитие во всех сферах претерпевает значительные изменения. Между познавательными процессами формируются тесные взаимосвязи. У детей на четвертом году жизни происходит интенсивное складывание речи, которое идет в процессе взаимодействия ребенка с взрослым. Речь в основном все еще ситуативная и диалогическая, но постепенно становится более сложной и развернутой.

Речь перестраивает все психические процессы: память, воображение, мышление, восприятие и др. Овладение речью дает ребенку возможность управлять своим поведением, фантазировать, думать, осознавать свои действия, строить воображаемую ситуацию.

Ведущей познавательной функцией человека является восприятие. Значение восприятия очень велико, так как оно создает основу для развития остальных психических процессов, его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний. В период младшего дошкольного детства восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, форма, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок воспринимает не все свойства, а только наиболее яркие, например: листва — зеленая, лед — холодный. Именно по этим ярким свойствам ребенок отличает один предмет от другого. Контактируя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их обособленные качества, узнавать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, находить одинаковые свойства в разных предметах и наоборот. В развитии восприятия важнейшая роль принадлежит продуктивным видам деятельности. Так, в конструировании ребёнок получает представление о форме и величине. К концу 4-го года он хорошо ориентируется в названиях предметов, выделяет их основные части, указывает некоторые детали.

Воображение в этом возрастном периоде развито еще слабо. У ребенка еще преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания сказок, рассказов, просмотра мультфильмов. Образы воображения такого типа восстанавливают действительность только на эмоциональной основе. Младший дошкольник не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, расчленить и далее творчески использовать отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое.

Внимание в возрасте 3-4 лет еще непроизвольно и крайне неустойчиво: малыш может забыть, что он шел за машинкой, если перед ним прокатить мяч. Незнакомую яркую картинку он будет рассматривать около 8 минут. Даже самая любимая игра занимает ребенка на 10-15 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно. Таким образом, внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Способность детей управлять своим вниманием очень мала.

Память младшего дошкольника непроизвольна, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или воспроизвести и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные действия и образы, а третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

В 3-4 года ребенок уже пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Благодаря своим наблюдениям и объяснениям взрослых ребенок формирует элементарное представление о быте людей и природе. Ребенок и сам пытается объяснить то, что видит вокруг. У части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету, по форме, величине.

К четырем годам наряду с наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление основу, которого составляют не реальные объекты, а представления о них.

Большое значение для развития ребенка этого возрастного периода имеют первые представления о себе и окружающих людях. Ребенок осознает свой эмоциональный, бытовой, предметно-игровой и коммуникативный опыт, стремится отразить его в игре, неумелых рисунках и сообщениях «из личного опыта». Очень важно, что уже в это время ребенок устанавливает определенные временные (логические) связи. Он способен понимать последовательность близких его бытовому опыту событий. На этом строятся игровые цепочки, последовательность которых адекватна логике реальной жизни.

Из острой потребности ребенка быть взрослым и невозможности это осуществить в действительности рождается новая ведущая деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои социальные потребности — ролевая игра. Содержанием игры в младшем дошкольном возрасте являются предметные действия. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. В процессе игровой деятельности ребенок лучше сосредотачивается и запоминает. Через игру он постепенно переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

2. Формирование познавательного интереса и познавательной активности

Вопрос развития познавательного интереса дошкольников – один из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром происходит через его интерес, деятельность и инициативу. Интерес является обязательной предпосылкой формирования интеллектуальных качеств личности, ее инициативности и самостоятельности. Вот почему современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных отрывочных, знаний об окружающем мире, а понимания причинно-следственных связей всего, что происходит вокруг. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания и детской психологии детей дошкольного возраста Поддьяков Н.Н. точно подметил, что надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности. Они в свою очередь переходят от низшей к высшей стадии в совместной специально организованной деятельности взрослого и ребенка. Любопытство — бессознательное стремление к познанию. Это может быть просто реакция на яркий, красочный предмет, проявление интереса. Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, избирательной нацеленностью на познаваемый предмет и четкой мотивацией. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность. Источник познавательной активности — познавательная потребность, процесс удовлетворения которой осуществляется через поиск, направляемый на открытие неизвестного и его усвоение.

Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга. На практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

Д.Б. Годовикова выделила уровни познавательной активности у детей дошкольного возраста:

-первый уровень: дети стремятся к предметам похожим перцептивными свойствами, а также к тем, которые им знакомы по своему функциональному назначению; отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью (уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом). Этот уровень характерен для детей 3-4 лет, но может быть характерен и для детей 4-5 лет.

-второй уровень: суть является содержание познавательной потребности, и уровень самоорганизации. Дети стремятся действовать с предметами имеющими определённые функции. Их привлекает возможность использования предметов, опробование функциональных свойств, стремление проникать в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям. Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция определяется с помощью взрослого. Этот уровень характерен для детей 4-5 лет.

-третий уровень: суть – новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые свойства предмета. Активность направляется целью – достичь желаемого результата. Цель может быть и не достигнута, но стремление к успеху сохраняется надолго. Уровень интереса к внутренним свойствам предмета, понятиям и опосредованности поиска, что является самоорганизацией детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, в 3-4 года у ребенка начинает формироваться познавательная активность. На мой взгляд, это выражается в его бесконечных вопросах, которыми он осаждает взрослых в этом возрасте. Для младшего дошкольника характерен высокий интерес ко всему, что делается вокруг него. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. К 3-4 годам дети накапливают сравнительно много представлений и знаний об окружающей действительности. Но это представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Уровень понимания ребенком предмета выражается в действиях предметами и их наглядными образами, возникающими в голове ребенка. Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, малыш пытается сформировать целостное представление об окружающем мире. И хотя мышление в возрасте 3-4 лет остается все еще действенным, но овладение речью быстро его изменяет. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Однако некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина и др.) начинают выделяться как отдельные. Очень велико в этом возрасте значение памяти. Мыслить для ребенка на этом этапе — значит вспоминать, опираться на свой прежний опыт и видоизменять его.

Примерный перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.

Упражнение №1. «Кого не стало?»

На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а педагог убирает одну из игрушек. Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.

Упражнение №2 «Кто лишний?»

На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог добавляет ещё одну игрушку. Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.

Упражнение №3.

На столе выставляются 2-4 игрушки. Ребёнку даётся время их рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребёнок по памяти находит те игрушки, которые были выставлены на столе.

Упражнение №4.

На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т. д.) . Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Педагог быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки.

При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.

Упражнение №5 «Что я назвала?»

Педагог произносит ряд слов, а ребёнок выбирает соответствующие картинки, выставленные на доске (фланелеграфе)

Упражнение №6 «Повтори за мной»

Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т. д.

Упражнение №7 «Машина клумба»

На фланелеграф (или доску) помещаются цветы разные по цвету. Приходит кукла Маша в красном сарафане. Для неё нужно выбрать только красные цветы.

Список литературы:

  1. Волосовец, Кириллов, Кларина: Познавательное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. ФГОС ДО., 2015 г.

  2. Антонина Давидчук: Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО

Источник